Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №50786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи самостоятельности и ответственности у старших дошкольников 6
1.1. Самостоятельность и ответственность как базовые качества личности
старшего дошкольника 6
1.2. Особенности самостоятельности и ответственности у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Условия формирования самостоятельности и ответственности детей
дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самостоятельности и
ответственности у старших дошкольников 28
2.1. Организация исследования. Описание методик исследования 28
2.2. Результаты и анализ исследования 33
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 60


Актуальность исследования заключается в том, что волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и ответственность. Потому, перед дошкольными учреждениями встаёт задача в создании условий для воспитания и развития гармоничной личности, способного полноценного функционировать в современных условиях общественной жизни.
В современном мире, формирование ответственности и самостоятельности у детей является самым важным вопросом. В рамках дошкольного образования ФГОС определяет решение следующих задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности [19,с.25].
Современному обществу необходим самостоятельный человек в принятии решений, который будет нести ответственность за ее результат. Конечно, такие качества личности не возникают сами по себе. Основы их закладываются еще с раннего возраста в семье. Отношение родителей к проявлениям активности детей оказывает влияние на дальнейшее личностное развитие детей, в том числе на развитие ответственности и самостоятельности [34,с.142].
Процесс развития самостоятельности и ответственности достаточно длительный, требующий от взрослых немалых усилий и стараний. Процесс развития данных качеств требует целенаправленного педагогического воздействия. Все средства и методы, применяемые в дошкольном учреждении достаточно эффективны для развития самостоятельности и ответственности детей. Но достичь положительных и видимых результатов можно только при условии участия семьи в развитии данных качеств. Важно, чтобы дети, полученные умения и навыки, закрепляли в условиях семьи. Родителям необходимо подкреплять проявления у детей самостоятельности, формировать у них ответственность за свои поступки.
К окончанию дошкольного возраста ребенок должен проявлять самостоятельность в выборе разных видов деятельности; самостоятельно выбирать себе род занятий и товарищей по игре; осознавать необходимость трудовой деятельности для себя и других людей; нести ответственности за результат своей деятельности [5,с.78].
Цель исследования: выявить взаимосвязь самостоятельности и ответственности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты особенностей развития самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста;
2. подобрать методики и провести диагностику уровня развития самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. провести корреляционный анализ полученных результатов;
4. на основе полученных результатов разработать рекомендации по развитию самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: самостоятельность и ответственность детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие
ответственности и самостоятлъельности взаимосвязаны между собой.
Для достижения поставленных целей и задач, были использованы следующе методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
• Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа;
• Математическая обработка данных.
Методики исследования:
- Методика «Пересказ сказки» (О.А. Шорохова);
- Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина);
- Методика «Сюжетные картинки» (Р.М. Калинина);
- Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Дементий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, К. Муздыбаев, А.К. Осницкий, Н.А. Рыжова, В. И. Селиванова, Е.В. Субботский, А.Н. Усачева и другие).
Практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования, и разработанные на ее основе рекомендации, могут быть использованы педагогами и для развития самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №18 «Ласточка», г. Елабуга.
Структура работы: состоит из введения; двух глав; выводов; заключения; списка использованной литературы; приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования развития ответственности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование взаимосвязи самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире важное значение имеет развитие самостоятельности и ответственности, начиная с самого раннего возраста. Самостоятельность и ответственность является важным условием успешного развития детей. Самостоятельность, как качество личности, представляет собой способность человека ставить цель, находить пути и способы решения ситуаций, и решать ее. Самостоятельное поведение подразумевает под собой социально приемлемое поведение, которое подчиняется социальным нормам и нормам морали. Ответственность является важной чертой личности, которая обеспечивает гармоничное функционирование человека в обществе.
Самостоятельность является условием для всестороннего развития детей дошкольников. Самостоятельность в дошкольном возрасте проявляется, как стремление все делать самому, по своей инициативе. Ответственность, как волевое качество, необходимо для дошкольников при поступлении в школу. Формирование ответственности у детей дошкольного возраста осуществляется на основе постепенного обогащения ребенка разными видами деятельности и приобретением личного опыта ответственного поведения.
Развитие ответственности и самостоятельности у детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного образования и воспитания. На основе того, что основы данных личностных закладываются в семье, важное значение имеет сотрудничество детского сада и семьи. Сотрудничество семьи и детского сада направлено на повышение педагогической культуры родителей. В рамках дошкольного учреждения, для развития самостоятельности и ответственности, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике. Кроме этого, педагогами активно применяются другие методы и средства развития самостоятельности и ответственности у дошкольников такие, как продуктивная, игровая и трудовая деятельность детей.
Эмпирическое исследование было направлено на диагностику взаимосвязи самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленных целей, исследование осуществлялось поэтапно. На первом этапе была проведена диагностика уровня развития самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие 23 детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики личностных качеств были использованы следующие методики: Методика «Пересказ сказки» (О.А. Шорохова); Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина); Методика «Сюжетные картинки» (Р.М. Калинина); Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс). Второй этап был направлен на исследование взаимосвязи самостоятельности и ответственности. Корреляция осуществлялось с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты исследования позволяет сказать, что при высоком уровне самостоятельности наблюдается высокий уровень ответственности. Полученные уровни самостоятельности и ответственности соответствует между собой, т.е., если высокие показатели самостоятельности, то и высокие показатели ответственности.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что развитие ответственности и самостоятельности взаимосвязаны между собой.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академ. проект, 2011. - 704 с.
2. Асеев В. Г. Возрастная психология. - М., 2015. - 342 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2011. - 349 с.
4. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М.: Просвещение, 2008. - 456с.
5. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2009. - 378с.
6. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. - М., 2015. - №4. - С.18.
7. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. - М., 2009. - 356с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.:
КноРус, 2011. - 479с.
9. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.
10. Данькова Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников // Начальная школа: до и после. - М., 2008. - №5. - С. 34-38.
11. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство
субъекта жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2015. - 25с.
12. Дементий Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - М., 2017. - №1.
13. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И.Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.- 345 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер , 2010. - 514с.
15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 467с.
16. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
17. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. - М.,
2012. - 189с.
18. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия»,
2013. - 144 с.
19. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста. - Пермь, 2015. - 257с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2011. - 345c.
21. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. - М., 2014.- № 5.- С.3-6.
22. Люблинская А. А. Детская психология. - М., 2011. - 416 с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.
24. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 2012. - 378с.
25. Муздыбаев К. Психология ответственности.- СПб.: ПИТЕР,
2014. - 348 с.
26. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 456 с.
28. Осницкий А.К. Психологические механизмы
самостоятельности - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
29. Павелко Р. В. Детская психология. - М.: Академ-выдал, 2011. - 373 с.
30. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 20014. - 384с.
31. Платонова К.К. Занимательная психология. - М., 2015. - 479с.
32. Подласатый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2015.-420с.
33. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М., 2016. - 128с.
34. Программа. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы [и др.]. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
35. Прокофьева Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчество. - М.: ГДкОвШ, 2008. -54с.
36. Пышьева Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда // Преподаватель XXI век. 2008. - №4. - С.36-40.
37. Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии. - СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2016. - 410 с.
38. Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2008. - 175с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 256 с.
40. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 256с.
41. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис Пресс, 2009.
42. Селиванова В. И. Воспитание воли школьника. - М., 2014. - 357с.
43. Степанов Е.И. Воспитательный процесс: Изучение
эффективности: Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 128с.
44. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 2016. - 207с.
45. Токаева Т.Э. Технология физического развития детей 4-5 лет. ФГОС ДО. - М., 2017. - 416с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336с.
47. Усачева А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности. — Волгоград.: ВГПИ, 2011. - 21 с.
48. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 2010. - 456с.
49. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 156с.
50. Цыркун Н.А. Самостоятельность // Развтие воли у
дошкольников. - Мн., 2012. - 278с.
51. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 2012. - №6. - С. 10-21.
52. Чечет В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Университетское, 2010. - 258с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» 2015. - 384 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ