Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 9». В исследовании принимали участие 30 семей, среди них 27 полных и 3 неполных.
В данной работе не указано полностью название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
1 Типы проблем в детско-родительских отношениях. Трудности при различном состоянии отношений 5
1.1 Здоровые и нездоровые детско-родительские отношения 7
1.2 Положение человека, имеющего нездоровые отношения с родителями 12
1.3 Специфика проблемы нездоровых детско-родительских отношений в ряду прочих психологических проблем 14
2 Эмпирическое исследование конфликтов в детско-родительских отношениях и эмоционального благополучия дошкольника 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 32
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Актуальность темы исследования определяется тем, что на данный момент проблема эмоционального благополучия личности в психологии остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое развитие и становление человека как личности
В то же время общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Следовательно, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного взаимодействия, органично входят и в структуру общения, представляя его эмоциональный компонент. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его личности.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной проблемы, возникла необходимость в проведении исследования для выявления факторов конфликтов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие ребенка.
Объект исследования: эмоциональное благополучие дошкольника.
Предмет исследования: влияние конфликтов детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника.
Цель исследования: исследовать влияние конфликтов детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотезой является предположение о том, что, конфликты в детско-родительских отношениях являются фактором, оказывающим влияние на эмоциональное благополучие дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать детско-родительские отношения как предмет психологического исследования.
2. Эмпирически исследовать детско-родительские отношения и эмоциональное благополучие дошкольника.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования: «Тест – опросник родительского отношения» А.Я.Варга; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой; Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
3. Математико-статистические (метод факторного анализа)
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А. Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.);
- подходы к пониманию семейного воспитания (Е. Верза, А.Я. Варга; А. Мунтяну, А. Космович и др.);
- подходы к формированию личности в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.);
- подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);
- подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные нами результаты могут использовать в будущем в консультативной психологии, проводить данные методики с другими семьями. Полученные результаты могут применяться не только в работе дошкольных образовательных учреждений, но и в процессе подготовки специалистов в области работы с детьми дошкольного возраста.
В настоящие время влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области.
Таким образом, «эмоциональное благополучие», мы рассматриваем его как внутреннее переживание и осознание эмоционального комфорта обобщенного характера, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей человека. Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с возможностью и умением эти эмоции выражать.
Эмпирическое исследование помогло выявить нам следующие, как и было выявлено на этапе теоретического анализа анализируя роль семьи, как фактора развития ребенка, можно отметить, что семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует зависимость между особенностями детско-родительских отношений и эмоциональным состоянием.
Позитивные отношения снижают уровень тревожности и улучшают эмоциональное состояние, и наоборот негативные отношения повышают уровень личностной тревожности и снижают настроение. Более того, исследование обладает высокой практической значимостью.
Данные полученные в результате нашего исследования можно использовать в работе педагога – психолога, а также может помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2015.
2. Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки. 2015, № 5.
3. Бэш Ф. Здоровье и воспитание подростка.- М.: Мартин, 2018.
4. ВассерманЛ. И., Горьковая И. А., Ромицына Б. Б. Родители глазами детей: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. - СПб.: «Речь», 2017.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2016.
6. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2018
7. Дружинин В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2016.
8. Елисеева А.С. Психологический тренинг как средство гармонизации детско – родительских отношений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019, № 3.
9. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социализация детей в семье в современных условиях // Семья в России. 2017, № 3.
10. Изард, К. Психология эмоций – СПб.: Питер, 2016.
11. К. Роджерс, О становлении личности, PSYLIB, 2014.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015.
13. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья, 2014, №2.
14. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: «Академия», 2016
15. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского государственного университета. 2018
16. Научно-информационный журнал «Биофайл» » [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biofile.ru/psy/
17. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов. М.: Речь, 2016.
18. Психологический сайт «Энциклопедия психодиагностики», Опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html
19. Психологический словарь «Мир психологии», [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru
20. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Немер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 644 с.
21. Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018, № 2.
22. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2019
23. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018, № 2.
24. Фрейд З, Введение в психоанализ, СПб :Питер 2017.
25. Фромм Э, Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2017.
26. Хижняков С.С. Педагогика семьи в России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018, № 5.