Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у школьников интереса к различным видам физкультурно-спортивных занятий

Работа №51279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У
ШКОЛЬНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО¬
СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ 8
1.1 Понятие интереса 8
1.2 Психофизиологические особенности младшего школьника 17
1.3 Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ 45
2.1. Описание и интерпретация констатирующего этапа опытно-практической работы 45
2.2. Описание формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы 49
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа
опытно-экспериментальной работы 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77


В современном обществе приоритетным стало здоровье человека. Его установки на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как нормы жизни. Поэтому, физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебной - воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно - полезному труду. Доказано, что занятия физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека. Оздоровление каждого определяется необходимостью подготовки физически и психически здорового человека, как здорового гражданина. Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему.
На основе действующего Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно, с учётом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. А так же проводят вне учебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждении дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различный видам спорта. С обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, который позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность детей. Огромные психологические нагрузки у младших школьников могут быть в значительной мере сняты. Кроме того, правильно подобранные упражнения способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.
Я.А.Коменский выделял новые пути воспитания, основой которых являлось физическое развитие, без которого не мыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. К.Д. Ушинский считал, что педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребёнка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. Процесс умственного воспитания виделся им в неразрывной связи с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной.
Законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О физической культуре и спорте» утверждают цель воспитания и обучения физической культуре - укрепление здоровья занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. К сожалению не всегда детям интересны упражнения, которые им предлагаются. Для того, чтобы теоретически обосновать создание среды и условий проведения уроков физической культуры в школе, представить возможности занятий спортом, необходимо принять методологию сохранения единого образовательного пространства данной учебной дисциплины на различных уровнях образования.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо¬физиологическими и психологическими особенностями, а так же тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть.
В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой, в которой воспитывается и обучается ребёнок и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы. В теории К.Д.Ушинского мы видим глубокие психологические обоснования интереса в обучении. Сделать учебную работу интересной для ребёнка - важнейшая и труднейшая задача дидактики, решение которой содействует развитию его умственных способностей, вооружая системой знаний, и обеспечивает его нравственное становление.
Актуальность темы в противоречии интереса между разработанностью данной темы и её недостаточным внедрением в учебный процесс. Правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня. Занятия физкультурно-оздоровительными мероприятиями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, позволяющий формировать у детей интерес. На основе вышеизложенного у нас определяется научный аппарат.
Проблема исследования - формирование интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям посредством подвижных игр.
Объект исследования - формирование интереса школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
Предмет исследования - повышение интереса посредством подвижных игр, как средство работы на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня.
Цель исследования - определить формы проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и стимулировать к ним интерес.
Гипотеза исследования: физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые с использованием различных подвижных игр, могут повысить интерес школьников к физическим упражнениям.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интереса школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня.
2. Выявить наиболее целесообразные виды, средства работы со школьниками на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня.
3. Выявить интерес учащихся к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня.
4. Разработать и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия способствующие повышению интереса.
5. Разработать методические рекомендации для учителей.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
2) Анкетирование школьников с целью выявления интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
3) Беседа со школьниками с целью выявления наиболее интересных методов и средств, используемых в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
4) Опытно-практическая работа, проведённая с учениками.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов при формировании у школьников интереса к различным видам физкультурно-спортивных занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия . В современном обществе приоритетной стало здоровье человека. Его установки на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как нормы жизни. Поэтому, физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебной - воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно - полезному труду. Доказано, что занятия физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Педагогу необходимо очень точно и доходчиво разъяснить школьникам смысл, значение и содержание занятия. В любую задачу следует вкладывать личностный смысл и давать ученикам возможность ощутить результаты их деятельности, доводить до сознания школьников необходимость длительного и упорного труда для достижения результатов.
У младших школьников интерес, как правило, рождают положительные эмоции, вызванные процессом выполнения упражнений.
Пробуждению у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют качественное проведение всех форм занятий в школе, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально спортивной базы. Очень важным условием воспитания интереса являются посильные задания, обеспечивающие успешность процесса обучения.
Организм младшего школьника находится на стадии формирования, становления. Особенный скачок в развитии делается в опорно-двигательном аппарате и нервной системе, благоприятной для развития физических качеств, таких как быстрота, ловкость. Особенное внимание требует первый год обучения, так как проходит период адаптации к школе. Что сопровождается напряженным ритмом работы всего организма и требует дополнительной работы по физическому воспитанию.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня - важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.
Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.
Все поставленные нами задачи были успешно выполнены. Поставленная цель: определить формы проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий и стимулировать к ним интерес, достигнута. Таким образом, мы можем сказать, что физкультурно-оздоровительные мероприятия - это не просто набор физических действий, а прежде всего живое участие, активность, эмоциональность детей. Игры, способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы, помогают поддерживать её и с помощью неё формировать интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня. Тем самым мы выполняем основную задачу приучения детей к здоровому образу жизни.


1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. - М. -1996.
2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. - М.- 1998.
3. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика. -1990.
4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.- 1987.- 63 с.
5. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология.- 1996.- №2.- с. 9-14.
6. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. -СПб,- 1993.- с. 49-60.
7. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.- СПб.- 1993.- с. 33-48.
8. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. - 1996.- №2- с. 35-37.
9. Белов В.И. Психология здоровья. - СПб.- 1994.-272 с.
10. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., «Физкультура и спорт».-1990.
11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт.- 1990.
12. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. -Л.-1987. - 125 с.
13. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П.- СПб.- 1997.- Т.5.
14. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.- СПб.-1993.- 269 с.
15. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. -Ростов-на-Дону.- 1997.- Вып.3.- с. 406-411.
16. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на- Дону.-1997.- Вып.3.- с. 420-429.
17. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. - М., «Физкультура и труд» - 1986.
18. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. - СПб.- 1995.
19. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев.- 1991.-с. 19-39.
20. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. - М.-1971.
21. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология.- 1997.- №1.
22. Давыдов В.В. “Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического
исследования” - М: Педагогика.-1986 г. - 240ст.
23. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. - СПб.- 1997.
24. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. - М.: АПН СССР.- 1989.
25. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. - М.: Флинта- 1999.
26. Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение -1994 г.
27. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева.- Уфа.-1987.- 280 с.
28.Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев.- 1991.- 184 с.
29. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер -М.-1990.- 360 с.
30. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. -1982.- Т.45.- №1,- с.49¬58, №4, с.29-33.
31. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. -1996.-№4.- с. 75-82.
32. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб.- 1992.
33. Коростель Н. Б. От А до Я. - М., «Физкультура и спорт».-1995
34. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб.- 1997.
35. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. - М.: «Педагогика».-1988
36. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М., «Физкультура и спорт».- 1995.
37. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. -М.- 1982- 40 с.
38. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.- 1986- 192 с.
39. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка.- М.-1984.
40. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград.-1976.- С. 53-60.
41. Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на -Дону.- 1994.- с. 133-134.
42. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.«Физкультура и спорт».-1998.
43. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола.-1995 г.
44. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М., «Физкультура и спорт».- 1978.
45. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. - М., 1981.
46. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы.- Ростов-на -Дону. -1994.-с. 132-133.
47. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников.- СПб.- 1997.
48. Психология. - Под ред. В. М. Мельникова. - М., «Физкультура и спорт».-1987.
49. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.- М..-1990.-494 с.
50. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 1998.- №3- с. 56-61.
51. Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. - М., «Физкультура и спорт».- 1975.
52. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. -1981.- №5.- с.6.
53. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др.- М., -1982.
54. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. -1997.-№2.-с. 3-14.
55. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции.- М.-1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ