Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Поэма семи сказок» В.М. Васнецова: интерпретация образов русского фольклора

Работа №51387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
483
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Русская ментальность в зеркале народного творчества 13
1.1 Проекция «древнерусской картины мира» в русской волшебной
сказке 13
1.2 Волшебные мотивы в народном изобразительном искусстве 26
Глава II. Визуальная интерпретация русской волшебной сказки: опыт
В.М. Васнецова 38
11.1 Историко-культурный контекст творчества В.М. Васнецова 38
11.2 Визуализация сказочных образов в «Поэме семи сказок» 51
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложение

Постановка проблемы. Актуальность темы.
Одним из оригинальных интерпретаторов сказочного мира русской культуры является художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Его творчество можно считать частью той эпохи русской культуры, в период которой (аналогично современной ситуации, но более осознанной и глубинной) наблюдался рост национального самосознания и интереса к народной культуре. Сегодня обращение к его творческому наследию необычайно важно, потому что в настоящее время в российском обществе наблюдается подъём патриотического настроения, связанного с ростом национального самосознания и повышения самооценки собственной культуры и истории. Эти процессы стимулируют интерес к изучению русской культуры в прошлом и настоящем.
Русская народная культура является важной частью культуры современной России. Изучение фольклора, как компонента русской народной культуры, представляет интерес для современных исследователей, поскольку именно в фольклоре, в том числе в русской волшебной сказке, содержится потенциал для реконструкции древнерусской картины мира. Волшебная сказка со «своей установкой на вымысел и чудеса» выступает как концентратор мифологических воззрений славян-язычников, корней русской народной культуры.
Фольклор можно изучать не только на материале сказок, но и по источникам вещно-предметного мира, в частности изобразительным, в которых образы сказочных героев предложены в интерпретации великих русских художников, каковым является и В.М. Васнецов.
Виктора Васнецова современники признавали «возвестителем русской «самобытности», вдохновенным мистиком, художником национальных откровений» . Поэтому чрезвычайно важно показать самобытность его творчества и специфический подход к визуальному истолкованию образов русского фольклора, отразившийся в том числе в его «сказочном» цикле.
Степень изученности темы.
Творчество В.М. Васнецова, также как и личность живописца, стало привлекать исследователей в качестве предмета изучения ещё при жизни великого художника. Чаще всего исследования его творческого пути, художественных достижений включались в работы о русском искусстве XIX¬XX вв., не представляя собой специализированных трудов. Так, искусствоведы и критики, современные Виктору Васнецову: А.Н. Бенуа , С.С. Глаголь , В.В. Стасов , С.К. Маковский , - в своих трудах об искусстве России останавливались и на творческом наследии Виктора Михайловича, представляя свой взгляд на вклад художника в изобразительное искусство. Большинство таких исследований склонялось к тому, что В.М. Васнецов стал новатором только в идейно-тематическом плане, тогда как живописной технике и выразительности визуального языка он ничего нового не «подарил». Несколько иного мнения был современник художника, искусствовед И.Э. Грабарь , в своём очерке о творческих достижениях Виктора Васнецова утверждавший его исключительное живописное чутье и новаторство пространственно-пластического подхода, в частности, в архитектурной сфере.
Более или менее обстоятельная работа, посвящённая исключительно творчеству В.М. Васнецова появилась в 1906 году, её автором стал теоретик и историк искусства А.И. Успенский. В книге «Виктор Михайлович Васнецов» искусствовед представил пройденный на тот момент художником творческий путь, подкрепляя его своими комментариями и богатым иллюстративным материалом.
Несмотря на то, что сразу после прихода советской власти Виктор Васнецов не был забыт, полноценные исследования его творчества возобновились лишь к середине XX века. С 1950-х гг. в СССР начинают публиковаться монографии, обобщающие известную о творческом пути В.М. Васнецова информацию и заново анализирующие его достижения. Так, исследователи А.К. Лебедев , Н.С. Моргунов и Н.Д. Моргунова-Рудницкая , Л.И. Иовлева рассматривали жизнь и творчество великого художника уже с временным отрывом от эпохи, но так или иначе многократно подтверждали значимость его фигуры в русском искусстве.
Ближе к концу XX столетия возобновляется, хотя и в узкой направленности, исследовательский интерес к творчеству В.М. Васнецова, что выразилось в научной работе Н.А. Ярославцевой «Творчество В.М. Васнецова в 70-90 гг. XIX века. Формирование и развитие стиля» , в которой искусствовед предприняла попытку обновлённого осмысления творческого пути художника и тех факторов, которые оказали влияние на становление его самобытной стилистики.
Внимание также привлекает исследование современного искусствоведа Е.А. Скоробогачевой , которая связывает становление творческой личности В.М. Васнецова с влиянием его родины - Русского Севера. С точки зрения географического фактора Е.А. Скоробогачева объясняет особенности тематики и стилистики художника.
Таким образом, исследовательский интерес к творческому наследию В.М. Васнецова всегда лежал в области искусствознания, почти не соприкасаясь с культурологией. XXI век, в котором процветают культурологические исследования, также не дал каких-либо новых обстоятельных трудов о творчестве Виктора Васнецова в его связи с культурологической проблематикой.
Обоснование хронологических рамок.
Поставленная в работе проблема предполагает поиск своего решения в исторический период конца XIX - первой четверти XX вв. Эти временные границы логично вытекают из предмета исследования: художник В.М. Васнецов начал работу над «сказочными» живописными полотнами ещё в 1870-х годах, а закончил в 1926 году. Однако обозначенные хронологические рамки объясняются не только периодом творчества Виктора Васнецова, но также историко-культурным контекстом. Нижняя граница - конец XIX века - обусловлена поиском «национального идеала в жизни и культуре» , попытками художественной актуализации корней русской культуры. Эти проблемы стали одними из самых важных, поскольку были продиктованы «социокультурными задачами в деле самопознания и самоутверждения русской нации». Верхняя временная граница естественным образом продиктована уходом из жизни великого художника В.М. Васнецова, который в свой последний год заканчивал работу над завершающими «Поэму семи сказок» картинами. Таким образом, хронологические рамки исследования простираются с 1870-х годов до 1926 года.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступает цикл живописных полотен В.М. Васнецова под названием «Поэма семи сказок».
Объектом исследования являются образы русского сказочного фольклора как сферы русского народного изобразительного искусства.
Характеристика источников и литературы.
Весь комплекс использованных в данной работе источников можно разделить на несколько групп.
Первая группа - это изобразительные источники, ядром которых явились картины из цикла «Поэма семи сказок»: «Спящая царевна» (1900¬1926), «Баба-яга» (1901-1917), Царевна-лягушка» (1901-1918), «Царевна Несмеяна» (1914-1916), «Сивка бурка» (1914-1926), «Ковёр-самолёт» (1919¬1926), «Кащей бессмертный» (1917-1926). Для адекватного анализа полотен из «сказочного цикла» без отрыва от историко-художественного контекста были использованы некоторые другие произведения изобразительного искусства. В первую очередь, иные «сказочные» картины В.М. Васнецова: «Ковёр-самолёт» (1880), «Алёнушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), «Иван-царевич на сером волке» (1889), - которые позволяют взглянуть шире на художественный потенциал В.М. Васнецова в сфере визуализации образов волшебной сказки. Также источниками явились иллюстрации сказочно-фольклорной тематики современников художника: «Иван-царевич и Жар-птица» (1896), «Сивка-бурка» (1898) Е.Д. Поленовой, «Баба Яга» (1899-1900), «Иван царевич и Жар-птица» (1899), «Царевна- Лягушка» (1899), «Кощей Бессмертный» (1901) И.Я. Билибина. Кроме того, для очевидности преемственности творчества Виктора Васнецова с традициями народного изобразительного искусства были привлечены русские лубочные картинки, такие как «Сказка о Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» (1866) литографа И.А. Голышева и многочисленные иллюстрации из монографии Е.А. Мишиной «Русская гравюра на дереве XVII-XVIII вв.». К тому же, связь стиля В.М. Васнецова с народным искусством была проанализирована на образцах декоративно-прикладной росписи, чьи фоторепродукции были содержатся в книге О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины». Также были привлечены фотоматериалы интернет-сайтов Государственного исторического музея и Государственного Русского музея.
Вторая группа источников - письменные источники личного происхождения, представленные эпистолярным наследием В.М. Васнецова, его дневниками, воспоминаниями современников. Данные источники опубликованы в книге «В.М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания» под редакцией Н.А. Ярославцевой и в труде «Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы» автора-составителя Л.В. Короткиной. Источники личного происхождения позволили рассмотреть жизнь и творчество В.М. Васнецова в связи с историко-культурной эпохой, в которую вписан сам художник.
Третья группа - устные источники, представляющие собой фольклорный материал. При исследовании образов и сюжетов русской волшебной сказки был использован сборник сказок А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» , поскольку именно Александр Николаевич явился не только величайшим русским собирателем фольклора, но и исследователем духовной культуры славянских народов. Также был привлечён сборник европейских сказок Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни, или Истории и предания былых времён» . Этот выбор обусловлен тем, что одна из картин сказочного цикла «Спящая царевна» свой сюжет берёт не из русского фольклора, а из европейского. Поэтому целесообразно было использовать именно европейский сборник сказок Шарля Перро, впервые поднявшего народную сказку на уровень «высокой» литературы в европейской традиции. В данной работе сознательно не привлекается первый известный источник с сюжетом «Спящей красавицы» - французский прозаический рыцарский роман середины XIV века «Древние хроники Англии, события и деяния короля Персефореста и рыцарей Вольного Чертога», поскольку его текст не переведён на русский язык. Также не был взят «жестокий» вариант сказки Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия» из его сборника «Сказка сказок» , потому что он получил менее широкое признание и распространение в литературном и изобразительном творчестве, нежели «смягчённая» версия Шарля Перро.
Наш выбор литературы обусловлен преимущественным интересом к творчеству В.М. Васнецова и тем исследованиям, которые помогают интерпретировать его творческое наследие в контексте изучаемой нами проблемы. Поэтому в использованной литературе можно выделить несколько групп.
Первая группа - научные работы, очерки, статьи, посвящённые личности В.М. Васнецова. Для изучения оригинального художественного стиля Виктора Васнецова и его роли в развитии русского искусства были использованы статьи и очерки современников художника: А.Н. Бенуа, С.К. Маковского, - которые открывают оригинальный и первоначальный взгляд на творчество В.М. Васнецова, что чрезвычайно важно при анализе его произведений. Также были использованы научные исследования Н.А. Ярославцевой «Творчество В.М. Васнецова в 70-90 гг. XIX века. Формирование и развитие стиля» и Е.А. Скоробогачевой «Русский Север в творчестве В.М. Васнецова и художников его круга» , поскольку в них представлен многогранный опыт изучения особенностей стилистики художника и его личности.
Вторая группа - это исследования в области русского народного изобразительного искусства, чья значимость для настоящей работы определяется необходимостью проведения параллелей между творческим стилем Виктора Васнецова и народными художественными традициями. Особый интерес представляют научные работы Ю.М. Лотмана и
С.Ю. Юркова , которые открывают новый взгляд на один из видов народного искусства - лубок как текст игровой фольклорной природы.
Третья группа - научные труды и статьи, раскрывающие проблему сущности русской волшебной сказки, её истоков, проецируемых в фольклорных сюжетах и образах, интерпретация самих сказочных образов. Русская волшебная сказка в контексте указанной проблематики наиболее глубоко изучена и представлена в признанных классическими трудах филолога-фольклориста В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» . Для данной работы исследования Владимира Проппа значимы тем, что в них содержится новаторский для своего времени структурный подход к исследованию генезиса, содержания и смыслов сказки. Также важной научной работой для рассмотрения русской волшебной сказки как носителя мировоззрения древнерусского народа является труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» . Данный труд даёт интересный взгляд на соотношение фольклорного материала и образов древнерусского язычества, картины мира славян, что подкрепляется многочисленными примерами из конкретных русских волшебных сказок.
Современная точка зрения на связь «древнерусской картины мира» и русской волшебной сказки была проанализирована на научных работах таких исследователей, как А.С. Лызлова , А.В. Жучкова и К.Н. Галай , В.П. Фёдорова33 , А.А. Кузьмин , которые одновременно и обобщили предшествующий исследовательский опыт и представили новое осмысление трансформации языческих образов в структуре волшебной сказки.
Четвёртая группа - научные труды и статьи, посвящённые проблеме художественной рефлексии образов русского фольклора, русской волшебной сказки в период рубежа XIX-XX веков. Исследовательские работы О.Б. Яковлевой , О.В. Кузнецова стали важным информационным ресурсом по контексту творческой деятельности В.М. Васнецова, общих художественных и культурных тенденций современной ему эпохи.
Методы исследования
В работе были использованы как общие гуманитарные методы: описательный, сравнительный, семиотический, биографический и сравнительно-сопоставительный методы, - так и синтетические культурологические методы, включающие анализ и синтез историко-культурных феноменов. При анализе визуальных источников (полотен В.М. Васнецова, русских лубочных картинок, народной росписи) был использован иконографический метод.
Цель данной работы состоит в исследовании феномена интерпретации образов русского сказочного фольклора в художественном опыте В.М. Васнецова. Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность русской волшебной сказки как важнейшего компонента русской духовной культуры и одной из основ народно - визуальной культуры;
2) Представить взаимосвязь русских фольклорных традиций изобразительного искусства и художественного стиля В.М. Васнецова;
3) Показать развитие творчества В.М. Васнецова и взаимное влияние его художественных откровений и историко-культурного контекста;
4) Проанализировать цикл В.М. Васнецова «Поэма семи сказок» в его специфике и самобытности как один из способов визуального истолкования образов русской волшебной сказки.
Обоснование структуры работы.
Архитектоника работы позволяет последовательно раскрыть авторский замысел. Структура состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа. Первая глава «Русская ментальность в зеркале народного творчества» планомерно раскрывает существующий культурологический взгляд на отражение славянского и древнерусского мировоззрения, мироощущения в сюжетике, образах, персонажах и изобразительных средствах волшебной сказки и народного изобразительного искусства. Вторая глава - «Визуальная интерпретация русской волшебной сказки: опыт В.М. Васнецова» представляет анализ творческого пути, художественных поисков великого художника, а также самобытного стиля В.М. Васнецова, воплотившегося в большей степени в его «сказочных» полотнах в контексте современной ему культурно-исторической ситуации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённого исследования нам удалось прийти к следующим выводам.
Во-первых, при анализе историко-культурного контекста творчества В.М. Васнецова был подтверждён тот факт, что его художественные искания, ставшие «национальным прорывом» в русском искусстве XIX века, раскрыли заново кладезь сказочно-волшебной иконографии и сам дух русской волшебной сказки. Благодаря интересу В.М. Васнецова к родному фольклору ещё больше утвердилась актуальность русской волшебной сказки как зеркала «древнерусской картины мира».
Во-вторых, на примере живописных полотен Виктора Васнецова очевидным стало, что художник одним из первых в российской художественной среде XIX века осмелился сказать своим творчеством, что образы русской старины, сказочные герои русского фольклора не менее достойны отражения в искусстве, чем сюжеты и персонажи прославленных древнегреческой и древнеримской мифологий.
В-третьих, при анализе картин «сказочного» периода творчества В.М. Васнецова подтвердилась связь его художественного стиля с народно¬визуальной культурой, представленной лубочной картинкой и народной декоративной росписью. Лубочная картинка, создавшая свою оригинальную интерпретацию образов волшебной сказки, также подкреплена фольклорной традицией, и потому логично стала той сферой, откуда художник черпал вдохновение. В свою очередь народная роспись, подарившая лубку элементы своего особого изобразительного языка, столь же оправданно стала источником визуальных образов творчества Виктора Васнецова.
В-четвёртых, результат проведенного анализа произведений из цикла «Поэма семи сказок» Виктора Васнецова позволяет выявить характерные черты стиля художника: былинно-сказочная тематика, гармония всех изобразительных структур, особая ритмичность, высокая орнаментированность, фантастический колорит, мягкая линия, динамичность и музыкальность. «Поэма семи сказок» предстаёт средоточием всех исканий художника, в полной мере демонстрирующим факторы, оставившие след на его творческом стиле.
Сопоставляя проанализированные факты культурно-исторической эпохи, специфики личности Виктора Васнецова и самобытное творчество художника, нам удалось прийти к следующему: художник не был всего лишь иллюстратором русских былин и сказок, с сыновней теплотой изображающим родные старорусские образы, но попытался философски интерпретировать фольклорное наследие. В.М. Васнецов, создавая свои сказочные и эпические полотна, хотел, как нам кажется, передать зрителю важное послание. Художник своим живописным языком пытался напомнить современному ему и будущим поколениям, что история и культура России несут в себе величие, красоту и гармонию. Виктор Васнецов хотел показать, что всё прекрасное уже есть в родных землях, в природе, в языке, в верованиях русского народа.
Художник считал и хотел доказать другим, что в русской культуре заключена своя особенная мудрость, которую, по его мнению, современники «откинули в сторону», поддавшись напору нестабильной общественно-политической ситуации. В тяжёлую пору революций и войн Виктор Васнецов погрузился в волшебные образы русских народных сказок, не теряя надежды на обретение русским человеком потерянной «Голубиной книги», где хранятся и мудрость, и гармония, и истина.
Виктор Васнецов был истинно русским художником, который сумел поднять до необычайной высоты тему «русскости» в живописи и воплотил этот образ в картинах «Богатыри» и «Алёнушка». Хрестоматийный образ Родины, который советские школьники впитывали с картинок «Букваря» и учебника по «Родной речи», формировался благодаря визуальному ряду репродукций с картин русских художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Виктора и Аполлинария Васнецовых. Образ России Виктора Васнецова отразил русскую природу, силуэты древнерусской архитектуры и костюма, предметы быта, наконец, русское узорочье и особый красочный колорит. Найденные живописцем черты визуального образа России дополняют общую картину русского мира, созданную И.И. Шишкиным, И.И. Левитаном, А.К. Саврасовым, Б.М. Кустодиевым и другими отечественными живописцами конца XIX - первой половины XX века.
Не случайно одна из картин Аполлинария Васнецова так и называлась «Родина» (1856). Можно сказать, что именно русские художники формировали в нескольких поколениях россиян чувство любви к Отечеству, как говорили в дореволюционной России, или советский патриотизм, который стал нравственной основой стойкости и героизма нашего народа, сумевшего победить в Великой Отечественной войне. Любить Родину и дорожить своим Отечеством учили народ в том числе и картины русских художников. Можно сказать, что вклад В. Васнецова в формирование русского патриотизма не менее значителен, чем его художественные открытия. Его цикл «Поэма семи сказок» своими образами, уходящими в истоки русской ментальности, также способствовал росту национального самосознания русского народа.
Несмотря на возникавшие трудности при поиске визуальных источников, в частности, лубочных картинок на тему волшебных сказок и декоративных росписей со сказочными мотивами, нам представляется, что удалось привлечь минимальную базу для исследования особенностей «сказочного» периода творчества В.М. Васнецова. Данное исследование, как нам кажется, не будет верным считать полностью исчерпывающим, поскольку большое количество визуального материала остаётся неохваченным в силу своей недоступности для автора. Это направляет на мысль, что нами было положено только начало исследованиям данной тематики.
Наследие Виктора Михайловича содержит немало интересных для культурологического осмысления моментов. Мы считаем, что творчество Виктора Васнецова уже недостаточно рассматривать исключительно в искусствоведческом ключе и полагать, что его стиль был простым пережитком «старой» живописной школы. Творчество и личность художника можно исследовать по таким направлениям как: соединение народной и элитарной культуры в искусстве В.М. Васнецова, влияние Москвы на художественно-философские искания живописца, Виктор Васнецов как «гений места» Русского Севера и т.п. Таким образом, творческое наследие В.М. Васнецова имеет определённый потенциал для дальнейшего осмысления в культурологическом ключе.



1. Билибин И.Я. Баба Яга. Иллюстрация к русской народной сказке «Василиса Прекрасная». 1900. Бумага, акварель, тушь // Сказки. Василиса Прекрасная / рисунки И.Я. Билибина. - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. - 12 с.
2. Билибин И.Я. Иван царевич и Жар-птица. Иллюстрация к русской народной «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и сером волке». 1899. Бумага, акварель, тушь // Сказки. Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и сером волке / рисунки И.Я. Билибина. - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. - 12 с.
3. Билибин И.Я. Кощей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья
Моревна». 1901. Бумага, акварель, тушь // Сказки. Марья Моревна / рисунки И.Я. Билибина. - СПб.: Экспедиция заготовления
государственных бумаг, 1903. - 12 с.
4. Билибин И.Я. Царевна-лягушка. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 1899. Бумага, акварель, тушь // Сказки. Царевна-лягушка. / рисунки И.Я. Билибина. - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1901. - 12 с.
5. Васнецов В.М. Алёнушка. 1881. Х., м. 173 х 121 // Государственная Третьяковская галерея.
6. Васнецов В.М. Баба Яга. 1901-1917 // Мемориальный дом-музей
В.М. Васнецова в Москве.
7. Васнецов В.М. Иван-царевич на сером волке. 1889. Х., м. 252 х 187,5 // Государственная Третьяковская галерея.
8. Васнецов В.М. Ковёр-самолёт. 1880. Х., м. 165 x 297 //
Г осударственный художественный музей Нижнего Новгорода.
9. Васнецов В.М. Ковёр-самолёт. 1919-1926. Х., м. // Мемориальный дом- музей В.М. Васнецова в Москве.
10. Васнецов В.М. Кощей Бессмертный. 1917-1926. Х., м. //
Мемориальный дом-музей В.М. Васнецова в Москве.
11. Васнецов В.М. Сивка-Бурка. 1914-1926. Х., м. // Мемориальный дом- музей В.М. Васнецова в Москве
12. Васнецов В.М. Спящая царевна. 1900-1926. Х., м. 214 x 452 //
Мемориальный дом-музей В.М. Васнецова в Москве.
13. Васнецов В.М. Три царевны подземного царства. 1881. Х., м.
152,7 х 165,2 // Государственная Третьяковская галерея.
14. Васнецов В.М. Царевна-лягушка. 1901-1918. Х., м. //
Мемориальный дом-музей В.М. Васнецова в Москве.
15. Васнецов В.М. Царевна-несмеяна. 1914-1916. Х., м. //
Мемориальный дом-музей В.М. Васнецова в Москве.
16. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания / Ред. Н.А. Ярославцева. - М.: Искусство, 1987. - 520 с.
17. Васнецов В. Письма. Новые материалы / Сост., вступ. статья, примечания Л.В. Короткиной, науч. ред. В.А. Леняшин. - СПб.: АРС, 2004. - 317 с.
18. Волшебное зеркальце // Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки А.Н. Афанасьева / Сост. С.М. Донская. - М.: Московский рабочий, 1988. - С. 203-210.
19. Голышев И.А. Сказка о Иване-царевиче, жар-птице и сером волке. 1866. Литография. 33 х 42 // The New York Public Library. Digital collections. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs: Print Collection. Русский народный лубок 1860 - 1870 - х гг.; альбом. // https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47db-b0df-a3d9- e040-e00a18064a99.
20. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М.:
Художественная литература, 1990. - 270 с.
21. Перро Ш. Сказки матушки Гусыни, или Истории и предания былых времён / Шарль Перро; пер с фр. С. Боброва, А. Федорова и Л. Успенского. - М.: Правда, 1986. - 288 с.
22. Поленова Е.Д. Иван-царевич и Жар-птица. Эскиз адреса к 25-летию творческой деятельности М.М. Антокольского. 1896. Акварель, восковые мелки, белила // Государственный Русский музей в Санкт- Петербурге.
23. Поленова Е.Д. Сивка-бурка. 1898 // Государственный мемориальный
историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология / А.Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. - 1520 с.
2. Бенуа А.Н. В.М. Васнецов. Сказки. Религиозная живопись. Владимирский собор // Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. 3-е изд. - М.: Республика, 1999. - С. 186 - 202.
3. Бенуа А.Н. Возрождение декоративного искусства. В.М. Васнецов. Е.Д. Поленова. К.А. Коровин. А.Я. Головин. С.В. Малютин. // Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. 3-е изд. - М.: Республика, 1999. - С. 387-398.
4. Жучкова А.В, Галай К.Н. Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках // Вестник славянских культур, 2015. Т. 37. № 3. - С. 165 - 175.
5. Кириченко Е.И. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX века /
Е.И. Кириченко. - М.: Галарт, АСТ-ЛТД, 1997. - 432 с.
6. Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2004. - 1013 с.
7. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины / О.В. Круглова. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 174 с.
8. Кузнецов О.В. Формирование нового стиля в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Абрамцевский кружок // Вестник Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, 2012, № 6. - С. 218 - 225.
9. Кузьмин А.А. Трансформации «телесного кода» в русской традиционной культуре (на материале волшебных сказок) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2009. Т. 4. № 4. - С. 104-107.
10. Кучеровская В.В. Искусство рисованного лубка в русской культуре
XVIII - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2005. - 24 с.
11. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных
картинок // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб.: Академический проект, 2002. - C. 322-339.
12. Лызлова А.С. Похищение женщины в русских волшебных сказках: мифологическая основа // Вестник Челябинского государственного университета, 2011. № 17. - С. 100-104.
13. Маковский С.К. В. Васнецов // Маковский С.К. Силуэты русских художников / С.К. Маковский. - М.: Республика, 1999. - С. 144-149.
14. Мишина Е.А. Русская гравюра на дереве XVII - XVIII вв. /
Е.А. Мишина. - СПб.: АРС, 2000. - 183 с.
15. Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Эрвин Панофски; пер. с англ. В.В. Симонова. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 394 с.
16. Патрушев А.И. Романтизм // Культурология. Энциклопедия в 2-х томах / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. Т. 2. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 416-422.
17. Петрухин В.Я. Сказка // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. Т. 5: С-Я. - М.: Международные отношения, 2012. - С. 7-8.
18. Приходько Л. Русская сказка как форма отражения ментальности народа // Вопросы культурологии, 2008. № 1. - С. 59-60.
19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. 4-е изд. - М.: Лабиринт, 2000. - 336 с.
20. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
21. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Сост. и ред. Б.И. Путилова. - М.: Наука, 1976. - 324 с.
22. Скоробогачева Е.А. Русский Север в творчестве В.М. Васнецова и художников его круга // NB: Культура и искусство. 2013. № 2. - С.153¬196.
23. Стасов В.В. Искусство XIX века // Стасов В.В. Избранные сочинения в трёх томах. Живопись, скульптура, музыка / В.В. Стасов. Т. 3. - М.: Искусство, 1952. - С. 666-667.
24. Ужанков А.Н. Пространство: сакральное и профанное / Телевизионная программа из цикла лекций ACADEMIA на канале «Россия-Культура» от 9.08.2013 //http://tvkultura.ru/video/show/brand id/20898/episode id/231535/video id/231535/
25. Ужанков А.Н. Что есть время? Средневековый хронотоп /
Телевизионная программа из цикла лекций ACADEMIA на канале
«Россия-Культура». Эфир от 2.12.2014 //
http://tvkultura.ru/video/show/brand id/20898/episode id/231530
26. Федорова В.П. От мифа к сказке (К проблеме эстетики сюжета о Царевне-лягушке) // Вестник Челябинского государственного университета, 1997. Т. 2. № 1. - С. 104-113.
27. Чистов К.В. Фольклор // Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. Т. 2. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 833-837.
28. Шмит Ф.И. Искусство Древней Руси, Украины // Шмит Ф.И.
Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории / Ф.И. Шмит. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - С. 534-630.
29. Юрков С.Е. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI - начало ХХ вв.) / С.Е. Юрков. - СПб.: Летний сад, 2003. - С. 177-187.
30. Яковлева О.Б. Поиски национального стиля в русском
изобразительном искусстве XIX-XX веков: автореф. дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.04. - М.: Московский педагогический
государственный университет, 1995. - 26 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ