Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегические направления развития моногородов России: опыт Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута

Работа №51010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стратегического развития моногородов в Российской Федерации
1.1. Сущность понятия «моногopoд» и классификация монопрофильных
территорий в Российской Федерации 6
1.2. Основные направления государственной поддержки моногородов.. ..11
1.3. Особенности стратегического развития моногородов 19
Глава 2. Практические аспекты изучения основных направлений стратегического развития (на примере Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута)
2.1. Сравнительный анализ социально-экономического развития
Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута 26
2.2. Экономические и социальные проблемы развития моногородов
Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута, угрозы их экономической безопасности 33
2.3 Основные стратегические направления социально-экономического развития моногородов Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута 44
Глава 3. Основные перспективы развития моногородов в Российской Федерации
3.1. Зарубежный опыт решения проблем моногородов в США,
Великобритании, Канаде и Германии 55
3.2. Рекомендации по разработке эффективной системы управления моногородом 56
Заключение 59
Библиографический список 60


«Города — великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов... Но будучи средством решения многих проблем общественного развития, они также — источник и арена их наиболее острого проявления». Г. М. Лаппо.
Проблему развития моногородов рассматривали в своих работах такие авторы как урбанист Р. Флорида, профессоры В. Бабурин и В.В. Кольцов и др. Они освещали вопросы, сущности и типологии моногородов в России и стратегии их модернизации.
Во всём мире города рассматриваются как центры экономического роста, требующие повышенного внимания как городских властей, так и со стороны жителей, городских сообществ, бизнеса... В России же складывается совершенно обратная ситуация. Не отрицая роли государства в их развитии, нет общей концепции развития. И если для западных стран приоритетом служит создание комфортной среды, развитие инвестиционного потенциала городов, а так же создание площадок для привлечения креативного класса, то для России на первом месте до последнего времени было развитие прежде всего крупных промышленных предприятий. Акценты поменялись лишь с наступлением кризиса в 2008 году.
Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года достаточно сильно ударил по стране. На первый взгляд казалось, что Россия выстоит в этих суровых условиях, ведь пережиты многочисленные войны, которые следовали одна за другой. В тот период многие были уверены, что кризис лишь легонько коснётся российского рынка. Однако новая рыночная реальность показала несостоятельность экономики многих городов, в первую очередь монопрофильных населённых пунктов, жизнь которых сконцентрирована вокруг одного-двух промышленных предприятий.
Уже к концу 2009 года проблема моногородов прозвучала как одна из приоритетных.
Согласно перечню, утвержденному 29 июля 2014 года, в России насчитывается 313 моногородов, деятельность которых практически полностью связана с работой одного или нескольких градообразующих предприятий. Стабильное социально-экономическое положение наблюдается лишь в 71 населённом пункте, остальные 80 % находятся в зоне риска.
В своем выступлении на XV Международном инвестиционном форуме "Сочи-2016" Дмитрий Медведев отметил, что "моногорода из депрессивных индустриальных зон должны стать территориями успеха", который должны обеспечить нормальную жизнь людям. Глава правительства назвал эту задачу амбициозной и сложной, но осуществимой.
Актуальность исследования обусловлена тем, что монопрофильные города - неотъемлемый элемент регионального ландшафта индустриальных и сырьевых районов всех государств и развитие их является одной из приоритетных задач государства.
Объект исследования - моногорода Магнитогорск, Нижнекамск и Сургут.
Предмет исследования - стратегические направления развития моногородов в Российской Федерации.
Целью исследования являются анализ стратегических направлений развития моногородов Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута на современном этапе и разработка предложений по их стратегическому развитию. 
Исследования:
раскрыть coдepжaниe ключевых понятий: моногород, монопрофильные территории;
охарактеризовать нормативно-правовую базу и меры поддержки моногородов;
• проанализировать социально-экономическое развитие моногородов на примере Магнитогорска, Нижнекамска и Сургута;
• выявить основные проблемы моногородов России;
• определить стратегические направления развития моногородов в современной России.
• ознакомиться с зарубежным опытом развития моногородов
• разработать рекомендации по стратегическому развитию моногородов России
• разработанность темы исследования (анализ литературы)
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой и во второй главах три параграфа, а в третьей-два. В первой главе рассматриваются тeopeтичecкиe ocнoвы изучения стратегического развития моногородов, во второй - проведен сравнительный анализ социально-экономического положения таких моногородов как Магнитогорск, Нижнекамск и Сургут, выявлены проблемы и предложены пути их решения, а в третьей- рассмотрен зарубежный опыт решения проблем моногородов и разработаны рекомендации по совершенствованию социально-экономического развития этих моногородов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были проанализированы проблемы моногородов, которые можно подразделить на следующие блоки:
• Социально-экономические
• Сырьевые
• Экологические
• Проблема инвестиционной привлекательности территории и территориального роста
• Научно-производственный потенциал
Моногорода- это производные односторонне развитой экономической базы, ориентированной на местные производные ресурсы и историческое индустриальное наследие и, в то же время самая уязвимая категория населённых мест, которая не способна поддерживать равновесие в период кризиса и характеризуется неустойчивым типом развития. Весомый вклад градообразующих предприятий в экономическое и социальное развитие города смягчает неблагоприятные воздействия внешних факторов. Но проблемы функционирования самих предприятий, в свою очередь, отражаются на оценке населением проблем жизнедеятельности города. Что и выявляет проведенный анализ. Следует отметить, что нерешенные проблемы моногорода ведут к росту социальной напряженности. Осознание населением города остроты проблем их существования связано не только с изменениями, происходящими в экономической и политической сферах общественной жизни. Но и с тем, как эти изменения преломляются в деятельности конкретных городских организаций, через которые человек удовлетворяет свои первоочередные потребности. Необходима разработка плана развития города с учетом интересов населения городов и при активном участии властей, в котором приоритетными (базовыми) должны быть такие ценности, как: материальное благополучие, уверенность в будущем, здоровье, нравственно благополучная семья. Отсюда следуют ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения района при принятии управленческих решений с учётом видения перспективы.
Кроме того, необходимо продолжать активно реализовывать политику по закреплению талантливой молодёжи и воспитанию предпринимательских качеств, обеспечению доступа к качественному образованию и удовлетворению потребности данных городов в квалифицированных кадрах, развитию социального партнёрства и укреплению гражданского общества. Администрации городов необходимо обратить внимание на увеличение доли собственных доходов (собираемость налогов разных уровней, доходов от продажи земли, налогов на рекламу и т.п.).
Моногорода нуждаются в государственной поддержке и часто ориентированы на государственный заказ. Поэтому для каждого моногорода разработаны комплексные инвестиционные проекты развития, которые помогут в дальнейшем в успешном стратегическом развитии монопрофильной территории. В данных городах осуществление стратегии собственного развития - это жесткое требование действительности, фактор не столько роста, сколько выживания.


1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст].
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. [Текст].
3. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Текст].
4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения» [Текст].
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001 [Текст].
6. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. и от 30 ноября 2009 г. о формировании Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции [Текст].
7. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 ноября 2008 г. «Об организации работы в Минпромторге России по обеспечению деятельности рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и подготовке проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании банкротом стратегических предприятий и организаций, а также предоставлению в установленном порядке субсидий с целью предупреждения банкротства» [Текст].
8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2009 г «Об организации мониторинга финансово-экономического состояния предприятий регионального значения»[Текст].
9. Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 ноября 2008 г. «О создании рабочей группы Министерства регионального развития во вопросам снижения негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие субъектов РФ» [Текст].
10. Приказ Министерства финансов РФ от 30 октября 2008 г. «О проведении отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов» [Текст].
11. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2011 г. «Об утверждении положения о мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы» [Текст].
12. Приказ Росстата от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении формы
статистического наблюдения № 1-МБ» [Текст].
13. Приказ Росстата от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении формы
статистического наблюдения № 1-МО» [Текст].
14. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 23 июня 2009 «О предоставлении информации по монопредприятиям и градообразующим предприятиям с признаками социальной напряженности» [Текст].
15. Правительственная телеграмма от 17 августа 2009 г. и письмо Министерства регионального развития РФ от 21 августа 2009 г. «О порядке взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам отбора предприятий регионального значения и градообразующих предприятий, нуждающихся в предоставлении им государственной гарантийной поддержки»[Текст].
16. Распоряжение администрации г. Сургут от 25 апреля 2014 г. № 1058 « Об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут за 2013 год» [Текст].
17. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа город Сургут на период до 2030 года [Текст].
18. Бесплатная библиотека Научно-практических Конференций. [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://libed.ru/.(Дата обращения: 02.06.17)
19. Гундарев А.А. Моногорода Челябинской области: актуальные проблемы,
потенциал и перспективы развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета.-2013. - №1. [Электронный ресурс].-
Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/monogoroda-chelyabinskoy-oblasti-aktualnye-problemy-potentsial-i-perspektivy-razvitiya.(Дата обращения: 02.06.17)
20. Гусев В.В. Монопрофильные поселения (моногорода): зарубежный опыт решения социальных проблем // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. -2014. - №4.
[Электронный ресурс].-
Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/monoprofilnye-poseleniya-monogoroda-zarubezhnyy-opyt-resheniya-sotsialnyh-problem.(Дата обращения: 02.06.17)
21. Долматова И. А., Семьянова Е. С., Курочкина Т. И., Быстрова А. А.
Основные направления и перспективы развития малого предпринимательства в Магнитогорске // Молодой ученый. — 2015. —
№6. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://www.moluch.ru/archive/86/16387/(Дата обращения: 02.06.17)
22. Заусаев В. К., Дубинина Е.В., Зайцев К.Н. Политика занятости в моногородах. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ» // Московский общественный научный фонд — 2010. —
№213. [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://libed.ru/knigi-nauka/390385-1-moskovskiy-obschestvenniy-nauchniy-fond-dalnevostochniy-nauchno-issledovatelskiy-institut-rinka-zausaev-dubinina.php(Дата обращения: 02.06.17)
23. Ильина М. Развитие моногородов России. 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/02/22/1337094551/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf(Дата обращения: 02.06.17)
24. Карпов Е.В. Концепция стратегического плана социально¬экономического развития крупного промышленного города (на примере Магнитогорска) // Чиновникъ.-2008.-№1. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://chinovnik.uapa.ru/ru/article/701/(Дата обращения: 02.06.17)
25. Коновалова Т. А. Диверсификация как направление повышения
эффективности экономики монопромышленного города стратегического значения // Молодой ученый. — 2013. — №4. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6481/(Дата обращения:
02.06.17)
26. Крюкова Е.М. Определение моделей диверсификации и развития моногородов на основе применения методики экономической оценки эффективности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — №5. [Электронный ресурс].-
Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-modeley-diversifikatsii-i-razvitiya-monogorodov-na-osnove-primeneniya-metodiki-ekonomicheskoy-otsenki-effektivnosti(Дата обращения: 02.06.17)
27. Манаева И.В. Методика оценки развития социально¬экономического развития моногородов // Российское предпринимательство.-2013. - №19. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.creativeconomy.ru/articles/29848/(Дата обращения: 02.06.17)
28. Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://cyberleninka.ruДата обращения: 02.06.17
29. Образовательный сайт «Refleader.ru». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: http:ZZrefleader.ru/(Дата обращения: 11.06.17 )
30.Официальный сайт администрации г. Сургута. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://admsurgut.ru/(Дата обращения: 02.06.17)
31. Официальный сайт вакансий «Trud.com» ZZ Обзор статистики рынка труда в Сургуте. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.trud.com/(Дата обращения: 02.06.17)
32. Официальный сайт г. Магнитогорска. [Электронный ресурс].-
Режим доступа:http://www.magnitogorsk.ru/(Дата обращения: 02.06.17)
33. Официальный сайт городского портала «Когалым» ZZ Как решить проблему моногородов. [Электронный ресурс].-
Режим доступа:http://kogalym.org/kogalym times/252-1-0-3113(Дата обращения: 02.06.17)
34. Официальный сайт Нижнекамского района. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: //old.e-nkama. ru/infrastruktura/economica/ito gi. php(Дата обращения: 02.06.17)
35. Официальный сайт газеты «Бизнес онлайн». Нижнекамская стратегия: в каком направлении развиваться району дальше?». [Электронн ый ресурс].-Режим доступа:http: //www.business- gazeta.ru/print/305569/(Дата обращения: 02.06.17)
36. Официальный сайт газеты «Магнитогорский металл» // Магнитка в форма те «стерео». [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://magmetall.ru/contribution/18777.htm(Дата обращения: 02.06.17)
37. Официальный сайт журнала «Базовый элемент» ZZМоногорода. Перезагрузка. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.slideshare.net/basel ru/ss-30574408(Дата обращения: 02.06.17)
38. Официальный сайт журнала «Клерк» ZZ Моногородам помогут деньгами и ликвидацией. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/articles/425297/page/1/(Дата обращения: 02.06.17)
39. Официальный сайт информационного портала «Большие финансы» // Маг
нитогорск- проблемы моногорода. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: //www.grandfin.ru/narod/2010/10/10303. html (Дата обращения:
02.06.17)
40. Официальный сайт информационного портала «Верстов.инфо» // Даже «домашку» готовят! Мэр, бизнесмены и управленцы комбината учатся в «Сколково». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.verstov.info/news/society/62787-dazhe-domashku-gotovyat-mer-biznesmeny-i-upravlency-kombinata-uchatsya-v-skolkovo.html(Дата обращения: 02.06.17)
41. Официальный сайт информационного портала «Википедия».[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.wikipedia.ru(Дата обращения: 02.06.17)
42. Официальный сайт информационного портала «Градотека». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://old.gradoteka.ru/city(Дата обращения: 02.06.17)
43.
Официальный сайт клуба желающих переехать «Не сидится». [Электронн ый ресурс]. Режим доступа:http://nesiditsa.ru/city(Дата обращения:
02.06.17)
43. Официальный сайт консалтинговой компании «Решение». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://decision.ru/stati i commentarii/2011/problemy monogorodov v rossii net est problema gorodov voobwe/(Дата обращения: 02.06.17)
44. Официальный сайт информационного портала международной экономиче ской статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //statinfo. biz/HTML/M1430F4345A1770L1.aspx (Дата обращения:
02.06.17)
45. Официальный сайт информационного портала «Правовая Россия» // Приказ Минрегиона России от 03.07.2012 № 282 «О принятии мер,
направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных муниципальных образований». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawru.info/dok/2013/07/03/n146983.htm(Дата обращения: 02.06.17)
47. Официальный сайт компании «Решение: консалтинг и исследование рынка». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://decision.ru/about/(Дата обращения: 02.06.17)
48. Официальный сайт промышленной группы «Базовый элемент».
[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.basel.ru/about-us/(Дата обращения: 02.06.17)
49. Официальный сайт информационного портала: «Самые.ru» // Самые криминальные города России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samiye.ru/(Дата обращения: 02.06.17)
50. Официальный сайт телеканала «С1» // Город-супермаркет. Ждёт ли Сургут большое торговое будущее? [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://sitv.ru/arhiv/news/economics/62536/(Дата обращения: 02.06.17)
51. Официальный сайт топ-рейтингов мира «Basetop».
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://sitv.ru/arhiv/news/economics/62536/http://basetop.ru/(Дата обращения: 02.06.17)
52. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.gks.ru/(Дата обращения: 02.6.17)
53. Официальный сайт энциклопедии экономиста // Юридическая сила нормативно-правовых актов Российской Федерации.
[Электронный ресурс].-Режим доступа: http: //www.grandars .ru/(Дата
обращения: 02.06.17)
54. Официальный сайт КПРФ. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://tat-kprf.ru/(Дата обращения: 02.06.17)
55. Соболевская О.В. «Отличники» и «неудачники» российских городов. — 2013. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
https://iq.hse.ru/news/177669966.html(Дата обращения: 02.06.17)
56. Сократилин В. Проблемы моногородов в России нет. Есть проблема моногородов вообще // Еженедельный журнал «Город». —
2011. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://decision.ru/stati i commentarii/2011/problemy monogorodov v rossiinet est problema gorodov voobwe/(Дата обращения: 02.06.17)
57. Столяров О.И. Программный подход к развитию экономики моногодов. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://www.mfrr.ru/m2.html(Дата обращения: 02.06.17)
58. Тарасюк В.М. Как развивать моногорода // Дайджест-финансы.-2010. - №3. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http: //cyberleninka.ru/article/n/kak-razvivat-mono goroda(Дата обращения: 02.06.17)
59. Ткачук С.Н. Малый бизнес важный резерв в развитии моногорода // Экономические и социальные переменные: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - №3. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-vazhnyy-rezerv-razvitiya-monogoroda(Дата обращения: 02.06.17)
60. Устинов А.Ю. Теоретико -
методологические аспекты классификации моногородов // Вопросы управ ления.-2016. - №38. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2012/04/15/(Дата обращения: 02.06.17)
61. Электронная библиотека студента «Библиофонд».
[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://bibliofond.ru/(Дата обращения: 02.06.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ