В исследовании приняли участие 16 обучающихся 5-го класса.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ 5
1.1 Сущность понятия «индивидуальный подход к обучению» 5
1.2 Особенности применения индивидуального подхода в обучении учащихся основной школы русскому языку на примере уроков по орфографии 11
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИИ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРМИЕРЕ УРОКОВ ПО ОРФОГРАФИИ 20
2.1 Организация и методика исследования 20
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Рекомендации по организации индивидуального подхода при обучении русскому языку учащихся 5-го класса на примере уроков по орфографии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Актуальность и значимость проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в обучении обусловлены сложностью разрешения существующего противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и действий, зависящих от субъективных мотивов обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. Реальность диктует свои условия и на практике реализация индивидуального подхода бывает сильно затруднена (например, по причине большого количества детей в группах, нехватки квалифицированных кадров и пр.). В связи с этим осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только при группировке детей по каким-либо сходным индивидуальным или личностным качествам. Сказанное обуславливает актуальность изучения методов и приемов организации индивидуального подхода к обучению на уроках русского языка в основной школе.
Научная новизна исследования определяется значимостью поиска эффективных путей реализации индивидуального подхода к обучению на уроках русского языка в основной школе.
Цель исследования – изучить специфику индивидуального подхода в обучении.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «индивидуальный подход в обучении».
2. Определить особенности организации индивидуального подхода при обучении учащихся основной школы русскому языку на примере уроков по орфографии.
3. Выявить необходимость применения индивидуального подхода на уроках русского языка при обучении учащихся 5-го класса орфографии в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: предполагается, что при обучении учащихся 5-го класса орфографии на уроках русского языка существует необходимость применения индивидуального подхода к отдельным учащимся.
Объект исследования – индивидуальный подход.
Предмет исследования – специфика применения индивидуального подхода на уроках русского языка.
Методы исследования. Методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования; частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения в образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности, педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «индивидуальный подход к обучению» раскрыто в трудах А.А. Мурашова, Е.Г. Шатовой, И.С. Якиманской и др. Проблема применения индивидуального подхода применительно к урокам русского языка в сновной школе описана в работах Л.Ю. Комисаровой, Т.И. Куропаткиной, М.Д. Матвеевой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Важный принцип, которым руководствуются учителя при организации процесса обучения – индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальный подход дает возможность учесть особенности учеников и реализовать образовательный маршрут, который подходит конкретному учащемуся. Особое внимание уделяется и дифференцированному подходу, который необходимо рассматривать во взаимосвязи с индивидуальным. Дифференциация обучения основывается на способах, приемах, темпе обучения, которые выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Специфика занятий русским языком на основной ступени образования заключается в необходимости выполнения большого объема самостоятельной работы, письменного характера учебных заданий, преобладания заданий на повторение и закрепление изученного, дефицит заданий на творческую переработку знаний и поиск новых знаний.
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства учащихся орфографические умения сформированы на среднем уровне. Только у двух учащихся был выявлен высокий уровень сформированности всех орфографических умений. Диагностика выявила, что недостаточно у учащихся сформирована орфографическая зоркость, что подтверждается результатами проведенного перед диагностикой наблюдения. Этим обусловлена необходимость осуществления на уроках по русского языка при обучении орфографии индивидуального подхода.
По результатам проведенного исследования были сформулированы практические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках русского языка в 5-м классе при обучении учащихся орфографии.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Аввакумова, Е.А. Описки в письменной речи детей / Е.А. Аввакумова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3. – С. 331–334.
2. Баранов, М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. – 1981. – № 3. – С. 25–31.
3. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. Красноярск, 1997. – 198 с.
4. Булохов, В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности) / В.Я. Болохов. – Красноярск, 1993. – 182 с.
5. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест / В.К. Буряк // Психология обучения. – 2018. – № 3. – С. 118-119.
6. Булохов, В.Я. Визуалы как субъекты орфографической деятельности при написании контрольного диктанта / В.Я. Булохов // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: теория и практика коммуникативного воздействия: м-лы V Междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. В. П. Антонов. – Абакан: ХГУ, 2010. – С. 66–68.
7. Воробцова, А.Ю. Работа над орфографией при обучении русскому языку в начальной школе / А.Ю. Воробцова // Педагогика и современность. –2013. – № 4. – С. 57-60.
8. Вохмина, Ю.С. Правописно-речевая подготовка школьников на основе свободных диктантов / Ю.С. Вохмина // Русский язык в школе. – 2015. – № 1. – С. 21–24
9. Вохмина, Ю.С. К вопросу дифференциации дидактического материала по орфографии на основе ведущих сенсорных каналов обучаемых / Ю.С. Вохмина // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – №. 15. – С. 112–114.
10. Гадалова, В.В. Теория и практика русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учите¬лей) / В.В. Гадалова. – М.: АСТ, 2012. – 357 с.
11. Головина, С.В. Современный урок: проблемы, перспективы / С.В. Головина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 76 с.
12. Горчинская, А.А. Средства развития интересов школьников к урокам русского языка: диагностический аспект / А.А. Горчинская. – Ульяновск: Учитель, 2017. – 289 с.
13. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. – 2014. – № 6. – С. 76-80.
14. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма / Г.Г. Граник // Русский язык в школе. –2010. – № 2. – С. 3–8.
15. Гузиекова, С.М. Инновационные подходы в методике преподавания русского языка / С.М. Гузиекова, С.К. Хачак // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – № 2. – 2013. – С. 4-6.
16. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2014. – 225 с.
17. Заморзаева, Е.М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов / Е.М. Заморзаева // Русский язык в школе. – 2005. – №4. – С. 78-79.
18. Желтова, И.П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников / И.П. Желтова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. Т.3. – № 4 (04). – С. 166-170.
19. Какорина, Е.В. О базовых принципах и методах преподавания русского языка в школе / Е.В. Какорина // Русский язык. – № 7. – 2018. – С. 22-24.
20. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2014. – 496 c.
21. Комисарова, Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм): моногр. / Л.Ю. Комисарова. – М.: Баласс, 2014. – 175 с.
22. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругиликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. – СПб.: Знание, 2016. – 369 с.
23. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 480 с.
24. Кулагина, И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И.В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
25. Куропаткина, Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе: моногр. / Т.И. Куропаткина. – Самара: СПГУ, 2016. – 270 с.
26. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
27. Малявина, Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка» / Т.П. Малявина // Русский язык в школе. – 2008. – № 9. – С. 3–7.
28. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов / И В. Марусева – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624 с.
29. Матвеева, М.Д. Мотивация и интерес в обучении русскому языку учащихся общеобразовательной школы / М.Д. Матвеева // Природа, общество, техника и мышление : тенденции и приоритеты: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых, 5 апр. 2017 г. – М.: НОО «Профессиональная наука», 2017. – 214 с.
30. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
31. Методика обучения русскому языку : учебное пособие / под ред. проф. И.П. Лысаковой. – М.: Издательство «Русайнс», 2015. – 160 с.
32. Мисаренко, Г.Г. Технология обучения школьников написанию слуховых диктантов / Г Г. Мисаренко // Русский язык в школе. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
33. Мурашов, А.А. Учим правило или учим языку? / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2013. – № 1. – С. 25–32.
34. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004 – 240 с.
35. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
36. Остапенко, А.А. «Вычитание» ошибок как приём формирования грамотности / А.А. Остапенко, Н.Г. Прохорова // Русский язык в школе. – 2009. – № 4. – С. 40–43.
37. Острикова, Т.А. Обновление содержания профессиональной подготовки учителя-словесника на основе интеграции смежных направлений методики преподавания русского языка / Т.А. Острикова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 11. – С. 219–224.
38. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2017. – 217 с. .
39. Приступа, Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях / Г.Н. Приступа. – М.: Просвещение, 1989. – 120 с.
40. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку / Л.В. Московкин, Г.Н. Шамонина. – СПб.: Питер, 2014. – 369 с.
41. Рыбакова, А.В. К вопросу об использовании терминов при обучении орфографии в начальной школе. в сборнике: языковое и литературное образование в современном обществе – 2016 / А. В. Рыбакова // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 153-159.
42. Русский язык. 5 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2 – 196 с.
43. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
44. Рябухина, Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода / Е.А. Рябухина. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с.
45. Селезнева. Л.Б. Русское правописание / Л.Б. Селезнева. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 225 с.
46. Сычугова, Л.П. Изучение орфографии в свете когнитивной лингвистики / Л.П. Сычугова // Русский язык в школе. – 2017. – № 9. – С. 7–10.
47. Теория и практика обучения русскому языку : учеб.пособие для студентов вузов / под ред. Р.Б. Сабаткоева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 241 с.
48. Формирование общих орфографических приёмов при изучении русского языка: уч. пос. / ред. Н.Ф. Талызина. – М: МТО Холдинг, 2002. – 160 с.
49. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: уч. пос. для студ. пед. вузов / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2008. – 253 с.
50. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2015. – 458 с.