СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития способностей дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
дошкольного возраста 7
1.2. Факторы готовности детей к школьному обучению 12
1.3. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре как
фактор готовности к школе 19
Выводы по главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию способностей
дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 26
2.1. Организация исследования. Исходный уровень готовности
дошкольников к школьному обучению 26
2.2. Описание работы по развитию способностей дошкольников к
взаимодействию в сюжетно-ролевой игре 40
2.3. Анализ изменений в уровне готовности дошкольников к
обучению в школе 47
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития способностей дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
дошкольного возраста 7
1.2. Факторы готовности детей к школьному обучению 12
1.3. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре как
фактор готовности к школе 19
Выводы по главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию способностей
дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 26
2.1. Организация исследования. Исходный уровень готовности
дошкольников к школьному обучению 26
2.2. Описание работы по развитию способностей дошкольников к
взаимодействию в сюжетно-ролевой игре 40
2.3. Анализ изменений в уровне готовности дошкольников к
обучению в школе 47
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
Инновационное развитие современного общества предъявляет новые требования к результатам и результативности образовательной деятельности организаций дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и парциальных программ, обучению педагогических кадров. При этом приоритетной задачей дошкольного образовательного учреждения остается подготовка детей к обучению в школе. Это задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность, характеризуется своей комплексностью, многогранностью, она охватывает все сферы жизни ребенка дошкольного возраста.
Вместе с тем, ведущим видом деятельности ребенка на этапе освоения им программы дошкольного образования является сюжетно - ролевая игра, которая представляет собой своеобразный способ освоения дошкольниками окружающей действительности, в ходе которого формируются важнейшие качества личности ребенка, его отношение к самому себе и своему месту в обществе, происходит усвоение этических ценностей и норм, образцов поведения, эстетических и нравственных идеалов.
Использование сюжетно-ролевой игры, благодаря характерным для нее чертам, способствует воспитанию многих личностных качеств ребенка. В том числе, игра способствует формированию у него целого комплекса характеристик, определяющих готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре приобретает, благодаря этому, значение одного из ведущих факторов готовности ребенка к школе.
В связи с этим, актуальность исследования сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками определяется тем, что в ней объединяются два ключевых аспекта образовательно-воспитательной деятельности современного ДОУ: необходимость подготовки ребенка к школе и развитие его личности в процессе сюжетно-ролевой игры. Таким образом, исследование данной проблемы позволяет приблизиться к решению одной из главных задач современного дошкольного образования в нашей стране.
Целью настоящей работы является теоретическое и экспериментальное исследование сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- дать характеристику сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть значение социально-коммуникативного аспекта
готовности к школьному обучению;
- изучить взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
- провести экспериментальную работу по изучению сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития положительных
взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Гипотеза экспериментальной работы состоит в предположении о том, что развитие у детей дошкольного возраста способности к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре обусловливает повышение у них уровня коммуникативного развития и уровня способности к взаимодействию со сверстниками.
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, классификация, конкретизация - и эмпирические: эксперимент, сравнение, измерение, диагностические
методики, методы математической статистики.
При выполнении данной работы использован широкий спектр научной литературы, содержащей теоретические аспекты сущности сюжетно-ролевой игры дошкольников (М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [10], З.Т. Натырова [31], Л.Т. Синченко [44], А.А. Токарев [47], В.С. Чернявская [49] и другие), а также исследования возможностей взаимодействия в ходе сюжетно-ролевой игры (И.Е. Буршит [4], З.А. Еремеева [16], О.А. Марцинкевич [33], Ю.В. Юрданова [51] и другие авторы).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с формированием школьной готовности в практике дошкольных образовательных учреждений. Материалы экспериментального исследования могут послужить фундаментом для проведения комплексного исследования различных коммуникативного развития ребенка.
Кроме того, данная работа или отдельные ее фрагменты могут быть использованы в организации практической деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных работников и других профессионалов в области дошкольного образования.
Базой экспериментального исследования стало «МБДОУ Детский сад №34 «Радуга» г. Елабуга. В работе приняли участие воспитанники подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет количеством 25 человек.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
Вместе с тем, ведущим видом деятельности ребенка на этапе освоения им программы дошкольного образования является сюжетно - ролевая игра, которая представляет собой своеобразный способ освоения дошкольниками окружающей действительности, в ходе которого формируются важнейшие качества личности ребенка, его отношение к самому себе и своему месту в обществе, происходит усвоение этических ценностей и норм, образцов поведения, эстетических и нравственных идеалов.
Использование сюжетно-ролевой игры, благодаря характерным для нее чертам, способствует воспитанию многих личностных качеств ребенка. В том числе, игра способствует формированию у него целого комплекса характеристик, определяющих готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре приобретает, благодаря этому, значение одного из ведущих факторов готовности ребенка к школе.
В связи с этим, актуальность исследования сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками определяется тем, что в ней объединяются два ключевых аспекта образовательно-воспитательной деятельности современного ДОУ: необходимость подготовки ребенка к школе и развитие его личности в процессе сюжетно-ролевой игры. Таким образом, исследование данной проблемы позволяет приблизиться к решению одной из главных задач современного дошкольного образования в нашей стране.
Целью настоящей работы является теоретическое и экспериментальное исследование сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- дать характеристику сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть значение социально-коммуникативного аспекта
готовности к школьному обучению;
- изучить взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
- провести экспериментальную работу по изучению сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития положительных
взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Гипотеза экспериментальной работы состоит в предположении о том, что развитие у детей дошкольного возраста способности к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре обусловливает повышение у них уровня коммуникативного развития и уровня способности к взаимодействию со сверстниками.
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, классификация, конкретизация - и эмпирические: эксперимент, сравнение, измерение, диагностические
методики, методы математической статистики.
При выполнении данной работы использован широкий спектр научной литературы, содержащей теоретические аспекты сущности сюжетно-ролевой игры дошкольников (М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [10], З.Т. Натырова [31], Л.Т. Синченко [44], А.А. Токарев [47], В.С. Чернявская [49] и другие), а также исследования возможностей взаимодействия в ходе сюжетно-ролевой игры (И.Е. Буршит [4], З.А. Еремеева [16], О.А. Марцинкевич [33], Ю.В. Юрданова [51] и другие авторы).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с формированием школьной готовности в практике дошкольных образовательных учреждений. Материалы экспериментального исследования могут послужить фундаментом для проведения комплексного исследования различных коммуникативного развития ребенка.
Кроме того, данная работа или отдельные ее фрагменты могут быть использованы в организации практической деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных работников и других профессионалов в области дошкольного образования.
Базой экспериментального исследования стало «МБДОУ Детский сад №34 «Радуга» г. Елабуга. В работе приняли участие воспитанники подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет количеством 25 человек.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
Итак, целью данной работы стало теоретическое и экспериментальное исследование развития способности дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактора готовности к школе. Для достижения вышеуказанной цели нами был сформулирован ряд задач, последовательное решение которых позволило сделать следующие основные выводы:
1. Сюжетно-ролевая положительно влияет на все направления развития личности дошкольника: развитие способности к рефлексии, социальные навыки, умение пользоваться символами и знаками, развитие интереса к жизни в обществе, к окружающей действительности в целом, становлением процессов контроля и регуляции, формирование критической самооценки, осознание положительных и отрицательных качеств ровесников, становление основ жизненной позиции, формирование готовности к школе.
2. Готовность ребенка к школьному обучению проявляется в трех основных аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и социальном. На их развитие оказывает влияние ряд факторов, среди которых особо выделяется взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре. В процессе игрового взаимодействия у дошкольников формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень, характерный для ребенка младшего школьного возраста на этапе обучения в школе.
3. Экспериментальная работа предполагала изучение уровня школьной готовности детей, а также уровня их способности к взаимодействию до и после реализации работы по развитию взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре. На формирующем этапе эксперимента было проведено 12 занятий, каждое из которых предполагало проведение подготовительной работы; организацию и проведение сюжетно-ролевой игры в соответствии с планом работы; проведение с дошкольниками беседы по игре.
4. В результате проделанной работы произошли значительные позитивные изменения в уровне всех аспектов школьной готовности, а также в уровне способности дошкольников к взаимодействию друг с другом (все выявленные по итогам проведения экспериментальной работы различия, а также взаимосвязь между уровнем способности детей к взаимодействию и общим уровнем школьной готовности являются статистически значимыми). Это отражает комплексное воздействие сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка и значение игрового взаимодействия для формирования готовности к школе.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
Гипотеза экспериментальной работы была подтверждена.
1. Сюжетно-ролевая положительно влияет на все направления развития личности дошкольника: развитие способности к рефлексии, социальные навыки, умение пользоваться символами и знаками, развитие интереса к жизни в обществе, к окружающей действительности в целом, становлением процессов контроля и регуляции, формирование критической самооценки, осознание положительных и отрицательных качеств ровесников, становление основ жизненной позиции, формирование готовности к школе.
2. Готовность ребенка к школьному обучению проявляется в трех основных аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и социальном. На их развитие оказывает влияние ряд факторов, среди которых особо выделяется взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре. В процессе игрового взаимодействия у дошкольников формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень, характерный для ребенка младшего школьного возраста на этапе обучения в школе.
3. Экспериментальная работа предполагала изучение уровня школьной готовности детей, а также уровня их способности к взаимодействию до и после реализации работы по развитию взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре. На формирующем этапе эксперимента было проведено 12 занятий, каждое из которых предполагало проведение подготовительной работы; организацию и проведение сюжетно-ролевой игры в соответствии с планом работы; проведение с дошкольниками беседы по игре.
4. В результате проделанной работы произошли значительные позитивные изменения в уровне всех аспектов школьной готовности, а также в уровне способности дошкольников к взаимодействию друг с другом (все выявленные по итогам проведения экспериментальной работы различия, а также взаимосвязь между уровнем способности детей к взаимодействию и общим уровнем школьной готовности являются статистически значимыми). Это отражает комплексное воздействие сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка и значение игрового взаимодействия для формирования готовности к школе.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
Гипотеза экспериментальной работы была подтверждена.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевая игра как путь развития коммуникативных навыков детей среднею дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023



