Введение 4
1. Теоретические основы системы управления сбытом товаров и услуг 7
1.1 Содержание основных понятий 7
1.2 Методы управления сбытом товаров и услуг 11
1.3 Оценка эффективности системы управления сбытом товаров и услуг 21
2. Анализ системы управления сбытом товаров и услуг в ООО «Обелиск» 27
2.1 Общая характеристика деятельности 27
2.2 Анализ системы управления 36
2.3 Исследование существующей системы управления сбытом товаров и
услуг 47
3. Направления по совершенствованию системы управления сбытом товаров и
услуг в ООО «Обелиск» 59
3.1 Совершенствование планирования сбыта товаров и услуг 59
3.2 Расширение номенклатуры оказываемых услуг и товарного ассортимента 67
3.3 Совершенствование качества системы обслуживания клиентов 75
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения
Актуальность темы работы. В период кризиса для предприятия повышается значимость сбыта и риски, связанные с неверной его организацией. Недооценка этого фактора оказывается для многих предприятий причиной больших финансовых потерь, в то время как грамотное выстраивание системы сбыта организации и ее управления позволяют максимизировать прибыль и обеспечить стабильно высокий уровень конкурентоспособности.
И ритуальный бизнес не является в данном случае исключением - в том числе потому, что на рынке ритуальных услуг России в целом и г.Казани, в частности, действует значительное количество организаций, каждая из которых стремится увеличить собственную прибыль за счет поиска путей совершенствования своих конкурентных преимуществ и способов занять большую долю рынка.
Если брать за основу опыт предприятий, успешных в своей деятельности, то становится понятно, что под сбытом услуг и товаров должно пониматься не разовое мероприятие, а продуманная во всех деталях маркетинговая стратегия. Сбытовая деятельность - это процесс организации товарного обмена и продвижения услуг на рынок, направленный на извлечение предпринимательской прибыли.
Вопросы управления сбытовой деятельностью предприятий на сегодняшний день представляют собой одну из важнейших проблем теоретического и практического направления, что связано не только с усилением конкуренции, но и с ростом издержек, связанных с реализацией продукции, а также с ужесточением требований потребителей к приобретаемым товарам и услугам.
Для создания эффективной системы сбыта необходимо:
- исследовать и выяснить преимущества или недостатки производимой продукции и/или оказываемых услуг по сравнению с аналогичной продукцией и услугами конкурентов, оценить возможности по преодолению выявленных недостатков;
- изучить рынок сбыта, динамику емкости рынка и объемов продаж;
- проанализировать конкуренцию на рынке и выявить факторы конкурентоспособности.
Объект работы - ООО «Обелиск» (ритуальные услуги).
Предмет работы - совершенствование системы управления сбытом товаров и услуг организации.
Целью работы является разработка проекта совершенствования системы управления сбытом услуг ООО «Обелиск», действующего на рынке ритуальных услуг г. Казани.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
1) рассмотреть содержание основных понятий системы управления сбытом товаров и услуг;
2) изучить методы управления сбытом товаров и услуг;
3) провести оценку эффективности системы управления сбытом товаров и услуг;
4) дать общую характеристику деятельности ООО «Обелиск»;
5) проанализировать систему управления ООО «Обелиск»;
6) исследовать особенности существующей системы управления сбытом товаров и услуг организации;
7) разработать программу стимулирования сбыта товаров и услуг и совершенствования качества системы обслуживания клиентов организации.
В качестве методов исследования выступают:
- изучение и обобщение отечественной практики;
- изучение и анализ научной литературы;
- моделирование, сравнение, анализ, синтез, опрос, анкетирование.
Методологической основой работы являются книги и научные статьи российских и зарубежных авторов, посвященные проблемам управления сбытом. В процессе исследования также были использованы официальные статистические данные.
Вопросы сбыта и системы управления сбытом хорошо изучены современной экономической наукой. В частности, можно назвать таких авторов, как Д.И.Баркан [6; 7], Ю.А.Захарова [15], Т.Е.Кузнецова [39; 40], А.В.Лукина [21], С.А.Ефимова [14], П.Дойль [12], Дж.Ланкастер [20].
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретико-методологические основы системы управления сбытом товаров и услуг.
Во второй главе проводится анализ системы управления сбытом товаров и услуг в организации ООО «Обелиск» (ритуальные услуги).
Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию системы управления сбытом товаров и услуг в ООО «Обелиск».
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
Отечественный рынок ритуальных услуг относится к тем немногочисленным отраслям, которые чувствуют себя более-менее стабильно при любом со¬стоянии экономики. В настоящее время сектор пребывает в ожидании начала реформирования. По мнению специалистов, этот процесс неотвратим, так как старые методы регулирования себя почти исчерпали.
Ожидаемые изменения законодательства предъявят новые требования к компаниям, действующим на рынке ритуальных услуг, в связи с чем компании, не соответствующие установленным нормам и не обладающие необходимыми ресурсами, не смогут продолжать свою деятельность, а более сильные игроки получат возможность расширить занимаемую долю рынка. Таким образом, до принятия нового закона организации, к которым относится и исследуемое ООО «Обелиск», должны приложить максимум усилий для укрепления своего положения, приведения своей деятельности в соответствие с вводимыми нормами, усиления собственных конкурентных преимуществ. И совершенствование си¬стемы управления сбытом товаров и услуг обладает в этом отношении особой важностью.
ООО «Обелиск» осуществляет свою деятельность на рынке ритуальных услуг 19 лет и обслуживает население, как города Казани, так и других насе-ленных пунктов Республики Татарстан.
Общий анализ деятельности организации показал, что она имеет стабильное положение на рынке и при этом обладает собственными производственными ресурсами, что обеспечивает хороший потенциал для развития.
Система управления организацией является линейно-функциональной, что, с одной стороны, в наибольшей степени отвечает масштабам и задачам компании с небольшой численностью штата, действующей в относительно стабильных условиях, но, с другой стороны, обусловливает недостаточную степень участия сотрудников в принятии стратегических решений и расхождение задач различных подразделений компании, что, в свою очередь, приводит к не¬достаточной гибкости компании при изменениях внешней среды.
По результатам исследования существующей системы управления сбытом услуг, были сделаны следующие выводы:
- как такового планирования товарооборота в ООО «Обелиск» нет, присутствуют лишь некоторые его элементы (часть реализуемых товаров приобретается в готовом виде у сторонних компаний, основные же ассортиментные позиции изготавливаются собственным производственным участком компании, при этом примерно половина реализуемых товаров закупается и изготавливается под заказ - после оформления договора с клиентом, складской запас является небольшим),
- перечень поставщиков компании является стабильным,
- цены на реализуемые товары и услуги ООО «Обелиск» находятся на среднем уровне по республике
Анализ продаж ООО «Обелиск» по основным группам продуктов показывал, что в последние годы имеют место изменения структуры спроса. Так, уменьшается спрос на дорогие изделия из камня с сопоставимым увеличением спроса на изделия из металла: выросла доля продаж услуг транспортного обеспечения и организации и сопровождения похорон; продолжает расти спрос на комплексные заказы, включающие приобретение товаров, необходимых для погребения, и услуги по оформлению документов, транспортному сопровождению и организации ритуальных мероприятий.
Контроль продаж возложен на менеджера. В его подчинении находятся продавцы, агент, водители.
Нами отмечено, что установленная система поощрения сотрудников имеет явные недостатки и, с нашей точки зрения, не мотивирует менеджера и продавцов на ежедневную «борьбу за продажи». При формировании ежемесячных планов по продажам учитываются не все необходимые факторы. Сотрудники компании, напрямик не задействованные в продажах (бухгалтер, кассиры, начальник производства и рабочие) не замотивированы на оптимизацию сбыто¬вой политики ООО «Обелиск» и увеличение прибыли компании.
Все это приводит к тому, что организация не реализует свои возможности в области увеличения показателей выручки за счет увеличения среднего чека и повышения качества обслуживания клиентов. С одной стороны, в организации отсутствует система повышения квалификации персонала, что особенно актуально применительно к менеджеру, продавцам и агенту. С другой стороны, обозначенные недостатки системы мотивации сотрудников приводят к тому, что они и сами не заинтересованы в собственном развитии.
Анализ маркетинговой политики ООО «Обелиск» выявил, что компания хорошо представлена в электронных справочных системах и на сайтах частных объявлений; значительный процент клиентов обращается в ООО «Обелиск» по рекомендации знакомых. При этом компанией не задействованы наиболее эффективные инструменты интернет-маркетинга.
Полученные результаты анализа деятельности ООО «Обелиск» и проведенное исследование рынка ритуальных услуг России и Татарстана позволили нам определить основные направления совершенствования системы управления сбытом товаров и услуг компании - расширение ассортимента реализуемых товаров и услуг.
В рамках программы по стимулированию сбыта товаров и услуг нами предложены следующие меры:
- включение в перечень реализуемых товаров урн (собственного производства) и биоурн, траурных лент и табличек с двуцветной и полноцветной печатью (собственного производства), могильных металлических оград (собственного производства), двух-крышечных гробов (собственного производства), а в перечень оказываемых услуг - организацию кремирования, уход за могила¬ми и организацию преждевременной аренды мест захоронения;
- увеличение доли продукции, производимой собственными силами;
- расширение перечня мероприятий, направленных на продвижение имеющихся и предлагаемых услуг и товаров компании.
Нами также предложены меры, направленные на совершенствование качества обслуживания клиентов ООО «Обелиск»:
- разработка и внедрение скриптов ведения телефонных и личных переговоров с клиентами, обновление должностных инструкций (для продавцов);
- направление персонала, непосредственно задействованного в общении с заказчиками (менеджером, продавцами, агентом) на специализированные тренинговые программы;
- введение системы контроля качества обслуживания клиентов ООО «Обелиск»;
- ориентация на повышение доли комплексных заказов, пользующихся все более высоким спросом.
- введение системы допродаж.
Таким образом, задачи, сформулированные во введении к дипломной работе, выполнены, цель исследования достигнута.
Теоретическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов в научных работах и учебных курсах, касающихся системы управления сбытом товаров и услуг. Практическая значимость работы обусловлена возможностью практического применения разработанной нами программы по совершенствованию системы управления сбытовой политикой организации, действующей на рынке ритуальных услуг.
1. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ (с изменениями от
01.01.2017) «О погребении и похоронном деле» (Принят Государственной Ду¬мой 8 декабря 1995 года).
2. ГОСТ Р 51303-2013 Национальный стандарт Российской Федерации Торговля. Термины и определения (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст).
Книги, монографии
3. Абрамов В.Н. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.Н. Абрамов. Тамбов: ФГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа, 2016. 159 с.
4. Аналитический отчет по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов). М.: б.и., ФАС РФ, 2010. 31 с.
5. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. М.: Форум, 2013. 256 с.
6. Баркан Д.И. Управление продажами / Д.И. Баркан СПб.: ИД С.- Петерб. гос. ун-та, 2012. 908 с.
7. Баркан Д.И. Управление сбытом / Д.И.Баркан. СПб: Изд. СПбГУ, 2003. 343 с.
8. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит. М.: Альпина Паблишер, 2016. 252 с.
9. Бланк И. А. Управление торговым предприятием / И.А.Бланк. М.: Ас¬социация авторов и издателей «Тандем», 2016. 416 с.
10. Большая экономическая энциклопедия: БЭЭ: более 7000 экономиче-ских терминов и понятий. М.: Эксмо, 2015. 815 с.
11. Бухалков М.М. Внутрифирменное планирование. Учебник / М.М. Бу- халков. М.: 2013. 315 с.
12. Головешко Д.В. Основные направления модернизации рынка похо-ронных услуг на муниципальном уровне / Д.В.Головешко // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. С.39-42.
13. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П.Дойль. СПб: Питер, 2002. 538 с.
14. Ефимова С.А. Управление сбытом / С.А.Ефимова. М.: Альфа-Пресс, 2007. 208 с.
15. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта: Учеб. пособие. / Ю.А.Захарова. М.: Дашков и Ко, 2012. 120с.
16. Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. Люберцы: Юрайт, 2016. 323 c.
17. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. СПб.: Питер, 2015. 800 с.
18. Красюк О.И. Маркетинг в коммерческой деятельности / О.И.Красюк Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 392 с.
19. Крутова А.Н. Экономика предприятия / А.Н. Крутова. М.: Экзамен, 2012. 426 с.
20. Ланкастер Дж., Организация сбыта / Пер.с англ. / Дж.Данкастер, Д.Джоббер. Минск, Амалфея, 2003. 379 с.
21. Лукина А. В. Маркетинг товаров и услуг / А.В.Лукина. М.: Форум, 2010. 240 с.
22. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб-ное пособие / Г.В. Савицкая. 5-e изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 408 с
23. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. М.: Дело, 2012. 312 с.
24. Рыбченко С.А. Методы стимулирования сбыта / С.А. Рыбченко Улья¬новск: УлГТУ, 2012. 203 с.
25. Севостьянов И.В. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете / И.В.Севостьянов. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
26. Синяева И. М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обра-щения: учебник/ И. М. Синяева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 384 с.
27. Строков В.А. Управление сбытом / В.А. Строков. М.: Дело, 2011. 264 с.
28. Стюарт Г. Эффективное управление сбытом: Как сделать ваш отдел сбыта лучшим / Г.Стюарт. Днепропетровск, 2003. 180 с.
29. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Г.Шмален. М.: Финансы и статистика, 2016. 512 с.
30. Яковлева М.Б. Экономика предприятия / М.Б. Яковлева. СПб.: Питер,
2015. 336 с.
Печатная периодика
31. Березина Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения эко¬номической эффективности деятельности предприятия / Е. А. Березина // МНИЖ. 2015. №2-3 (33). С.16-17.
32. Бурцев В. Методология сбытовой политики коммерческой организа¬ции / В. Бурцев // Управление продажами. 2004. № 6. C. 2-10.
33. Ветров А.М. Исследования рынков / А.М. Ветров // Маркетинговые исследования в России. 2016. №4. С. 42-46.
34. Зверкович И. Маркетинговые подходы к созданию системы сбытового менеджмента предприятия / И. Зверкович, Е. Скляр, И. Подгайная // Управле¬ние каналами дистрибуции. № 4. 2010. С. 242-253.
35. Иванова Е.А. Проблематика управления качеством и конкурентоспо¬собностью стоматологических услуг в условиях рынка / Иванова Е.А., Стоянов И.А. // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 10. С. 83-87.
36. Ивлев К. Исследование потребителей / К. Ивлев // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. №6. С. 28-31.
37. Исмагилов Р. Х. Факторы ресурсосбережения в современных услови¬ях / Р.Х.Исмагилов // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 4 (14). С. 60-66.
38. Кожемяко А. Принципы организации системы сбыта с позиции стремления к идеальности / А. Кожемяко // Управление продажами. 2013. № 3. -С. 134-137.
39. Кузнецова Т. Е. Современные подходы к разработке и реализации программ стимулирования сбыта предприятий / Т.Е. Кузнецова // Вестник ВУ- иТ. 2012. №3[26]. С.214-220.
40. Кузнецова Т. Е. Стимулирование сбыта как элемент комплекса про-движения товара / Т.Е. Кузнецова // Вестник ВУиТ. 2013. №1[27]. С.135-142.
41. Куркин М.А. Оценка развития рынка услуг // М.А.Куркин // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 703-706.
42. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // М.П.Посталюк // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. С. 34-38.
43. Сербова Е. С. Современная модель системы стимулирования сбыта продукции предприятия / Е. С. Сербова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051). С.168-172.
44. Сергеева О. Ю. Стратегия управления сбытом промышленного пред¬приятия в рыночных условиях / О. Ю. Сергеева, Г. Р. Гузаирова // Российское предпринимательство. 2014. № 20. С. 174-182.
45. Соколова Т. Развитие сбыта, или чем сбыт отличается от тактических продаж / Т. Соколова // Управление продажами. 2013. № 6. С. 336-346.
46. Черемушкин С. Прогнозирование спроса и количественная оценка эффективности методов стимулирования продаж / С. Черемушкин // Управле-ние продажами. 2009. № 6. С. 342-357.
47. Шилько И. С. Совершенствование управления системой сбыта про-дукции предприятия на основе взаимодействия маркетинга и логистики / И. С. Шилько // ПНиО. 2013. №2. С.164-171.
48. Яковлев А. Сбытовая деятельность торгового предприятия: понятие и сущность / А. Яковлев // Управление продажами. 2009. № 3. С. 134-142.
Электронные ресурсы
49. Актуальность бизнес-планирования в современных условиях (элек-тронный ресурс). URL: http://www.commersant-pravo.ru/publications/293.
50. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. Теоретические основы бизнеса / О.Н. Бекетова. URL: http://xn--80aatn3b3a4e.xn
51. Годовой отчет ООО «Обелиск» за 2016 год. URL: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1021603278553_1658025630_OOO-FIRMA- OBELISK-/balance#
52. Ковалева Н.В. Управление сбытом в деятельности предприятий сферы услуг / Н.В. Ковалева // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2016. №6. URL: http://e-koncept.ru/2016/76071.htm.
53. Население Казани / Википедия (электронный ресурс). URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki #Рождаемость_и_смертность.
54. Обзор рынка ритуальных услуг Казани и Татарстана (электронный ре¬сурс). URL: RealnoeVremya.ru>analytics...ritualnyh...i-tatarstana.
55. Отчет по анализу рынка похоронных услуг / Московский справочник ритуальных услуг. URL: http://www.mos-ritual.ru/novosti/otchet-po-analizu-rynka- pohoronnyh-uslug.
56. Проблемы в сфере ритуальных услуг. URL: http://pohoronotrasl- souz.ru/glavnaya/press-center/665-problemy-v-sfere-ritualnykh-uslu.
57. Рынок ритуальных услуг. Маркетинговое исследование. URL: http://www.indexbox.ru/new_files/research/files/IB_demo_Ryn_ritualnyh_uslug_Okt yabr_2014.pdf.
58. Сайт ООО «Обелиск». URL: http://obelisk.all-gorod.ru.
59. Шувалова М. Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году / М.Шувалова / Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/news/1147706/.