Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Европейская культура и искусство во второй половине XIX в.» в средней школе

Работа №50897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Научно-педагогические основы применения информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном процессе 12
1.1. Понятие информационно-коммуникационных технологий.
Педагогическое значение их применения 12
1.2. Классификации средств информационно-коммуникационных
технологий 17
Глава 2. Технологии развития информационных умений в обучении
истории в школе 25
2.1. Особенности применения информационно-коммуникационных
технологий на уроках истории 25
2.2. Познавательные задания для обучающихся по развитию умений в
сфере использования информационно-коммуникационных технологий 29
2.3. Инновационный опыт использования ИКТ в процессе обучения
истории 32
Глава 3. Информационно-коммуникационные технологии при изучении темы «Европейская культура и искусство во второй половине XIX в.» в средней школе 39
3.1. Структурно-функциональный анализ учебно-исторического
материала по теме «Европейская культура и искусство во второй половине XIX в.» в средней школе 39
3.2. Методические пути использования средств информационно¬
коммуникационных технологий при изучении темы «Европейская культура и искусство во второй половине XIX в.» 45
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения


Актуальность. Жизнь современного человека немыслима без использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), в том числе интернет-ресурсов, поскольку они стали неотъемлемой частью нашей жизни. ИКТ для большинства современной молодежи является основным средством получения информации и становится серьезной базой для их образования и самообразования.
По этой причине система школьного образования также перестраивается, и средства ИКТ активно включается в образовательный процесс. К ним относятся всевозможные гаджеты, программные обеспечения, приложения, а также возможности, ими предоставляемые. В этих условиях основной задачей школы выступает развитие критического мышления обучающейся молодежи, способной отвечать вызовам XXI века, в том числе готовой отличать истинную информацию от ложной.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, прописывающий требования к результатам освоения среднего общего образования, выделяет личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Одной из важных метапредметных умений и компетенций, которая должна быть сформирована у обучающихся средней школы, является компетенция в области использования ИКТ (далее ИКТ- компетенция). Одной из составляющих ИКТ-компетенции является правильное использование средств ИКТ, интернет-ресурсов, что включает соблюдение норм информационной безопасности, эргономики, самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет и критический анализ полученной информации. Наряду с этим необходим учет здоровьесбережения, поскольку актуальной проблемой сегодня является стремительное ухудшение зрения у россиян, в том числе и у учащейся молодежи. В газете «Комсомольская правда» приводятся данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о том, что «с близорукостью в первый
класс приходит уже 5% детей, к одиннадцатому классу их становится 25-30%, а к окончанию института - уже 50-70 %»'. Данное обстоятельство связывается с тем, что в последние годы усилилась нагрузка на зрение. Это связано, в первую очередь, с использованием гаджетов и компьютеров. Поэтому в ИКТ- компетенцию включается также и система здоровьесбережения.
Формированию ИКТ-компетенции в школе могут способствовать различные познавательные задания, нацеливающие обучающихся на самостоятельный поиск информации, подборка специализированных образовательных ресурсов, находящихся в сети интернет, а также ссылок на них, что особенно актуально при внедрении системно-деятельностного подхода в образовательный процесс, нацеливающего обучающихся на самостоятельное добывание необходимых знаний.
При изучении российской и общемировой истории информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве дополнительного средства обучения, поскольку содержат визуальные средства, которые могут быть использованы на уроках. Особенно актуальными данные средства являются при изучении культуры, поскольку они дают возможность наглядно продемонстрировать творения общемировой культуры и изучить их историю. В связи с этим налицо актуальность данного исследования.
Обзор литературы. При проведении нашего исследования мы опирались на ФГОС второго поколения, поскольку данный документ является ключевым при построении современного российского образования.
В целом, вопросу использования ИКТ в современной школе посвящено достаточное большое количество исследований. Отдельные исследования освещают особенности использования интернет-ресурсов, другие рассматривают интернет-ресурсы как вспомогательное средство при работе
учителя . Отдельными учеными рассматриваются всевозможные аспекты использования ИКТ в образовательном процессе. К ним можно отнести вопросы аудиальных средств обучения истории , электронных форм учебников . Отдельные авторы, выделяя положительные черты использования ИКТ в образовании, считают, что ИКТ способствует ускоренной передаче учебной информации, что способствует значительному сокращению временных затрат в образовательном процессе . Проблемы использования интернет-ресурсов рассмотрены в статье Ю.П. Господарик .
В условиях внедрения ИКТ в образовательный процесс возрастает необходимость использования интернет-ресурсов. Приемы и способы их использования рассмотрены в трудах отечественных методистов и учителей истории, которые описывали собственный опыт. Среди них особо выделяются учителя, стремящиеся использовать современные веяния, чтобы заинтересовать обучающихся. Т.В. Бакрадзе использует социальные сети при изучении истории. Данный опыт особенно интересен тем, что современная молодежь основную часть свободного времени проводит за общением в социальных сетях, чем бывают серьезно обеспокоены родители. Для того, чтобы сделать пребывание в социальных сетях более полезным и плодотворным Т.В. Бакрадзе предлагает использовать такие социальные сети, как «Instagram», «Twitter», «Вконтакте» при обучении истории и обществознания. По мнению автора, это способствует повышению мотивации к учению, расширяет кругозор обучающихся и позволяет в интересной форме закрепить материал . Наряду с этим некоторые учителя-методисты считают, что на современном этапе развития образования может быть целесообразно использование блога в образовательном процессе .
Некоторые исследователи высказывают свое отношение относительно положительных и отрицательных черт использования интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Например, Асеева О.В. считает, что сеть Интернет оказывает серьезное влияние на развитие познавательной активности молодежи . Многие авторы единогласно отмечают, что
использование интернет-ресурсов повышают познавательную активность учащихся . Отдельные авторы предлагают подборку специализированных „ „ 4 интернет-ресурсов при изучении отдельных тем в истории.
В условиях реализации системно-деятельностного подхода особую важность в образовательном процессе приобретает формирование универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетенций. В работе А.Г. Асмолова, посвященной формированию универсальных учебных действий, обозначается система заданий для формирования отдельных универсальных действий . Нас особенно интересовали приемы развития смыслового чтения учащихся, поскольку чтение является неотъемлемой частью работы в сети Интернет.
При исследовании данной проблемы необходимо уделить особое внимание технологии развития критического мышления, без которого немыслима эффективная образовательная деятельность. Особо ценным для нас исследованием по данному вопросу является работа Заир-Бек С.И., Муштавинской И.В. Авторы рассмотрели актуальные приемы развития критического мышления, такие, как «инсерт», «кластер», «фишбоун» и другие.
С.В. Постнова в своей статье предложила методы практической реализации критического мышления средствами ИКТ в процессе обучения истории. По мнению автора, технология критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна при организации поиска информации в интернете.
В.В. Елбаева в своей статье приводит примеры того, как посредством самостоятельной работы на уроке развивать критическое мышление учащихся .
В работе проведен анализ интернет-ресурсов, которые в списке литературы представлены отдельной графой. Среди них можно выделить электронно-библиотечные системы, такие, как: znanium , elibrary ,
bibliorossica , cyberleninka , специализированные образовательные порталы, которые публикуют свежие новости о состоянии российского образования и изменения, произошедшие в нем .
Объектом исследования является процесс обучения истории, основанный на принципах системно-деятельностного подхода.
Предмет исследования - методические пути формирования компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий при изучении культуры и искусства в средней школе.
Гипотеза исследования: применение ИКТ в школе способствует формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ- компетенций, повышению мотивации школьников к учению и активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования заключается в выявлении методических путей использования различных типов ИКТ для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении духовной культуры в средней школе.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:
- охарактеризовать информационно-коммуникационные технологии и выявить педагогическое значение их применения;
- представить классификацию средств информационно-коммуникационных технологий;
- выявить общепедагогические подходы применения информационно¬коммуникационных технологий в школе.
- охарактеризовать особенности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ литературы;
- эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, апробация.
Научная новизна исследования заключается в постановке цели и задач исследования и комплексном рассмотрении ИКТ как особого средства обучения истории, способствующего формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности. Использованные в тексте работы приемы, способы применения образовательных ресурсов, ссылки и материалы, структурно-функциональный анализ и технологическая карта могут стать хорошим подспорьем в деятельности учителя. Теоретические материалы, использованные в работе, могут стать предметом дальнейших исследований в этой области методической науки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы мы руководствовались рабочей гипотезой и опирались на цель и задачи исследования. При выполнении работы мы задавались целью выявить методические пути использования информационно-коммуникационных технологий для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении духовной культуры в средней школе. По нашему мнению, цель работы была полностью реализована, поставленные задачи решены. Нами были охарактеризованы информационно-коммуникационные технологии, выявлено педагогическое значение их применения; была дана классификация средств информационно-коммуникационных технологий; определены общепедагогические подходы интеграции средств ИКТ в школьное историческое образование; выявлены особенности применения ИКТ на уроках истории; предложены познавательные задания для обучающихся по развитию умений в сфере использования средств ИКТ на уроках истории и т.д.
При выполнении работы мы изучили образовательные порталы и ресурсы, представленные в сети Интернет, которые оказывают учителям помощь в работе с ИКТ и интернет-ресурсами. К таким порталам относятся коллекция центральных образовательных ресурсов, порталы, связанные с подготовкой к ЕГЭ и т.д.
В целом, в данной работе был обозначен ряд проблем при использовании ИКТ, которые тем не менее не умаляют значимость их применения в образовательном процессе. В частности, было определено, что использование интернет-ресурсов способствует формированию
универсальных учебных действий и в том числе ИКТ-компетенции. А это в свою очередь позволяет в полной мере реализовать системно-деятельностный подход в образовательном процессе.
Таким образом, мы обозначили положительные и отрицательные черты использования ИКТ в образовательном процессе и изучили варианты их интеграции в образовательный процесс. Внедрение в учебную работу средств ИКТ с их возможностями позволит повысить учебную мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность и расширит поле деятельности самого учителя. При этом стоит обратить серьезное внимание здоровьесберегающим технологиям, поскольку, как отмечалось в выпускной квалификационной работе, частое использование средств ИКТ значительно ухудшило зрение обучающейся молодежи за последние годы.
Делая вывод по выпускной квалификационной работе, можно отметить, что использование современных информационно¬
коммуникационных технологий способствует достижению метапредметных результатов обучения, позволяет повышать качество и уровень предметных знаний и умений учащихся, научит учащихся критически оценивать разнообразные источники информации. Достижение этих результатов зависит от сформированности ИКТ-компетенции у самого учителя, что также является необходимым условием ведения образовательной деятельности в современных условиях. Учителю необходимо работать над повышением своей подготовленности для того, чтобы воспитать зрелую личность, способную отвечать вызовам XXI века.


1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. - № 2. - С. 28-38.
2. Асеева О.В. Влияние сети Интернет на развитие познавательной активности молодежи // СИСП. - 2012. - № 6. - С. 6.
3. Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. - 2005. - №12.
4. Базаржапова Т. Ж. Использование интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя // Вестник БГУ. - 2008. - №1. - С.10¬13.
5. Бакрадзе Т.В. Социальные сети интернет универсальный помощник в рамках проектной деятельности на уроках истории // Символ науки. - 2017. - №3. - С. 86-88.
6. Белов С.А. Использование блогов в образовательном процессе высшей школы // Ползуновский альманах. -2011. - № 1. - С. 150-153.
7. ВОЗ бьёт тревогу: Россияне теряют зрение // Комсомольская
правда [Электронный ресурс] URL:
https://www.kazan.kp.rU/daily/26212.4/3095983 (Дата обращения: 14.02.2018).
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. - М.: Просвещение,
2015. 78 с.
9. Глухова Т.В., Бажанова С.В. Икт-компетентность в современном
образовании // Интеграция образования. 2013. №2 (71). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kompetentnost-v-sovremennom-
obrazovanii (дата обращения: 17.03.2018).
10. Господарик Ю.П. Проблемы использования интернет-ресурсов в обучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. № 8. - С. 17-23.
11. Гришина А.А. Образовательное пространство XXI века: основные тенденции и технологии конструирования // ТРУДЫ СПБГИК. - 2013. - №. 200. - С. 366-371.
12. Дударев М.И., Швынденкова О.И. Аудиальные средства обучения истории: возможности использования и разработки // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. -№ 10. - С. 26-37.
13. Елбаева В.В. Развитие критического мышления через организацию самостоятельной работы на уроках истории // Армия и общество. - 2015. - №2 (45). - С.106-110.
14. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке - пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: просвещение, 2011. - 223 с.
15. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 272 с.
16. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
17. Никулова Г.А., Боброва Л.Н., Марчев Д.В. Характеристики привлекательности интернет-ресурсов учебного назначения: стилевые аспекты преподавания и потребительские свойства // ОТО. - 2014. - №2. - С.569-597.
18. Постнова С. А. Методы практической реализации технологии критического мышления с использованием средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе (на примере уроков истории) // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №2. - С.94-103.
19. Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. - М.: Дрофа, 2014. - 400 с.
20. Таратухина Т.А. Использование технологии веб-квест в учебном процессе // [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye- yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom- protsesse (Дата обращения: 25.01.2018).
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
Интернет-ресурсы
1. Google — поисковая система // [Электронный ресурс] URL: https://www.google.ru (Дата обращения: 23.02.2018).
2. Mail.ru - российский коммуникационный портал // [Электронный ресурс] URL: https://mail.ru/ (Дата обращения: 23.02.2018).
3. Бесплатная электронная библиотека образовательных ресурсов //
[Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/ (Дата обращения:
19.01.2018).
4. Все для поступающих // [Электронный ресурс] URL: https://edunews.ru/ (Дата обращения: 22.01.2018).
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [Электронный ресурс] URL: http://school-collection.edu.ru/(Дата обращения: 22.01.2018).
6. Издательство «Просвещение» // [Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ (Дата обращения: 18.01.2018).
7. Научная электронная библиотека «Elibrary» // [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения: 01.02.2018).
8. Научная электронная библиотека «Киберленинка» // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 01.02.2018).
9. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» // [Электронный ресурс] URL: https://ege.sdamgia.ru/ (Дата обращения: 25.01.2018).
10. Открытый банк заданий ЕГЭ // [Электронный ресурс] URL:
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (Дата обращения:
22.01.2018).
11. Отличные аудиоэкскурсии для любого направления // [Электронный ресурс] URL: https://izi.travel/ru (Дата обращения: 18.01.2018).
12. Официальный информационный портал единого государственного экзамены // [Электронный ресурс] URL: http://www.ege.edu.ru (Дата обращения: 19.01.2018).
13. Приложения google play // [Электронный ресурс] URL:
https://play.google.com/store/apps (Дата обращения: 28.01.2018).
14. Рамблер — медийный портал // [Электронный ресурс] URL: https://www.rambler.ru/ (Дата обращения: 23.02.2018).
15. Социально-образовательная сеть «Буду студентом!» // [Электронный ресурс] URL: https://abiturient.kpfu.ru/ (Дата обращения: 1.02.2018).
16. Университет третьего возраста // [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/odo/universitet-tretego-vozrasta (Дата обращения: 17.02.2018).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]: официальный
сайт/URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 (Дата обращения: 15.01.2018).
18. Федеральный институт педагогических измерений // [Электронный ресурс] URL: http://www.fipi.ru/ (Дата обращения: 21.01.2018).
19. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс] URL: www.edu.ru (Дата обращения: 15.01.2018).
20. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс] URL: http://fcior.edu.ru/ (Дата обращения: 21.01.2018).
21. Цивилизация эпохи Средневековья // [Электронный ресурс] URL:
https://sites.google.com/site/civilizaciasrednevekova/ (Дата обращения:
25.01.2018).
22. Электронная библиотека «Bibliorossica» // [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliorossica.com/ (Дата обращения: 01.02.2018).
23. Электронно-библиотечная система «Znanium» // [Электронный ресурс] URL: http://znanium.com/ (Дата обращения: 01.02.2018).
24. Яндекс - поисковая система и интернет-портал // [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru (Дата обращения: 23.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ