Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ

Работа №51344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРА СТОИМОСТИ 7
1.1. Концептуальные основы формирования политики социальной
ответственности 7
1.2. Обзор актуальных эмпирических исследований влияния
корпоративной политики социальной ответственности на стоимость компании 13
1.3. Анализ существующих методов регулирования и оценки
корпоративной социальной ответственности 19
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТОИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ 29
2.1. Тенденции и особенности развития корпоративной политики
социальной ответственности в промышленности 29
2.2. Методика исследования влияния корпоративной политики социальной
ответственности на стоимость промышленных компаний России 38
2.3. Описание и построение модели влияния корпоративной политики
социальной ответственности на стоимость промышленных компаний 43
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 47
3.1. Результаты исследования и основные рекомендации в контексте
практики реализации политики социальной ответственности 47
3.2. Совершенствование системы корпоративной социальной
ответственности на примере АО «Лента» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Выбор данной темы обусловлен возрастающим вниманием общества к деятельности компаний в области социально-экологических мер и возникновением интереса к финансовой стороне социальной ответственности. В нынешних условиях глобализации и сосредоточения внимания на социализации бизнеса политика корпоративной социальной ответственности (КСО) становится наиболее часто используемым инструментом взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами. Возможность быстрой адаптации к социальным переменам является стратегически важным аспектом для компании. Исходя из этого, появляется важность измерения эффективности политики корпоративной социальной ответственности в компаниях. Организации, ориентированные на социальную политику имеют конкурентные преимущества над другими компаниями, которые не имеют дел с социальной ответственностью их бизнеса.
Преимущество данной политики заключается не только в минимизации бизнесом отрицательных последствий своей производственной деятельности, но и в решении проблем регионального и местного развития. Компания благодаря КСО становится более устойчивой как в социальном, так и в экономическом плане. На финансовую составляющую успешности компании влияют показатели взаимодействия с заинтересованными сторонами, умение построить конструктивный диалог, отыскать взаимовыгодное решение и эффективно их применить. При анализе деятельности компании, несомненно, учитываются и риски, которые обусловливают влияние компании на общество. Все эти действия должны вести к максимизации стоимости бизнеса.
Результативность функционирования организации в отношении общества и ее воздействие на окружающую среду стало значительно важной частью при оценке ее результативности и способности к эффективному взаимодействию. В этом находит отражение растущее осознание необходимости поддержки здоровой экологии, социальной справедливости и эффективного организационного управления. Компании стали все больше подвергаться критике различных заинтересованных лиц. Осознание ряда преимуществ и оценка результатов деятельности в области социальной ответственности, помимо прочего, могут усилить влияние на [9, с. 5]:
- репутационные преимущества;
- взгляды инвесторов, владельцев, спонсоров и финансового сообщества;
- конкурентные преимущества;
- способность к привлечению и удержанию трудящихся, клиентов, заказчиков, а также пользователей;
- взаимоотношение с другими компаниями, правительством, средствами массовой информации и сообществом, в котором компания осуществляет свою деятельность.
Дискуссии развитых стран о корпоративной социальной ответственности берут свое начало еще с конца прошлого века. На эту тему рассуждали многие авторы: Г. Боуен, С. Сети, А. Керолл, Л. Бечетти, а также известные критики - Т. Левитт и М. Фридман. В России же интерес к данному вопросу появился несколько позже. В результате этого, принципы социальной ответственности в российской практике применяются недостаточно полно. Но, несмотря на это, российские авторы проявляют неподдельный интерес к данной политике и проводят немало исследований, которые демонстрируют значимость применения и развития КСО в России. Например, об актуальности финансирования социальной ответственности рассуждает ряд отечественных исследователей: Ю.Е. Благов, Ж.С. Беляева, А.П. Жойдик и другие. Помимо прочего, о важности повышения уровня социальной ответственности неоднократно говорили Президент страны, Премьер-министр, а также представители гражданского сообщества. Все это вызывает необходимость поиска научно обоснованных действий, которые будут нацелены на поддержку и стимулирование социальной ответственности российского бизнеса.
С начала двадцатых годов и вплоть до настоящего времени ведутся споры о единой терминологии корпоративной социальной ответственности, о принципах ее реализации, совершенствуются модели и создаются новые подходы. О социальной ответственности как таковой заявляют множество авторов, а понимания ее финансовой природы нет, по крайней мере, в России.
Поэтому цель данной работы состоит в рассмотрении политики корпоративной социальной ответственности и ее влиянии на стоимость промышленных компаний. Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность корпоративной социальной ответственности, а также ее основных принципов;
- проанализировать международную нормативную базу регулирования корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть существующие методы оценки корпоративной социальной ответственности компаний;
- проанализировать нефинансовую отчетность компаний в области реализации политики корпоративной социальной ответственности;
- провести систематизацию и анализ собранных данных, используя модель множественной регрессии;
- сформулировать конкретные выводы и предложить рекомендации по осуществлению политики КСО.
Объектом исследования выступает корпоративная политика социальной ответственности.
Предметом исследования является непосредственное изучение влияния политики корпоративной социальной ответственности на стоимость компаний.
В рамках написания работы был изучен и проанализирован немалый объем научной литературы, публикаций по исследуемой тематике, а также рассмотрены финансовые, годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии порядка 40 компаний. Детальный список использованных источников приведен в конце работы.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из трех основных частей. В первой рассмотрена теоретическая база корпоративной социальной ответственности: освещены концептуальные основы социальной ответственности, проведен анализ эмпирической базы и методов оценки социальной политики компаний, а также приведены соответствующие стандарты в области регулирования КСО. Вторая глава включает в себя тенденции и особенности развития корпоративной политики социальной ответственности в российской промышленности и построение модели влияния данной политики на стоимость промышленных компаний. В третьей главе освещены результаты исследования с точки зрения концептуальных основ политики социальной ответственности и приведены основные рекомендации и обобщения в контексте практики реализации политики.
Теоретической и методологической основой для написания работы явились следующие основные источники: ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности; работы отечественных и зарубежных авторов, как Г. Боуен, А. Керолл, Т. Левитт, В. Я. Горфинкель, Н. В. Родионова; исследования Ю. Е. Благова, А.В. Нагорновой, М.С. Солнцевой; такие периодические издания, как Электронный журнал Корпоративные Финансы; Российский журнал менеджмента. Кроме того использовались методические материалы организаций, занимающихся вопросами корпоративной социальной ответственности: Ассоциация менеджеров России и Российский союз промышленников и предпринимателей. В ВКР были использованы различные методы исследования: теоретический анализ, синтез, экономико-математическое моделирование, регрессионный и корреляционный анализ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проанализированного теоретического материала по корпоративной политике социальной ответственности было выявлено следующее. Актуальность данной темы выражается в возникновении интереса компаний к такому финансовому инструменту, как социальная политика, которая является наиболее выгодным средством взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Существует множество определений понятия КСО, наиболее полным является следующее: корпоративная социальная ответственность - это совокупность взаимоотношений заинтересованных сторон, в рамках социальных, экономических и экологических программ, приносящих выгоды бизнесу, то есть максимизацию его стоимости, а также всем участникам взаимодействия.
Наряду с финансовой отчетностью, важным инструментом регулирования социальной политики компании является нефинансовый отчет. Под нефинансовой отчетностью будем понимать такую отчетность, которая отражает экономическую, социальную и экологическую эффективность компании. Такие отчеты выполняют две важные функции: информирование заинтересованных сторон о достигнутых положительных результатах и помощь в повышении результативности управления КСО. Систематическая публикация компанией нефинансовых отчетов делает ее более привлекательной в глазах заинтересованных сторон, ввиду большей степени ее открытости.
Серия стандартов КСО способствуют наиболее точному и лаконичному ведению бизнеса социально ориентированной компании. Что касается России, то деятельность по публикации социальной отчетности сравнительно недавно появилась среди компаний промышленного сектора. Было выявлено, что ежегодные отчеты в последнее время приобретают распространенность как источник информирования о корпоративной социальной политике компании. Средством предоставления таких отчетов выступает в основном глобальная сеть Интернет. Несмотря на то, что представители бизнес-сообщества знают о возможности формирования нефинансовой отчетности, осознают данную необходимость лишь немногие из них. Наиболее социально ответственными считаются крупные компании и компании с государственным участием, ведь именно они ежегодно публикуют нефинансовую отчетность, демонстрируя свою социальную политику всем заинтересованным лицам. Публикация отчетности в России ориентирована, в большинстве своем, на привлечение квалифицированных сотрудников, нежели инвесторов. Поэтому корпоративная социальная ответственность не может в полной мере выступать инструментом как среднесрочного и долгосрочного управления, ориентированным на создание благоприятного климата для промышленных компаний.
Значительная часть современных исследований КСО посвящена изучению финансово-экономических и экологических эффектов, которые оказывают влияние на деятельность компаний. Субъекты корпоративного управления заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы каждое из направлений деятельности было целесообразным с финансовой точки зрения, и каждый из получаемых эффектов был обоснован.
Однако, начиная с 1980-х годов и до настоящего времени эмпирические исследования не предоставили однозначных доказательств ни положительного, ни отрицательного влияния практик применения принципов КСО на экономическую эффективность компаний. С этой целью было проведено собственное исследование, результаты которого следующие. Первая гипотеза о наличии связи подтвердилась: существует связь между таким аспектом корпоративной социальной ответственности, как энергосбережение и стоимостью промышленных компаний России. Что касается второй гипотезы: характер связи носит прямо пропорциональный характер. Но в силу незначимости некоторых коэффициентов, судить об однозначном влиянии не представляется возможным.
Результаты построенной модели могут быть использованы для дальнейшего исследования применения и развития корпоративной социальной ответственности и разработки соответствующих рекомендаций, но с заменой незначимых факторов или дополнительным введением новых. Однако стоит отметить, что данное исследование носит ограниченный характер и имеет ряд недостатков, которые уменьшают валидность результатов и выводов.
Выделены основные рекомендации по улучшению политики социальной ответственности компании: внедрение принципов КСО в миссию, стратегические планы; увеличение затрат на переквалификацию и обучение персонала; повышение экологической безопасности; более детальная проработка нефинансовой отчетности, содержащая действительно необходимую для стейкхолдеров информацию; разработка стандартов КСО, ориентированных на национальные инициативы финансовой и статистической отчетности. По результатам проведенного исследования, данные мероприятия приведут к увеличению стоимости компании, но лишь в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной - повысят инвестиционную привлекательность компании в глазах заинтересованных сторон.
Предложены рекомендации для АО «Лента»: уменьшение выбросов в окружающую среду, снижение энергопотребления, энергосбережение и рациональное использование природных и энергетических ресурсов, утилизация отходов, благоустройство городских территорий. Данные принципы политики КСО, в свою очередь, будут способствовать увеличению прибыльности и открытости компании.
Таким образом, достигнута цель выпускной квалификационной работы, которая состояла в рассмотрении взаимосвязи между политикой корпоративной социальной ответственности и стоимости промышленных компаний России. Также был решен ряд задач: раскрыта сущность корпоративной социальной ответственности; проанализирована международная нормативная база регулирования; рассмотрены существующие методы оценки; проанализирована нефинансовая отчетность компаний в области реализации политики КСО; построена модель множественной регрессии, описывающая степень влияния КСО на стоимость промышленных компаний России; сформулированы конкретные выводы и предложены рекомендации по осуществлению данной политики.



1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций / Теория менеджмента. М.: Питер. 2013. 512 с.
2. Валькович О.Н. Корпоративная социальная ответственность: российский опыт / М-во образования и науки Рос. Федерации. Краснодар. 2012. 229 с.
3. Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. В. Я. Горфинкеля, Н. В. Родионовой. М.: Издательство Юрайт. 2014.
4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КноРус,2008.
5. Актуальные вопросы развития КСО / Ассоциация менеджеров. Москва. 2007. С. 3-5.
6. Доклад о социальных инвестициях в России / Ассоциация менеджеров. Санкт-Петербург. 2014. 144 с.
7. Исследование отношения общества к КСО программам:
аналитический обзор / Компания развития общественных связей. Москва. 2015.
8. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2014-2016 годы выпуска. М.: РСПП. 2017. 136 с.
9. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. «Руководство по социальной ответственности» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст).
10. Стандарт AccountAbility. Режим доступа: http://www.accountability.org(дата обращения 05.01.2017).
11. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4 (принципы подготовки отчётности и стандартные элементы отчетности). Режим доступа: www.globalreporting.org(дата обращения 05.01.2017).
12. Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI. Режим доступа: www.globalreporting.org(дата обращения 05.01.2017).
13. Новый международный стандарт ИСО 26000: как и зачем быть социально ответственным. 2011. Режим доступа: https://nkozakon.ru/novy-j- mezhdunarodny-j-standart-iso-26000-kak-i-zachem-by-t-sotsial-no-otvetstvenny-m/(дата обращения 08.01.2017)
14. Анашкина Ю. А. Подходы к определению корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем // Молодой ученый.
2009. №9. С. 43-45.
15. Анкудинов А. Б. Использование принципов социальной ответственности в управлении корпоративными финансами в условиях формирующихся рынков // Управленческие науки. 2012. №3 (4). С. 39-41.
16. Анкудинов А.Б., Борисов Д.М. Корпоративная социальная ответственность как фактор долгосрочного роста // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 1(45). С. 12-15.
17. Анкудинов А. Б., Яровинская М. С. Политика корпоративной социальной ответственности в контексте стратегического управления российскими компаниями. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика // Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ. Уфа. 2010. С. 13-15.
18. Антонов В. Влияние корпоративной социальной ответственности на бренд и деловую репутацию компании // Маркетинг. 2016. № 5. С. 66-76.
19. Батаева Б.С. Устойчивое развитие России: социальное качество роста // Экономические системы. 2013. № 2. С. 15-18
20. Беляева И.Ю. Развитие территории: возможности и ответственность власти и бизнеса // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 2 (112). С. 6 -10.
21. Благов Ю. Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. 2006. № 2.
22. Галимова М.С., Хайруллина Э.И. Корпоративная социальная ответственность промышленных компаний России // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 8. С. 967-980.
23. Жойдик А.П. Методы оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса // Российское предпринимательство. 2013. № 6 (228). С. 94-98.
24. Канаева О.А. Корпоративная социальная ответственность: формирование концептуальных основ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Менеджмент. 2009. № 2.
25. Лещенко О.А., Корчагина Е.В. Современные методики оценки эффективности деятельности компаний в области КСО // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №1.
26. Молчанов К.А. Социальная ответственность бизнеса в современной России // Аудит и финансовый анализ. 2014. №4. С.343-346.
27. Нагорнов, A.B., Солнцева, М.С. Исследования социальной ответственности компании // Электронный журнал Корпоративные Финансы. 2007. №2. С 118-128.
28. Погосян М.С. Место социальных программ в системе стимулирования труда персонала организации // Бизнес в законе. 2011. № 4. С. 7-10.
29. Псарева Н.Ю. Оценка уровня развития корпоративной социальной ответственности // Сборник докладов научной конференции «Управленческие науки в современном мире». Том 1. М. Изд.дом «Реальная экономика». 2015. С. 268-272.
30. Раменская Л. А. КСО как фактор конкурентоспособности бизнеса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №4 (44). С. 100-104.
31. Севина Т.Н. Практика реализации социальной ответственности опыт ПАО «Лукойл»// Экономический анализ: теория и практика. 2016. №2. С.91-95.
32. Стрижов С.А. Корпоративная социальная ответственность в условиях кризиса // Социология власти. 2012. № 2. С.93 - 97..
33. Яровинская М.С. Инвестиции в социальную ответственность как опцион роста // Управленческие науки. 2013. № 1.С. 26-31.
34. Российский союз промышленников и предпринимателей. Режим доступа: http://rspp.ru/simplepage/505(дата обращения 14.03.2017).
35. Сайт акционерного общества «Лента». Режим доступа:
http://www.lentacheb.ru(дата обращения 13.02.2017).
36. Сайт аудиторской компании KPMG. Режим доступа:
https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2015/08/S_GMO_2r.pdf(дата обращения 18.02.2017).
37. Сайт Московской биржи. Режим доступа: https://www.moex.com(дата обращения 13.01.2017).
38. Сайт рейтингового агентства RAEX https://raexpert.ru(дата обращения 13.01.2017).
39. ТОП-100 крупнейших по капитализации компаний России - 2016 http://www.riarating.ru/infografika/20160127/630007042.html(дата обращения 05.02.2017).
40. Becchetti L., Di Giacomo S., Pinnacchio D. Corporate social responsibility and corporate performance: Evidence from a panel of US listed companies // Applied Economics. 2008. № 40 (5).
41. Bowen H. R. 1953. Social Responsibilities of the Businessman. Harper & Row: N. Y.
42. Brammer S., Brooks C., Pavelin S. The Stock Performance of America’s 100 Best Corporate Citizens // ICMA Centre Discussion Papers in Finance DP2006-
06. URL: http://www.icmacentre.ac.uk/pdf7discussion/DP2006-06.pdf (дата
обращения 07.01.2017).
43. Davis K. The Case For an Against Business Assumption of Social Responsibilities // Academy of Management Journal. 1973. No. 16
44. Dowell G., Hart S., Yeung, B. Do corporate global environmental standards create or destroy market value? // Management Science. 2000. No. 46 (8).
45. Drucker P. F. The new meaning of corporate social responsibility. Vol. 26. No. 2. pp. 53-60.
46. Freeman, R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984. P. 276.
47. Friedman M. 1970. The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine (September 13).
48. Heal G., Paul G. Corporate Social Responsibility // The Geneva Papers on Risk and Insurance Issues and Practice. 2005.
49. King A., Lennox M. Does It Really Pay to Be Green? An Empirical Study of Firm Environmental an Financial Performance // Journal of Industrial Ecology. 2001. No. 1.
50. Mackey A., Mackey T., Barney J. Corporate Social Responsibility and Firm Performance: Investor Preferences and Corporate Strategies // Academy of Management Review. 2007. No. 32 (3).
51. Myers S. Determinants of Corporate Borrowing // Journal of Financial Economics. 1977. No. 5.
52. Schwartz, Carroll. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach. 2003. P. 506.
53. Wood D. Corporate Social Responsibility Revisited // Academy of Management Review. 1991. No. 16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ