Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития (рассказывание по картине)

Работа №93956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Понятие связная устная речь и ее развитие в онтогенезе 9
1.2. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников
с задержкой психического развития 12
1.3. Педагогические подходы к развитию связной устной речи детей
старшего дошкольного возраста с помощью рассказывания по картине 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 39
3.1. Экспериментальная программа формирования связной речи на
основе обучения рассказыванию по картине 39
3.2. Организация работы по обучению рассказыванию по картине 50
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента (контрольный срез) 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 122


Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения в психическом или физическом развитии. У данных детей наблюдаются нарушения в общем развития, что не даёт детям вести полноценный образ жизни.
Одна из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста - это развитие речи, речевого общения, поэтому развитие речи дошкольника - актуальная проблема в современном обществе. Огромная ответственность лежит на педагогах по формированию речи подрастающего поколения. До поступления в школу речь ребёнка должна состоять из нескольких предложений, содержащих последовательность событий, явлений, должен уметь в этом возрасте описывать предмет, его действия, давать особые характеристику тому или иному предмету. Рассказ ребёнка старшего дошкольного возраста должен содержать и характеристику существенных сторон и свойств описываемого предмета, поэтому речь ребенка - дошкольника, подготовительного к школе возраста, должна быть связной, предложения должны содержать логическое завершение, в котором все слова расположены последовательно и связанны друг с другом. Задача воспитателя научить ребёнка правильно строить свои высказывания.
В этом возрасте дети самостоятельно не могут овладеть контекстной речевой деятельностью, как, где ребёнку необходимо умение рассказать о том, что происходило раньше, как это случилось и описательно - повествовательной речью, для этого воспитателем должны быть продуманы специальные занятия, то есть специальное обучение. Психологи считают контекстную и описательно-повествовательную речь более сложной, чем разговорно-обиходную речь, следует, что формирование связной речи - одна из важнейших задач работы с дошкольниками.
Научить ребёнка связной речи, где бы его высказывание было построено логически правильно, очень сложно, потому что умственное развитие ребёнка связано с речевым развитием, насколько ребёнок воспринимает речь и последовательно может изложить свои мысли, так и будет формироваться связная речь. Связная устная речь развивает мышление, восприятие, наблюдательность детей. Для того чтобы составить связный рассказ о определённом предмете, о каком либо событии дети должны ясно иметь представление об этом объекте и уметь использовать в своей речи основные свойства и качества этого предмета,, уметь устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения поставленной цели воспитатель при проведении занятий с детьми должен умело использовать интонацию, использовать в своей речи правильное логическое ударение, воспитатель должен научить детей выражать свои мысли, для этого уметь подбирать нужные слова, научить умело, использовать средства языка, различные прилагательные, глаголы для построения более сложных предложений.
В Конституции Российской Федерации и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дети с проблемами в развитии и здоровья имеют равное со всеми право на образование. [63. ст. 79]
У детей с нарушениями в развитии выделяется ряд особенностей развития устной связной речи:
1) становление речи происходит намного позже, чем у обычных детей и речь у детей с задержкой психического развития своеобразна;
2) у таких детей наблюдаются различные нарушения в развитии речи, чем у здоровых детишек;
3) наблюдается постоянный рост детей с нарушениями в речевом развитии.
Многие дети с задержкой психического развития не способны переработать принимаемую информацию, так как у таких детей речевые отклонения являются доминирующими. Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей связано и с нарушением их психического развития и если не проводить необходимые коррекционные занятия, то наступает изменение и искажение речевого общения при взаимодействия ребенка с окружающими его детьми и взрослыми. Такие дети не способны понять и переработать полученную информацию, представления об окружающем мире у них ограничен, У детей ограничивается круг представлений об окружающем мире; детям очень сложно адаптироваться в новой среде, всё это отрицательно, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Когда ребёнок имеет нарушения речи, его психическое состояние тоже нарушено, страдает его личностное развитие. Он переживает, что окружающие не могут его понять, он начинает неадекватно относиться к окружающим, но нарушения психического, личностного развития при дефекте речи, от того какие условия жизни ребёнка, от эффективности проводимых занятий.
Детей, у которых наблюдаются нарушения речевых функций, необходимо ранее выявлять и находить причины нарушения, вовремя организовать своевременную коррекционно-развивающую помощь. Это является важным условием для формирования ребенка как личности, создание благоприятных условий для его развития.
В современном мире растёт количество детей с задержкой психического развития, у которых имеются нарушения речевого развития. Данные дети путают звуки, меняют их местами, в предложении меняют слова местами, что звучит в предложении не совсем понятно, теряется смысловая цепочка предложения, а при поступлении в школу сформированность речи играет важную роль, получается, что у детей это одна из важных проблем. Таким образом, перед воспитателем и логопедом стоит большая работа для проведения коррекции развития связной устной речи, чтобы устранить недостатки у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данная проблема является актуальной в наше время.
Объект исследования - связная устная речь у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе обучения рассказыванию по картине.
Цель исследования - теоретически обосновать, подобрать и апробировать методику формирования связной устной речи для старших дошкольников с задержкой психического развития (рассказывание по картине).
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучить развитие связной устной речи в онтогенезе.
2. Изучить теорию понятия связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разобрать и провести исследование по организации и методике констатирующего эксперимента.
4. Экспериментально сделать анализ констатирующего
эксперимента по формированию связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Составить экспериментальную программу по развитию связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития, на основе обучения рассказывания по картине.
6. Для составления коррекционной работы. проанализировать данные констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования: анализ психологической, методической
литературы по проблеме исследования; обобщение опыта по теме исследования; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза: если проводить специальные занятия по формированию связной устной речи у дошкольников с задержкой психического развития, используя работу над картиной, то у детей повысится уровень
формирования связной речи, но при условии:
1) если воспитатель на своих занятиях с самого начала, с первой минуты, заинтересует детей интересными методами и приемами по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин и сохранит до окончания занятия;
2) если также в своей работе воспитатель будет использовать картины с крупным сюжетом, который привлечёт внимание детей своей яркостью, красочностью и не будет содержать лишних отвлекающих деталей.
3) картины должны содержать различные ситуативные события, чтобы дети могли составлять различные высказывания, далее составлять рассказы по сюжету картин.
Практическая значимость: Логопед и воспитатель детского сада может использовать в своей дальнейшей работе результаты исследования и составить свою коррекционную программу.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 2 «Цветочная поляна», старшая группа, г. Верхняя Пышма. В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Особое внимание в своей работе воспитатель в процессе развития связной речи детей должен обратить на формирование умения детей отвечать на вопросы. В процессе развития связной речи дети должны уметь спрашивать, высказываться в присутствии других детей, уметь слушать окружающих. В процессе обучения воспитателю необходимо создавать такие ситуации, в которых у детей возникает желание участвовать в беседе, высказываться. Также в процессе обучения важно использовать беседы, инсценировки сказок, задания по продолжению начатого разговора, так как для детей с задержкой психического развития характерна низкая речевая активность, и чтобы произошёл диалог между детьми, необходим сильный собеседник.
Для достижения лучших результатов в формировании развития связной устной речи, можно использовать в работе примеры связных устных высказываний для детей, которые записаны на аудио и видео носителях. В таком возрасте дети стараются подражать тому, что увидят и услышат, поэтому это большая опора в работе, так как подражание основано на активной познавательной и речевой деятельности детей.
У детей с задержкой психического развития слабая речевая активность, что усугубляет развитие связной речи. Ребёнок, даже если знает материал, не желает отвечать, ему не хочется принимать участие в беседе. Поэтому важно воспитателю мотивировать детей к речевой деятельности и уделить мотивационным этапам внимание. Для достижения лучших результатов необходимо детей мотивировать, ведь мотивация лучшее орудие для активности дети, дети должны знать для чего они это делают, что после этого
будет, что их ждёт, они должны знать о значении своей деятельности. Дети подготовительной группы стремятся пойти в школу, им очень важно уже чему то научиться, так как в этом возрасте дети мечтают о школе.
Речевую деятельность детей с задержкой психического развития необходимо корректировать и создавать условия для формирования в детях интереса к речи и потребности в совершенствовании.
Коррекционная работа по развитию связной устной речи проводилась параллельно с развитием их логико-грамматического структурирования.
Для ранней диагностики нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития необходимо своевременно оказывать им медико-педагогическую помощь, также для ускорения хода речевого и умственного развития детей необходимо своевременно выявлять таких детей при помощи тестирования и разрабатывать коррекционные мероприятия.
Состояние функции речи детей с задержкой психического развития.дошкольного возраста помогло мне оценить проведенное мною исследование.
Проведённый констатирующий эксперимент выявил низкий уровень развития связной устной речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Эксперимент показал, что уровень развития речи у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев низкий и средний. Результаты данного эксперимента выявили необходимость проведения занятий для формирования и развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Обследование проводилось по сюжетным картинам, или серии сюжетных картин. Все дети с задержкой психического развития испытывали трудности при составлении текста, часто дети отвлекались на посторонние темы, забывали сюжеты текста, рассказанного воспитателем.
При проведении контрольного эксперимента у детей с задержкой психического развития уровень выполнения заданий повысился, благодаря проведенной коррекционной работе: даже проведённые четыре недели занятий дали свой результат. Результаты исследования показали эффективность использованной мною системы обучения.
Можно сделать вывод, что развитие связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития соответствует, как правило, среднему уровню развития.



1. Агранович, З. К. Домашнее задание в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР / З. К. Агранович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 128 с.
2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М , 2007. - 43 с.
3. Арушановой, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушановой. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
4. Асанова, Т. А. Особенности развития связной устной речи у
старших дошкольников с ЗПР: работа с дошкольниками / Т. А. Асанова. - 2003-2016. - URL :http://festival.1september.ru/articles/611464/ (дата
обращения: 15.03.19).
5. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» : методическое пособие / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 198 с.
6. Белова, М. П. Планы - конспекты занятий по обучению грамоте детей 6- лет / М. П. Белова. - СПб . : ООО Издательство «Детство-пресс», 2018. - 96 с.
7. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
8. Борякова, Н. Ю. Ступенька развития: Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова. - М., 2000. - 145 с.
9. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР / Н. Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М., 2007. - 80 с.
10. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие / К. Е. Бухарина. - М. :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. - 184 с.
11. Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб.,2002. - 128 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.зав. / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
13. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /В. К. Воробьева. - М. :Высш. шк., 2006. - 158 с.
14. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В. В. Гербов. - М. : Дошкольное воспитание, 2000. - 296 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
16. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития : монография / В. П. Глухов. - М., 2013. - 548 с.
17. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, А. С. Солнцевой. - СПб. : Питер,
2013. - 464 с.
18. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, М. П. Прихожан. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
19. Езикеева, В. А. Описание пейзажной картины / А. В. Еликеева. - М., 2001. - 14 с.
20. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - М. :Эксмо, 2010. - 114 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ