ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Факторы активизации самостоятельной работы студентов 8
1.2. Студент как субъект учебной деятельности и учебного процесса 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 41
2.1. Анализ факторов и барьеров самостоятельной работы студентами 41
2.2. Пути активизации самостоятельной работы студентов на учебном занятии 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: Среднее профессиональное образование, готовя будущих специалистов, должно отвечать потребностям современного рынка труда. В настоящее время ведется активная работа по внедрению стандартов Worldskills в среднее профессиональное образование. Движение Worldskills - это международное движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой стране, так и во всем мире в целом. Согласно стандартам Worldskills, современный специалист должен уметь не только выполнять заданную команду, но и мыслить творчески, легко подстраиваясь под быстроизменяющиеся условия работы. Он должен уметь не только воспринимать большой поток информации, но и уметь его перерабатывать, осознавать и работать с ним, то есть информированный человек, это еще не значит образованный человек. Образованность современного человека требует от него активной творческой позиции в отношении окружающего мира, готовности преобразовать имеющиеся способности в актуальные и своевременные для профессиональных и личных задач. Хороший специалист не может получиться без собственной мотивации к изучению нового материала и стремления к саморазвитию, то есть одна из задач преподавателя сегодня - это активизация самостоятельной работы студентов.
В научных публикациях рассматривались разные аспекты активизации самостоятельной работы студентов. Самостоятельной работе студентов посвящены исследования Л.Г. Вяткина, М.Г. Гарунова, Б.П. Есипова, В.А. Козакова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой, А.П. Тряпицыной и др., исследованию познавательной активности посвящены работы В.А. Аверина, В.И. Дружинина, Е.В. Коротаевой, Н.В. Кухарева, А.М. Матюшкина, М.П. Осиповой, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной. Проблемой активизации познавательной деятельности занимались Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, В. Б. Бондаревский, Н. Г. Дайри, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, В.С. Ильин, Е.Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Г.М. Муртазин, И. З. Озёрский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, В.А. Черкасов, П.И. Чернецов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие. В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Е.М. Никиреева, П.А Просецкого, А.А. Реана, Е.И. Степановой, В.А Сластенина, В.А. Якунина, посвященных особенностям студенчества, как особой категории студент выступает как субъект учебной деятельности.
Несмотря на то, что проблемой активизации познавательной деятельности, самостоятельной работы студентов занимались многие ученые, эта проблема в настоящее время приобретает особое звучание. Так как встает вопрос о воспитании самостоятельного, деятельностного субъекта, способного не только воспринимать новые знания и осваивать новые компетенции в процессе обучения, но и в течение всей жизни обновлять свои компетенции и быть в курсе новых научных и технических достижений, то есть учиться непрерывно и самостоятельно.
Проблемой нашего исследования является активизация самостоятельной работы на учебных занятиях студентов СПО. Изучая данный вопрос, мы столкнулись со следующим противоречием. С одной стороны, программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а задача преподавателя СПО - научить, передать профессиональные знания, опираясь на то, что уже знают и умеют студенты. Однако, также важно подготовить студента к самостоятельному пополнению профессиональных и социальных знаний и умений для того, чтобы быть успешным в профессии и в жизни. Но в самом процессе обучения недостаточно учитывают внутренние факторы и барьеры самого студента при выполнении им работы самостоятельно, а преподаватель, организуя учебный процесс не учитывает внутренние мотивирующие факторы на познавательную активность и самостоятельную работу студентов.
Цель исследования: изучить внутренние факторы активизации студентов при выполнении ими самостоятельной работы для создания педагогических факторов активизации самостоятельной работы, делающих студентов соавторами учебного занятия и преодоления ими их внутренних барьеров, препятствующих эффективной учебной деятельности.
Объект исследования: процесс самостоятельной работы студентов СПО. Предмет исследования: педагогические факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования: студенты будут активны в процессе самостоятельной учебной работы на занятиях и будут готовиться к учебному занятию дома, если:
- включить студента в процесс анализа факторов, способствующих их интересу к изучаемому на занятиях и самостоятельно и анализ барьеров, препятствующих их активности на занятии и при подготовке домашних заданий;
- создать условия для осознания студентом возможности управления собственной учебной работой;
- сделать студента участником организации учебного занятия вместе с преподавателем, например, через обсуждение форм и методов работы и выбор соответствующих для определенной темы.
Задачи исследования:
1. На основании анализа литературы по проблеме самостоятельной работы студентов раскрыть сущность понятия «активизация самостоятельной работы студентов СПО»;
2. Создать модель активизации самостоятельной работы студентов;
3. Изучить позицию студентов в отношении самостоятельной учебной работы;
4. На основе проведенного исследования определить педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов СПО.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, групповое фокусированное интервью;
Новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- за основу определения педагогических факторов активизации самостоятельной работы студентов приняты результаты исследования факторов, определяемых самими студентами;
- активизация самостоятельной работы студентов строится на основе их субъектной позиции в отношении учебного процесса;
- выделены этапы становления субъектной позиции студентов в активизации самостоятельной работы: когнитивный (осознание студентами факторов, определяющих их активность в самостоятельной работе), рефлексивный (самоконтроль и самоуправление в самостоятельной познавательной деятельности), деятельностный (сотворчество с преподавателем в построении учебного занятия).
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в углублении и конкретизации научных представлений о факторах активизации самостоятельной работы студентов;
- в обосновании зависимости эффективности самостоятельной работы студентов от того, учитывает ли преподаватель внутренние и внешние факторы активности студента в учебном процессе, определяемые самими студентами;
- в доказательстве положения о том, что субъектная позиция студента в учебном процессе повышает активность студента и в самостоятельной работе;
- в определении технологии оптимизации педагогических факторов в процессе активизации самостоятельной работы студентов
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована трехступенчатая модель активизации самостоятельной работы студентов СПО; внедрены педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов СПО в учебный процесс.
Краткое содержание работы:
Во введении раскрыта актуальность избранной темы исследования; определены цели и задачи, объект и предмет исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования «Педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов СПО». В результате были рассмотрены и уточнены понятия «самостоятельная работа», «педагогические факторы» и «активизация самостоятельной работы студентов СПО». Были определены факторы активизации самостоятельной работы, на которые указывают исследователи этой темы. А также была построена модель активизации самостоятельной работы студентов СПО, при этом студента мы рассматривали как субъекта учебного процесса.
Во второй главе мы определили педагогические факторы активизации самостоятельной работы, на которые указывают студенты. Эксперимент проводился в три этапа: 1. анкетирование (на этом этапе студент, отвечая на вопросы анкеты встречался с проблемой активизации собственной самостоятельной работы); 2. фокусированное групповое интервью, в процессе которого студенты постепенно осознавали возможность самоконтроля и самоуправления в самостоятельной познавательной деятельности; 3. включение педагогических факторов активизации самостоятельной работы в учебный процесс. Были проанализированы результаты проведенного исследования и проверки модели активизации самостоятельной работы студентов.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
Объем магистерской диссертации - 91 страница; библиография содержит - 64 источника. В работе 4 таблицы, 28 рисунков, 2 приложения
Данная исследовательская работа на тему: «Педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов СПО» проводилась нами с целью изучить внутренние факторы активизации студентов при выполнении ими самостоятельной работы для создания педагогических факторов активизации самостоятельной работы, делающих студентов соавторами учебного занятия и преодоления ими их внутренних барьеров, препятствующих эффективной учебной деятельности.
Для достижения этой цели с начала мы провели анализ психолого-педагогической литературы и определили понятия «самостоятельная работа», «педагогические факторы» и «активизация». Самостоятельную работу мы рассматривали как вид познавательной деятельности студента, которая зависит от познавательного интереса студента и его, индивидуальных и возрастных особенностей.
Особенностью нашего исследования являлось то, что активизацию студента мы рассматривали на основе его роли - полноправного участника в организации учебного занятия и помощника в разработке учебного содержания. Для целей нашей исследовательской работы мы приняли такое определение: «активизация самостоятельной работы студентов СПО» - это создание таких педагогических условий, при которых студент рефлексирует внутренние и внешние факторы, способствующие выполнению самостоятельной работы, и становится субъектом самоуправления в учебной деятельности».
В своей работе мы опирались на факторы и барьеры, которые определили М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый и Ильин Е.П. В дальнейшем мы соотнесли их с факторами, полученными в нашем исследовании.
Рассматривая студента, как субъекта учебной деятельности, мы выделили три уровня активизации его самосознания: когнитивный, рефлексивный и деятельностный. На основе выделения этих уровней, была создана модель активизации самостоятельной работы студентов СПО, путем совместного проектирования учебного занятия.
Основная идея нашего исследования заключалась в том, что в учебном процессе необходимо было учитывать то, как сами студенты воспринимали этот процесс и создавать условия для их активного включения в организацию собственного образовательного пространства. Это включение было организованно на нескольких уровнях:
1. осознание студентом своей роли в учебном результате и факторов и барьеров учебного творчества;
2. анализ возможностей управления самим студентом внутренними факторами активизации самостоятельной познавательной деятельности;
3. выбор и обоснование форм и методов самостоятельной деятельности на учебном занятии самими студентами.
Для активизации субъектной позиции студента мы использовали следующие методы:
1. анкетирование;
2. фокусированное групповое интервью;
3. проектирование учебных занятий в малых группах;
Во время проведения анкетирования, важно было выявить, какие внутренние и внешние препятствия для самостоятельной работы видит сам студент, какие факторы, помогающие работать самостоятельно, он сам выделяет и видит ли он возможности саморегуляции. В результате качественного метода исследования определены факторы, выделяемые студентами и значимые для активизации их самостоятельной работы на учебных занятиях.
Фокусированное групповое интервью, ориентированное на совместное исследование проблемы, позволило вместе со студентами увидеть возможности актуализации тех внутренних факторов, которыми студент может управлять самостоятельно. В результате группового фокусированного интервью, студенты включились в рефлексивную позицию в отношении направления саморазвития.
Включение выявленных педагогических факторов в учебный процесс происходило с использованием различных форм и методов построения учебного занятия: работа в малых проектных группах на занятии, выполнение задания, связанного с поиском нужной информации, творческие задания, урок-дискуссия, урок-конференция, урок-семинар, кейс-метод. метод проектов и т.д. Такие формы учебных занятий требовали участия студентов в совместном с преподавателем обсуждении и включали их в активную проработку изучаемого. Участие в таких занятиях было невозможно без предварительной домашней подготовки студентами. Целью включения педагогических факторов в совместное проектирование учебного занятия являлось то, что через определенные формы и методы организации учебного занятия активизировались внутренние факторы активизации студентов, которые так же были определены в результате качественного исследования. Это: самоутверждение, целеустремленность, соревновательный дух, интерес к изучаемой теме и желание быть успешным.
Проектирование совместного учебного занятия включало межличностные механизмы активизации познавательной деятельности студентов. Участие студентов в проектировании учебного занятия требовало от них не только знаний по предмету, но и знаний по организации учебной деятельности. При этом проявлялось их стремление к самообразованию, самоорганизации и саморазвитию своей личности. Это все в целом привело к тому, что мы наблюдали на совместном учебном занятии активизацию самостоятельной работы студентов СПО. Преподаватель на таком занятии выступал в роли модератора, координатора общей деятельности. Его функции были: стимулировать познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности, учитывая индивидуальные особенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом разных начальных условий для каждого студента, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь благодаря наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Определить и создать эти условия - задача каждого преподавателя. Данное исследование позволяет оптимизировать организационные действия преподавателя на занятиях с целью повышения эффективности учебной деятельности студентов, а также активизировать субъектную позицию студентов на учебном занятии.