Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Работа №50785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ 6
1.1. Понятие связной речи у дошкольников и ее значение для развития
дошкольников 6
1.2. Особенности развития связной речи у дошкольников 11
1.3. Развитие связной речи при общении дошкольников со сверстниками
и взрослыми 15
1.4. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием
речи 20
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ СО
ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ 25
2.1. Организация экспериментального исследования 25
2.2. Результаты исследования связной речи детей в общении со
сверстниками и взрослыми 29
2.3. Рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи 38
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 


В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается то, что словарный запас очень скудный, они не умеют согласовывать слова в предложении, короткие связные высказывания. Развитие речи связано с формированием мышления и воображения ребенка. Обучая ребенка связной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, этим подготавливают условия для успешного обучения в школе. Речь является инструментом развития высших отделов психики человека.
Хорошая связная речь для ребенка - залог успешного обучения грамоте. Известно то, что дети с плохо развитой связной речью, часто оказываются неуспевающими по разным предметам в школе. Успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими связной речью.
Так же, речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Связная речь - это не только последовательность слов и предложений, но и последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, последовательно, грамматически правильно и связно излагать свои мысли. И в то же время речь детей должна быть непосредственной, живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей.
Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания, психологов, лингвистов, педагогов и методистов.
Внимание к проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога - гуманиста Яна Амоса Коменского [17, с.128] По его мнению, развитие связной речи начинается с правильного, чёткого называния предметов: нужно учить самим словам, а не словам, их обозначающим. Умение грамматически и фонетически правильно строить фразы, составлять простейшие по содержанию рассказы способствуют овладению монологической речью, а это имеет значение для подготовки ребенка к школе. И, как отмечают многие учёные, педагоги, логопеды, возможно только при условии целенаправленного обучения.
Эта проблема является важной в развитии детей дошкольного возраста. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, и воспитатель должен обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводить работу по развитию речи, коррекционную, индивидуальную, чтобы речь детей достигла высокого уровня развития.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной [14, с.125]. Факторы развития связной речи у детей дошкольного возраста изучались Е.А. Флёриной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой [15, с.25]. На подходы к изучению связной речи дошкольников оказали исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой [29,с. 59].
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, они включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Нарушение общения оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка.
Общение - это важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления [5, с.34].
Актуальность обусловлена тем, что своевременное развитие связной речи является важным условием полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь - это основное проявление важнейших психических процессов мышления, памяти, а также эмоционально - волевой и коммуникативной сферы. На современном этапе есть практическая необходимость изучить связную речь дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данной проблемы и определила выбор темы выпускной квалификационной работы «Исследование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи при общении со сверстниками и взрослыми».
Цель работы - исследование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) при общении со сверстниками и взрослыми.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.
Исходя из актуальности, объекта, предмета и цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
2. Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей дошкольного возраста».
3. Организовать и провести экспериментальное изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста при общении со сверстниками и взрослыми.
4. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Для достижения поставленных целей и задач были выбраны следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
- эмпирические: методика «Особенности связной речи дошкольников при общении с взрослыми и сверстниками» (по Г.А. Урунтаевой) [36, с.189]
Перспективы исследования детей с ОНР предусматривают изучение языковой и речевой компетентности таких детей в период обучения в школе, с использованием стандартизированных и нормированных тестов, а также при сравнении с нормой. Интересным, будет являться и опытно-экспериментальная работа предусматривающая разделение детей по полу, особенностям взаимодействия со взрослыми в семье, со сверстниками с нормальным речевым развитием.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данная работа может быть использована логопедами, воспитателями, а также родителями в работе по развитию связной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также при составлении специализированных образовательных программ для детей с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения выводов, списка использованной литературы и приложения. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, А.М. Бородич, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская, А.П. Усова, В.И. Логинова, Е.А.Тихеева, Д.Б.Эльконин, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, О.С. Ушакова), посвященных проблеме формирования связной речи у детей показал, что проблема по обучению дошкольников связной речи занимает видное место в исследованиях многих специалистов.
Связная речь является смысловым развёрнутым высказыванием, которое обеспечивает взаимопонимание и общение людей. Формирование связной речи ребёнка зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка. Часто встречающимся видом нарушений средств общений является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранённым интелектом.
При общем недоразвитии нарушены основные компонеты речевой системы: грамматический, лексический и фонетический строй. И в связной речи также наблюдаются нарушения.
Основная функция связной речи - коммуникативная. У детей с ОНР форма коммуникативной деятельности не формируется самостоятельно. При пересказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, прибегают к жестам и перефразировкам, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Все это мы видим по результатам наших исследований: 60% исследованных дошкольников могут пересказать рассказ только с наводящими вопросами.
Такая речь бедная, хаотичная.Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Ведущую роль в развитии обеих форм связной речи является процесс речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системы работы по развитию речи в детском саду.
Связная речь выполняет социальные функции: она помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе. Также учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей.
Речевое поведение собеседника влияет на структуру и содержание речи ребёнка. Форма высказывания зависит от того как понимает ребёнка собеседник. Чаще всего при общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, так как им необходимо что-то объяснить и убедить сверстника. Из таблиц исследования мы видим, что дети, участвующие в пересказе подгруппой в 35% пользуются контекстной речью. Также повышается уровень речевой самостоятельности до 60%, против 40% когда ребёнок пересказывал текст индивидуально.
Анализ сферы общения «ребёнок - взрослый» показал, что дети в 45% ограничиваются ситуативной речью, уровень речевой самостоятельности понижается до 40%, так как взрослые при общении легко понимают речь ребёнка.
У младших дошкольников мотивы общения со сверстниками развиты относительно слабо и предпочтительным партером является для них взрослый. После четырех лет привлекательность общения со сверстниками начинает доминировать; оно постепенно увеличивается вплоть до 7 лет. Но общение с взрослым постоянно приобретает все большую глубину и содержательность.
Для гармоничного развития личности ребенка, его успешной адаптации и комфортному существованию, взрослым необходимо контактировать с ребенком, а также уделять внимание его общению со сверстниками.
Все факторы, способствующие общению дошкольника с взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
До конца дошкольного возраста взрослые остаются источником новой информации и оценки. Благодаря общению ребенка с взрослыми осуществляется всестороннее развитие ребенка, на основе усвоения многовекового опыта. Хранителями этого опыта, его культуры, умений и знаний являются взрослые. Передаётся этот опыт с помощью языка, так как язык - важнейшее средство человеческого общения. Но в то же время, в жизни ребенка в дошкольном возрасте все больше места занимают другие дети. И ребёнок явно предпочитает общество сверстников.
На развитие всей речемыслительной деятельности отрицательно сказывается несформированность связной речи у детей с общим недоразвитием речи, так как ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому, важное значение для всего процесса обучения и воспитания является поиск методических путей и средств формирования связной речи. Знание специфики связной речи и особенностей её развития позволит определить задачи и содержание обучения.
В заключении нужно отметить, что дети овладевают языком через речевую деятельность. Поэтому, важно постоянно и целенаправленно заниматься развитием речи дошкольников. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа. Значительную роль в развитии речи является живое общение ребёнка и взрослого, а также общение ребёнка со сверстниками. Что было и рассмотрено в нашей работе.


1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2013. - 445 с.
2. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 7 лет. /Алябьева Е.А.- М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей - М., Просвещение, 2014. - 255 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского са./ Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 2014. - 96 с.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
6. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. - 112 с.
7. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. М.: РАО, 2012. - 136с.
8. Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников // Дошкольная педагогика, 2005. - №4. - С. 21.
9. Кабланова Т.П. Сказка как средство развития связной речи у
детей младшего дошкольного возраста // Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 - 10 февраля 2015
«Педагогическая технология и мастерство учителя» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nauka
it.ru/attachments/article/2553/kablanova_tp_oktj abrskoe_konf14. pdf
10. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2016. - 320 с.
11. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 2000. - 210 с.
12. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / Под ред. Л.В. Лопатиной. - СПб.: ЦДЦ проф. Л.Б. Баряевой, 2013. - 175 с.
13. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. — М: Просвещение, 1968.— 67-85 с.
14. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 358
- 369.
15. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. - 368 с.
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / под ред. А.Г.Рузской. - М.: МПСИ, Воронеж: «МОДЭК», 2016. -384с.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник.
- Москва: Гардарики, — 2000. — 255 с.
18. Никитенко А.В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: изд. Молодой ученый, 2014. - С. 70-75.
19. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО изд. «Детство - пресс», 2016. — 240 с.
20. Нищева Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: изд. «Детство-пресс», 2017.— 139 с.
21. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит / Н.В. Нищева. - СПб: изд. «Детство - пресс», 2012. - 64 с.
22. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб.: изд. «Детство - пресс», 2017. — 624 с.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика - СИНТЕЗ, 2014. —336 с.
24. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: изд. Центр «РИМИС», 2013. - 620 с.
25. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2004. - 336с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
27. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
28. Смирнова Е.О. Детская психология: уч. для пед.вузов. - М.: Владос, 2008. - 366с.
29. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального
института, 2002. - 224 с.
30. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф.Соботович. —М: Классикс Стиль, 2003.—124 с.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: кн. для воспитателей / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
33. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2010.- 118 с.
34. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 136 с.
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 336 с.
36. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ.высш. и сред. пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.
37. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. док.пед.наук. -М., 1996. - 364с.
38. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, 1999. - С. 59-69
39. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Изд-во ГИЦ Владос, 2014. - 287 с.
40. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.- М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2017. - 208 с.
41. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 396 с.
42. Ушинский, К.Д. Родное слово [Электронный ресурс]/Научная библиотека — Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rodnoe-slovo-k-d- ushinskogo
43. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 224 с.
44. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2017.- 80с.
45. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. — М: Изд-во «Гном - пресс», 2014. —128 с.
46. Хаустова С. С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 132-134.
47. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи / С.Н.Швайко. Пособие для практических работников ДОУ. — 5-е издание. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 176 с.
48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей дошкольного возраста - М.: Педагогика, 1991. - 276 с.
49. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
50. Ярушина, И. М. Оптимизация общения как эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста//Развитие личности на различных этапах онтогенеза. Сборник науч. трудов. - Сургут РИО Сур ГПИ, 2011
51. Интернет ресурсы https://azku.ru/russkie-narodnie-
skazki/kolobok.html

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ