РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 7
1.1. Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном
возрасте 7
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития
эмоциональной сферы старших дошкольников 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности 27
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития
эмоциональной сферы дошкольников 27
2.2. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 34
2.3. Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Литература 54
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 7
1.1. Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном
возрасте 7
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития
эмоциональной сферы старших дошкольников 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности 27
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития
эмоциональной сферы дошкольников 27
2.2. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 34
2.3. Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Литература 54
Приложения
Многоплановые структурные преобразования, которые происходят в социальной, экономической, культурной сферах современного российского общества, ставят перед системой образования огромное количество проблем. Вследствие большой загруженности, ориентации взрослых на высокие образовательные и творческие результаты ребенок уже в дошкольном возрасте испытывает сильное духовное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое напряжение. В результате у детей фиксируются агрессивность, повышенная тревожность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, недостаток ответственности в отношении к различным сферам жизни - то есть различные нарушения эмоциональной сферы дошкольника.
Между тем нормальное эмоциональное развитие ребенка обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений, успешному дальнейшему обучению в школе. Ребенок, характеризующийся высоким уровнем развития эмоциональной сферы, продуктивен и успешен в познании, игре, взаимоотношениях со сверстниками. При этом, одним из ведущих средств развития эмоциональной сферы дошкольника является театрализованная деятельность, предстающая в качестве одной из форм ведущего вида деятельности детей в этом возрасте - игры.
В связи с этим в настоящее время является актуальной проблема осмысления особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Изучение данной проблемы обеспечивает положительные результаты образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социализации, творческого развития личности ребенка.
Цель исследования: изучить возможности использования
театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть процесс эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте;
2. изучить театрализованную деятельность как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников;
3. провести экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что театрализованная деятельность дошкольников способствует повышению уровня их эмоционального развития.
В ходе исследования используются такие методы как анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося теоретического материала, анализ практики дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, измерение, сравнение, математические методы, диагностические методики, анализ и интерпретация данных диагностики.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, которые можно разделить на две основные группы:
- работы, посвященные проблеме особенностей эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте (М.Б. Батюта [3], Е.А. Волгуснова [6], Е.В. Галеева [8; 9], Н.А. Гром [16], М.В. Ермолаева [18], Е.И. Изотова [20], Д.Г. Кайль [22; 23], Е.А. Клишкова [25; 26], И.В. Ковалец [27], А.Д. Кошелева [29], Е.В. Тамбовцева [45], Е.И. Шапиро [48], В.Н. Штефа [50] и другие);
- работы, рассматривающие возможности использования театрализованной деятельности дошкольников в целях развития их эмоциональной сферы (О.Ю. Аверьянова [1], Э.Д. Алимова [2], С.А. Бурдина [4], Т. Васина [5], Т.И. Горная [13], О.П. Задорожняя [19], Т.Е. Краснова [30], И.С. Мартынова [33; 34], Е.М. Олейник [37], С.А. Пашина [38], Л.С. Самсоненко [42; 43] и другие).
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности является достаточно хорошо изученной в современной отечественной психолого-педагогической науке. Тем не менее, изучение источников позволило сделать вывод о том, что большинство из них имеют теоретический характер, представляя собой обобщение и конкретизацию уже имеющихся взглядов на проблему.
Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего экспериментального исследования, основанного на предшествующем ему изучении теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе реализации программы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста была экспериментально подтверждена эффективность театрализованной деятельности как средства такого развития. Выявленные при этом формы организации работы могут быть внедрены в практику деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также использованы родителями детей дошкольного возраста в процессе организации и осуществления их эмоционального воспитания.
Базой исследования стало МАДОУ «Детский сад № 100 «Жар-птица» г. Набережные Челны Р.Т. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа, 5 - 6 лет).
По проблеме исследования опубликована статья в журнале «Воспитатель детского сада» на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность».
Структура работы представлена введением, двумя главами основной части (теоретической и практической), заключением, списком литературы и приложениями.
Между тем нормальное эмоциональное развитие ребенка обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений, успешному дальнейшему обучению в школе. Ребенок, характеризующийся высоким уровнем развития эмоциональной сферы, продуктивен и успешен в познании, игре, взаимоотношениях со сверстниками. При этом, одним из ведущих средств развития эмоциональной сферы дошкольника является театрализованная деятельность, предстающая в качестве одной из форм ведущего вида деятельности детей в этом возрасте - игры.
В связи с этим в настоящее время является актуальной проблема осмысления особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Изучение данной проблемы обеспечивает положительные результаты образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социализации, творческого развития личности ребенка.
Цель исследования: изучить возможности использования
театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть процесс эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте;
2. изучить театрализованную деятельность как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников;
3. провести экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что театрализованная деятельность дошкольников способствует повышению уровня их эмоционального развития.
В ходе исследования используются такие методы как анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося теоретического материала, анализ практики дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, измерение, сравнение, математические методы, диагностические методики, анализ и интерпретация данных диагностики.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, которые можно разделить на две основные группы:
- работы, посвященные проблеме особенностей эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте (М.Б. Батюта [3], Е.А. Волгуснова [6], Е.В. Галеева [8; 9], Н.А. Гром [16], М.В. Ермолаева [18], Е.И. Изотова [20], Д.Г. Кайль [22; 23], Е.А. Клишкова [25; 26], И.В. Ковалец [27], А.Д. Кошелева [29], Е.В. Тамбовцева [45], Е.И. Шапиро [48], В.Н. Штефа [50] и другие);
- работы, рассматривающие возможности использования театрализованной деятельности дошкольников в целях развития их эмоциональной сферы (О.Ю. Аверьянова [1], Э.Д. Алимова [2], С.А. Бурдина [4], Т. Васина [5], Т.И. Горная [13], О.П. Задорожняя [19], Т.Е. Краснова [30], И.С. Мартынова [33; 34], Е.М. Олейник [37], С.А. Пашина [38], Л.С. Самсоненко [42; 43] и другие).
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности является достаточно хорошо изученной в современной отечественной психолого-педагогической науке. Тем не менее, изучение источников позволило сделать вывод о том, что большинство из них имеют теоретический характер, представляя собой обобщение и конкретизацию уже имеющихся взглядов на проблему.
Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего экспериментального исследования, основанного на предшествующем ему изучении теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе реализации программы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста была экспериментально подтверждена эффективность театрализованной деятельности как средства такого развития. Выявленные при этом формы организации работы могут быть внедрены в практику деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также использованы родителями детей дошкольного возраста в процессе организации и осуществления их эмоционального воспитания.
Базой исследования стало МАДОУ «Детский сад № 100 «Жар-птица» г. Набережные Челны Р.Т. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа, 5 - 6 лет).
По проблеме исследования опубликована статья в журнале «Воспитатель детского сада» на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность».
Структура работы представлена введением, двумя главами основной части (теоретической и практической), заключением, списком литературы и приложениями.
Эмоциональное развитие дошкольников представляет собой целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей в целом, с введением дошкольников в мир культуры межличностных отношений, процессами их социализации и творческой самореализации, усвоением основных культурных ценностей и норм.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по развитию эмоциональной сферы детей. Ребенок дошкольного возраста впечатлителен, у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов мышления, восприятия, воображения. Использование в процессе развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста театрализованной деятельности может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и оказать значительное позитивное влияние на процесс их личностного развития.
Проведенное нами исследование проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными; меняется структура эмоциональных процессов; формируется эмоциональное предвосхищение.
2. Театрализованная деятельность включает различные символико - моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры и речи. Для нее свойственны непроизвольность и эмоциональная экспрессия, эмоциональные действия. В процессе театрализованной деятельности происходит овладение ситуациями вербального и невербального выражения эмоций, познание новых форм эмоционального выражения, формирование эмоционально-мотивационной сферы.
3. Экспериментальное исследование показало, что на констатирующем этапе для довольно большого числа детей характерно позитивное эмоционально-психическое состояние, однако ряд дошкольников характеризуются негативным отношением низкой степени, что можно объяснить напряжением, возникшим при проведении диагностики. Кроме того, несколько детей проявили негативное состояние средней степени тяжести. Для большинства дошкольников характерен достаточно низкий уровень способности к распознаванию эмоциональных состояний. Дети затрудняются с называнием эмоций, с трудом различают маловыраженные эмоциональные состояния.
4. На основе данных первичной диагностики на формирующем этапе исследования было проведено 25 занятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. В ходе проделанной работы дошкольники получили знания о сущности и видах театра, познакомились с особенностями его работы, театральными профессиями; было осуществлено знакомство и отработка навыков детей по основным направлениям театрализованной деятельности.
5. По итогам проделанной работы на контрольном этапе позитивное эмоционально-психическое состояние характерно для большего числа детей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной результаты диагностики, по сравнению с полученными ранее, не изменились. В эмоциональной сфере детей, занимавшихся театрализованной деятельностью, произошли положительные изменения. Дошкольники стали более открытыми, менее тревожными, легче вступают во взаимодействие. Кроме того, в то время как в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе многие дошкольники повысили уровень своей способности к распознаванию эмоциональных состояний.
По обоим исследованным нами аспектам развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, различия, полученные в экспериментальной группе между данными констатирующей и контрольной диагностики, являются статистически значимыми.
Таким образом, проведенное исследование доказало эффективность использования театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи исследования были нами решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по развитию эмоциональной сферы детей. Ребенок дошкольного возраста впечатлителен, у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов мышления, восприятия, воображения. Использование в процессе развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста театрализованной деятельности может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и оказать значительное позитивное влияние на процесс их личностного развития.
Проведенное нами исследование проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными; меняется структура эмоциональных процессов; формируется эмоциональное предвосхищение.
2. Театрализованная деятельность включает различные символико - моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры и речи. Для нее свойственны непроизвольность и эмоциональная экспрессия, эмоциональные действия. В процессе театрализованной деятельности происходит овладение ситуациями вербального и невербального выражения эмоций, познание новых форм эмоционального выражения, формирование эмоционально-мотивационной сферы.
3. Экспериментальное исследование показало, что на констатирующем этапе для довольно большого числа детей характерно позитивное эмоционально-психическое состояние, однако ряд дошкольников характеризуются негативным отношением низкой степени, что можно объяснить напряжением, возникшим при проведении диагностики. Кроме того, несколько детей проявили негативное состояние средней степени тяжести. Для большинства дошкольников характерен достаточно низкий уровень способности к распознаванию эмоциональных состояний. Дети затрудняются с называнием эмоций, с трудом различают маловыраженные эмоциональные состояния.
4. На основе данных первичной диагностики на формирующем этапе исследования было проведено 25 занятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. В ходе проделанной работы дошкольники получили знания о сущности и видах театра, познакомились с особенностями его работы, театральными профессиями; было осуществлено знакомство и отработка навыков детей по основным направлениям театрализованной деятельности.
5. По итогам проделанной работы на контрольном этапе позитивное эмоционально-психическое состояние характерно для большего числа детей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной результаты диагностики, по сравнению с полученными ранее, не изменились. В эмоциональной сфере детей, занимавшихся театрализованной деятельностью, произошли положительные изменения. Дошкольники стали более открытыми, менее тревожными, легче вступают во взаимодействие. Кроме того, в то время как в контрольной группе изменений не произошло, в экспериментальной группе многие дошкольники повысили уровень своей способности к распознаванию эмоциональных состояний.
По обоим исследованным нами аспектам развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, различия, полученные в экспериментальной группе между данными констатирующей и контрольной диагностики, являются статистически значимыми.
Таким образом, проведенное исследование доказало эффективность использования театрализованной деятельности в качестве средства развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи исследования были нами решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста средствами игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



