ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ОРГАНИЗАЦИИ
5
1.1. Сущность конкурентоспособности организации
1.2. Факторы конкурентоспособности организации
1.3. Сущность и виды финансовых инструментов в управлении конкурентоспособностью организации
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Краткая характеристика ПАО «Татфондбанк»
2.2. Анализ динамики основных показателей деятельности ПАО «Татфондбанк»
2.3. Анализ применения финансовых инструментов управления конкурентоспособностью ПАО «Татфондбанк»
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Основные направления повышения конкурентоспособности ПАО
«АИКБ «Татфодбанк»
3.2. Использование финансовых инструментов управления конкурентоспособностью организации
3.3. Оценка эффективности предложенных рекомендаций повышения
конкурентоспособности ПАО «Татфондбанк»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения организации служит конкурентоспособность организации. Составляющим элементом конкурентоспособности организации является становление и оптимизация структуры финансовых ресурсов. Рассмотрение категории конкурентоспособность именно с финансовых позиций предполагает выявление предпосылок и закономерностей формирования финансовых аспектов конкурентоспособности организации.
Обеспечение устойчивого роста организации, стабильности результатов его деятельности, достижение целей, отвечающих интересам собственников и общества в целом, невозможно без разработки и применения самостоятельной стратегической модели организации, которая в рыночной экономике определяется финансовыми аспектами конкурентоспособности организации. Аспекты конкурентоспособности отражают такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация способна путём эффективного их использования обеспечить дальнейшее развитие производства, получить необходимый уровень продаж и прибыли.
Недостаточное внимание к проблемам финансовых аспектов конкурентоспособности может привести предприятие к тому, что организация станет целью враждебного поглощения. С другой стороны, несбалансированность ликвидных средств, неточность прогнозов денежного притока и оттока, нерациональное использование товарно-материальных запасов, может привести к потере платежеспособности, снижению рентабельности и, как следствие, уменьшению уровня финансовой конкурентоспособности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Важное значение при этом приобретает функционирование оборотного капитала, как основы системы показателей, выявляющих и определяющих финансовые аспекты конкурентоспособности организации. Также актуальным является изучение показателя сезонности, как фактора влияющего на уровень 3
продаж, издержек, рентабельности собственного капитала, а, следовательно и на финансовую конкурентоспособность.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего научного анализа и разработки системы показателей финансовых аспектов конкурентоспособности организации. При этом целесообразно выявить факторы, приводящие к потере конкурентоспособности организации, с тем, чтобы определить меры, противодействующие данной негативной тенденции, а в итоге формировать оптимальную финансовую модель организации, направленную на повышение конкурентоспособности в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности предприятий с разной степенью полноты рассматривались в фундаментальных трудах многих зарубежных экономистов, таких как: И.Анзоффа, Ж.- Ж.Ламбена, Дж.Иванцевича, М.Портера, А.Смита, Э.Чемберлина, К.Флекснера, Й.Шумпетера и работах отечественных ученых - Л.Абалкина, М.Гельвановского, Л.Качалиной, Ю.Куренкова, Д.Львова, В.Попова.
Важные исследования взаимодействия финансов и конкурентоспособности предприятий изучались в трудах зарубежных экономистов: Г. Беккера, М. Бертонеша, Р. Брейли, Ю. Бригхема, Дж. Ван Хорна, Л. Гапенски, Ас. Дамодарана, Р. Клика, Дж. Коваля, Т. Коллера, Т. Коупленда, Л. Крушвица, Ч. Ли, Дж. Мадуры, С. Майерсона, М. Миллера, Ф. Модильяни, Р. Найта, Б. Нила, Р. Пайка, Ю. Фамы, Дж. Финнерти, У. Шарпа, М. Эрхардта. Также в трудах отечественных ученных - экономистов - К. Кудинкина, Т. Масловой, Э. Хелферта, Р. Фатхутдинова и др.
Объект выпускной квалификационной работы - ПАО АКБ «Татфондбанк».
Предмет выпускной квалификационной работы - финансовые инструменты управления конкурентоспособностью организации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить финансовые инструменты управления конкурентоспособностью организации и дать
рекомендации по повышению конкурентоспособности организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить сущность конкурентоспособности организации.
2. Рассмотреть факторы конкурентоспособности организации.
3. Раскрыть сущность и виды финансовых инструментов в управлении конкурентоспособности организации.
4. Дать краткую характеристику организации.
5. Провести анализ динамики основных показателей деятельности организации.
6. Провести анализ применения финансовых инструментов конкурентоспособностью организации.
7. Предложить основные направления повышения конкурентоспособности организации.
8. Рассмотреть использование финансовых инструментов в управлении конкурентоспособностью организации.
9. Провести оценку эффективности предложенных рекомендаций повышения конкурентоспособности организации.
Теоретической и методологической основами исследования явились работы российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами конкурентоспособности, в том числе финансовых инструментов; материалы периодических изданий, научно-практических конференций по вопросам финансовых аспектов конкурентоспособности организации.
Для решения поставленных в работе задач использовались системный, структурно-функциональный подходы, экономико-статистические методы, табличные и графические методы визуализации результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность организации — это способность организации бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии организации). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии, максимально эффективного использования резервов организации, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.
Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организации играют одну из главных ролей в области конкурентоспособности. Без четко сформулированной финансовой стратегии, разработанной финансовой политики, использовании эффективного финансового планирования, эффективного управления финансовыми ресурсами, с учетом риска, детального анализа и контроля за финансовыми показателями организации не могут быть достигнуты положительные результаты в области повышения конкурентоспособности организации.
ПАО «АИКБ «Татфондбанк» является банком универсального типа, оказывающего полный комплекс услуг для юридических и физических лиц, стремится наиболее полно учитывать потребности каждого клиента, соблюдая принцип индивидуального подхода к каждому клиенту. Банк постоянно совершенствуется и работает над внедрением новых банковских продуктов и банковских технологий.
Среди основных конкурентов банка на рынке банковских услуг Республики Татарстан можно назвать ПАО «АК БАРС» БАНК и отделение «Банк Татарстан» Сбербанка России.
Финансовая устойчивость банка подтверждена международными и национальными рейтинговыми агентствами.
Так как приоритетными направлениями деятельности банка являются развитие корпоративного и розничного бизнеса, основную долю в структуре активов занимают кредитные вложения - 58,9 %, план по которым выполнен на 100,8 %.
За 2014 год объем кредитов и прочих размещенных средств юридическим лицам (исключая банки) вырос на 15 401 млн рублей или на 24,9 %, превысив на 1 января 2015 года 77,2 млрд рублей. При этом их доля в активах Банка снизилась с 48,0% на 1 января 2014 года до 44,6 % на 1 января 2015 года. Банк оказывает широкую поддержку развитию малого и среднего бизнеса, кредитуя их представителей как по собственным программам, так и совместно с ПАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
Объем розничного кредитного портфеля на 1 января 2015 года превысил 24,7 млрд руб., сохранившись практически на уровне начала года. Темп роста за 2014 год составил 100,1 %. Низкий темп прироста обусловлен тем, что в 2014 году деятельность банка в направлении розничного кредитования в целях поддержания качества кредитного портфеля была направлена на сокращение объемов кредитования по более рисковым программам кредитования. Банковский сектор также продемонстрировал заметное снижение темпов прироста, которые составили 13,8%, что в 2 раза ниже чем за 2013 год. Доля розничного кредитного портфеля в активах банка снизилась за 2014 год на 4,9 п.п. до 14,3 %. В 2014 году Банком было уделено большое внимание не только увеличению объема кредитных вложений, но и, в первую очередь, обеспечению качества кредитного портфеля, в результате чего доля просроченной задолженности в объеме кредитов и прочих размещенных средств юридическим и физическим лицам составила 2,9 % против 4,3 % по банковскому сектору России.
На 1 января 2015 года объем вложений банка в ценные бумаги (с учетом брокерских операций с ценными бумагами и другими финансовыми активами) составил 50 582 млн рублей, что на 70,0 % больше, чем на 1 января 2014 года. При формировании портфеля ценных бумаг банк придерживался консервативной стратегии, основное внимание было отдано инструментам с фиксированным доходом.
Прибыль банка по итогам деятельности за 2014 год составила 84,8 млн рублей.
Одним из финансовых инструментов управления конкурентоспособностью в ПАО «АИКБ «Татафондбанк» является финансовое планирование.
Планирование деятельности банка понимается руководством ПАО «АИКБ «Татфондбанк» как непрерывный процесс определения и актуализации целей развития банка в целом и его отдельных структурных (продуктовых) единиц, а также постоянного анализа не только фактических значений планируемых показателей, но и всех иных значимых в рамках поддержания конкурентоспособности банка индикаторов внешней и внутренней среды для принятии управленческих решений.
В ПАО «АИКБ «Татафондбанк» одним из основных инструментов управления конкурентоспособностью является управление рисками. Однако банк недостаточно раскрывает риски, с которыми он может столкнуться, не в полной мере учитывает изменения макроэкономической ситуации и рыночной конкуренции.
Оценив все вышеперечисленные конкурентные силы, можно сказать, что на данный момент ПАО «АИКБ «Татафондбанк» не грозит высокий уровень угрозы со стороны поставщиков, потребителей, товаров-заменителей, потенциальных новичков и уровень самой конкурентной борьбы относительно минимален. Но все же ПАО «АИКБ «Татафондбанк» есть над чем работать и к чему стремиться.
Таким образом, основными потенциальными рисками для эффективной деятельности ПАО «АИКБ «Татафондбанк» являются недостатки и ошибки стратегического менеджмента, в информационной системы и кадрового потенциала. Следовательно, основные усилия повышению конкурентоспособности банка для обеспечения и поддержания его уровня конкурентоспособности должны быть направлены на улучшение работы указанных систем, повышения их эффективности, снижения вероятности возникновения ошибок.
Для повышения конкурентоспособности коммерческого банка нужны определённые ресурсы, организация работ и специалисты, готовые решать новые многоступенчатые задачи в максимально сжатые сроки. Таким образом, можно говорить о необходимости существования определённой технологии в системе повышения конкурентоспособности коммерческого банка. Наличие указанной технологии, не просто в виде какого-либо документа, которому никто не следует, а в виде реально функционирующей системы, значительно увеличивает стабильность работы банка, а также его способность реагировать практически на любые изменения внешней среды. Перечислим преимущества, которые даёт наличие данной технологии для ПАО «Татафондбанк»:
1. Создание унифицированной базы функционально-технологической документации по разработке и внедрению новых банковских продуктов/услуг.
2. Снижение времени и издержек, затрачиваемых на разработку и запуск новых продуктов/услуг.
3. Повышение качества управления продуктовым рядом и его характеристиками.
4. Внедрение инновационных идей в продукты/услуги.
5. Повышение удовлетворенности клиентов, репутации банка и, как следствие, его прибыльности.
Результатом повышения конкурентоспособности банка являются прибыльность и рентабельность, ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость и качество его активов. Так, итогом повышения конкурентоспособности банка является стабильный и ритмичный прирост прибыли и, как следствие, собственного капитала. Однако, прибыль зависит от качества активов, то есть от объема активов, приносящих доход, уровень их доходности, объема и структуры привлеченных ресурсов и затрат на них, а также ликвидности.
Представленные регрессионные модели прогнозирования прибыли ПАО «АИКБ «Татафондбанк» от розничных продуктов/услуг строится на прогнозе изменения его имущественного положения. Использование предложенного подхода к прогнозированию финансовых результатов деятельности Банка, а, следовательно, и повышения конкурентоспособности, позволяет также планировать структуру активов, капитала и обязательств, что немаловажно при управлении ликвидностью и платежеспособностью банковского учреждения.
Прогнозирование и планирование в деятельности банка может осуществляться в долгосрочном и краткосрочном периоде, однако задачи, возникающие в каждом из них различны по уровню сложности, применяемому математическому аппарату и достигаемой точности решения. При прогнозировании на долгосрочную перспективу следует использовать модели нелинейных функций. В краткосрочном периоде в ряде случаев удается осуществить более точный прогноз изменения уровня чистой прибыли Банка.
На основе полученных результатов необходимо сопоставить фактический и планируемый уровень чистой прибыли с суммой, которая, согласно финансовой политике, представляет собой прогноз и цель для достижения. Тем самым предложенная методика позволит разработать механизм регулирования и корректирования плановых показателей при планировании в ПАО «АИКБ «Т атафондбанк».
1. Федеральный закон № 381 от 28 декабря 2011 г. «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 2; 5; 8; 19. // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2012, №1, ст.2.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ О защите конкуренции // Российская газета. - №4128. - 27 июля 2006 г.
3. Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 // Справочно-правовая система «Консультант».
4. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и Сервис, 2012.
5. Алимов В.А. Управление конкурентоспособностью предприятия в современных условиях / В.А. Алимов. // Вопросы экономики. - 2011. - №11.
6. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика,
2011.
7. Артеменков В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменков, М.В. Беллендир. - М.: ДИС, 2011.
8. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2012.
9. Балдин А.Б. Организационно-экономические основы бизнеса / А.Б. Балдин, В.Д. Грибов, В.Л. Крутиков. - М.: МЭГУ, 2011.
10. Басовский Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. - М: ИНФРА-М, 2013.
11. Бесполов П.В., Гапоненко А.Л. и др. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал: Учебное пособие. Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А,Л, д.э.н. Орловой Т.М. — М.: Издательский Дом "Социальные отношения",
2012. — 184 с.
12. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2012. — 216 с.
13. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал/ Пер. с англ. под. ред. Л.Н. Ковалик.— СПб: Питер, 2012. — 288 с.
14. Буров В.П. Бизнес-план. Методика составления / В.П. Буров. - М.: ЦИПКК АП, 2012.
15. Бухалков М.М. Внутрифирменное планирование / М.М. Бухалков. - М.: Инфра-М, 2011.
16. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011.
17. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2013.
18. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ / И.М. Волков, М.В. Грачев. - М.: Юнити, 2011.
19. Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента / А.Д. Воробьев. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6.
20. Гарднер Р. Десять уроков по улучшению процессов для руководителей / Р. Гардне // Методы менеджмента качества. - 2012. - №7.
21. Глазков С.О. Управление инновациями - залог укрепления конкурентоспособности предприятия / С.О. Глазков. // Менеджмент. - 2013. - №2.
22. Горохов Н.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ / Н.Ю. Горохов, В.В. Малев. - М.: Филинъ, 2012.
23. Д.Г. Бойетта и Д.Т. Бойетта “Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления”. БКГ. Пять сил конкуренции (М. Портер).
24. Джон Ван Маурик. Эффективный стратег: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2012. — 208 с.
25. Дугельный А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии / А.П. Дугельный. // ЭКО. - 2011. - №12.
26. Зименков Р. Маркетинг промышленных предприятий / Р. Зименков. - М.: Юнити-Дана, 2014.
27. Иванникова И.А. Бизнес-план инвестиционного проекта / И.А. Иванникова. - М.: Экспертное бюро, 2011.
28. Интеллектуальная собственность: Сборник информационно¬
методических материалов. Том 1/ Лепешев А.А., Струков А.А., Невзоров В.Н., Иванов О.С.; Под ред. А.А. Лепешева. — Красноярск: ГУ "ЦНТИ", 2012. — 166 с.
29. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П., Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп./ Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2012. — 320 с.
30. Карасюк Е. Коварная балансировка. // Секрет фирмы.— 2012. — № 6, с. 9-13.
31. Кемпбелл Э., Саммерс К. Лачс. Стратегический синергизм, 2-е изд./. — СПб.: Питер, 2012. — 416 с.
32. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров / Е.Б. Комлев. //Маркетинг в России и за рубежом. — 2014. — № 3.
33. Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колосов, А.А. Трифилова. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №3.
34. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. - М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2012.
35. Кремер В. Управление проектами - путь к управлению бизнес- процессами? / В. Кремер // Методы менеджмента качества. - 2012. - №12.
36. Круглый стол «ЭКО» Стратегический менеджмент: повторение забытого и открытие нового. // ЭКО. - 2011. - №11.
37. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности В.С. Кузнецов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2.
38. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский Центр "Акционер". 2012 — с. 200.
39. Лунев В.П. Тактика и стратегия управления фирмой / В.П. Лунев. - М.: ДИС, 2014.
40. Малиновский Р.Г. Бизнес-план. Методические материалы / Р.Г. Малиновский. - М.: Финансы и статистика, 2010.
41. Мамонов В.И., Мамонова Е.В. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №2.
42. Марков М.Ю., Изуланова И. Особенности анализа в системе управления конкурентоспособностью предприятия // Новый маркетинг. - 2011. - №7.
43. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. С.С. Бизнес-планирование. - Новосибирск: Экор, 2012.
44. Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер; [Пер. с англ. А.О. Корсунский]. — М.: ООО "Вершина", 2012. — 272 с.
45. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №5.
46. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М. 2011.
47. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М. 2011.
48. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,
2010.
49. Оболенский В. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л,
2011.
50. Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан, Веттер, Магнус. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2012. — 304 с.
51. Парамонов В. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - М.:
81
Экономика, 2011.
52. Попов С. А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2014.
53. Портер М. Конкуренция.: Пер. с анг.: Уч. пос. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2011. — 495 с.
54. Рудаков М.Н. Стратегический менеджмент. // ЭКО. - 2011.- №11.
55. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2012.
56. Соловьев К.Г. Управление конкурентоспособностью предприятия. - М.: Инфра-М, 2011.
57. Тарасевич Е.И. Финансирование инвестиций в недвижимость. - СПб.: Издательство СПбГТУ, 2011.
58. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013.
59. Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика, 2012.
60. Турусин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
61. Фомин Д.С. Управление качеством в промышленном производстве. - М.: Инфра-М, 2011.
62. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с анг. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2012. - 288с.
63. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием.// Проблемы теории и практики управления. — 2011. — №4, с.
64. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. - М.: Дело, 2012.
65. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6.
66. Шрайэг Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №5.