Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития способностей дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 7
1.1. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
дошкольного возраста 7
1.2. Факторы готовности детей к школьному обучению 12
1.3. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре как
фактор готовности к школе 19
Выводы по главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию способностей
дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактор готовности к школе 26
2.1. Организация исследования. Исходный уровень готовности
дошкольников к школьному обучению 26
2.2. Описание работы по развитию способностей дошкольников к
взаимодействию в сюжетно-ролевой игре 40
2.3. Анализ изменений в уровне готовности дошкольников к
обучению в школе 47
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
Инновационное развитие современного общества предъявляет новые требования к результатам и результативности образовательной деятельности организаций дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и парциальных программ, обучению педагогических кадров. При этом приоритетной задачей дошкольного образовательного учреждения остается подготовка детей к обучению в школе. Это задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность, характеризуется своей комплексностью, многогранностью, она охватывает все сферы жизни ребенка дошкольного возраста.
Вместе с тем, ведущим видом деятельности ребенка на этапе освоения им программы дошкольного образования является сюжетно - ролевая игра, которая представляет собой своеобразный способ освоения дошкольниками окружающей действительности, в ходе которого формируются важнейшие качества личности ребенка, его отношение к самому себе и своему месту в обществе, происходит усвоение этических ценностей и норм, образцов поведения, эстетических и нравственных идеалов.
Использование сюжетно-ролевой игры, благодаря характерным для нее чертам, способствует воспитанию многих личностных качеств ребенка. В том числе, игра способствует формированию у него целого комплекса характеристик, определяющих готовность ребенка к дальнейшему обучению в школе. Взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре приобретает, благодаря этому, значение одного из ведущих факторов готовности ребенка к школе.
В связи с этим, актуальность исследования сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками определяется тем, что в ней объединяются два ключевых аспекта образовательно-воспитательной деятельности современного ДОУ: необходимость подготовки ребенка к школе и развитие его личности в процессе сюжетно-ролевой игры. Таким образом, исследование данной проблемы позволяет приблизиться к решению одной из главных задач современного дошкольного образования в нашей стране.
Целью настоящей работы является теоретическое и экспериментальное исследование сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- дать характеристику сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть значение социально-коммуникативного аспекта
готовности к школьному обучению;
- изучить взаимодействие дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
- провести экспериментальную работу по изучению сюжетно-ролевой игры как средства развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития положительных
взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития положительных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Гипотеза экспериментальной работы состоит в предположении о том, что развитие у детей дошкольного возраста способности к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре обусловливает повышение у них уровня коммуникативного развития и уровня способности к взаимодействию со сверстниками.
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, классификация, конкретизация - и эмпирические: эксперимент, сравнение, измерение, диагностические
методики, методы математической статистики.
При выполнении данной работы использован широкий спектр научной литературы, содержащей теоретические аспекты сущности сюжетно-ролевой игры дошкольников (М.А. Виноградова [7], Н.Ф. Губанова [10], З.Т. Натырова [31], Л.Т. Синченко [44], А.А. Токарев [47], В.С. Чернявская [49] и другие), а также исследования возможностей взаимодействия в ходе сюжетно-ролевой игры (И.Е. Буршит [4], З.А. Еремеева [16], О.А. Марцинкевич [33], Ю.В. Юрданова [51] и другие авторы).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут послужить основанием для дальнейшей разработки проблем, связанных с формированием школьной готовности в практике дошкольных образовательных учреждений. Материалы экспериментального исследования могут послужить фундаментом для проведения комплексного исследования различных коммуникативного развития ребенка.
Кроме того, данная работа или отдельные ее фрагменты могут быть использованы в организации практической деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных работников и других профессионалов в области дошкольного образования.
Базой экспериментального исследования стало «МБДОУ Детский сад №34 «Радуга» г. Елабуга. В работе приняли участие воспитанники подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет количеством 25 человек.
Структура работы представлена введением, двумя главами - теоретической и практической, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
Итак, целью данной работы стало теоретическое и экспериментальное исследование развития способности дошкольников к взаимодействию в сюжетно-ролевой игре как фактора готовности к школе. Для достижения вышеуказанной цели нами был сформулирован ряд задач, последовательное решение которых позволило сделать следующие основные выводы:
1. Сюжетно-ролевая положительно влияет на все направления развития личности дошкольника: развитие способности к рефлексии, социальные навыки, умение пользоваться символами и знаками, развитие интереса к жизни в обществе, к окружающей действительности в целом, становлением процессов контроля и регуляции, формирование критической самооценки, осознание положительных и отрицательных качеств ровесников, становление основ жизненной позиции, формирование готовности к школе.
2. Готовность ребенка к школьному обучению проявляется в трех основных аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и социальном. На их развитие оказывает влияние ряд факторов, среди которых особо выделяется взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре. В процессе игрового взаимодействия у дошкольников формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень, характерный для ребенка младшего школьного возраста на этапе обучения в школе.
3. Экспериментальная работа предполагала изучение уровня школьной готовности детей, а также уровня их способности к взаимодействию до и после реализации работы по развитию взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре. На формирующем этапе эксперимента было проведено 12 занятий, каждое из которых предполагало проведение подготовительной работы; организацию и проведение сюжетно-ролевой игры в соответствии с планом работы; проведение с дошкольниками беседы по игре.
4. В результате проделанной работы произошли значительные позитивные изменения в уровне всех аспектов школьной готовности, а также в уровне способности дошкольников к взаимодействию друг с другом (все выявленные по итогам проведения экспериментальной работы различия, а также взаимосвязь между уровнем способности детей к взаимодействию и общим уровнем школьной готовности являются статистически значимыми). Это отражает комплексное воздействие сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка и значение игрового взаимодействия для формирования готовности к школе.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
Гипотеза экспериментальной работы была подтверждена.
1. Альбертова, М.Ю. Психологическая готовность к школьному обучению [Текст] / М.Ю. Альбертова // Вестник АГУ. - 2014. - № 6.
- С. 76 - 82.
2. Брянская, Е.И. Диагностические особенности выявления уровня
коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Брянская // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). -
Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 90 - 93.
3. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего возраста [Текст] / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник АГУ. - 2013. - №3. - С. 28 - 38.
4. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И.Е. Буршит, А.А. Зайцева // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 139 - 141.
5. Васильева, Н.Л. Психологическая готовность к школе глазами педагогов [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика.
- 2014. - №6. - С. 14 - 19.
6. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет [Текст] / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. - №1. - 2014. - С. 37 - 46.
7. Виноградова М.А. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Виноградова, Н.В. Иванова // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - 2016. - Т.1. - С. 245 - 247.
8. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академия, 2014. - 280 с.
9. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 9. - С. 46 - 49.
10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: средняя группа [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2014. - 184 с.
12. Долгова, Н.Ю. Преемственность в работе детского сада и школы в аспекте психологической готовности ребенка к школе [Текст] / Н.Ю. Долгова, М.Г. Ильина, П.В. Валынкин // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 105 - 107.
13. Донцов, Д.А. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка [Текст] / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50-1. - С. 30 - 41.
14. Дуранов, М.Е. Методологические и методические проблемы ориентации личности на образовательные ценности [Текст] / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 120 с.
15. Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников [Текст] / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 583 - 586.
16. Еремеева, З.А. Игровая деятельность дошкольника как средство подготовки к школе [Текст] / З.А. Еремеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 2. - С. 41 - 43.
17. Жукова, О.С. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / О.С. Жукова // Вестник ТГПУ. - 2015. - №8. - С. 112
- 118.
18. Иванова, А.Е. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе: региональные особенности [Текст] / А.Е. Иванова, М.И. Кузнецова, С.В. Семенов, Т.Т. Федорова //Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 84 - 104.
19. Иванова, А.Е. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения [Текст] / А.Е. Иванова, А.К. Нисская // Школьные технологии. - 2015. - № 2. - С. 161 - 168.
20. Иванова, Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Текст] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Концепт. - 2015. - № 12. - С. 141 - 145.
21. Исламова, А.Н. Сюжетно-ролевая игра дошкольников [Текст] / А.Н. Исламова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 8.
- С. 94 - 97.
22. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: «Феникс», 2015. - 510 с.
23. Казиева, Э.Н. Картотека сюжетно-ролевых игр / Э.Н. Казиева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/03/08/kartoteka-syuzhetno-rolevykh-igr (25.12.2017).
24. Кедрова, А.М. Игровая деятельность как средство воспитания и
развития / А.М. Кедрова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-i (дата
обращения: 29.12.2017).
25. Котвицкая, И.Ф. Воспитание культуры диалога у детей среднего дошкольного возраста / И.Ф. Котвицкая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/123/1862 (25.12.2017).
26. Кудрявцев, В.Т. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность [Текст] / В.Т. Кудрявцев, М.И. Хорчева // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 18 - 35.
27. Кулагина, Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности [Текст] / Н.В. Кулагина. - М.: Академия,
2013. - 363 с.
28. Куниченко, О.В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры [Текст] / О.В. Куниченко // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 4. - С. 375 - 381.
29. Курганская, Л.В. Сборник сюжетно-ролевых игр / Л.В. Курганская. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/11/06/sbomik-syuzhetno-rolevykh-igr (25.12.2017).
30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
31. Натырова, З.Т. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру [Текст] / З.Т. Натырова, М.В. Емикова // Актуальные вопросы современной науки. - М.: Перо,
2014. - С. 48 - 51.
32. Ноганченко, А.С. Изучение психологической готовности дошкольника к школьному обучению [Текст] / А.С. Ноганченко // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 6. - С. 41 - 49.
33. Марцинкевич, О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению / О.А. Марцинкевич. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/01 /syuzhetno-
rolevaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialno (17.12.2017).
34. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00475.htm (17.12.2017).
35. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2011. - С. 140 - 146.
36. Огарева, И.С. Психологические проблемы начала школьного обучения [Текст] / И.С. Огарева // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. -
2015. - № 41. - С. 62 - 68.
37. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 304 с.
38. Поливанова, К.Н. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей [Текст] / К.Н. Поливанова, И.Е. Вопилова, Я.Я. Козьмина, А.К. Нисская // Вопросы образования. - 2015. - № 4. - С. 184 - 200.
39. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование
регулятивных действий у старших дошкольников [Текст]. -
Красноярск: Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького, 2013. - 31 с.
40. Седирова, Л.В. Картотека сюжетно-ролевых игр / Л.В. Седирова. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.kindergenii .ru/metodiki/kartoteka-igr.htm (25.12.2017).
41. Семенова, Т.С. Психологическая готовность к школе: диагностика и пути коррекции [Текст] / Т.С. Семенова // Психология обучения. - 2013. - № 2. - С. 43 - 49.
42. Сердюкова, Е.Ф. Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Е.Ф. Сердюкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -
2015. - № 11. - С. 72 - 79.
43. Серых, Е.М. Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников [Текст] / Е.М. Серых, М.А. Бусловская, Л.А. Шестакова, Г.В. Сорокина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -
2016. - № 48. - С. 218 - 223.
44. Синченко, Л.Т. Игра как средство развития познавательных
процессов дошкольников при их подготовке к начальной школе [Текст] / Л.Т. Синченко // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации. - М.: Гуманитарно¬
социальный институт, 2015. - С. 147 - 149.
45. Таблица критических значений t-критерия Стьюдента. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statpsy.ru/t-student/t- test-tablica/ (22.12.2017).
46. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 96 с.
47. Токарев, А.А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Токарев, Ж.Р. Аленкина // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 520 - 523.
48. Хапачева, С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности к школьному обучению [Текст] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Концепт. - 2014. - № 12. - С. 91 - 95.
49. Чернявская, В.С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина [Текст] // Концепт. - 2016. - № 1. - С. 41 - 46.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0018/index.shtml (11.12.2017).
51. Юрданова, Ю.В. Развитие у старших дошкольников умения играть как условие формирования психологической готовности к школьному обучению [Текст] / Ю.В. Юрданова // Инновации в дошкольном и начальном образовании. - 2015. - Т.1. - С. 36 - 40.