ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Преемственность обучения как педагогическая проблема 9
1.2. Педагогический контекст преемственности общего среднего,
среднего профессионального и высшего образования 17
1.3. Организационно-педагогические основы преемственности
общего, среднего специального и высшего образования (на примере военного профиля) 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ) 31
2.1. Эффективность организационно-педагогических основ
преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования 31
2.2. Экспериментальная проверка организационно-педагогических
основ преемственности обучения в учреждениях военного профиля 43
2.3. Готовность выпускников кадетской школы к продолжению
образования как показатель преемственности общего среднего, среднего профессионального и высшего образования военного профиля 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Преемственность обучения как педагогическая проблема 9
1.2. Педагогический контекст преемственности общего среднего,
среднего профессионального и высшего образования 17
1.3. Организационно-педагогические основы преемственности
общего, среднего специального и высшего образования (на примере военного профиля) 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ) 31
2.1. Эффективность организационно-педагогических основ
преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования 31
2.2. Экспериментальная проверка организационно-педагогических
основ преемственности обучения в учреждениях военного профиля 43
2.3. Готовность выпускников кадетской школы к продолжению
образования как показатель преемственности общего среднего, среднего профессионального и высшего образования военного профиля 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инновационные изменения в образовании России, вызванные введением в действие Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», изменили взаимодействие между общим и средним профессиональным образованием[17]. Наиболее важными изменениями являются профессионализация образовательных учреждений, предполагающая возможность поступления в них без вступительных экзаменов и последовательное получение образования разных уровней (среднего профессионального и высшего) в профессиональных образовательных организациях. Обновление сферы образования в XXI веке характеризуется рядом важных особенностей, в числе которых изменение организационно-педагогических аспектов функции образовательных организаций. В этой связи обсуждаются новые подходы к организации взаимодействия образовательных уровней: от общего образования к высшему профессиональному образованию, от общего среднего к среднему профессиональному образованию, в основе которых лежит преемственность в образовании. Это ставит изучение различных аспектов преемственности в образовании как общепедагогического явления в ряд актуальных общепедагогических проблем.
В этих условиях становится актуальным выяснение взаимосвязи образовательных уровней и раскрытие содержательных и организационно-педагогических основ среднего общего, среднего профессионального и высшего. Преемственность в этом случае становится базовым механизмом, обеспечивающим подрастающему поколению непрерывность получаемого образования.
При анализе проблемы преемственности в образовании в педагогических исследованиях выявлен повышенный научный интерес к вопросам организации преемственности между дошкольным и младшим школьным образованием (Коломиец Д.Л., Туровцева Л.В. и др.), а также между ступенями общего образования (Калинин Е.А., Савинков Л.А. и др.). Вопросы преемственности общего, среднего профессионального и высшего образования подробно рассмотрен в исследованиях Григорьева С.Г. Есауловой М.Б., Окуловой Л.П., Петрачковой Т.И., Просвиркина В.Н., Филатовой Л.О.
Однако следует отметить, что лишь незначительное число работ касается вопросов преемственности обучения в образовательных учреждениях военного профиля (С.В. Дульнев). Таким образом, возникли противоречия между:
- накопленным историческим опытом реализации идей преемственности в военных учебных заведениях и неполнотой его использования на современном этапе развития образования;
- пониманием значимости преемственности в системе образовании и недостаточной разработанностью этой проблемы учреждениях военного профиля;
- новыми требованиями к содержанию, формам и методам обучения и воспитания в учреждениях военной направленности и недостаточностью их воплощения в реальной педагогической практике.
Актуальность исследования, его недостаточная разработанность, а также выявленные противоречия обусловили выбор проблемы: при каких педагогических условиях обеспечивается преемственность обучения и воспитания выпускников кадетской школы в средних профессиональных и высших учебных заведениях военного профиля?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия преемственности обучения кадетов в образовательных учреждениях военного профиля.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать содержательные и организационно- педагогические основы преемственности обучения в образовательных учреждениях, в том числе, на примере учреждений военного профиля;
2. Установить влияние урочной и внеурочной деятельности по военной тематике на учебную и профессиональную мотивацию учащихся кадетской школы;
3. Определить готовность выпускников кадетской школы к продолжению обучения в учреждениях военного профиля .
Объект исследования: педагогическая система среднего общего образования на примере кадетской школы .
Предмет исследования: педагогические условия преемственности обучения и воспитания кадетов в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях военного профиля .
Гипотеза исследования: Преемственность обучения и воспитания кадетов в военных училищах и профильных высших учебных заведениях будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:
- планомерным сочетанием содержательного и организационно-методического компонентов обучения в условиях урочной и внеурочной деятельности (по военному профилю);
- интеграцией образовательной, военно-служебной, специально-профессиональной и воспитательной видов деятельности, государственно-патриотического, воинского, духовно¬
нравственного и физического направлений обучения и воспитания кадетов и курсантов;
- включением кадетов в общественно-полезную деятельность в военно-патриотических объединениях;
- наличием программно-методического комплекса, отражающего учебные возможности образовательного процесса, построенного на принципах усложнения горизонтальных и вертикальных связей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепция взаимосвязи и интеграции общего и профессионального образования (Берулава М.Н., Копытов А.Д., Куровский В.Н. Полякова Л.А. Просвиркин, В.Н. и др.);
- исследования проблем профессиональной компетентности (Байденко В.И., Зимняя И.А., Ибрагимов Г.И., Рябов В.В. и др.);
- исследования, посвященные методологии ориентированных на получение профессии педагогических технологий (Околелов О.П., Петухов М.А., и др.).
- общеметодологическая теория деятельности (Каган М.С., Леонтьев А.Н., Щедровицкий Г.П. и др.), основные положения теории деятельности (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л. и др.);
- педагогические теории, раскрывающие основу индивидуализации и дифференциации обучения (Бабанский Ю.К, Лернер И.Я., Унт И.Э. и др.);
- гуманистическая концепция современного образования и идеи личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и др.);
В настоящей работе использованы:
теоретические методы:
- анализ нормативной документации, а именно Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, инструкций, методические рекомендаций Министерства образования и науки РФ, региональных нормативных документов и др.;
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам преемственности общего среднего образования, среднего профессионального образования и высшего образования;
эмпирические методы:
- изучение и обобщение педагогического опыта общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
- наблюдение и анализ педагогического процесса в общеобразовательных организациях военного профиля;
- анкетирование, контент-анализ сочинений обучающихся;
- организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки рабочей гипотезы;
- методы статистической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственное общеобразовательное учреждение Казанская Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузнецова Бориса Кирилловича. В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов (всего 138 человек).
Научная новизна исследования
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие преемственность обучения в общеобразовательных учреждениях военного профиля. Педагогические условия включают:
1. Осуществление систематической и интегрированной в урочную и внеурочную деятельности подготовки учащихся кадетской школы по военному профилю за счёт увеличения содержательного и организационного-методического компонентов обучения;
2. Реализацию системно-деятельностного подхода и включение кадетов в разнообразные виды практической военной подготовки на основе функционирования военных клубов и военно-патриотических объединений;
3. Привлечение кадетов к общественно-полезной деятельности в военно-патриотических лагерях с целью развития гражданского патриотического сознания и военно -патриотических навыков;
4. Участие выпускников кадетской школы, нынешних курсантов средних специальных и высших учебных заведений военного профиля в проведении открытых занятий для учащихся по основам военной службы;
Определены и обоснованы компоненты готовности учащихся к продолжению обучения (мотивационный, содержательный и организационно-педагогический), которые можно считать необходимыми для оценки организационно-педагогических основ преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе решения поставленной проблемы раскрыты сущность и содержание преемственности как педагогического явления, характеризующегося сложностью и многоаспектностью, и включающего мотивационный, содержательный и организационно-педагогический компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение содержащихся в нём положений и выводов направлены на совершенствование процесса обучения в образовательных организациях, в частности, образовательных организациях военного профиля, что позволит улучшать организационно-педагогические компоненты преемственного обучения и повышать готовность обучающихся к продолжению образования.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе как учебно-методическим персоналом, так и административной службой образовательных организаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В этих условиях становится актуальным выяснение взаимосвязи образовательных уровней и раскрытие содержательных и организационно-педагогических основ среднего общего, среднего профессионального и высшего. Преемственность в этом случае становится базовым механизмом, обеспечивающим подрастающему поколению непрерывность получаемого образования.
При анализе проблемы преемственности в образовании в педагогических исследованиях выявлен повышенный научный интерес к вопросам организации преемственности между дошкольным и младшим школьным образованием (Коломиец Д.Л., Туровцева Л.В. и др.), а также между ступенями общего образования (Калинин Е.А., Савинков Л.А. и др.). Вопросы преемственности общего, среднего профессионального и высшего образования подробно рассмотрен в исследованиях Григорьева С.Г. Есауловой М.Б., Окуловой Л.П., Петрачковой Т.И., Просвиркина В.Н., Филатовой Л.О.
Однако следует отметить, что лишь незначительное число работ касается вопросов преемственности обучения в образовательных учреждениях военного профиля (С.В. Дульнев). Таким образом, возникли противоречия между:
- накопленным историческим опытом реализации идей преемственности в военных учебных заведениях и неполнотой его использования на современном этапе развития образования;
- пониманием значимости преемственности в системе образовании и недостаточной разработанностью этой проблемы учреждениях военного профиля;
- новыми требованиями к содержанию, формам и методам обучения и воспитания в учреждениях военной направленности и недостаточностью их воплощения в реальной педагогической практике.
Актуальность исследования, его недостаточная разработанность, а также выявленные противоречия обусловили выбор проблемы: при каких педагогических условиях обеспечивается преемственность обучения и воспитания выпускников кадетской школы в средних профессиональных и высших учебных заведениях военного профиля?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия преемственности обучения кадетов в образовательных учреждениях военного профиля.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать содержательные и организационно- педагогические основы преемственности обучения в образовательных учреждениях, в том числе, на примере учреждений военного профиля;
2. Установить влияние урочной и внеурочной деятельности по военной тематике на учебную и профессиональную мотивацию учащихся кадетской школы;
3. Определить готовность выпускников кадетской школы к продолжению обучения в учреждениях военного профиля .
Объект исследования: педагогическая система среднего общего образования на примере кадетской школы .
Предмет исследования: педагогические условия преемственности обучения и воспитания кадетов в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях военного профиля .
Гипотеза исследования: Преемственность обучения и воспитания кадетов в военных училищах и профильных высших учебных заведениях будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:
- планомерным сочетанием содержательного и организационно-методического компонентов обучения в условиях урочной и внеурочной деятельности (по военному профилю);
- интеграцией образовательной, военно-служебной, специально-профессиональной и воспитательной видов деятельности, государственно-патриотического, воинского, духовно¬
нравственного и физического направлений обучения и воспитания кадетов и курсантов;
- включением кадетов в общественно-полезную деятельность в военно-патриотических объединениях;
- наличием программно-методического комплекса, отражающего учебные возможности образовательного процесса, построенного на принципах усложнения горизонтальных и вертикальных связей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепция взаимосвязи и интеграции общего и профессионального образования (Берулава М.Н., Копытов А.Д., Куровский В.Н. Полякова Л.А. Просвиркин, В.Н. и др.);
- исследования проблем профессиональной компетентности (Байденко В.И., Зимняя И.А., Ибрагимов Г.И., Рябов В.В. и др.);
- исследования, посвященные методологии ориентированных на получение профессии педагогических технологий (Околелов О.П., Петухов М.А., и др.).
- общеметодологическая теория деятельности (Каган М.С., Леонтьев А.Н., Щедровицкий Г.П. и др.), основные положения теории деятельности (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л. и др.);
- педагогические теории, раскрывающие основу индивидуализации и дифференциации обучения (Бабанский Ю.К, Лернер И.Я., Унт И.Э. и др.);
- гуманистическая концепция современного образования и идеи личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и др.);
В настоящей работе использованы:
теоретические методы:
- анализ нормативной документации, а именно Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования, инструкций, методические рекомендаций Министерства образования и науки РФ, региональных нормативных документов и др.;
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам преемственности общего среднего образования, среднего профессионального образования и высшего образования;
эмпирические методы:
- изучение и обобщение педагогического опыта общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
- наблюдение и анализ педагогического процесса в общеобразовательных организациях военного профиля;
- анкетирование, контент-анализ сочинений обучающихся;
- организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки рабочей гипотезы;
- методы статистической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственное общеобразовательное учреждение Казанская Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузнецова Бориса Кирилловича. В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов (всего 138 человек).
Научная новизна исследования
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие преемственность обучения в общеобразовательных учреждениях военного профиля. Педагогические условия включают:
1. Осуществление систематической и интегрированной в урочную и внеурочную деятельности подготовки учащихся кадетской школы по военному профилю за счёт увеличения содержательного и организационного-методического компонентов обучения;
2. Реализацию системно-деятельностного подхода и включение кадетов в разнообразные виды практической военной подготовки на основе функционирования военных клубов и военно-патриотических объединений;
3. Привлечение кадетов к общественно-полезной деятельности в военно-патриотических лагерях с целью развития гражданского патриотического сознания и военно -патриотических навыков;
4. Участие выпускников кадетской школы, нынешних курсантов средних специальных и высших учебных заведений военного профиля в проведении открытых занятий для учащихся по основам военной службы;
Определены и обоснованы компоненты готовности учащихся к продолжению обучения (мотивационный, содержательный и организационно-педагогический), которые можно считать необходимыми для оценки организационно-педагогических основ преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе решения поставленной проблемы раскрыты сущность и содержание преемственности как педагогического явления, характеризующегося сложностью и многоаспектностью, и включающего мотивационный, содержательный и организационно-педагогический компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение содержащихся в нём положений и выводов направлены на совершенствование процесса обучения в образовательных организациях, в частности, образовательных организациях военного профиля, что позволит улучшать организационно-педагогические компоненты преемственного обучения и повышать готовность обучающихся к продолжению образования.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе как учебно-методическим персоналом, так и административной службой образовательных организаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Изучение различных аспектов преемственности в образовании является актуальной общепедагогической проблемой в связи с реализацией в современном обществе идей непрерывного образования и повышения качества подготовки к выполнению профессиональных задач выпускниками образовательных учреждений.
В настоящем исследовании при изучении проблемы преемственности обучения в образовательных учреждениях военного профиля и выявлении, а также обосновании педагогических условий преемственности обучения кадетов установлено:
1. Показано, что «преемственность» служит одним из ключевых, входящих в категориальный аппарат педагогики, и является базовым принципом организации образовательного процесса. Выделены и теоретически обоснованы содержательные, мотивационные и организационно-педагогические основы преемственности обучения в образовательных учреждениях, в том числе, на примере учреждений военного профиля. Организационно-педагогический компонент преемственности можно рассматривать как единообразие подходов, методов, форм организации обучения в образовательных организациях соответствующих уровней. Следствием комплексного применения методов, приёмов, средств и форм организации учебного процесса становится готовность обучающегося к продолжению обучения в профессиональной образовательной организации. Она же служит качественной характеристикой организационно-педагогических основ преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
2. Педагогическая система в кадетской школе ориентирована на предпрофильную и профильную подготовку, включающую систему дополнительных обучающих занятий по выбору (элективных курсов). Педагогическая система профильного обучения в кадетской школе основана на единстве урочной и внеурочной деятельности. Организация дополнительного образования и элективных занятий направлена на формирование профессионального самоопределения кадетов. Сочетание урочной и внеурочной деятельности обеспечивает увеличение доли военной тематики по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы» (на 40% за 2014-2016 гг.). Дополнительное образование, которое получают кадеты, является практико - ориентированным, чему способствует авторская программа по предмету «Специальные дисциплины», а также функционирование военно-патриотического объединения «ИСКРА». Установлено влияние урочной и внеурочной деятельности по военной тематике на учебную и профессиональную мотивацию учащихся кадетской школы.
3. Определена готовность выпускников кадетской школы к продолжению обучения в учреждениях военного профиля. Обнаружено, что уровень готовности обучающихся к продолжению образования повышается в случае, если в ходе реализации основных дисциплин (военная тематика) и дополнительных дисциплин, работы во внеурочное время педагогов и офицеров-воспитателей акцентировано внимание на приобретаемом кадетами опыте деятельности, необходимом для формирования в последующем профессионально значимых качеств. Результаты анкетирования учащихся кадетской школы указывают на возрастание интереса к учебе (в 2раза), повышение желания приобрести военную профессию (в 1,5раза) за счет активизации внеурочной деятельности за период 2014-2016 гг. Сведения, полученные в ходе контент-анализа сочинений старшеклассников, свидетельствуют о влиянии внеурочной деятельности и кадетского образа жизни на последующий выбор профессии военного, что подтверждается статистическими данными поступления в профильные военные образовательные учреждения за период 2014 -2016 гг.
Таким образом, в работе теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие преемственность обучения в общеобразовательных учреждениях военного профиля. Педагогические условия включают:
1. Осуществление систематической и интегрированной в урочную и внеурочную деятельности подготовки учащихся кадетской школы по военному профилю за счёт увеличения содержательного и организационного-методического компонентов обучения;
2. Реализацию системно-деятельностного подхода и включение кадетов в разнообразные виды практической военной подготовки на основе функционирования военных клубов и военно-патриотических объединений;
3. Привлечение кадетов к общественно-полезной деятельности в военно-патриотических лагерях с целью развития гражданского патриотического сознания и военно-патриотических навыков;
4. Участие выпускников кадетской школы, нынешних курсантов средних специальных и высших учебных заведений военного профиля в проведении открытых занятий для учащихся по основам военной службы.
Полученные результаты позволяют увидеть возможности для дальнейшего исследования проблемы организационно-педагогических основ преемственности в образовании, касающиеся вопросов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в рамках единого образовательного комплекса.
В настоящем исследовании при изучении проблемы преемственности обучения в образовательных учреждениях военного профиля и выявлении, а также обосновании педагогических условий преемственности обучения кадетов установлено:
1. Показано, что «преемственность» служит одним из ключевых, входящих в категориальный аппарат педагогики, и является базовым принципом организации образовательного процесса. Выделены и теоретически обоснованы содержательные, мотивационные и организационно-педагогические основы преемственности обучения в образовательных учреждениях, в том числе, на примере учреждений военного профиля. Организационно-педагогический компонент преемственности можно рассматривать как единообразие подходов, методов, форм организации обучения в образовательных организациях соответствующих уровней. Следствием комплексного применения методов, приёмов, средств и форм организации учебного процесса становится готовность обучающегося к продолжению обучения в профессиональной образовательной организации. Она же служит качественной характеристикой организационно-педагогических основ преемственности среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
2. Педагогическая система в кадетской школе ориентирована на предпрофильную и профильную подготовку, включающую систему дополнительных обучающих занятий по выбору (элективных курсов). Педагогическая система профильного обучения в кадетской школе основана на единстве урочной и внеурочной деятельности. Организация дополнительного образования и элективных занятий направлена на формирование профессионального самоопределения кадетов. Сочетание урочной и внеурочной деятельности обеспечивает увеличение доли военной тематики по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы» (на 40% за 2014-2016 гг.). Дополнительное образование, которое получают кадеты, является практико - ориентированным, чему способствует авторская программа по предмету «Специальные дисциплины», а также функционирование военно-патриотического объединения «ИСКРА». Установлено влияние урочной и внеурочной деятельности по военной тематике на учебную и профессиональную мотивацию учащихся кадетской школы.
3. Определена готовность выпускников кадетской школы к продолжению обучения в учреждениях военного профиля. Обнаружено, что уровень готовности обучающихся к продолжению образования повышается в случае, если в ходе реализации основных дисциплин (военная тематика) и дополнительных дисциплин, работы во внеурочное время педагогов и офицеров-воспитателей акцентировано внимание на приобретаемом кадетами опыте деятельности, необходимом для формирования в последующем профессионально значимых качеств. Результаты анкетирования учащихся кадетской школы указывают на возрастание интереса к учебе (в 2раза), повышение желания приобрести военную профессию (в 1,5раза) за счет активизации внеурочной деятельности за период 2014-2016 гг. Сведения, полученные в ходе контент-анализа сочинений старшеклассников, свидетельствуют о влиянии внеурочной деятельности и кадетского образа жизни на последующий выбор профессии военного, что подтверждается статистическими данными поступления в профильные военные образовательные учреждения за период 2014 -2016 гг.
Таким образом, в работе теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие преемственность обучения в общеобразовательных учреждениях военного профиля. Педагогические условия включают:
1. Осуществление систематической и интегрированной в урочную и внеурочную деятельности подготовки учащихся кадетской школы по военному профилю за счёт увеличения содержательного и организационного-методического компонентов обучения;
2. Реализацию системно-деятельностного подхода и включение кадетов в разнообразные виды практической военной подготовки на основе функционирования военных клубов и военно-патриотических объединений;
3. Привлечение кадетов к общественно-полезной деятельности в военно-патриотических лагерях с целью развития гражданского патриотического сознания и военно-патриотических навыков;
4. Участие выпускников кадетской школы, нынешних курсантов средних специальных и высших учебных заведений военного профиля в проведении открытых занятий для учащихся по основам военной службы.
Полученные результаты позволяют увидеть возможности для дальнейшего исследования проблемы организационно-педагогических основ преемственности в образовании, касающиеся вопросов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в рамках единого образовательного комплекса.
Подобные работы
- Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1926-2024 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2025



