Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 7
1.1. Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном
возрасте 7
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития
эмоциональной сферы старших дошкольников 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности 27
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития
эмоциональной сферы дошкольников 27
2.2. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 34
2.3. Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Литература 54
Приложения
Многоплановые структурные преобразования, которые происходят в социальной, экономической, культурной сферах современного российского общества, ставят перед системой образования огромное количество проблем. Вследствие большой загруженности, ориентации взрослых на высокие образовательные и творческие результаты ребенок уже в дошкольном возрасте испытывает сильное духовное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое напряжение. В результате у детей фиксируются агрессивность, повышенная тревожность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, недостаток ответственности в отношении к различным сферам жизни - то есть различные нарушения эмоциональной сферы дошкольника.
Между тем нормальное эмоциональное развитие ребенка обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений, успешному дальнейшему обучению в школе. Ребенок, характеризующийся высоким уровнем развития эмоциональной сферы, продуктивен и успешен в познании, игре, взаимоотношениях со сверстниками. При этом, одним из ведущих средств развития эмоциональной сферы дошкольника является театрализованная деятельность, предстающая в качестве одной из форм ведущего вида деятельности детей в этом возрасте - игры.
В связи с этим в настоящее время является актуальной проблема осмысления особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Изучение данной проблемы обеспечивает положительные результаты образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социализации, творческого развития личности ребенка.
Цель исследования: изучить возможности использования
театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть процесс эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте;
2. изучить театрализованную деятельность как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников;
3. провести экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что театрализованная деятельность дошкольников способствует повышению уровня их эмоционального развития.
В ходе исследования используются такие методы как анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося теоретического материала, анализ практики дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, измерение, сравнение, математические методы, диагностические методики, анализ и интерпретация данных диагностики.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, которые можно разделить на две основные группы:
- работы, посвященные проблеме особенностей эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте (М.Б. Батюта [3], Е.А. Волгуснова [6], Е.В. Галеева [8; 9], Н.А. Гром [16], М.В. Ермолаева [18], Е.И. Изотова [20], Д.Г. Кайль [22; 23], Е.А. Клишкова [25; 26], И.В. Ковалец [27], А.Д. Кошелева [29], Е.В. Тамбовцева [45], Е.И. Шапиро [48], В.Н. Штефа [50] и другие);
- работы, рассматривающие возможности использования театрализованной деятельности дошкольников в целях развития их эмоциональной сферы (О.Ю. Аверьянова [1], Э.Д. Алимова [2], С.А. Бурдина [4], Т. Васина [5], Т.И. Горная [13], О.П. Задорожняя [19], Т.Е. Краснова [30], И.С. Мартынова [33; 34], Е.М. Олейник [37], С.А. Пашина [38], Л.С. Самсоненко [42; 43] и другие).
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности является достаточно хорошо изученной в современной отечественной психолого-педагогической науке. Тем не менее, изучение источников позволило сделать вывод о том, что большинство из них имеют теоретический характер, представляя собой обобщение и конкретизацию уже имеющихся взглядов на проблему.
Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего экспериментального исследования, основанного на предшествующем ему изучении теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе реализации программы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста была экспериментально подтверждена эффективность театрализованной деятельности как средства такого развития. Выявленные при этом формы организации работы могут быть внедрены в практику деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также использованы родителями детей дошкольного возраста в процессе организации и осуществления их эмоционального воспитания.
Базой исследования стало МАДОУ «Детский сад № 100 «Жар-птица» г. Набережные Челны Р.Т. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа, 5 - 6 лет).
По проблеме исследования опубликована статья в журнале «Воспитатель детского сада» на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность».
Структура работы представлена введением, двумя главами основной части (теоретической и практической), заключением, списком литературы и приложениями.
Эмоциональное развитие дошкольников представляет собой целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей в целом, с введением дошкольников в мир культуры межличностных отношений, процессами их социализации и творческой самореализации, усвоением основных культурных ценностей и норм.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по развитию эмоциональной сферы детей. Ребенок дошкольного возраста впечатлителен, у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов мышления, восприятия, воображения. Использование в процессе развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста театрализованной деятельности может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и оказать значительное позитивное влияние на процесс их личностного развития.
Проведенное нами исследование проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными; меняется структура эмоциональных процессов; формируется эмоциональное предвосхищение.
2. Театрализованная деятельность включает различные символико - моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры и речи. Для нее свойственны непроизвольность и эмоциональная экспрессия, эмоциональные действия. В процессе театрализованной деятельности происходит овладение ситуациями вербального и невербального выражения эмоций, познание новых форм эмоционального выражения, формирование эмоционально-мотивационной сферы.
3. Экспериментальное исследование показало, что на констатирующем этапе для довольно большого числа детей характерно позитивное эмоционально-психическое состояние, однако ряд дошкольников характеризуются негативным отношением низкой степени, что можно объяснить напряжением, возникшим при проведении диагностики. Кроме того, несколько детей проявили негативное состояние средней степени тяжести. Для большинства дошкольников характерен достаточно низкий уровень способности к распознаванию эмоциональных состояний. Дети затрудняются с называнием эмоций, с трудом различают маловыраженные эмоциональные состояния.
4. На основе данных первичной диагностики на формирующем этапе исследования было проведено 25 занятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. В ходе проделанной работы дошкольники получили знания о сущности и видах театра, познакомились с особенностями его работы, театральными профессиями; было осуществлено знакомство и отработка навыков детей по основным направлениям театрализованной деятельности.
5. По итогам проделанной работы на контрольном этапе позитивное эмоционально-психическое состояние характерно для большего числа детей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной результаты диагностики, по сравнению с полученными ранее, не изменились. В эмоциональной сфере детей, занимавшихся театрализованной деятельностью, произошли положительные изменения. Дошкольники стали более открытыми, менее тревожными, легче вступают во взаимодействие. Кроме того, в то время как в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе многие дошкольники повысили уровень своей способности к распознаванию эмоциональных состояний.
По обоим исследованным нами аспектам развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, различия, полученные в экспериментальной группе между данными констатирующей и контрольной диагностики, являются статистически значимыми.
Таким образом, проведенное исследование доказало эффективность использования театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи исследования были нами решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Аверьянова, О.Ю. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры / О.Ю. Аверьянова, З.Х. Питерская // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. - СПб: СПбГИПСР,
2016. - С. 317 - 319.
2. Алимова, Э.Д. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр / Э.Д. Алимова // Аспекты и тенденции педагогической науки. - 2016. - Т. 1. - С. 27 - 30.
3. Батюта, М.Б. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / М.Б. Батюта, Е.А. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-4. - С. 247 - 254.
4. Бурдина, С.А. Театрализованная деятельность - средство
формирования эмоциональной отзывчивости ребенка / С.А. Бурдина // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и
перспективы. - 2016. - С. 97 - 101.
5. Васина, Т. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в
театрализованной деятельности / Т. Васина // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. -
Екатеринбург: УГПУ, 2015. - С. 26 - 28.
6. Волгуснова, Е.А. Особенности развития поведенческого компонента эмоциональной сферы у старших дошкольников / Е.А. Волгуснова // Современный научный вестник. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 271 - 275.
7. Волынкина Е.Н. Роль сказки в процессе эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Волынкина, Е.В. Шишенко, Е.И. Тимошина // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. - М.: НИЦПР, 2016. - С. 44 - 47.
8. Галеева, Е.В. Особенности социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Галеева, И.С. Чертовских // Молодежь в науке: новые аргументы. - Липецк: Аргумент, 2015. - С. 145 - 147.
9. Галеева, Е.В. Формирование эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Е.В. Галеева, Т.Ю. Юркевич // Молодежь в науке: новые аргументы. - Липецк: Аргумент, 2015. - С. 155 - 157.
10. Гамова, С.Н. Особенности проявления эмоциональной устойчивости старшими дошкольниками / С.Н. Гамова // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 11. - С. 67 - 71.
11. Гончарова, О.В. Использование художественно-эстетических средств в духовно-нравственном воспитании дошкольников / О.В. Гончарова // Грани познания. - 2014. - № 2. - С. 28 - 31.
12. Гончарова, О.В. Праздник как средство социально -эмоционального развития детей дошкольного возраста / О.В. Гончарова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 7. - С. 66 - 69.
13. Горная, Т.И. Влияние культурно-досуговой деятельности на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Горная // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 320 - 326.
14. Горшкова, О.Б. Оптимизация взаимоотношений детей 6 - 7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности / О.Б. Горшкова, Г.С. Светова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 4. - С. 30 - 39.
15. Грачева, Т.А. Возможности театрализованных проектов в социализации детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Грачева, В.А. Деркунская, А.Ю. Комилова // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 16 - 20.
16. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром // Концепт. - 2016. - Т.
10. - С. 86 - 90.
17. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3 - 7 лет. - М.: Учитель, 2014. - 204 с.
18. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной
сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский
психолого-социальный университет, 2016. - 757 с.
19. Задорожняя, О.П. Формирование эмоциональной сферы
дошкольников через театрализованную деятельность / О.П.
Задорожняя // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 45 - 48.
20. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Просвещение, 2014. - 210 с.
21. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия
развития, 2014. - 144 с.
22. Кайль, Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия / Д.Г. Кайль. - М.: Учитель, 2014. - 132 с.
23. Кайль, Д.Г. Развитие эмоциональной сферы детей 6- 7 лет
средствами театрально-игровой деятельности в условиях ППМС- центра / Д.Г. Кайль // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 26. - С. 23 - 28.
24. Калабина, И.А. Особенности эмоционального развития детей 6 - 7 лет из многодетных семей / И.А. Калабина, А.Ю. Селикова // Карминские чтения. - СПб: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 145 - 148.
25. Клишкова, Е.А. Особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек дошкольного возраста / Е.А. Клишкова // Актуальные вопросы психологии. - 2015. - № 9. - С. 5 - 13.
26. Клишкова, Е.А. Особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек дошкольного возраста / Е.А. Клишкова // Априори. - 2015. - № 6. - С. 17. - С. 17.
27. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. - М.: Мир, 2015. - 136 с.
28. Котова, Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. - М.: Сфера, 2016. - 80 с.
29. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
30. Краснова, Т.Е. Возможности театрального искусства в развитии личности дошкольника / Т.Е. Краснова, Е.Б. Егорова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1. - С. 30 - 34.
31. Курганова, Е.А Развитие эмоциональной отзывчивости к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Курганова // Актуальные вопросы психологии. - 2016. - № 10. - С. 6.
32. Лаврикова, И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника / И.Н. Лаврикова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 74 - 78.
33. Мартынова, А.С. Театрализованные представления в детском саду / А.С. Мартынова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015.
- № 4. - С. 106 - 109.
34. Мартынова, И.С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям / И.С. Мартынова // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 27 - 34.
35. Моисеева, А.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства / А.Н. Моисеева, Т.А. Мамкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т.9. - № 3. - С. 96 - 102.
36. Никонова, Е.А. Праздники и развлечения в детском саду / Е.А. Никонова. - М.: Паритет, 2008. - 160 с.
37. Олейник, Е.М. Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной культуры дошкольников / Е.М. Олейник // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 19.
- С. 55 - 62.
38. Пашина, С.А. Совершенствование психоэмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности / С.А. Пашина // Психологическое здоровье личности: теория и практика. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - С. 235 - 237.
39. Подымова Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - №5. - С. 140 - 143.
40. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2011.
- 87 с.
41. Пономаренко, О.Н. Театральная деятельность как одно из средств всестороннего развития дошкольников / О.Н. Пономаренко // Образовательный потенциал, перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития. - Чебоксары: ЭМЦ, 2017. - С. 227 - 231.