Институт федерального вмешательства: проблема конституционно- правовой ответственности в федеративных отношениях
|
Введение 3
Глава I. Понятие института федерального вмешательства. Федеральное вмешательство в системе обеспечения государственного единства и целостности Российской Федерации 11
§1. Понятие федерального вмешательства, его принципы и правовая природа 11
§2. Историческое развитие и современное состояние института федерального вмешательства в зарубежных странах 29
§3. Роль федерального вмешательства при обеспечении безопасности и территориальной целостности Российской Федерации 39
Глава II. Теоретические аспекты конституционно-правовой ответственности в федеративных отношениях 48
§1. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды 48
§2. Правовая природа, основания и субъекты конституционно-правовой ответственности в федеративных отношениях 57
Глава III. Конституционно-правовое регулирование и практика реализации конституционно-правовой ответственности субъектов федерации в России.63
§1. Состояние и проблемы правового регулирования конституционно¬
правовой ответственности субъектов Российской Федерации 63 §2. Вопросы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации 71
Заключение 82
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 84
Глава I. Понятие института федерального вмешательства. Федеральное вмешательство в системе обеспечения государственного единства и целостности Российской Федерации 11
§1. Понятие федерального вмешательства, его принципы и правовая природа 11
§2. Историческое развитие и современное состояние института федерального вмешательства в зарубежных странах 29
§3. Роль федерального вмешательства при обеспечении безопасности и территориальной целостности Российской Федерации 39
Глава II. Теоретические аспекты конституционно-правовой ответственности в федеративных отношениях 48
§1. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды 48
§2. Правовая природа, основания и субъекты конституционно-правовой ответственности в федеративных отношениях 57
Глава III. Конституционно-правовое регулирование и практика реализации конституционно-правовой ответственности субъектов федерации в России.63
§1. Состояние и проблемы правового регулирования конституционно¬
правовой ответственности субъектов Российской Федерации 63 §2. Вопросы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации 71
Заключение 82
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 84
Одной из важнейших задач государственного строительства Российской Федерации является разработка и совершенствование механизмов обеспечения стабильности существования федерализма, а также конституционно-правовой базы обеспечения территориальной целостности и единства российского государства и народа. Создание устойчивого федерализма предполагает наличие юридических средств обеспечения стабильности нашего государства.Конституционную ответственность в отечественной правовой науке, по сравнению с другими видами юридической ответственности, стали выделять относительно недавно. Неоднозначность восприятия этого вида юридической ответственности породила различия в подходах к ее трактовке. Отсутствует единство и в характеризующем ее категориальном аппарате. И хотя научный интерес к вопросам конституционной ответственности существует, комплексный подход к исследованию проблем ответственности в сфере федеративных отношений еще не применялся.Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя есть, прежде всего, ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. При этом важно, чтобы объемы их прав и обязанностей,с одной стороны, и ответственности - с другой, были сбалансированы и находились в соответствующей зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности. Нарушения прав граждан, организаций со стороны государственных и муниципальных органов, их должностных лиц далеко не всегда влекут ответственность, а сами меры юридического воздействия в отношении лиц, наделенных публичной властью, только в последнее время начинают приобретать законодательное закрепление. Вместе с тем и
конституционно-правовые нормы, во всем их разнообразии, далеко не всегда устанавливают конституционную ответственность.Можно констатировать, что в отечественной правовой литературе при всех различиях в подходах, позиции ученых и практиков сходятся в одном: отражение в
законодательстве конституционной ответственности необходимо. Без этого шага невозможно развитие теории и практики юридической ответственности в сфере конституционно-правовых отношений. Практика
государственно-правового развития России показывает, что договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания и баланса интересов между Федерацией и ее субъектами, не всегда достигают поставленных целей. Современный уровень государственно-правовых отношений приводит к необходимости дальнейшей теоретической разработки и обусловливает потребность анализа практики применения мер по обеспечению стабильности федеративных отношений и защиты конституционного строя на всей территории страны, важнейшей частью которых является институт ответственности в федеративных отношениях.Содержание названного института определяется самой природой федеративного устройства. Институт ответственности в федеративных отношениях является важным признаком, позволяющим разграничить действительно федеративное государство от тех стран, в которых система осуществления власти строится по унитарным образцам, а федеративная форма является лишь данью исторической традиции. Вероятно, именно этим и объясняется отсутствие мер конституционно-правовой ответственности в механизмах власти и государственном праве на всех этапах существования советской государственности. На современном
этапе развития российского федерализма большое значение приобрели вопросы природы, формы и механизма ответственности Российской Федерации и ее субъектов. Особое внимание к субъектам федеративных отношений продиктовано тем, что обеспечение соответствия их поведения конституционно-правовым нормам является одной из гарантий стабильности федеративных отношений. Именно спецификой субъектов, а также особенностями оснований и мер ответственности во многом объясняется обособление ответственности в сфере федеративных отношений как разновидности конституционно-правовой ответственности.
Конституционно-правовая ответственность института федерального вмешательства рассматривается в настоящей работе в качестве особой разновидности конституционно-правовой ответственности. Она имеет определенную специфику в предпосылках и условиях применения, содержании мер воздействия, механизме и процедуре их реализации. Исследование института ответственности в сфере федеративных отношений позволит восполнить реальное содержание принципов федерализма, гарантируя реализацию прав субъектов федеративных отношений при одновременном установлении конкретных форм ответственности органов государственной власти федерации, органов государственной власти субъектов федерации и их должностных лиц за нарушение Конституции и федеральных законов. Кроме очевидных выгод в виде оформления юридических гарантий единства федерации и укрепления ее целостности, формирование и законодательное регулирование института ответственности в федеративных отношениях способствует повышению уровня защиты прав и свобод человека, упрочению и гармоничному развитию федеративных отношений с характерным для него единством правовой системы на всей территории страны. Только при наличии четкого конституционного механизма ответственности в федеративных отношениях действия федеральных властей по укреплению законности и правопорядка будут способствовать стабильности Российской государственности.Актуальность выбранной темы магистерской диссертации состоит в том, что в настоящее время практика федеративных отношений между центром и субъектами, а также конституционно-правовая ответственность в федеративных отношениях, в Российской Федерации выявила множество государственно-правовых проблем, возникающих при реализации норм Конституции России. Среди них можно выделить следующие: закрепление в конституциях субъектов права на выход из состава Российской Федерации (имевшее место в недавнем прошлом); государственный суверенитет субъектов; фиксацию права собственности на недра и природные ресурсы за субъектом; на заключение международных договоров; издание органами государственной власти субъектов правовых актов, нарушающих Конституцию России; неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Однако необходимо отметить, что благодаря действиям федеральных властей, а именно: Постановлениям Конституционного Суда РФ, Указу Президента РФ - эти противоречия в основном устранены.Разработка института конституционной ответственности в федеративных отношениях, закрепление механизма реализации санкций конституционно-правовой ответственности в соответствующих нормативных правовых актах объективно будет способствовать эффективному, устойчивому развитию Российской Федерации. Это обстоятельство обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности исследования.Несмотря на наличие большого количества научной, исследовательской, а также иной монографической литературы, нормативно-правового
материала, исследований отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и развития федеративных правоотношений, вопросы теоретической разработки механизма реализации санкций конституционно¬правовой ответственности в сфере федеративных правоотношений остаются наиболее важными для государства.
конституционно-правовые нормы, во всем их разнообразии, далеко не всегда устанавливают конституционную ответственность.Можно констатировать, что в отечественной правовой литературе при всех различиях в подходах, позиции ученых и практиков сходятся в одном: отражение в
законодательстве конституционной ответственности необходимо. Без этого шага невозможно развитие теории и практики юридической ответственности в сфере конституционно-правовых отношений. Практика
государственно-правового развития России показывает, что договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания и баланса интересов между Федерацией и ее субъектами, не всегда достигают поставленных целей. Современный уровень государственно-правовых отношений приводит к необходимости дальнейшей теоретической разработки и обусловливает потребность анализа практики применения мер по обеспечению стабильности федеративных отношений и защиты конституционного строя на всей территории страны, важнейшей частью которых является институт ответственности в федеративных отношениях.Содержание названного института определяется самой природой федеративного устройства. Институт ответственности в федеративных отношениях является важным признаком, позволяющим разграничить действительно федеративное государство от тех стран, в которых система осуществления власти строится по унитарным образцам, а федеративная форма является лишь данью исторической традиции. Вероятно, именно этим и объясняется отсутствие мер конституционно-правовой ответственности в механизмах власти и государственном праве на всех этапах существования советской государственности. На современном
этапе развития российского федерализма большое значение приобрели вопросы природы, формы и механизма ответственности Российской Федерации и ее субъектов. Особое внимание к субъектам федеративных отношений продиктовано тем, что обеспечение соответствия их поведения конституционно-правовым нормам является одной из гарантий стабильности федеративных отношений. Именно спецификой субъектов, а также особенностями оснований и мер ответственности во многом объясняется обособление ответственности в сфере федеративных отношений как разновидности конституционно-правовой ответственности.
Конституционно-правовая ответственность института федерального вмешательства рассматривается в настоящей работе в качестве особой разновидности конституционно-правовой ответственности. Она имеет определенную специфику в предпосылках и условиях применения, содержании мер воздействия, механизме и процедуре их реализации. Исследование института ответственности в сфере федеративных отношений позволит восполнить реальное содержание принципов федерализма, гарантируя реализацию прав субъектов федеративных отношений при одновременном установлении конкретных форм ответственности органов государственной власти федерации, органов государственной власти субъектов федерации и их должностных лиц за нарушение Конституции и федеральных законов. Кроме очевидных выгод в виде оформления юридических гарантий единства федерации и укрепления ее целостности, формирование и законодательное регулирование института ответственности в федеративных отношениях способствует повышению уровня защиты прав и свобод человека, упрочению и гармоничному развитию федеративных отношений с характерным для него единством правовой системы на всей территории страны. Только при наличии четкого конституционного механизма ответственности в федеративных отношениях действия федеральных властей по укреплению законности и правопорядка будут способствовать стабильности Российской государственности.Актуальность выбранной темы магистерской диссертации состоит в том, что в настоящее время практика федеративных отношений между центром и субъектами, а также конституционно-правовая ответственность в федеративных отношениях, в Российской Федерации выявила множество государственно-правовых проблем, возникающих при реализации норм Конституции России. Среди них можно выделить следующие: закрепление в конституциях субъектов права на выход из состава Российской Федерации (имевшее место в недавнем прошлом); государственный суверенитет субъектов; фиксацию права собственности на недра и природные ресурсы за субъектом; на заключение международных договоров; издание органами государственной власти субъектов правовых актов, нарушающих Конституцию России; неисполнение решений Конституционного Суда РФ. Однако необходимо отметить, что благодаря действиям федеральных властей, а именно: Постановлениям Конституционного Суда РФ, Указу Президента РФ - эти противоречия в основном устранены.Разработка института конституционной ответственности в федеративных отношениях, закрепление механизма реализации санкций конституционно-правовой ответственности в соответствующих нормативных правовых актах объективно будет способствовать эффективному, устойчивому развитию Российской Федерации. Это обстоятельство обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности исследования.Несмотря на наличие большого количества научной, исследовательской, а также иной монографической литературы, нормативно-правового
материала, исследований отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и развития федеративных правоотношений, вопросы теоретической разработки механизма реализации санкций конституционно¬правовой ответственности в сфере федеративных правоотношений остаются наиболее важными для государства.
Сравнивая такие понятия, как «конституционно-правовая ответственность» и «федеральное вмешательство», можно сделать вывод, что федеральное вмешательство по своему объему и содержанию является комплексным правовым институтом, который охватывает, в том числе и меры конституционно-правовой ответственности, не только применяемые по отношению к субъекту РФ, но и используемые этим субъектом в отношении иных территориальных образований. Вместе стем, средства федерального вмешательства могут включать не только принудительные санкции, применяемые в ответ на нарушения федеральных законов, но и комплекс мероприятий, посредством которых федерация наблюдает за деятельностью ее субъектов, может предложить различные формы согласительных процедур (например, реализация Президентом РФ своих полномочий, вытекающих из
ч. 1 ст. 85 Конституции РФ ). Ответственность же субъекта федерации — это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти.Отличительной чертой мер федеративной ответственности является то обстоятельство, что они могут применяться как за совершенное конституционное правонарушение, так и в случае невыполнения субъектом или его должностным лицом курса на укрепление государственно-правового единства федерации.Опыт применения института федеральной интервенции в зарубежных странах свидетельствует о том, что для достижения позитивных результатов вмешательство центра должно носить комплексный характер, сопровождаться принятием всей совокупности мер, допустимых конституцией соответствующего государства, но не сводиться только к карательно-репрессивным акциям. Попытки решения проблем федерализма преимущественно при помощи федерального вмешательства и иных чрезвычайных методов в ущерб социально-политическим инициативам, как правило, оказываются неэффективными и могут привести к прямо противоположному результату . Подводя итог и говоря
об эффективности создания в нашей стране института федерального вмешательства, я разделяю точку зрения А.А. Кондрашева , по которой целесообразнее введение в законодательство Российской Федерации понятия «конституционно-правовая ответственность субъектов федерации», под которой понимается правовая связь (состояние), возникающая вследствие несоблюдения конституционно-правовой нормы субъектами, воплощенная в установлении нормативного требования, обращенного к субъекту, подвергнуться государственному осуждению. Конституционно-правовая ответственность в этом случае может быть либо реализована путем применения государственно-принудительных средств в форме лишений организационного характера (расформирование, прекращение деятельности органа), утраты юридической силы или приостановления действия правового акта или путем восстановления нарушения правопорядка государством с использованием средств государственного принуждения или самостоятельно правонарушителем под угрозой использования таких средств, либо не реализована (временно или окончательно), но состояние ответственности и угроза реализации соответствующих санкций будут иметь место в любом случае.
ч. 1 ст. 85 Конституции РФ ). Ответственность же субъекта федерации — это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти.Отличительной чертой мер федеративной ответственности является то обстоятельство, что они могут применяться как за совершенное конституционное правонарушение, так и в случае невыполнения субъектом или его должностным лицом курса на укрепление государственно-правового единства федерации.Опыт применения института федеральной интервенции в зарубежных странах свидетельствует о том, что для достижения позитивных результатов вмешательство центра должно носить комплексный характер, сопровождаться принятием всей совокупности мер, допустимых конституцией соответствующего государства, но не сводиться только к карательно-репрессивным акциям. Попытки решения проблем федерализма преимущественно при помощи федерального вмешательства и иных чрезвычайных методов в ущерб социально-политическим инициативам, как правило, оказываются неэффективными и могут привести к прямо противоположному результату . Подводя итог и говоря
об эффективности создания в нашей стране института федерального вмешательства, я разделяю точку зрения А.А. Кондрашева , по которой целесообразнее введение в законодательство Российской Федерации понятия «конституционно-правовая ответственность субъектов федерации», под которой понимается правовая связь (состояние), возникающая вследствие несоблюдения конституционно-правовой нормы субъектами, воплощенная в установлении нормативного требования, обращенного к субъекту, подвергнуться государственному осуждению. Конституционно-правовая ответственность в этом случае может быть либо реализована путем применения государственно-принудительных средств в форме лишений организационного характера (расформирование, прекращение деятельности органа), утраты юридической силы или приостановления действия правового акта или путем восстановления нарушения правопорядка государством с использованием средств государственного принуждения или самостоятельно правонарушителем под угрозой использования таких средств, либо не реализована (временно или окончательно), но состояние ответственности и угроза реализации соответствующих санкций будут иметь место в любом случае.
Подобные работы
- Институт федерального вмешательства: проблемы конституционно-правовой ответственности в Федеративных отношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017 - Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Конституционная ответственность в системе юридической ответственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовой статус кандидата на выборах в органы государственной власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Правовой институт высшего должностного лица субъекта
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Особенности правового статуса субъектов РФ и изучение темы в организациях среднего профессионального образования (СПО) (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере образования: проблемы теории и Ирак гики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



