Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние конфликтов детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Работа №49986

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 9». В исследовании принимали участие 30 семей, среди них 27 полных и 3 неполных.
В данной работе не указано полностью название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
1 Типы проблем в детско-родительских отношениях. Трудности при различном состоянии отношений 5
1.1 Здоровые и нездоровые детско-родительские отношения 7
1.2 Положение человека, имеющего нездоровые отношения с родителями 12
1.3 Специфика проблемы нездоровых детско-родительских отношений в ряду прочих психологических проблем 14
2 Эмпирическое исследование конфликтов в детско-родительских отношениях и эмоционального благополучия дошкольника 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 32
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Актуальность темы исследования определяется тем, что на данный момент проблема эмоционального благополучия личности в психологии остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое развитие и становление человека как личности
В то же время общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Следовательно, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного взаимодействия, органично входят и в структуру общения, представляя его эмоциональный компонент. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его личности.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной проблемы, возникла необходимость в проведении исследования для выявления факторов конфликтов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие ребенка.
Объект исследования: эмоциональное благополучие дошкольника.
Предмет исследования: влияние конфликтов детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника.
Цель исследования: исследовать влияние конфликтов детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотезой является предположение о том, что, конфликты в детско-родительских отношениях являются фактором, оказывающим влияние на эмоциональное благополучие дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать детско-родительские отношения как предмет психологического исследования.
2. Эмпирически исследовать детско-родительские отношения и эмоциональное благополучие дошкольника.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования: «Тест – опросник родительского отношения» А.Я.Варга; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой; Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
3. Математико-статистические (метод факторного анализа)
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А. Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.);
- подходы к пониманию семейного воспитания (Е. Верза, А.Я. Варга; А. Мунтяну, А. Космович и др.);
- подходы к формированию личности в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.);
- подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);
- подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные нами результаты могут использовать в будущем в консультативной психологии, проводить данные методики с другими семьями. Полученные результаты могут применяться не только в работе дошкольных образовательных учреждений, но и в процессе подготовки специалистов в области работы с детьми дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящие время влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области.
Таким образом, «эмоциональное благополучие», мы рассматриваем его как внутреннее переживание и осознание эмоционального комфорта обобщенного характера, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей человека. Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с возможностью и умением эти эмоции выражать.
Эмпирическое исследование помогло выявить нам следующие, как и было выявлено на этапе теоретического анализа анализируя роль семьи, как фактора развития ребенка, можно отметить, что семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует зависимость между особенностями детско-родительских отношений и эмоциональным состоянием.
Позитивные отношения снижают уровень тревожности и улучшают эмоциональное состояние, и наоборот негативные отношения повышают уровень личностной тревожности и снижают настроение. Более того, исследование обладает высокой практической значимостью.
Данные полученные в результате нашего исследования можно использовать в работе педагога – психолога, а также может помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.



1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2015.
2. Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки. 2015, № 5.
3. Бэш Ф. Здоровье и воспитание подростка.- М.: Мартин, 2018.
4. ВассерманЛ. И., Горьковая И. А., Ромицына Б. Б. Родители глазами детей: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. - СПб.: «Речь», 2017.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2016.
6. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2018
7. Дружинин В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2016.
8. Елисеева А.С. Психологический тренинг как средство гармонизации детско – родительских отношений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019, № 3.
9. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социализация детей в семье в современных условиях // Семья в России. 2017, № 3.
10. Изард, К. Психология эмоций – СПб.: Питер, 2016.
11. К. Роджерс, О становлении личности, PSYLIB, 2014.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015.
13. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья, 2014, №2.
14. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: «Академия», 2016
15. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского государственного университета. 2018
16. Научно-информационный журнал «Биофайл» » [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biofile.ru/psy/
17. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов. М.: Речь, 2016.
18. Психологический сайт «Энциклопедия психодиагностики», Опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html
19. Психологический словарь «Мир психологии», [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru
20. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Немер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 644 с.
21. Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018, № 2.
22. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2019
23. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018, № 2.
24. Фрейд З, Введение в психоанализ, СПб :Питер 2017.
25. Фромм Э, Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2017.
26. Хижняков С.С. Педагогика семьи в России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018, № 5.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ