Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления туристической привлекательностью города на муниципальном уровне 10
1.1 Туристическая привлекательность: понятие и взаимосвязь с другими
терминами 10
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в системе управления
туристической привлекательностью 15
1.3 Процесс управления туристической привлекательностью на уровне органов
местного самоуправления 26
Глава 2. Оценка туристической привлекательности городов-миллионников.. .41
2.1. Анализ существующих методик оценки туристической привлекательности
на международном, региональном и муниципальном уровнях 41
2.2. Туристическая привлекательность городов-миллионников России:
сравнительный анализ 58
2.3. Оценка информационной доступности городов-миллионников посредствам
контент-анализа сайтов 85
Глава 3. Проблемы и возможные направления совершенствования системы управления туристической привлекательностью в городах-миллионниках России 91
3.1. Проблематика текущего состояния туристической привлекательности
городов-миллионников РФ: факторы, сдерживающие ее рост 91
3.2. Рекомендации для городов-миллионников РФ по совершенствованию
процесса управления туристической привлекательности 114
Заключение 126
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы управления туристической привлекательностью города на муниципальном уровне 10
1.1 Туристическая привлекательность: понятие и взаимосвязь с другими
терминами 10
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в системе управления
туристической привлекательностью 15
1.3 Процесс управления туристической привлекательностью на уровне органов
местного самоуправления 26
Глава 2. Оценка туристической привлекательности городов-миллионников.. .41
2.1. Анализ существующих методик оценки туристической привлекательности
на международном, региональном и муниципальном уровнях 41
2.2. Туристическая привлекательность городов-миллионников России:
сравнительный анализ 58
2.3. Оценка информационной доступности городов-миллионников посредствам
контент-анализа сайтов 85
Глава 3. Проблемы и возможные направления совершенствования системы управления туристической привлекательностью в городах-миллионниках России 91
3.1. Проблематика текущего состояния туристической привлекательности
городов-миллионников РФ: факторы, сдерживающие ее рост 91
3.2. Рекомендации для городов-миллионников РФ по совершенствованию
процесса управления туристической привлекательности 114
Заключение 126
Список литературы
Развитие туризма в России до последнего времени носило ярко выраженный выездной характер, что не соответствует целям и задачам развития российской экономики. На современном этапе в условиях вводимых санкций, политической нестабильности и угрозы безопасности жизни и здоровью человека из-за возросшего уровня террористической опасности основным направлением развития туризма на территории нашей страны является развитие въездного и внутреннего туризма. В настоящее время, в России очень часто поднимаются вопросы о необходимости формирования и развития туристической привлекательности, принимаются соответствующие нормативные акты и программы, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.
Так, практически каждый муниципалитет России ставит перед собой задачу развития туризма и повышения туристической привлекательности своей территории, поскольку власти понимают, что туризм может стать важным сектором экономики, приносящим доход, а также оказать влияние на совершенствование социальной и рыночной инфраструктуры, решение проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укрепление межгосударственных и межрегиональных связей. Но чтобы этот инструмент работал эффективно, необходимо понимать, что, переложив экономическую ответственность на уровень муниципалитетов, им требуется предоставить соответствующие права в формировании принципов, выборе методов и функций управления туристской привлекательностью. Система управления развитием туристической привлекательности не является обособленной, а представляет собой часть общей муниципальной системы управления экономическими и социальными процессами. Вместе с тем, она обладает относительной самостоятельностью, что позволяет в теоретическом аспекте выделить ее в качестве самостоятельного объекта исследования.
Актуальность исследования обусловлена децентрализацией управления развитием туризма и переносом центра экономической ответственности в решении данной проблемы на региональный и местный уровень, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием, и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Практика развития туризма подтверждает, что без учета в процессе формирования туристической привлекательности всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в увеличении туристского потока и повышение уровня аттрактивности территории.
Вопросы формирования и оценки туристической привлекательности территорий представлены в работах: В.Азара, Буровой Н.В., Гуляева В.Г., Дубейковский В.А., Кривова С.В., Луганской Е.В., Немоляевой М.М., Орловой В.С., Саранча М.А., Славина В.В., Шубаевой В.Г.
Вопросы роли органов власти в управлении туризмом раскрываются в трудах Алисова А.Н., Гапоненко А.Л., Мельникова С.Б., Николаева В.А., Русинова Ф.М., Волошина Н.И., Фатхутдинова Р.А., Шнипера Р.И. Существенный вклад в решение проблем управления туризмом, также внесли труды Богданова Е.И., Боголюбова В.С., Долматеня Ю.В., Жертовской Е.В., Карповой Г.А., Севастьяновой С.А., Селиванова И.А.
В тоже время анализ приведённых источников указывает на то, что недостаточно разработан ряд аспектов теоретического и методического характера управления туристической привлекательностью городов на уровне органов местного самоуправления, комплексного научного исследования, связанного с управлением туристской привлекательностью на муниципальном уровне, практически нет, местные органы власти не располагают достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления туристической привлекательностью, поскольку до сих пор не выработан единый подход к определению ее сущности как самостоятельной социально-экономической категории.
Тем самым усложняется процесс оценки привлекательности отдельных регионов и территорий страны, а также разработки и проведения эффективной туристической политики. И хотя на данный момент существует много показателей туристической привлекательности, не определены те из них, которые имеют наиболее сильное влияние на уровень аттрактивности.
Недостаточная разработанность, с точки зрения автора, состоит в том, что при оценке туристического привлекательности возникает ряд проблем, связанных с разнообразием факторов, её определяющих, а также с трудностью выбора конкретных показателей, разнородностью единиц их измерения. В настоящее время, несмотря на научную проработанность отдельных аспектов оценивания территорий, отсутствует универсальная комплексная методика оценки туристической привлекательности, позволяющая переходить от оценки территории к выработке управленческих и экономических решений, что, по мнению автора, нуждается в специальном научном исследовании. Сложность оценки уровня туристической привлекательности обусловливает необходимость формирования системы статистических и качественных показателей, так называемого модельного набора индикаторов уровня туристической привлекательности. Хотя и методологически, и для практических целей весьма важно оценить туристическую привлекательность территории не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. Полученные результаты, в дальнейшем, помогут провести оценку туристической привлекательности среди городов-миллионников, а также дадут четкое понимание проблемных мест и срочных вопросов, связанных с конкретными сферами, объектами, услугами или институциональными элементами, на решение которых, в первую очередь, должны быть направлены усилия местных властей.
Тем самым, требуется определение основополагающих понятий, затрагивающих деятельность по формированию туристической привлекательности территории, выявление основных принципов ее формирования, из чего в дальнейшем будет понятно, как на уровне муниципалитета решить вопрос грамотного планирования и управления процессом формирования туристической привлекательности города. С учетом актуальности темы, степени ее разработанности данной темы исследования, определены следующие цели и задачи.
Основной целью работы является разработка научно-обоснованных методических предложений по управлению туристической привлекательностью городов-миллионников России на муниципальном уровне, в рамках имеющихся в их распоряжении ресурсов и предоставленных им высшими органами власти полномочий на основе проведенного анализа.
Осуществление данной цели предполагает решение нескольких научно-практических задач, отображающих последовательность и структуру данного исследования:
1) уточнить сущность понятия «туристическая привлекательность», и рассмотреть ее взаимосвязь с другими терминами и понятиями;
2) раскрыть роль и место органов местного самоуправления в системе управления туристической привлекательностью города;
3) рассмотреть процесс управления туристической
привлекательностью на муниципальном уровне;
4) проанализировать существующие методики оценки туристической привлекательности на международном, региональном и муниципальном уровнях;
5) дать сравнительный анализ туристической привлекательности городов-миллионников России;
6) дать рекомендации по управлению туристической привлекательностью для муниципалитета г.Казань, основанные на результатах интегрального и сравнительного анализа.
Объектом исследования являются города-миллионники России: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Уфа.
Предмет исследования - управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне, с учетом местных особенностей развития туризма.
Методологическую основу исследования составляют сравнительный и интегральный анализ, метод рейтинговых оценок, метод ранжирования, контент-анализ СМИ и методы экспертных оценок.
Информационной базой исследования послужили печатные, электронные специализированные издания; аналитические статьи в прессе; интервью с участниками туристского рынка; экспертные оценки; данные Росстата, учреждений статистики Республики Татарстан, отчеты и доклады Управления Федеральной миграционной службы, структурных подразделений Исполнительного комитета г.Казани, Казанской городской Думы, Государственного комитета по туризму РТ с 2011 года по 2015 год, а также данные предоставленные Администрацией города Екатеринбурга и Администрацией г.Нижний Новгород; электронные ресурсы, личные опросы и выводы автора.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного методического подхода в деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих планирование туризма на оперативном уровне, создавая программы направленные на повышение туристической привлекательности города, формируя и развивая объекты туристической инфраструктуры городов Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Уфа. Разработка рейтинга туристической привлекательности видов туризма для городов Екатеринбурга, Казани и Нижнего Новгорода, позволит сосредоточить внимание властей на продвижении и совершенствовании туристической инфраструктуры приоритетных видов туризма, с включением их в создаваемые туристические пакеты.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 72 наименования. Диссертация содержит 11 таблиц и 13 рисунков, дополняющих исследование. Общий объем работы без учета списка использованных источников и приложений составляет 131 страницу.
В первой главе магистерской диссертации автором исследования подробно изучены теоретические подходы к определению понятия туристической привлекательности, выявлены особенности взаимосвязи между понятиями «туристическая привлекательность», «туристический потенциал» и «туристская привлекательность» с целью их дальнейшего разграничения, а также сформулировано авторское определение понятия «туристическая привлекательность». Кроме того, автором выявлены место и роль, которую органы местного самоуправления играют в системе управления туризмом. С этой целью рассмотрены три зарубежных модели управления туризмом, а также подробно описана российская модель управления, и особенности современной деятельности органов власти по планированию и управлению туристической привлекательностью не только на национальном и региональном уровне, но и на местном уровне, с учетом полномочий закрепленных за органами местного самоуправления законодательно. Раскрыт процесс управления туристической привлекательностью на муниципальном уровне, в рамках которого, рассмотрена деятельность органов местного самоуправления по выявлению факторов, играющих решающую роль в формировании туристической привлекательности территории, с последующим определением показателей для проведения сравнительного анализа и оценки уровня туристической привлекательности города по отношению к ближайшим конкурентам.
Во второй главе на основе анализа существующих методик оценки туристической привлекательности международного, регионального и муниципального уровня, автором разработана комплексная методика оценки туристической привлекательности для городов-миллионников России. Результатом оценки туристической привлекательности стал составленный на основе официальной статистической и аналитической информации, полученной из официальных отчетов, докладов и интервью представителей муниципальной власти исследуемых городов интегральный рейтинг туристической привлекательности городов-миллионников: Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и Уфы, а также рейтинг туристической привлекательности городов-миллионников по видам туризма. Также представлены результаты контент-анализа официальных сайтов администраций и их официальных сайтов-гидов.
В третьей части магистерской диссертации, на основе результатов, полученных автором при использовании методов сравнительного и интегрального анализа, метода ранжирования и контент-анализа составляющих туристической привлекательности, нами были выявлены общие и специфические проблемы городов-миллионников, влияющие на уровень туристической привлекательности в целом, а также даны рекомендации по совершенствованию процесса управления туристической привлекательностью.
Так, практически каждый муниципалитет России ставит перед собой задачу развития туризма и повышения туристической привлекательности своей территории, поскольку власти понимают, что туризм может стать важным сектором экономики, приносящим доход, а также оказать влияние на совершенствование социальной и рыночной инфраструктуры, решение проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укрепление межгосударственных и межрегиональных связей. Но чтобы этот инструмент работал эффективно, необходимо понимать, что, переложив экономическую ответственность на уровень муниципалитетов, им требуется предоставить соответствующие права в формировании принципов, выборе методов и функций управления туристской привлекательностью. Система управления развитием туристической привлекательности не является обособленной, а представляет собой часть общей муниципальной системы управления экономическими и социальными процессами. Вместе с тем, она обладает относительной самостоятельностью, что позволяет в теоретическом аспекте выделить ее в качестве самостоятельного объекта исследования.
Актуальность исследования обусловлена децентрализацией управления развитием туризма и переносом центра экономической ответственности в решении данной проблемы на региональный и местный уровень, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием, и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Практика развития туризма подтверждает, что без учета в процессе формирования туристической привлекательности всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в увеличении туристского потока и повышение уровня аттрактивности территории.
Вопросы формирования и оценки туристической привлекательности территорий представлены в работах: В.Азара, Буровой Н.В., Гуляева В.Г., Дубейковский В.А., Кривова С.В., Луганской Е.В., Немоляевой М.М., Орловой В.С., Саранча М.А., Славина В.В., Шубаевой В.Г.
Вопросы роли органов власти в управлении туризмом раскрываются в трудах Алисова А.Н., Гапоненко А.Л., Мельникова С.Б., Николаева В.А., Русинова Ф.М., Волошина Н.И., Фатхутдинова Р.А., Шнипера Р.И. Существенный вклад в решение проблем управления туризмом, также внесли труды Богданова Е.И., Боголюбова В.С., Долматеня Ю.В., Жертовской Е.В., Карповой Г.А., Севастьяновой С.А., Селиванова И.А.
В тоже время анализ приведённых источников указывает на то, что недостаточно разработан ряд аспектов теоретического и методического характера управления туристической привлекательностью городов на уровне органов местного самоуправления, комплексного научного исследования, связанного с управлением туристской привлекательностью на муниципальном уровне, практически нет, местные органы власти не располагают достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления туристической привлекательностью, поскольку до сих пор не выработан единый подход к определению ее сущности как самостоятельной социально-экономической категории.
Тем самым усложняется процесс оценки привлекательности отдельных регионов и территорий страны, а также разработки и проведения эффективной туристической политики. И хотя на данный момент существует много показателей туристической привлекательности, не определены те из них, которые имеют наиболее сильное влияние на уровень аттрактивности.
Недостаточная разработанность, с точки зрения автора, состоит в том, что при оценке туристического привлекательности возникает ряд проблем, связанных с разнообразием факторов, её определяющих, а также с трудностью выбора конкретных показателей, разнородностью единиц их измерения. В настоящее время, несмотря на научную проработанность отдельных аспектов оценивания территорий, отсутствует универсальная комплексная методика оценки туристической привлекательности, позволяющая переходить от оценки территории к выработке управленческих и экономических решений, что, по мнению автора, нуждается в специальном научном исследовании. Сложность оценки уровня туристической привлекательности обусловливает необходимость формирования системы статистических и качественных показателей, так называемого модельного набора индикаторов уровня туристической привлекательности. Хотя и методологически, и для практических целей весьма важно оценить туристическую привлекательность территории не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. Полученные результаты, в дальнейшем, помогут провести оценку туристической привлекательности среди городов-миллионников, а также дадут четкое понимание проблемных мест и срочных вопросов, связанных с конкретными сферами, объектами, услугами или институциональными элементами, на решение которых, в первую очередь, должны быть направлены усилия местных властей.
Тем самым, требуется определение основополагающих понятий, затрагивающих деятельность по формированию туристической привлекательности территории, выявление основных принципов ее формирования, из чего в дальнейшем будет понятно, как на уровне муниципалитета решить вопрос грамотного планирования и управления процессом формирования туристической привлекательности города. С учетом актуальности темы, степени ее разработанности данной темы исследования, определены следующие цели и задачи.
Основной целью работы является разработка научно-обоснованных методических предложений по управлению туристической привлекательностью городов-миллионников России на муниципальном уровне, в рамках имеющихся в их распоряжении ресурсов и предоставленных им высшими органами власти полномочий на основе проведенного анализа.
Осуществление данной цели предполагает решение нескольких научно-практических задач, отображающих последовательность и структуру данного исследования:
1) уточнить сущность понятия «туристическая привлекательность», и рассмотреть ее взаимосвязь с другими терминами и понятиями;
2) раскрыть роль и место органов местного самоуправления в системе управления туристической привлекательностью города;
3) рассмотреть процесс управления туристической
привлекательностью на муниципальном уровне;
4) проанализировать существующие методики оценки туристической привлекательности на международном, региональном и муниципальном уровнях;
5) дать сравнительный анализ туристической привлекательности городов-миллионников России;
6) дать рекомендации по управлению туристической привлекательностью для муниципалитета г.Казань, основанные на результатах интегрального и сравнительного анализа.
Объектом исследования являются города-миллионники России: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Уфа.
Предмет исследования - управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне, с учетом местных особенностей развития туризма.
Методологическую основу исследования составляют сравнительный и интегральный анализ, метод рейтинговых оценок, метод ранжирования, контент-анализ СМИ и методы экспертных оценок.
Информационной базой исследования послужили печатные, электронные специализированные издания; аналитические статьи в прессе; интервью с участниками туристского рынка; экспертные оценки; данные Росстата, учреждений статистики Республики Татарстан, отчеты и доклады Управления Федеральной миграционной службы, структурных подразделений Исполнительного комитета г.Казани, Казанской городской Думы, Государственного комитета по туризму РТ с 2011 года по 2015 год, а также данные предоставленные Администрацией города Екатеринбурга и Администрацией г.Нижний Новгород; электронные ресурсы, личные опросы и выводы автора.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного методического подхода в деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих планирование туризма на оперативном уровне, создавая программы направленные на повышение туристической привлекательности города, формируя и развивая объекты туристической инфраструктуры городов Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Уфа. Разработка рейтинга туристической привлекательности видов туризма для городов Екатеринбурга, Казани и Нижнего Новгорода, позволит сосредоточить внимание властей на продвижении и совершенствовании туристической инфраструктуры приоритетных видов туризма, с включением их в создаваемые туристические пакеты.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 72 наименования. Диссертация содержит 11 таблиц и 13 рисунков, дополняющих исследование. Общий объем работы без учета списка использованных источников и приложений составляет 131 страницу.
В первой главе магистерской диссертации автором исследования подробно изучены теоретические подходы к определению понятия туристической привлекательности, выявлены особенности взаимосвязи между понятиями «туристическая привлекательность», «туристический потенциал» и «туристская привлекательность» с целью их дальнейшего разграничения, а также сформулировано авторское определение понятия «туристическая привлекательность». Кроме того, автором выявлены место и роль, которую органы местного самоуправления играют в системе управления туризмом. С этой целью рассмотрены три зарубежных модели управления туризмом, а также подробно описана российская модель управления, и особенности современной деятельности органов власти по планированию и управлению туристической привлекательностью не только на национальном и региональном уровне, но и на местном уровне, с учетом полномочий закрепленных за органами местного самоуправления законодательно. Раскрыт процесс управления туристической привлекательностью на муниципальном уровне, в рамках которого, рассмотрена деятельность органов местного самоуправления по выявлению факторов, играющих решающую роль в формировании туристической привлекательности территории, с последующим определением показателей для проведения сравнительного анализа и оценки уровня туристической привлекательности города по отношению к ближайшим конкурентам.
Во второй главе на основе анализа существующих методик оценки туристической привлекательности международного, регионального и муниципального уровня, автором разработана комплексная методика оценки туристической привлекательности для городов-миллионников России. Результатом оценки туристической привлекательности стал составленный на основе официальной статистической и аналитической информации, полученной из официальных отчетов, докладов и интервью представителей муниципальной власти исследуемых городов интегральный рейтинг туристической привлекательности городов-миллионников: Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и Уфы, а также рейтинг туристической привлекательности городов-миллионников по видам туризма. Также представлены результаты контент-анализа официальных сайтов администраций и их официальных сайтов-гидов.
В третьей части магистерской диссертации, на основе результатов, полученных автором при использовании методов сравнительного и интегрального анализа, метода ранжирования и контент-анализа составляющих туристической привлекательности, нами были выявлены общие и специфические проблемы городов-миллионников, влияющие на уровень туристической привлекательности в целом, а также даны рекомендации по совершенствованию процесса управления туристической привлекательностью.
Проведенный конструктивно-критический анализ научных статей и монографий на тему туризма позволил выявить, что в ряде работ отождествляются понятия «туристическая привлекательность», «туристская привлекательность» и «туристический потенциал». Изучив различные подходы к определению понятия туристическая привлекательность, а также его взаимосвязь с другими терминами и понятиями, автором были даны следующие определения и соответствующие разграничения рассматриваемых понятий:
1) туристическая привлекательность на рынке туристических услуг связывает между собой предложение и спрос, в то время как туристический потенциал является лишь частью предложения, предпосылками организации туристической деятельности, в то время как туристическая привлекательность - это уже результат соответствующей деятельности по развитию и актуализации туристического потенциала, формированию соответствующей туристской инфраструктуры;
2) туристская привлекательность - это набор субъективных характеристик и факторов привлекательности города, которым отдает предпочтение турист при выборе дестинации, а туристическая привлекательность - это объективная оценка состояния туристических ресурсов и уровня инфраструктуры;
3) туристическая привлекательность муниципальных образований - это результат реализации имеющихся территориальных возможностей посредством эффективной управленческой деятельности, направленной на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа территории, с учетом анализа существующего туристического спроса.
Изучив роль и место органов местного самоуправления в системе управления туризмом автор делает следующие выводы:
1) без учета в процессе формирования туристической привлекательности всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в увеличении туристского потока и повышение уровня аттрактивности территории.
2) по своей организации российская модель управления тяготеет к третьей зарубежной модели управления туризмом, которая предполагает решение вопросов развития туристской деятельности страны на уровне какого- либо многоотраслевого министерства, поэтому часть полномочий уходит на уровень региона и муниципалитета
3) в управление туристической привлекательностью города должны быть вовлечены все, как органы государственной власти и местного самоуправления, так и туристские организации и представители бизнес- сообществ, поскольку некоторые вопросы выходят за рамки полномочий и возможностей одних лишь местных властей.
4) местные органы власти играют важную роль в процессе, поскольку, являясь низовым уровнем публичной власти, они способны взаимодействовать с населением и формировать партнерские отношения с бизнесом, формировать имидж города посредствам информационно-рекламных мероприятий и мероприятий, носящих событийный характер, развивать туристическую инфраструктуру города, что может позитивно сказаться на развитии туризма на территории города.
Кризис подстегнул интерес россиян к собственной стране: люди стали искать замену дорогим зарубежным турам в поездках по России. Однако туристы, которые теперь поедут в российские регионы, более искушены и города должны быть готовы к увеличенному потоку туристов. На впечатление от города влияет уровень сервиса и квалификации персонала туриндустрии, в том числе владение иностранными языками, влияет и качество дорог, и фасады домов, поэтому работа органов местного самоуправления по управлению процессом повышения туристической привлекательности своего города с целью привлечения туристов требует огромного слаженного труда. Таким образом, методологически, и для практических целей для органов МСУ весьма важно оценить туристическую привлекательность территории не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. Автором были отобраны факторы туристической привлекательности, характерные для муниципальных образований, а выбранный метод классификации модельного набора факторов в соответствии с производимым на уровень туристической привлекательности эффектом разделил все факторы на генерирующие, сопутствующие, ограничивающие и локализующие, что в дальнейшем позволило провести оценку туристической привлекательности среди городов-миллионников, а также дало четкое понимание проблемных мест и срочных вопросов, связанных с конкретными сферами, объектами, услугами и институциональными элементами, на решение которых, в первую очередь, должны быть направлены усилия местных властей.
Во второй части диссертационного исследования на основе авторской методики интегральной оценки туристической привлекательности и полученных аналитических данных нами был проведен сравнительный и интегральный анализ городов-миллионников РФ: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара и Уфа. В результате, по интегральному показателю туристической привлекательности Казань на протяжении всего периода занимала лидирующие позиции, за счет высокого уровня развития сопутствующей сферы и наличия на территории достаточно большого количества объектов-аттракторов, генерирующих турпотоки. Заметный скачек роста у города произошел в 2013 году в связи с проведением Всемирной летней Универсиады, которая оставила после себя развитую инфраструктуру и значительную спортивную базу, после чего повышения уровня туристической привлекательности не наблюдалось, к 2015 году заметен небольшой спад. Города Екатеринбург и Нижний Новгород на 2014 год практически делят между собой второе место по уровню туристической привлекательности, но в ближайшем будущем Нижнему Новгороду вполне по силам побороться за второе место в рейтинге по интегральному показателю туристической привлекательности.
Туристическая привлекательность городов Самара и Уфа за исследуемый период практически осталась на том же уровня, что и пять лет назад. В 2015году наметился небольшой подъем, из чего можно сделать вывод, что до 2015 года властями не предпринимали никаких значительных мер для того чтобы вывести город на новый уровень и сделать свой город привлекательнее для туристов. Заметим, что до 2015 года в городе Самара не принималось ни одной муниципальной программы развития туризма, а в городе Уфа до сих пор таковой нет. Что касается уже принятых муниципальных программ городов, Екатеринбург, Казань, Самара и Нижнего Новгород, то они, несомненно, нуждаются в доработке в части обоснованности выбора приоритетных видов туризма. Так, на основе проведенного анализа с использованием метода ранжирования для каждого города были определены приоритетные виды туризма, с учетом имеющейся туристической базы, сопутствующей инфраструктуры и туристического потока генерируемого каждым видом, и надо отметить, что только в муниципальной программе города Казань обозначенные приоритетные виды туризма, практически совпали с приоритетными видами туризма, рекомендованными городу по результатам проведенного автором ранжирования.
Мировая тенденция показывает, что доля самостоятельного туризма выросла в 2 раза. Основной инструмент таких гостей - Интернет, отзывы в социальных сетях, блогах, туристические порталы, сайты бронирования. По итогам контент-анализа выявлено, что на данный момент туристические сайты-гиды, а также официальные сайты городов более представляют собой построенные по традиционной схеме справочники, трансформированные в электронную форму с использованием различных информационно-коммуникационных технологий, но не являются той платформой, на базе которой турист может не только получить всю интересующую его информацию, но оформить и получить необходимые ему услуги по бронированию, экскурсиям, аренде автомобиля, оформлению визы и многое другое.
Таким образом, в третьей части автором были обозначены следующие общие проблемы присущие всем городам-миллионникам: проблемы связанные с экологической и общественной безопасностью в городе, проблемы сохранения объектов культурного наследия и совершенствования системы информационной поддержки. Для этого городам понизить уровень автомобилизации, за счет введения различных налогов на перегруженность дорог или разового налога при покупке автомобиля, увеличить в городах площадь зеленых насаждений, улучшить экологическое состояние водоемов, приняв меры по снижению антропогенной нагрузки и проведению проверки соблюдения требований водного законодательства. В части общественной безопасности необходимо улучшить ситуацию c ДТП, а также с подростковой преступностью и распространением наркотиков, приняв меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствованию системы обеспечения правопорядка в городах, сокращению доли неблагополучных семей. Также, необходимо разработать комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия, предполагающих включение историко-культурных памятников в туристические и экскурсионные маршруты и преференции для инвесторов, вкладывающихся в реставрацию объектов. И наконец, всем без исключения городам стоит продолжить работу по трансформации официальных туристических сайтов-гидов из туристических электронных справочников в полноценные многофункциональные сайты, продолжить работы по установке элементов туристской навигации, создать единый туристский Call-центр и т.д.
Из специфических проблем для города Казани можно определить проблему хаотического бессистемного использования созданной спортивной базы, для Екатеринбурга же эта проблема наблюдается с культовыми объектами, поскольку не проработана четкая система взаимодействия с религиозными учреждениями. Также в Екатеринбурге наблюдается недостаточное количеством недорогих точек питания в центральной части города и низкий уровень представления самобытности туристского продукта города. В Нижнем Новгороде отмечены проблемы с отсутствием достаточного числа прогулочных и развлекательных зон, отсутствием стоянок и парковок для туристических автобусов, а также высокая загруженность дорог (пробки) по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, что также характерно и для городов Екатеринбурга, Самары.
Для города Самары выявлены проблемы с неразвитостью гостиничной инфраструктуры, недостаточностью конференц-залов и площадок для проведения MICE мероприятий, критическим состоянием 12 % дорог и низким качеством остальных, остается незадействованным значительное количество водных объектов, а также существует необходимость в дополнительных объектах зрелищно-досуговой сферы. Уфа же нуждается в повышении уровня и качества оказываемых туристических услуг, увеличении числа ТИЦ, туристской навигации на иностранных языках, квалифицированных кадров сферы туризма. Для всех без исключения городов характерна сезонность, которая особенно сильно влияет на гостиничную индустрию, а также нехватка профессиональных аккредитованных гидов-экскурсоводов.
Для преодоления перечисленных проблем городам необходимо создать эффективный альянс туристических фирм, музеев и гостиниц, проводить открытые городские конкурсы для поднятия престижа профессии экскурсовода, улучшить информационное обеспечение клиентов о туристском потенциале городов, активизировать и разнообразить проведение культурных событий, спортивных мероприятий. Всем городам, в особенности Казани и Уфе более активно использовать потенциал имеющейся спортивной базы в конгрессных и иных мероприятия.
1) туристическая привлекательность на рынке туристических услуг связывает между собой предложение и спрос, в то время как туристический потенциал является лишь частью предложения, предпосылками организации туристической деятельности, в то время как туристическая привлекательность - это уже результат соответствующей деятельности по развитию и актуализации туристического потенциала, формированию соответствующей туристской инфраструктуры;
2) туристская привлекательность - это набор субъективных характеристик и факторов привлекательности города, которым отдает предпочтение турист при выборе дестинации, а туристическая привлекательность - это объективная оценка состояния туристических ресурсов и уровня инфраструктуры;
3) туристическая привлекательность муниципальных образований - это результат реализации имеющихся территориальных возможностей посредством эффективной управленческой деятельности, направленной на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа территории, с учетом анализа существующего туристического спроса.
Изучив роль и место органов местного самоуправления в системе управления туризмом автор делает следующие выводы:
1) без учета в процессе формирования туристической привлекательности всей совокупности местных особенностей невозможно достичь желаемых результатов в увеличении туристского потока и повышение уровня аттрактивности территории.
2) по своей организации российская модель управления тяготеет к третьей зарубежной модели управления туризмом, которая предполагает решение вопросов развития туристской деятельности страны на уровне какого- либо многоотраслевого министерства, поэтому часть полномочий уходит на уровень региона и муниципалитета
3) в управление туристической привлекательностью города должны быть вовлечены все, как органы государственной власти и местного самоуправления, так и туристские организации и представители бизнес- сообществ, поскольку некоторые вопросы выходят за рамки полномочий и возможностей одних лишь местных властей.
4) местные органы власти играют важную роль в процессе, поскольку, являясь низовым уровнем публичной власти, они способны взаимодействовать с населением и формировать партнерские отношения с бизнесом, формировать имидж города посредствам информационно-рекламных мероприятий и мероприятий, носящих событийный характер, развивать туристическую инфраструктуру города, что может позитивно сказаться на развитии туризма на территории города.
Кризис подстегнул интерес россиян к собственной стране: люди стали искать замену дорогим зарубежным турам в поездках по России. Однако туристы, которые теперь поедут в российские регионы, более искушены и города должны быть готовы к увеличенному потоку туристов. На впечатление от города влияет уровень сервиса и квалификации персонала туриндустрии, в том числе владение иностранными языками, влияет и качество дорог, и фасады домов, поэтому работа органов местного самоуправления по управлению процессом повышения туристической привлекательности своего города с целью привлечения туристов требует огромного слаженного труда. Таким образом, методологически, и для практических целей для органов МСУ весьма важно оценить туристическую привлекательность территории не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. Автором были отобраны факторы туристической привлекательности, характерные для муниципальных образований, а выбранный метод классификации модельного набора факторов в соответствии с производимым на уровень туристической привлекательности эффектом разделил все факторы на генерирующие, сопутствующие, ограничивающие и локализующие, что в дальнейшем позволило провести оценку туристической привлекательности среди городов-миллионников, а также дало четкое понимание проблемных мест и срочных вопросов, связанных с конкретными сферами, объектами, услугами и институциональными элементами, на решение которых, в первую очередь, должны быть направлены усилия местных властей.
Во второй части диссертационного исследования на основе авторской методики интегральной оценки туристической привлекательности и полученных аналитических данных нами был проведен сравнительный и интегральный анализ городов-миллионников РФ: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара и Уфа. В результате, по интегральному показателю туристической привлекательности Казань на протяжении всего периода занимала лидирующие позиции, за счет высокого уровня развития сопутствующей сферы и наличия на территории достаточно большого количества объектов-аттракторов, генерирующих турпотоки. Заметный скачек роста у города произошел в 2013 году в связи с проведением Всемирной летней Универсиады, которая оставила после себя развитую инфраструктуру и значительную спортивную базу, после чего повышения уровня туристической привлекательности не наблюдалось, к 2015 году заметен небольшой спад. Города Екатеринбург и Нижний Новгород на 2014 год практически делят между собой второе место по уровню туристической привлекательности, но в ближайшем будущем Нижнему Новгороду вполне по силам побороться за второе место в рейтинге по интегральному показателю туристической привлекательности.
Туристическая привлекательность городов Самара и Уфа за исследуемый период практически осталась на том же уровня, что и пять лет назад. В 2015году наметился небольшой подъем, из чего можно сделать вывод, что до 2015 года властями не предпринимали никаких значительных мер для того чтобы вывести город на новый уровень и сделать свой город привлекательнее для туристов. Заметим, что до 2015 года в городе Самара не принималось ни одной муниципальной программы развития туризма, а в городе Уфа до сих пор таковой нет. Что касается уже принятых муниципальных программ городов, Екатеринбург, Казань, Самара и Нижнего Новгород, то они, несомненно, нуждаются в доработке в части обоснованности выбора приоритетных видов туризма. Так, на основе проведенного анализа с использованием метода ранжирования для каждого города были определены приоритетные виды туризма, с учетом имеющейся туристической базы, сопутствующей инфраструктуры и туристического потока генерируемого каждым видом, и надо отметить, что только в муниципальной программе города Казань обозначенные приоритетные виды туризма, практически совпали с приоритетными видами туризма, рекомендованными городу по результатам проведенного автором ранжирования.
Мировая тенденция показывает, что доля самостоятельного туризма выросла в 2 раза. Основной инструмент таких гостей - Интернет, отзывы в социальных сетях, блогах, туристические порталы, сайты бронирования. По итогам контент-анализа выявлено, что на данный момент туристические сайты-гиды, а также официальные сайты городов более представляют собой построенные по традиционной схеме справочники, трансформированные в электронную форму с использованием различных информационно-коммуникационных технологий, но не являются той платформой, на базе которой турист может не только получить всю интересующую его информацию, но оформить и получить необходимые ему услуги по бронированию, экскурсиям, аренде автомобиля, оформлению визы и многое другое.
Таким образом, в третьей части автором были обозначены следующие общие проблемы присущие всем городам-миллионникам: проблемы связанные с экологической и общественной безопасностью в городе, проблемы сохранения объектов культурного наследия и совершенствования системы информационной поддержки. Для этого городам понизить уровень автомобилизации, за счет введения различных налогов на перегруженность дорог или разового налога при покупке автомобиля, увеличить в городах площадь зеленых насаждений, улучшить экологическое состояние водоемов, приняв меры по снижению антропогенной нагрузки и проведению проверки соблюдения требований водного законодательства. В части общественной безопасности необходимо улучшить ситуацию c ДТП, а также с подростковой преступностью и распространением наркотиков, приняв меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствованию системы обеспечения правопорядка в городах, сокращению доли неблагополучных семей. Также, необходимо разработать комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия, предполагающих включение историко-культурных памятников в туристические и экскурсионные маршруты и преференции для инвесторов, вкладывающихся в реставрацию объектов. И наконец, всем без исключения городам стоит продолжить работу по трансформации официальных туристических сайтов-гидов из туристических электронных справочников в полноценные многофункциональные сайты, продолжить работы по установке элементов туристской навигации, создать единый туристский Call-центр и т.д.
Из специфических проблем для города Казани можно определить проблему хаотического бессистемного использования созданной спортивной базы, для Екатеринбурга же эта проблема наблюдается с культовыми объектами, поскольку не проработана четкая система взаимодействия с религиозными учреждениями. Также в Екатеринбурге наблюдается недостаточное количеством недорогих точек питания в центральной части города и низкий уровень представления самобытности туристского продукта города. В Нижнем Новгороде отмечены проблемы с отсутствием достаточного числа прогулочных и развлекательных зон, отсутствием стоянок и парковок для туристических автобусов, а также высокая загруженность дорог (пробки) по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, что также характерно и для городов Екатеринбурга, Самары.
Для города Самары выявлены проблемы с неразвитостью гостиничной инфраструктуры, недостаточностью конференц-залов и площадок для проведения MICE мероприятий, критическим состоянием 12 % дорог и низким качеством остальных, остается незадействованным значительное количество водных объектов, а также существует необходимость в дополнительных объектах зрелищно-досуговой сферы. Уфа же нуждается в повышении уровня и качества оказываемых туристических услуг, увеличении числа ТИЦ, туристской навигации на иностранных языках, квалифицированных кадров сферы туризма. Для всех без исключения городов характерна сезонность, которая особенно сильно влияет на гостиничную индустрию, а также нехватка профессиональных аккредитованных гидов-экскурсоводов.
Для преодоления перечисленных проблем городам необходимо создать эффективный альянс туристических фирм, музеев и гостиниц, проводить открытые городские конкурсы для поднятия престижа профессии экскурсовода, улучшить информационное обеспечение клиентов о туристском потенциале городов, активизировать и разнообразить проведение культурных событий, спортивных мероприятий. Всем городам, в особенности Казани и Уфе более активно использовать потенциал имеющейся спортивной базы в конгрессных и иных мероприятия.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ туристической привлекательности городов-миллионников Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ГОРОДОВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



