Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История создания и развития музея К.А. Васильева

Работа №51000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. История создания и развития музея К. А. Васильева 18
§ 1.1 Прижизненные выставки К. А. Васильева 18
§ 1.2 Посмертные выставки К. А. Васильева 24
§ 1.3 «Феномен» К. А. Васильева 25
§ 1.4 Выставочная деятельность клубов любителей творчества К. А. Васильева 32
Глава II. Открытие стационарных музеев К. А. Васильева 37
§ 2.1 Музею в Казани быть! 37
§ 2.2 Статья казанских искусствоведов о творчестве художника К. А. Васильева 44
§ 2.3 Открытие Картинной галереи К. А. Васильева в Казани на ул.Гвардейской 61
§ 2.4 Открытие музея на ул. Баумана 29/11 54
§ 2.5 Культурно-просветительская и выставочная деятельность К. А.
Васильева 58
Заключение 61
Список источников и литературы 64
Приложения 72

Актуальность и степень изученности. О Константине Васильеве писать очень непросто. Получивший признание миллионов зрителей, о чем свидетельствуют очереди на его выставки, где бы они не проводились - в Москве или маленьком провинциальном городке, он тем не менее не получил признание в среде своих коллег-художников. Его искусство вызывает яростные споры. С одной стороны можно наблюдать безоговорочную любовь зрителя к его творчеству, с другой стороны - полное неприятие. Конечно, это ли не свидетельство того что сам он, художник выполнил свою задачу: картины его действуют на зрителя, будоражат их чувства. Вот о чем говорят письма посетителей выставки К. А. Васильева: «В нашем современном обществе сейчас прослеживается не просто низкий уровень культуры. Посмотрите: залы прекрасных музеев пустуют, ходят только иностранцы или экскурсионные группы. И вот что удивительно - стоит выставить работы Ильи Глазунова, Александра Шилова или Константина Васильева-народ стоит в очередях часами!»
«Васильев уникальный художник, он действительно принадлежит России, картины его надо, просто необходимо, сохранить. Не надо ждать, пока его признают на Западе. Его картины завораживают, показывают Русь с той стороны, с которой никто из художников еще не показывал. Восторг и удивление перед историей и красотой земли русской, светлое поэтическое начало»
Читая мнения этих людей в книгах отзывов, мы более полно понимаем всю суть полемики, которая идет в нашей прессе о феномене Васильева. Конечно, критики пытаются убедить зрителя, что творчество художника - это китч, зритель же наоборот идет на выставки и открывает для себя что-то новое в его произведениях.
Константин Васильев заложил в истории русского искусства свой собственный художественный метод, который выражается через исторические героические образы. Историческая тема в свое время закончилась на классиках русской живописи - В. Васнецове, М. Нестерове, П. Корине. И затем на протяжении долгого времени - ничего. Сам же жанр исторического, патриотического направления как будто растворился в дымке веков. Никто не обращался к этой тематике в годы соцреализма, не писали работы и тем более не выставляли.
Несомненно, можем считать огромнейшей заслугой русского выдающегося художника К. А. Васильева, что он возрождает и пробуждает в нас истоки былинной Древней Руси, будущей России.
Изучение истории создания и развития Казанского музея К. А. Васильева является актуальным на сегодняшний момент времени, так как этим не занимался еще не один исследователь.
Степень изученности. Его творчество сравнительно недавно стало предметом изучения среди филологов, философов, среди музыкантов и студентов консерватории. О художнике написано большое количество книг, журнальных и газетных статей, в которых сделаны попытки анализа его творчества, его места в искусстве конца двадцатого, начале двадцать первого веков. Авторы этих публикаций: сотрудники названных музеев, друзья художника, журналисты. К сожалению, до сих пор нет серьезного искусствоведческого исследования творчества К. А. Васильева, что создает определенные трудности для написания данной исследовательской работы.
В 2012 г. вышел в свет сборник статей о творчестве К. А. Васильева. В него вошли статьи Ю. Михалкина «И свет во тьме светит», протоирея И. А. Цветкова «Творчество Константина Васильева: поэтический путь к Бытию», Г. В. Пронина «Загадка художника К. Васильева». Новые статьи друзей раскрывают нам феномен художника, чем он привлекает посетителя. Статья Ю. Михалкина «И свет во тьме светит» и философский трактат протоиерея И. Цветкова «Творчество Константина Васильева: поэтический путь к Бытию» показывают глубину миросозерцания художника через русскую культуру. Взяв этот сборник и проанализировав его, автор в дальнейшем использует этот материал для исследовательской работы.
Первая исследовательская работа, посвященная творчеству К. А. Васильева, была написана журналистом Анатолием Дорониным в брошюре «Мужество таланта» под московской редакцией «Молодая гвардия» в 1982 г. В брошюре описывается биография художника по воспоминаниям друзей художника. Также автором данной брошюры преподносится одна из главных целей - популяризаторская, потому что в свое время К. А. Васильев не состоял в Союзе художников, не был признан и сохранением его работ занимались его друзья. Представлен также интересный момент разработок будущего конструкторского бюро «Прометей», концертов цветомузыки по поэме «Прометей» Скрябина. А. И. Доронин пишет о создании фильма кинорежиссером Леонидом Кристи «Васильев из Васильева». Проанализировав текст, автор данной исследовательской работы приходит к выводу, что посмертные выставки художника - казанские и большинство московских способствовали началу создания трех музеев художника К. А. Васильева.
Следующим изданием, которое было взято автором исследовательской работы, был альбом московского издания «Астрель» 1996 г. «Константин Васильев. Художник по зову сердца». Альбом прекрасно проиллюстрирован репродукциями художника, знакомит нас более полно с биографией и творчеством художника, показывая нам его разносторонность, содержит интересную вступительную статью автора - Анатолия Доронина, восторженные отзывы московских художников - И. Глазунова, А. Бенуа, стихи Олега Шорникова. Анализируя альбом, автор приходит к выводу, что написан он не искусствоведом, а журналистом, долгое время возглавлявшим «Клуб любителей творчества К. А. Васильева», будущим директором московского музея. Поэтому в какой-то степени изучение материала о творчестве художника представляет трудности. Альбом этот был выпущен ограниченным тиражом. В 1998 г. этот альбом переиздавался в новом варианте и оказал существенную помощь автору в написании данной исследовательской работы.
Книга «Константин Васильев», выпущенная А. И. Дорониным 1999 г. в серии «Жизнь замечательных людей» дала автору исследовательской работы более полную и интересную информацию о биографии К. А. Васильева и о его творчестве. Интересна она и тем, что здесь представлены письма художника к своим родным - К. П. Васильевой и В. А. Васильевой. В книге представлена хронология прижизненных и посмертных выставок, которые проходили в Подмосковье. Здесь же опубликованы восторженные отзывы посетителей - летчика-космонавта А. А. Леонова, художника Н. А. Бенуа, академика Б. А. Рыбакова.
Среди работ, посвященных творчеству художника К. А. Васильева и сыгравших главную роль в написании данной исследовательской работы является книга А. И. Доронина «Руси волшебная палитра», первое издание которой было выпущено в 1992 г. И если первые издания были в мягких обложках, то последующие альбомы были уже солидно оформлены и прекрасно проиллюстрированы. Особое внимание привлекают отпечатанные фотографии из семейного архива К. А. Васильева - несколько очень редких фотографий мамы художника - К. П. Васильевой. Во вступительном слове писатель В. Крупин пытается подчеркнуть главную роль творчества великого русского художника в нравственном, эстетическом воспитании молодежи, любви его к Отечеству.
В последней главе «Прерванный полет» А. И. Доронин рассказывает о том, что в последние годы жизни художник был вхож в московскую творческую среду. Состоялось его знакомство С. А. Мельниковой одним из членов ВООПиК, которая в свою очередь познакомила его с Ильей Глазуновым.
Новый альбом «Константин Васильев. Жизнь и творчество» был выпущен сестрой художника В. А. Васильевой в 2014 г. В первой части альбома помещена вступительная статья под авторством Екатерины Амфилохиевой. В ней она знакомит с уникальностью и разносторонностью творчества великого русского художника. В представленных детских акварельных рисунках художника проглядывается школа старых мастеров- пейзажистов - Саврасова, Поленова, Нестерова. В основной части альбома представлены прекрасно проиллюстрированные репродукции картин К. А. Васильева. В заключительной части альбома сестрой художника написана статья «Записки на листках календаря», которая передает интересные факты из жизни их семьи. Из семейного архива на страницах альбома показаны старые семейные фотографии К. П. Васильевой, В. А. Васильевой. Друзьями художника в последней части нового альбома написаны воспоминания. Данный альбом оказал большую помощь в написании исследовательской работы.
Публикации статей о творчестве художника К. А. Васильева в периодической печати. И конечно, самой первой публикацией, которая познакомила москвичей с творчеством художника стала статья корреспондента газеты «Социалистическая индустрия» А. Валентинова, которая называлась «Взлет таланта». Побывав на его посмертной выставке в новом здании только что отстроившегося Молодежного центра, он увидел работы художника, был потрясен его многогранностью его таланта и опубликовал тут же свою статью в газете, заинтересовав свой коллектив. А. Валентинов был на этой выставке несколько дней, смотрел на работы К. А. Васильева, проникал в историческую глубину славянских корней, чувствовал их. А в последний день взял книгу отзывов и перечитал ее от корки до корки. Там были написаны только восторженные отзывы. Так в чем же ценность этой статьи? Да, несомненно, можно утверждать, что она послужила мощным толчком для организации московских выставок и в дальнейшем зарождению центров любителей творчества художника. Автор исследовательской работы взял ее в помощь для написания данной исследовательской работы. И можно уверенно сказать, что здесь четко прослеживается тот самый «феномен художника», народная любовь посетителей. Русская идея, которая прослеживается в символическом горении «светоча души человеческой» как говорил об этом сам художник.
Одновременно со статьей московского корреспондента А. Валентинова в газете «Социалистическая индустрия», в казанской газете «Комсомолец Татарии» были опубликованы статьи Б. Галеева о выставке в здании Молодежного центра в 1977 г. В одной из статей «Жизнь художника - подвиг» автор подчеркивает, что эпитет «самоотверженное творчество» можно отнести ко всей жизни художника, который работал как проклятый и в своей небольшой комнатенке создавал огромнейшие исторические полотна. И очень важная деталь для данной исследовательской работы, что автор статьи пишет о самой первой посмертной выставке в Зеленодольске, организованной клубом художников и Союза художников ТАССР.
Во второй статье он пишет о значении выставки 1977 г., о духовной связи художника с музыкой через его графические портреты композиторов. Важен факт того что сам К. А. Васильев сотрудничал с СКБ «Прометей». Любимая историческая, мифологическая тематика художника, о которой пишет автор статьи, представлена в былинном героическом и военных циклах. И тем самым он по манере написания очень близок к И. Глазунову, который заметил и оценил его творчество.
Статья корреспондента С. Варфоломеева, написавшего о первой посмертной выставке в Зеленодольске в октябре 1977 г. проанализирована автором исследовательской работы. Будучи в восхищении от увиденных работ, С. Варфоломеев погружает читателя в атмосферу русских традиций, материальной культуры, славянской мифологии. Он отмечает прекрасные отзывы об этой выставке.
Объектом исследования является казанский художественный музей К.А. Васильева.
Роль музея как социокультурного института.
Не каждый признанный в нашей стране художник имеет свой собственный персональный музей. В большинстве случаев картины наших прославленных живописцев представлены отдельными залами в экспозициях таких известных музеев как Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. Пушкина, Эрмитаж и других. Творчество Константина Алексеевича Васильева на сегодняшний день представлено в трех музеях - Московском музее славянской культуры, Казанском музее К. А. Васильева и мемориальном доме-музее в поселке Васильево.
Приступая к созданию музея, его организаторы мало думали о таких понятиях как «музейный предмет» или «экспозиция», «фондовая работа». Их главной целью было сохранить творческое наследие друга-художника К. А. Васильева и познакомить с ним как можно больше сначала казанцев, а потом и россиян. Но с открытия музея в 1996 г. начинается новый этап в жизни друзей художника, теперь уже сотрудников музея. Перед ними встают новые проблемы и вопросы: а что такое музей, каковы его цели и задачи, как сохранить музейную коллекцию? Во введении исследовательской работы рассмотрим и мы, как решаются эти вопросы в современной музеологии.
На сегодняшний день есть целый ряд определений музея. В Федеральном законе «О музейном фонде российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей обозначен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В мировой музейной практике принято определение музея, разработанное Международным советом музеев (ИКОМ), по которому музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное мировой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».
Но такой учрежденческий подход к музею не вполне соответствует требованиям современной музейной жизни.
Поэтому очень часто исследователи определяют музей как социокультурный институт, включающий в себя несколько составляющих, на одной из них нужно остановиться особо.
Социокультурный институт обязательно включает носителей (кадры), соотнесенных с его целями. Автор исследовательской работы из своей музейной практики экскурсовода музея К. Васильева хорошо знает, насколько важную роль играют экскурсоводы и научные сотрудники в популяризации творчества художника и в создании истории музея.
Главными фигурами в этом плане остаются друзья художника Г. В. Пронин, О. Е. Шорников, продолжающие работать в музее. Чтобы прослушать экскурсию из уст друга художника, в совершенстве владеющего речью, знающего мельчайшие подробности жизни и творчества К. А. Васильева, поклонники художника приезжают из Москвы и Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода.
Музеи всегда были центрами популяризации культуры, где решались задачи эстетического воспитания и образования. Востребованность музея обществом сегодня напрямую связана с кризисом цивилизации конца ХХ в.
У нас в стране кризисные явления усугубились развалом советской системы образования, сломом выработавшихся в течение 70 лет традиций и представлений, в том числе в области образования и воспитания. К сожалению, перестройка оказалась тем рубежом, после которого были разрушены не только консервативные, догматические формы образования и воспитания, но и все позитивные завоевания в этой сфере. Поэтому проблема образования - одна из актуальнейших задач, стоящих перед современным обществом. Ибо от того, как будет подготовлена нынешняя молодежь в будущей жизни, зависит и сама эта жизнь.
Многие политики и экономисты в настоящее время начинают понимать, что экономические и социальные цели общества становятся бессмысленными, если при этом не учитывается духовная природа человека, его потребность в нравственно-эстетических ценностях. Понимание этой истины и породило в конце ушедшего столетия явную направленность образования, суть которого в его гуманитарном обновлении. И на наш взгляд, взгляд работников музея, одним из наиболее прямых путей к гуманизации образования является развитие музеев и музейной деятельности. Гуманитарная культура - важнейшее средство спасения человека и общества от «расчеловечивания» - дегуманизации.
Музеи не только способны «погружать» зрителя в культуру прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в образовательном процессе. Более того музей не просто транслирует особую информацию, а действует прежде всего, как сказал русский философ Николай Федоров «душеобразовательно», а значит воспитывает сердце, эмоции, вкус. Большой интерес к музею как к культурно-просветительскому центру проявился в начале нового тысячелетия. Мы видим это на примере музеев в Казани и в частности, нашего музея К. А. Васильева.
Важной составляющей частью характеристики любого музея является его профиль, его специализация. Главным признаком классификации нашего музея является его связь с художественным искусством, что прослеживается в составе фондов музея, в тематике научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Таким образом, наш музей относится к художественным музеям и более точно - к музеям изобразительного искусства. Почти семнадцать лет музей носил официальное название «Картинная галерея К. А. Васильева». В 2013 г. с переездом в новое помещение на улице Баумана 29/11 в экспозицию добавилась мемориальная часть, состоящая из личных вещей художника и предметов ХХ в. В настоящее время официальное название для нас определяется как «Музей К. Васильева».
В соответствии с типологией музеев, которая существует на сегодняшний день, музей К. А. Васильева относится к музеям коллекционного типа и строит свою деятельность на основе собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов. В экспозиции и фондах музея представлены картины, графические работы, фото и видеоматериалы, фильмы о художнике и выставках его картин, переписка с друзьями.
Во второй половине двадцатого века в нашей стране стали возрождаться частные музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В определенной степени музей К. А. Васильева принадлежит к музеям такого рода, но с рядом оговорок. Коллекции картин и графических работ, представленных в музее, действительно принадлежат частным лицам- друзьям художника. Среди них Г. В. Пронин, О. Е. Шорников, А. Г. Кузнецов. На сегодняшний день большая часть коллекции и это самые популярные полотна - это собственность В. А. Васильевой, сестры художника. В то же время по своей ведомственной принадлежности музей сразу, еще в 90-е годы прошлого века создавался как муниципальный музей и подчинялся Управлению культуры Казани, В настоящее время музей К. А. Васильева является филиалом Национально-культурного центра «Казань» и входит в городскую музейную систему.
Предмет исследования связан с изучением истории создания и формирования художественного музея К. А. Васильева.
Хронологические рамки исследования.
В работе будет прослеживаться временной отрезок в 40 лет, от первых прижизненных выставок художника К. А. Васильева, через путь его многочисленных посмертных выставок к стационарному музею.
Источники. Для решения поставленных задач в исследовательской работе, посвященной истории создания и развития музея К. А. Васильева использована периодическая печать, а также кинофотофонодокументы.
1. Периодическая печать.
В периодической печати отражены воспоминания родных и близких художника: мамы - Васильевой (в девичестве Шишкиной) Клавдии Парменовны, друзей художника - Геннадия Васильевича Пронина, Олега Ефимовича Шорникова, Анатолия Гаврилович Кузнецова, Юрия Тимофеевича Михалкина, а также людей, лично его знавших и занимавшихся популяризацией его творчества. Это преподаватель русского
языка и литературы из техникума в поселке Васильево К. П. Сухорукова, корреспондент «Зеленодольской правды» Степан Николаевич Варфоломеев. Интересны воспоминания Наджии Нурмеевой - организатора первой персональной выставки К. А. Васильева в здании научно-исследовательского института математики и механики им. Чеботарева и вычислительного центра КГУ, а также научных сотрудников, преподавателей, инженеров, написавших небольшую статью об интересной встрече с художником.
Воспоминания родных, близких, друзей опубликованы в современных периодических изданиях: в журнале «Казань», в газетах «Машиностроитель», «Зеленодольская правда», «Социалистическая индустрия» и др.
Помимо воспоминаний близких и друзей художника в периодической печати имеются статьи корреспондентов, побывавших на посмертных выставках, мероприятиях, посвященных памяти художника и т. д. Это представители газеты «Комсомольская правда» И. Подойницына, «Коломенская правда» - М. Арензон, «Вечерняя Казань» - О. Иванов, «Зеленодольская правда» - Ю. Галимов, Р. Сабитов, «Советская Татария» - Л. Мишин и др. В них также отражено зарождение клубов любителей творчества художника К. А. Васильева в Коломне, Зеленодольске, Чернигове, Новосибирске и предпосылки создания музеев в поселке Васильево, в Казани и в Москве. Автор исследовательской работы, используя периодическую печать как исторический источник,хочет показать этапы создания и развития Картинной галереи К. А. Васильева в Казани.
2. Кинофотофонодокументы.
Кинофотофонодокументы, как источник по новейшей истории, располагают достаточно высокими информативными свойствами, где информация передается посредством изображений и звуков. Это позволяет им точно и достаточно полно передать и воспроизводить изобразительную, звуковую и аудиовизуальную сторону исторических событий. Кинофотофономатериал, привлекаемый, исследователем данной работы отражает предпосылки создания музея К. А. Васильева в поселке Васильево, в Казани, и в Москве. Кинофотофонодокументы зафиксировали также прижизненные и посмертные выставки К. А. Васильева. К ним относятся документальный фильм «Васильев из Васильева» снятый в 1978 г. спустя два года после гибели художника. Фильм был снят на базе материала центрального государственного архива кинофотодокументов СССР и казанской студии кинохроники. В фильме использован видеоматериал прижизненной выставки художника в здании клуба Льнокомбината в 1974 г. снятый Валерием Севастьяновым. Фильм был трехминутным. Изучая кинофотофономатериал, автор исследовательской работы пишет о фильме, сделанным и показанным В. П. Чурносовым в 1983 г. в Чернигове, при клубе любителей творчества К. А. Васильева, коллективом драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Немаловажным являются также воспоминания близких - К. П. Васильевой, друзей художника в фильме «Художник Константин Васильев» снятый режиссером О. Корвяковым в конце 1980 - в начале 1990
3. Делопроизводственные документы.
Это, прежде всего Выписка из решения исполнительного комитета Казанского городского совета народных депутатов Татарской ССР по созданию малого предприятия «Вернисаж» в 1991 г. с регистрацией разработанного устава о создании Картинной галереи им. К. А. Васильева с предоставлением здания на улице Б. Красная, 28 (См. приложение. Рис. 11, 13, 14). Вторым делопроизводственным документом является Разрешение Исполнительного комитета проектирования художественно-эстетического центра по улице Гоголя, 8 (См. приложение. Рис. 12).
Методика исследования. Исследование базируется на принципах научности, историзма и объективности. При написании работы использовался проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы исследования.
Научная новизна в целом обусловлена тем, что впервые будет рассмотрена тема истории создания и развития музея К. А. Васильева.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является история создания и развития Казанского музея К. А. Васильева. Автор сразу делает оговорку, что это первая попытка систематизировать деятельность коллектива музея, в основе которого всегда были друзья художника Геннадий Пронин, Олег Шорников, Анатолий Кузнецов по организации стационарного музея. В ходе исследовательской работы автор перечислит все предпосылки, этапы зарождения музея К. А. Васильева в Казани и дальнейшего его развития. В соответствии с указанной целью выдвигаются следующие задачи для исследования:
- проследить историю прижизненных и посмертных выставок художника;
- проанализировать работу клубов любителей творчества К. А. Васильева;
- проследить историю создания коломенского и московского музеев;
- изучить и проанализировать создание казанской картинной галереи в 1996 г. в Казани на ул. Гвардейской, 61;
- осветить открытие и трехлетнюю историю музея К. А. Васильева в Казани на ул. Баумана, 29/11.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав с девятью параграфами, заключения, списка источников и литературы и приложения с иллюстрациями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


2016 год станет для музея своеобразным юбилейным годом-в конце октября музей вступает в третье десятилетие своей истории. Музейщик из солидного, насчитывающего в своей истории много лет, улыбнется - подумаешь, каких-то 20 лет работы. Но для коллектива музея, для его создателей, в конце концов - для всех казанцев - это очень важная дата и определенная веха в истории зарождения и развития городского музея в Казани.
Тема данной исследовательской работы «История создания и развитие музея К. Васильева»
Для ее изучения и обоснования проведена большая и кропотливая работа. Автор сделал попытку собрать воедино все имеющиеся материалы, проанализировать их, выделить необходимое для раскрытия темы работы и тогда уже делать определенные выводы. В результате проделанной работы автор пришел к выводу, что по творчеству К. А. Васильева за 40 лет после его гибели написано достаточное количество статей в периодической печати, изданы несколько художественных альбомов и книг, опубликованы сборники с научно-исследовательскими статьями.
Тема данной исследовательской работы наиболее остро и обоснованно ставится в первые двадцать лет после смерти художника в газетных и журнальных статьях. И это вполне закономерно: в эти годы к художнику благодаря многочисленным выставкам пришла заслуженная слава, но как без него сохранить его творческое наследие, кто это сделает и каким образом? Все эти вопросы поднимаются в периодической печати, начиная с 1977-го и по1996 годы. Ответ на эти вопросы один - нужен музей.
Автор данной исследовательской работы постарается проследить в периодической печати, в интервью с очевидцами тех событий как постепенно, поэтапно решался вопрос создания и открытия музея.
Во-первых, за двадцать лет были проведены более 50 выставок, которые не только создавали посмертную славу художнику, но и средствами, собранными на них, закладывали основание под будущее музеи.
Среди организаторов выставок автор отметил особые заслуги Ю. М. Гусева, А. И. Доронина - членов московской военной секции ВООПиК; друзей художника Г. В. Пронина, О. Е. Шорникова, матери К. П. Васильевой и сестры В. А. Васильевой. Автор подробно объясняет этот тезис в работе.
Во - вторых, по всей стране создавались клубы любителей живописи К. А. Васильева. Пропагандируя творчество художника, члены клубов в то же время собирали средства для реставрации помещений или на строительство под музей. С этой целью были открыты счета в банках Коломны и Москвы. В этой части исследовательской работы особо автор выделяет клубы в Коломне, Зеленодольске и Москве.
В-третьих, создание музея в Казани повлияли перемены в общественно-политической ситуации в стране. Вначале 90-х, годы перестройки появилась возможность открывать малые коммерческие предприятия, благотворительные фонды с тем, чтобы привести в порядок, имеющийся у казанских друзей графические работы и картины. Выставка «Неизвестный К. Васильев» дала понять казанцам, что в городе есть полноценная коллекция работ художника, на основе которой можно закладывать музей.
В-четвертых, автор хочет отметить важную пропагандистскую роль советской и российской прессы в освещении всех проблем, на протяжении сорока лет встававших на пути создателей музея. И здесь нужно подчеркнуть роль газеты («Вечерняя Казань»), которая всегда поддерживала и особенно в 2011 г. картинную галерею К. Васильева, когда встал вопрос о переводе в другое помещение. Именно с публикации в «Вечерней Казани» открытого письма Президенту РТ Р. Н. Миниханову появилась возможность открытия музея в центре города. На сегодняшний момент времени музей стал одной из площадок культурно-просветительской работы в городе.



1.1. Афиша «Мустафинские чтения» // Архив музея К. Васильева.
1.2. Афиша персональной выставки живописи бугульминского художника Ф.
Газизуллина «Дорогами странствий» // Архив музея К. Васильева.
1.3. Выписка из решения Исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов о создании малого предприятия «Вернисаж» // Архив музея К. Васильева.
1.4. Решение Исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов о создании музея К. А. Васильева на ул. Б. Красная // Архив музея К. Васильева.
1.5. Решение Исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов о создании музея К. А. Васильева на ул. Гоголя // Архив музея К. Васильева.
1.6. Список картин Константина Васильева, переданных на выставку в Картинную галерею г. Набережные Челны // Личный архив Н. И. Андропова.
1.7. Устав малого предприятия «Вернисаж» (музей и картинная галерея К. Васильева) // Архив музея К. Васильева.
Опубликованные
1.8. Абдуллина С. «Неизвестный» Васильев в Казани / С. Абдуллина // Вечерняя Казань. - 1992. - № 4. - С. 3.
1.9. Арензон М. Это только начало / М. Арензон // Коломенская правда. -
1987. - 2 окт. (№ 6). - С. 3.
1.10. Белгородский М. Об этой книге / М. Белгородский // Константин Васильев глазами друзей: Воспоминания, эссе, стихи / сост. и предисл. М. Белгородского. - Казань: ТОО «Стар», 1995. - C. 3.
1.11. Валеев Д. Комплекс Герострата / Д. Валеев // Вечерняя Казань. - 1989. - 23 янв. - С. 2.
1.12. Варфоломеев С. Интересная выставка / С. Варфоломеев // Советская Татария. - 1978. - С. 2.
1.13. Варфоломеев С. Он успел сказать главное / C. Варфоломеев //
Машиностроитель. - 1987. - 18 сент. (№ 59). - С. 2.
1.14. Варфоломеев С. Первое впечатление / С. Варфоломеев //
Зеленодольская правда. - 1972. - май. - С. 3.
1.15. Васильев сдается? [Электронный ресурс] // Васильев сдается? InKazan: [сайт]. [2010]. URL: http://inkazan.ru/2010/12/24/vasilev-sdayotsya/(дата обращения: 15.06.2016).
1.16. Васильева В. А. Константин Васильев. Жизнь и творчество / В. А. Васильева. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - 240 с.: ил.
1.17. Васильева К. П. Дорогие, уважаемые товарищи! / К. П. Васильева // Зеленодольская правда. - 1988. - авг. (№ 8). - С. 2.
1.18. Галимов Ю. Памяти художника / Ю. Галимов // Зеленодольская правда.
- 1988. - дек. (№ 12). - С. 2.
1.19. Галеев Б. Жизнь художника - подвиг / Б. Галеев // Комсомолец Татарии.- 1977. - С. 2.
1.20. Галерея. Альманах Казанской городской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей / Казань: Отечество, 2010. - Вып. 2. - 104 с.
1.21. Документ, свидетельствующий о создании клуба любителей творчества К. А. Васильева в Коломне в 1987 г. [Электронный ресурс] // Коломна - у истоков создания клуба Константина Васильева: [сайт]. [2010]. URL: http://veliko-ross.ru/news34.htm(дата обращения: 13.06.2016).
1.22. Иванов О. Талантом время побеждая / О. Иванов // Вечерняя Казань. - 1987. - 29 сент. - С. 3.
1.23. История ОРК - Общество Русской Культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://rus-rt.ru/index/history/history1.aspx(дата обращения: 12.06.2016).
1.24. Картиная галерея К. Васильева приглашает на мероприятия [Электронный ресурс]. URL: http://horriyat.ru/novosti/kartinnaya-galereya- kvasileva-priglashaet-na-meropriyatiya.html(дата посещения: 13.06.2016).
1.25. Клуб любителей живописи Константина Васильева [Электронный ресурс] // Коломна - у истоков создания клуба Константина Васильева: [сайт]. [2010]. URL: http://veliko-ross.ru/news34.htm(дата обращения: 13.06.2016).
1.26. Колесникова Н. Судьба полотен К. Васильева / Н. Колесникова // Советская Россия. - 1978. - 1 ноября. - С. 2.
1.27. Константин Васильев глазами друзей: Воспоминания, эссе, стихи / сост. и предисл. М. Белгородского. - Казань: ТОО «Стар», 1995. - 104 с.
1.28. Корякин О. В Казани открыли музей Константина Васильева
[Электронный ресурс] // Российская газета. Казань,
2013.URL:https://rg.ru/tema/kultura/(дата обращения: 12.06.2016).
1.29. Краснов С. Оппонирует профессор / C. Краснов, Л. Гордеева, Н. Хуснутдинова, О. Зуй // Комсомолец Татарии. - 1974. - 27 янв. - С. 3.
1.30. Кузнецов А. Г. Он писал о душе человеческой / А. Г. Кузнецов // Вечерняя Казань. - 1977. - С. 2.
1.31. Кузнецов А. Г. Основные тенденции в творчестве Константина Васильева / А. Г. Кузнецов // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2015. - Вып. 2. - С. 19-41.
1.32. Мамаева Т. «Неизвестный Васильев» путешествует по стране / Т. Мамаева // Вечерняя Казань. - 1992. - № 7. - С. 3.
1.32. Матвеева Г. Магия его таланта / Г. Матвеева // Зеленодольская правда. 1988. С. 2.
1.33. Мелентьев М. Продолжение открытий / М. Мелентьев // Казань. - 2002.- № 7. - С. 115-116.
1.34. Михалкин Ю. Т. Васильево (Встречи с художником и другом) / Ю. Т. Михалкин. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2013. - 160 с.
1.35. Михалкин Ю. Т. И свет во тьме светит / Ю. Т. Михалкин // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2012. - Вып. 1. - С. 31-42.
1.36. Нурмеева Н. Первая персональная / Н. Нурмеева // Казань. - 2002. - № 7. - С. 106-108.
1.37. Отчет о работе РОО РНКО РТ [Электронный ресурс] // Читать далее... - Местнаая общественная организация Набережночелниское русское общество: [сайт]. [2013]. URL: http://xn--90achbwybdkkagne1h.xn--p1ai/otchet- o-rabote-roo-rnko-rt-za-2-kvartal-2013.html(дата обращения: 12.06.2016).
1.38. Песенник казанских мнатовцев // Архив музея К. А. Васильева.
1.39. Пронин Г. Воспоминания о Константине Васильеве / Г. Пронин // Васильева В. Константин Васильев. Жизнь и творчество / В. Васильева. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - C. 232-233.
1.40. Пронин Г. Героическая симфония Константина Васильева / Г. Пронин // Казань. - 2010. - № 4. - С. 101-105.
1.41. Пронин Г. В. Загадка художника Константина Васильева / Г. В. Пронин // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2012. - Вып. 1. - С. 3-30.
1.42. Пронин Г. В. Константин Васильев. Великой Победе посвящается / Г. В. Пронин. - Казань: Изд-во ООО «НТКЦ Зодиак», 2010. 14 с.
1.43. Пронин Г. В. Константин Васильев. Хронология творчества / Г. В. Пронин. - Казань: Изд-во «Kazan-Казань», 2007. - 16 с.
1.44. Пронин Г. В. Константин Васильев. Хронология творчества / Г. В. Пронин // Казань. - 2007. - № 6. - С. 120-137.
1. 45. Пронин Г. Отныне и навсегда / Г. Пронин // Казань. - 1997. - № 7. - С. 100-103.
1.46. Пронин Г. В. Ошибки молодости / Г. В. Пронин // Казань. - 2002. - №.7. - С. 74-81.
1.47. Пронин Г. В. Трижды обновленный. Второе рождение музея Константина Васильва в Казани / Г. В. Пронин // Казань. - 2013. - № 8. - С. 45-48.
1.48. Пронин Г. В. У каждого в жизни есть призвание / Г. В. Пронин // Вся работа. - 2012. - № 43 (269). 29 окт.-4 нояб. - С. 4-5.
1.49. Радьяр Д. Разговор о живописи / Д. Радьяр // Ленинец (Казанского университета). - Казань. - 1974. - 28 янв. - С. 3.
1.50. Сабитов Р. В память о художнике / Р. Сабитов // Зеленодольская правда.
- 1987. - 4 февр. (№ 20). - С. 4.
1.51. Сабитов Р. О «неизвестном» Васильеве замолвите слово / Р. Сабитов // Зеленодольская правда. - 1992. - 22 сент. - С. 3.
1.52. Свиридова И. Встреча в музее / И. Свиридова // Зеленодольская правда.
- 1988. - окт. (№ 9). - С. 3.
1.53. Сухорукова К. Памяти К. Васильева / К. Сухорукова // Зеленодольская правда. - 1989. - авг. (№ 8). - С. 2.
1.54. Фестиваль национальных культур «Единая планета» - Казанский
национальны исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kai.ru/news/moreinfo.php?id=10450(дата обращения: 12.06.2016).
1.55. Хусаинов З. Молодые Сатирики / З. Хусаинов // Советская Татария. - 1963. - 16 июня. (№ 141 (13333)). - С. 2.
1.56. Цветков И. А. Творчество Константина Васильева: поэтический путь к Бытию / И. А. Цветков // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2012. - Вып. 1 - С. 46-64.
1.57. Черняева Е. Константин Васильев остался в Советском районе / Е. Черняева // Вечерняя Казань. - 1998. - № 6. - С. 3.
1.58. Шорников О. Е. Как вспышка молнии / О. Шорников // Казань. - 2002. - №. 7. - С. 117-120.
1.59. Шорников О. Краски, кисти, холсты, рамы / О. Шорников // Васильева В. Константин Васильев. Жизнь и творчество / В. Васильева. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - C. 234.
1.60. Шорников О. Е. Константин Васильев. Путь к идеалу / О. Е. Шорников, Г. В. Пронин. - Казань: Изд-во «Kazan-Казань», 2002. - 16 с.
1.61. Шорников О. Е. Константин Васильев. Путь к идеалу / О. Е. Шорников // Казань, 2002. - № 7. - 2002. С. 121-135.
Кинофотофонодокументы
1.62. Кристи Л. М. Васильев из Васильева. [Электронный ресурс] / Л. М. Кристи. // Документальный фильм. - М., 1978. - Врямя показа. 15.52. - URL: https: //www. youtube. com/watch?v=_kiNBKni5Zk;
https://www.youtube.com/watch?v=hAuhu-addNg(дата обращения: 28.05.2016).
1.63. Корвяков О. Художник Константин Васильев [Электронный ресурс] / О. Корвяков. // Документальный фильм. - Время показа. 30.01. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=L9zdtjIlOaM(дата обращения: 28.05.2016).
2. Литература
2.1. Амфилохиева Е. Константин Алексеевич Васильев / Е. Амфилохиева // Васильева В. А. Константин Васильев. Жизнь и творчество / В. А. Васильева. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - С. 5-32.
2.2. Валентинов А. Взлет таланта / А. Валентинов // Социндустрия. - 1977. - окт. - С. 2.
2.3. Доронин А. И. Константин Васильев / А. И. Доронин. - М.: Молодая гвардия, 1999. - 217 с.: ил.
2.4. Доронин А. Константин Васильев: художник по зову сердца / А. Доронин. - М.: Астрель: АСТ, 1998. - 255 с.: ил.
2.5. Доронин А. И. Руси волшебная палитра / А. И. Доронин. - М.: РОО КЛЖКВ, 2015. - 256 с.: ил.
2.6. Ефимов А. В. Возвращение Константина Васильева / А. В. Ефимов // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2015. - Вып. 2. - С. 132-134.
2.1. Ильина М. Константин Васильев: миф и реальность / М. Ильина, Г. Сулейманова-Валеева, Я. Вайсфельд, Ю. Горшунов // Вечерняя Казань. -
1989. - 7 янв. - С. 3-4.
2.8. Картины, которые превращают homosapiensr человека духовного //
Казанские истории. URL: http://history-kazan.ru/16057-kartiny-kotorye-
prevrashchayut-homo-sapiens-v-cheloveka-dukhovnogo (дата обращения: 15.06.2016)
2.9. Крупин В. С любовью к России / В. Крупин // Доронин А. И. Руси волшебная палитра / А. И. Доронин. - М.: РОО КЛЖКВ, 2015. - С. 5-6.
2.10. Кулахметова-Романова Л. Я слушала море, я слушала волны... / Л. Я. Кулахметова-Романова. - Казань: [ Б. и.], 2004. - 22 с.
2.11. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы / В. М. Магидов //
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология,
практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколова. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 211-247.
2.12. Курашов В. И. Постижение идей через мышление образами и художественное творчество Константина Васильева / В. И. Курашов // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2015. - Вып. 2. - С. 80-81.
2.13. Мамаева Т. Посетители «подзаряжаются» в музее Васильева у портрета Достоевского [Электронный ресурс] / Т. Мамаева // URL: http://www.business- gazeta.ru/article/86966(дата обращения: 18.06.2016).
2.14. Основы музееведения: Учебное пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. - 3¬е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 432 с.
2.15. Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2012. - Вып. 1. - 208 с.
2.16. Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2015. - Вып. 2. - 168 с.
2.17. Солодухо Н. М. Зоревый отблеск России (художник Константин Васильев) / Н. М. Солодухо // Сборник статей о творчестве Константина Васильева. - Казань: ООО «НТКЦ Зодиак», 2015. - Вып. 2. - С. 75-79
2.18. Цветков И. А. Условие небытия / И. А. Цветков // Республика Татарстан. - 1990. - 9 сент. - С. 11-12.
2.19. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер. - 2007. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ