Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российская практика корпоративной социальной ответственности в сфере government relations

Работа №62732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы119
Год сдачи2016
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к формированию концепции корпоративной
социальной ответственности. Специфика КСО в России
1.1. Корпоративная социальная ответственность: определение, история
развития, стандарты, российская практика 8
1.2. Социальные инвестиции как наиболее развития форма корпоративной
социальной ответственности 27
1.3. Особенности реализации корпоративных социальных проектов в России 43
Глава 2. Развитие корпоративной социальной ответственности в России как инструмента взаимодействия с органами государственной власти 61
2.1. Корпоративная социальная ответственность как PR- и GR-инструмент
бизнеса 61
2.2. Направления корпоративной социальной ответственности российских
компаний: кейс-стадии 74
2.3. Восприятие корпоративной социальной ответственности
практикующими GR-специалистами
Заключение 104
Список литературы 106
Приложение 1. Сравнительная таблица моделей корпоративной социальной
ответственности в Европе, США и России 113
Приложение 2. Сравнительная таблица характеристик корпоративной
социальной ответственности в ЕС и России 115
Приложение 3. Сравнительная таблица благотворительности и социальных инвестиций 117
Приложение 4. Ведущие российские компании в области корпоративной
социальной ответственности 118
Приложение 5. Механизмы коммуникации с заинтересованными
сторонами 119
Приложение 6.Форма для проведения экспертного интервью 120


Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) сейчас набирает особенную популярность. Она подразумевает добровольное участие компаний в формировании и развитии социального сектора.
Несмотря на достаточно глубокую изученность корпоративной социальной ответственности, всё ещё существуют аспекты этого феномена, требующие дополнительных исследований. На наш взгляд, одним из таких аспектов является изучение КСО как инструмента government relations (GR), то есть способа взаимодействия с органами государственной власти.
Взаимная заинтересованность органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества в выстраивании долгосрочных отношений обуславливает необходимость изучения современных процессов в менеджменте government relations. Несмотря на высокую востребованность GR, эта область коммуникаций мало изучена. Построение эффективных коммуникации с государством - одна из важнейших задач, стоящих перед бизнесом. Выбор правильных инструментов взаимодействия зачастую обуславливает успех той или иной инициативы компании, поэтому их исследование является одной из важнейших задач любого GR-специалиста. Корпоративная социальная ответственность компаний как раз может являться одним из стратегических способов такого рода взаимодействия. Именно поэтому новые теоретические разработки в этой сфере как никогда актуальны.
Тема корпоративной социальной ответственности хорошо научно разработана в теоретических работах российских и зарубежных исследователей. Если за рубежом эта тема является популярной для обсуждения уже на протяжении почти полувека, в России большинство работ начали появляться в начале 2000-х. Тема же GR-технологий и теории связей с органами государственной научно не так разработана, сравнительно недавно начали появляться первые фундаментальные работы по этому направлению.
Поскольку нашей задачей стоит описание российской практики корпоративной социальной ответственности, то основными теоретическими источниками стали работы отечественных авторов. Для исследования темы корпоративной социальной ответственности мы опирались на работы Г.Л. Тульчинского, Ю.Е. Благова, Л.М., Симонова, О.П. Аникиевой и Л.А. Бердина, О.Л. Галочкиной, М.Г. Лабаджян, А.Ю. Каспарова и многих других. Описывая GR-процессы, мы преимущественно использовали учебник «GR:теория и практика» под редакцией И.Е. Минтусова и О.Г. Филатовой.
Объектом данной магистерской диссертации является феномен корпоративной социальной ответственности бизнеса, а её предметом - корпоративная социальная ответственность ка к GR-инструмент российских компаний.
Цель данной работы - выявить основные принципы функционирования корпоративной социальной ответственности в сфере government relations в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение корпоративной социальной ответственности, описать основные механизмы и принципы функционирования данного феномена.
2) Проанализировать феномен социальных инвестиций, выявить существенные различия между понятия «корпоративная социальная ответственность» и «социальные инвестиции».
3) Провести анализ российской практики корпоративной социальной ответственности, выявить характерные особенности КСО в России.
4) Описать теоретические подходы к использованию корпоративной социальной ответственности как инструмента бизнеса.
5) Исследовать практические примеры использования КСО российскими компаниями, выявить наиболее эффективные как GR- инструменты направления социальных проектов
6) Выявить восприятие КСО как инструмента взаимодействия с органами государственной власти среди практикующих специалистов.
В ходе написания магистерской диссертации был использован комплекс научных методов: описательный, дедуктивный, классификационный, аналитический, изучение вторичных источников, экспертное интервью. Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертных интервью с практикующими специалистами, социальные отчёты компании, публикации в СМИ, а также данные с официальных сайтов компаний.
Положения, выносимые на защиту:
1) Корпоративная социальная ответственность носит уникальный характер функционирования в России, что обусловлено историческим развитием нашего государства.
2) КСО рассматривается российскими компаниями не с точки зрения благотворительности, а с позиции социальных инвестиций и потенциальных нематериальных дивидендов с реализованных проектов.
3) В России государство может являться инициатором социальных инициатив для компании, предлагая те или иные проекты для поддержки и реализации.
4) Корпоративная социальная ответственность является эффективным инструментом взаимодействия с органами государственной власти в России.
5) Наиболее эффективными проектами для использования корпоративной социальной ответственности как инструмента GR являются программы в области защиты экологии и поддержки образования.
Структура магистерской диссертации обусловлена её целями и задачами. Первая глава диссертации посвящена изучению корпоративной социальной ответственности и состоит из 3 параграфов. В первом параграфе мы рассматриваем феномен корпоративной социальной ответственности, во- втором - исследуем социальные инвестиции и их отличие от КСО. Третий параграф описывает российскую практику КСО. Во второй главе мы изучаем КСО как инструмент бизнеса, в первую очередь, как GR-технологию. В первом параграфе мы анализируем теоретические работы по этой теме, во-втором - исследуем практические кейсы российских компаний, а третий параграф посвящен анализу восприятия КСО практикующими специалистами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируя полученные в ходе исследования материалы, мы можем сказать, что корпоративная социальная ответственность в России приобретает всё более сложный характер функционирования. Эксперты утверждают, что по мере развития рынка корпоративная социальная ответственность будет носить стратегический характер и отражать комплексное видение компании по работе со стейкхолдерами. Компании начинают расценивать социальные проекты не только как благотворительную деятельность, но в качестве социальных инвестиций, которые должны принести бизнесу определенные дивиденды: лояльность местного сообщества, увеличение мотивации сотрудников, позиционирование компании на рынке, укрепление связей с органами государственной власти. КСО помогает достичь долгосрочные цели компании и становится инструментом GR и PR.
Этот тезис подтверждают приведенные в магистерской диссертации исследования и опросы российских и зарубежных специалистов. КСО в России действительно имеет свои характерные особенности, обусловленные историческим контекстом. В отличие от западных стран, КСО в России приобрела особенную актуальность только в 2000-е годы, когда бизнес был вынужден принять на себя часть социальных обязательств муниципалитетов, тогда как в развитых странах социальная ответственность интегрируется в деятельность компаний с середины 20 века.
Российская практика корпоративной социальной ответственности имеет свои уникальные черты, отличные от европейского и американского опыта. В первую очередь, эти различия касаются взаимоотношения органов государственной власти и компаний, реализующих социальные проекты. В России государство может являться инициатором социальных инициатив для компании, предлагая те или иные проекты для поддержки и реализации.
Политическая и экономическая ситуация в России несомненно оказывает огромное влияние на характер функционирования корпоративной социальной ответственности в России, и на наш взгляд, это влияние доминирующим над всеми другими факторами.
КСО действительно может выступать в качестве инструмента взаимодействия с органами государственной власти. Согласно результатам анализа практических кейсов по социальной ответственности, мы считаем, что самыми эффективными проектами для использования КСО как инструмента GR являются программы в области защиты экологии и поддержки образования. Большинство опрошенных экспертов отметили, что они используют социальную ответственность как инструмент коммуникации с органами власти, и мало того, считают этот инструмент эффективным.



1) Белоусов К. Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. 2015. № 4 (56).
2) Беляева И.Ю., Хлопонин А.Г. Пути развития корпоративного управления - Энциклопедия «Топменеджер». М.: Изд. дом. МЦФЭР, 2005
3) Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента № 3, 2004
4) Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: СПбГУ, 2010
5) Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб., 2001
6) Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства. М.: Клистар, 2002
7) Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. - М.: МОНФ, ИМЭМО РАН, 2003
8) Вяткина Ю.М. Первая «добрая карта» появилась в России [Электронный ресурс] URL: https://soc-otvet.ru/news/pervaya-dobraya-karta- dlya-malogo-biznesa-poyavilas-v-rossii/
9) Галочкина О.Л. «Социальные инвестиции как элемент социальной ответственности бизнеса». Электронный журнал «Инвестиции, бизнес и право» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl.ru/konf/041208/28.html
10) Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008
11) Гордон Л.А., Клопов Э.М. Потери и обретения в России: Историкосоциологические очерки экономического положения СССР и России. М.: Изд-во «Крестоносец», 2005
12) Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб.: Питер, 2006.
13) Доклад о социальных инвестициях в России / Под ред: С.Е. Литовченко, М.: Ассоциация Менеджеров, 2004
14) Журнал Отечественные Записки [Электронный ресурс] URL: http://www.strana-oz.ru/2004/6/gosudarstvenno-chastaoe-partnerstvo-v-rossii- problemy-stanovleniya
15) Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Издание 2-е, доп. и перераб. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013
16) Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских предприятий. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003
17) Капитонов Э.А. Корпоративная культура. Социологический аспект. Ростов - н/Д, 2001
18) Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность - Экономический журнал. Т. 23. № 3. 2011.
19) Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд. Менеджмент сегодня. М. 2003
20) Козлова Н.П. Особенности формирования деловой репутации современной компании. Монография. М., 2011.
21) Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.И. Управление социальными проектами компании. М.: Ассоциация менеджеров, 2003
22) Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. М., 2011.
23) Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров,
2003.
24) Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография/ под общ. ред. Беляевой И.Ю., Эскиндарова М.А. - М.: КНОРУС., 2008.
25) Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикумы для академического бакалавриата / под общ. ред. В. Я. Горфинкеля, Н. В. Родионовой. — М.: Издательство Юрайт, 2014.
26) Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008.
27) Корпоративная социальная ответственность: этические модели-мораль- успех-устойчивое развитие. Ред. и сост. А.Н. Крылов. - М.:НИБ/Берлин: Вест-Ост-Ферлаг, 2013.
28) Котлер Ф., Картаджайа Х. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. [пер. с англ. А. Заякина]. М.: Эксмо, 2011.
29) Кочеткова В.С. «Социальная ответственность бизнеса в системе корпоративных коммуникаций», Выпуск №2, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/573
30) Кривоносов А.Д, Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей c общественностью. - М. - СПб.: Питер, 2011
31) Кузнецова Н.В., Масленникова Е.В. «Модели корпоративно-социальной ответственности». Журнал «Вестник Томского государственного университета» № 4, 2013.
32) Лабаджян М.Г., Каспарова А.Ю. «Развитие корпоративной социальной ответственности». Журнал «Вестник Омского университета. Серия экономика», №2, 2014.
33) Лавров В., Кричевский Н., «Что такое социальные инвестиции?».
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.apn.ru/publications/comments1776.html
34) Лапина Н.И., Чирикова А.Б. Регионы - лидеры: экономика и политическая динамика. М.: Институт социологии РАН, 2006
35) Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. М., 1997
36) Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации
приоритетных национальных проектов. [Электрон. ресурс]: URL:
107
http://viperson.ru/artides/miheev-v-a-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-
vreaHzatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov
37) Нагорнов А.В., Солнцева М.С. «Исследования социальной ответственности компании» - Журнал «Корпоративные финансы» № 2, 2007
38) Национальная служба мониторинга [Электронный ресурс] URL: http://www.monitornews.ru/ratings/reyting-korporativnoy-sotsialnoy- otvetstvennosti-krupneyshih-kompaniy-rf-za-yanvar-2010-dekabr-2013/
39) Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / Под общ. ред. А.Н. Шохина. РСПП, М., 2006 г.
40) Новостное агентство РИА Новости [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/disabled_know/20140224/996668437.htmMxzz46CpYStQD
41) Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] URL: httpV/рспп.рф
42) Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские реалии. - М.: Прогресс-Традиция, 2008
43) Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. «Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики» Издательство «Академия Естествознания», 2011 год. [Электронный ресурс] URL: http://www.monographies.ru/139-4586
44) Петрунин Ю. Ю. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 1. 2012
45) Полищук Л.И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: институциональный анализ с приложением к России: Препринт WP10/2009/01. — М.: ГУ ВШЭ, 2009.
46) Симонова Л.М., Аникиева О.П., Бердина Л.А. «Модели корпоративной социальной ответственности». Журнал «Всероссийский журнал научных публикаций», №5, 2013.
47) Сморгунов Л.В., Тимофеева Л.А. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. М.: РОССПЭН, 2012
48) Социально-ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ / Под ред. М. И. Либоракиной. - М.: "Фонд "Институт экономики города", 2001.
49) Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012.
50) Филатова О.Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества: учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013
51) Сайт Форума Доноров [Электронный ресурс] URL: http://www.donorsforum.ru/sections/about/presscenter/facts/
52) Стандарт ISO 2600:2010 [Электронный ресурс] URL: http://spbtpp.ru/files/doc/protivkorr/law_national_standart.pdf
53) Толстых П.А. GR. Практика по лоббизму в России. - Альпина Бизнес Букс, 2007
54) Шлихтер А.А. Направления и механизмы взаимодействия социальноответственного бизнеса с некоммерческим сектором США. М.: ИМЭМО РАН. 2010.
55) Шура П. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. - Альпина Бизнес Букс, 2004.
56) Электронный журнал Алгоритм успеха [Электронный ресурс] URL: http://www.rusal.ru/press-center/files/RusAl82012previewFIN.pdf
57) Электронный журнал «Бизнес и Общество. Социальное партнёрство. Корпоративно-социальная ответственность». [Электронный ресурс].Н^: http://www.rae.ru/monographs/139-4590
58) Электронный журнал «Бизнес и Общество. Социальное партнёрство.
Корпоративно-социальная ответственность». [Электронный ресурс].
URL:http://www.b-soc.ru/theory-and-practice/materials/material/world/5
109
59) Электронный журнал «GR NEWS». [Электронный ресурс]. URL: http://gr-news.ru/2014/03/02/sotsialnye-investitsii-kompanii-otsen/
60) Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/2045
61) Электронный журнал Управление Персоналом [Электронный Ресурс] URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?2253
62) Электронный журнал «Устойчивый Бизнес». [Электронный ресурс]
URL: http://csrjoumal.com/8492-doklad-o-socialnyx-investiciyax-v-rossii-
2014.html
63) Электронный журнал «Устойчивый Бизнес». [Электронный ресурс]. URL: http://csrj ournal .com/principy-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti
64) Электронный журнал «Устойчивый Бизнес». [Электронный ресурс]. URL: http://csrjournal.com/ 16153-socialno-otvetstvennyj-marketing-kak-uvelichit- pribyl-pomogaya-primenenie-dobrosovestnyx-marketingovyx-praktik.html
65) Электронный журнал «Устойчивый Бизнес». [Электронный ресурс]. URL: http://csrjournal.com/2386-kso-ot-pr-deklaracij-k-realnoj- sociokommercheskoj-innovatike.html
66) Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
[Электронный ресурс] URL:
http://philanthropy.ru/analysis/2010/09/29/3422/#.VxSH5TCLTIU
67) Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/895249284
68) Шатилов А.Б., Никитин А.С. GR для эффективного бизнеса. М.: Форум., 2015
69) Яровой А. И. Социальная ответственность бизнеса в Евросоюзе. Опыт для России. // Государственная служба, 2009, № 5 (61)
70) GR: теория и практика: учебник/под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.
71) GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. М.: Издательство Юрайт, 2015
72) Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper, 1953.
73) Davis K., Blomstrom R. Business and Society: Environment and Responsibility. McGraw-Hill Book Company, 1975.
74) Holme R., Watts P Corporate social responsibility: making good business sense. World Business Council for Sustainable Develoment, 2000 [Электронный ресурс]. URL: [http://www.wbcsd.org/web/publications/csr2000.pdf]
75) Williams C., Aguilera R., «Corporate social responsibility in a comparative
perspective» [Электронный ресурс] . URL:
https://business.illinois.edu/aguilera/pdf/Williams%20Aguilera%20OUPfinal %20dec%202006.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ