Исследование процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования (Нижневартовский Государственный Университет)
|
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложение (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 7
1.1. Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 7
1.2. Характеристика познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования 25
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования 35
2.1. Организация и процедура исследования 35
2.2. Уровни сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников 45
Вывод по 2 Главе 50
Заключение 52
Список литературы и источников 55
Приложения 62
Есть приложение (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 7
1.1. Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 7
1.2. Характеристика познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования 25
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования 35
2.1. Организация и процедура исследования 35
2.2. Уровни сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников 45
Вывод по 2 Главе 50
Заключение 52
Список литературы и источников 55
Приложения 62
В условиях модернизации системы ДО в связи с введением требований ФГОС ДО коренным образом меняется сама концепция дошкольного образования. Наблюдается замена дидактической парадигмы образования на психодидактическую. Это, в результате, определяет потребность в поиске новых подходов к исследованию процессов и явлений, связанных с развитием личности дошкольника (включая познавательное), с его успешной социализацией, с формированием познавательного интереса к окружающему миру через стимулирование его познавательной активности. Особую актуальность проблема формирования познавательного интереса приобретает именно на этапе старшего дошкольного возраста, перед поступлением ребёнка в школу.
В условиях реализации ФГОС ДО проблема формирования познава-тельного интереса старших дошкольников представляется важнейшей задачей организации процесса обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что возраст 5,5–7 лет оценивается педагогами и психологами как возраст, в который происходит интенсивное формирование личности ребёнка, в первую очередь, познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Познавательный интерес выступает для старшего дошкольника формой выражения познавательной активности, проявляющейся в стремлении дошкольника познать окружающий его мир.
Учебная программа ДО ставит перед педагогическими работниками задачи развития любознательности, формирования познавательного интереса обучаемых через стимулирование различных видов детской деятельности, перспективным из которых представляется экспериментальная деятельность.
Рассматривая степень изучения проблемы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования, следует подчеркнуть, что все аспекты развития познавательной сферы дошкольников всегда были в центре внимания педагогов и психологов.
Вопросы формирования познавательной сферы и познавательного развития отражены в трудах В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Годовиковой, А. В. Запорожца, Г. Костюк, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Н. Н. Поддъякова, Е. В. Проскуры, Г. И. Щукиной, и др.
Исследованием познавательного интереса занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Г. М. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.
Различным сторонам экспериментирования в дошкольном возрасте и его применению в качестве инструмента для развития познавательных интересов старших дошкольников также посвящены многочисленные публикации российских авторов, в том числе Н. С. Горбунова, О. В. Гридасова, Ю. Л. Ландышева, О. В. Рыбакова, И. В. Соловьева И. В. Чикова и др.
Однако, подавляющее большинство исследований было осуществлено давно, а в сегодняшних реалиях, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), данная проблематика не получила заслуженного развития. Поэтому в настоящее время назрела потребность в проведении исследований процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников с учётом фактической ситуации состояния дошкольного образования.
В частности, нуждается в решении такой важный аспект познаватель-ного развития, как формирование познавательного интереса в процессе экспериментирования старших дошкольников.
Таким образом, особенности построения современного образования привели к возникновению противоречия между необходимостью управле-ния процессом формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, и недостаточной разработанностью технологий его формирования в ДОУ.
Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: какова технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Цель работы – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии процесса формирования познавательного интереса старших дошкольников в процесс экспериментирования.
Объектом исследования в работе выступает процесс формирования познавательного интереса у дошкольников.
Предмет исследования – технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего до-школьного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если:
– определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования;
– разработан проект технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке.
2. Представить характеристику познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть основы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у детей старших дошколь-ников в процессе экспериментирования.
5. Выявить и проанализировать уровни сформированности познава-тельного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников.
Методологической базой исследования стали работы зарубежных и отечественных учёных Л. И. Божович, Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина о сущности и особенностях формирования познавательных интересов дошкольников; труды Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, А. Н. Вераксы, В. Кильпатрик А. Н. Поддьякова об экспериментальной деятельности и её воздействии на формирование познавательного интереса старшего до-школьника.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта учителей;
2) эмпирические методы – констатирующий эксперимент, наблюдение, беседа, диагностика сформированности познавательного интереса;
3) методы анализа и обобщения результатов научного исследования, графический и статистический анализ данных.
Структура ВКР включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, выводы по главам, заключение и список литературы и источников.
В условиях реализации ФГОС ДО проблема формирования познава-тельного интереса старших дошкольников представляется важнейшей задачей организации процесса обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что возраст 5,5–7 лет оценивается педагогами и психологами как возраст, в который происходит интенсивное формирование личности ребёнка, в первую очередь, познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Познавательный интерес выступает для старшего дошкольника формой выражения познавательной активности, проявляющейся в стремлении дошкольника познать окружающий его мир.
Учебная программа ДО ставит перед педагогическими работниками задачи развития любознательности, формирования познавательного интереса обучаемых через стимулирование различных видов детской деятельности, перспективным из которых представляется экспериментальная деятельность.
Рассматривая степень изучения проблемы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования, следует подчеркнуть, что все аспекты развития познавательной сферы дошкольников всегда были в центре внимания педагогов и психологов.
Вопросы формирования познавательной сферы и познавательного развития отражены в трудах В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Годовиковой, А. В. Запорожца, Г. Костюк, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Н. Н. Поддъякова, Е. В. Проскуры, Г. И. Щукиной, и др.
Исследованием познавательного интереса занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Г. М. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.
Различным сторонам экспериментирования в дошкольном возрасте и его применению в качестве инструмента для развития познавательных интересов старших дошкольников также посвящены многочисленные публикации российских авторов, в том числе Н. С. Горбунова, О. В. Гридасова, Ю. Л. Ландышева, О. В. Рыбакова, И. В. Соловьева И. В. Чикова и др.
Однако, подавляющее большинство исследований было осуществлено давно, а в сегодняшних реалиях, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), данная проблематика не получила заслуженного развития. Поэтому в настоящее время назрела потребность в проведении исследований процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников с учётом фактической ситуации состояния дошкольного образования.
В частности, нуждается в решении такой важный аспект познаватель-ного развития, как формирование познавательного интереса в процессе экспериментирования старших дошкольников.
Таким образом, особенности построения современного образования привели к возникновению противоречия между необходимостью управле-ния процессом формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, и недостаточной разработанностью технологий его формирования в ДОУ.
Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: какова технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Цель работы – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии процесса формирования познавательного интереса старших дошкольников в процесс экспериментирования.
Объектом исследования в работе выступает процесс формирования познавательного интереса у дошкольников.
Предмет исследования – технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего до-школьного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если:
– определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования;
– разработан проект технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке.
2. Представить характеристику познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть основы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у детей старших дошколь-ников в процессе экспериментирования.
5. Выявить и проанализировать уровни сформированности познава-тельного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников.
Методологической базой исследования стали работы зарубежных и отечественных учёных Л. И. Божович, Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина о сущности и особенностях формирования познавательных интересов дошкольников; труды Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, А. Н. Вераксы, В. Кильпатрик А. Н. Поддьякова об экспериментальной деятельности и её воздействии на формирование познавательного интереса старшего до-школьника.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта учителей;
2) эмпирические методы – констатирующий эксперимент, наблюдение, беседа, диагностика сформированности познавательного интереса;
3) методы анализа и обобщения результатов научного исследования, графический и статистический анализ данных.
Структура ВКР включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, выводы по главам, заключение и список литературы и источников.
Познавательное развитие дошкольника представляет собой комплекс его врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения ребёнком различных видов деятельности. ФГОС ДО включает в данное понятие такие компоненты, как любознательность, познавательная мотивация; способности к познавательным действиям; сознание; воображение и творческую активность; первичные представления о самом себе, о других людях, об объектах и предметах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии. В процессе познавательного развития формируется познавательный интерес.
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на окружающий мир, потребность изучать данное явление, познание которого приносит удовольствие.
Особенности познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте заключаются в том, в этом возрасте познавательное развитие достаточно интенсивно, отмечается стремление к познанию себя и других людей как представителей социума, а также окружающего мира в целом.
Для развития познавательного интереса у старших дошкольников не-обходимы следующие условия: реализация педагогического эксперименти-рования; использование проблемных заданий; осуществление игровой дея-тельности; партнёрское взаимодействие педагога и детей.
Процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников включает 3 этапа: а) подготовительный –формирование условий, способствующих появлению потребности старшего дошкольника в знаниях и познавательной деятельности; б) развитие позитивного отношения к процессу познания; в) организация деятельности, в которой формируется настоящий познавательный интерес.
Познавательный интерес лучше формируется в условиях различной деятельности, одной из которых выступает экспериментирование.
Детское экспериментирование состоит в познании объекта в ходе практической деятельности с ним, которая имеет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта.
Как вид деятельности старшего дошкольника экспериментирование создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире и побуждает у них новые вопросы, требующие ответа. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании – целостный процесс, основанный на актуализации познавательной потребности детей, расширении их представления об окружающем мире, формировании у них умений и навыков, необходимых для осуществления собственной познавательной деятельности.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Применялись 3 диагностические методики: 1. Методика В. С. Юркевича «Изучение познавательных потребностей дошкольника» в модификации и адаптации для детского сада Э. А. Барановой. 2. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Экспериментировать интересно». 3. Методика «Исследовательская активность» И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что старшие дошкольники в 50% случаев имеют средний уровень сформированности познавательных интересов (55% по методике В. С. Юркевича, 45% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; 50% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир). Низкий уровень отмечается у 28,33% старших дошкольников (25% по методике В. С. Юркевича; 30% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и 30% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир).
Это свидетельствует о необходимости проведения специальной кор-рекционно-развивающей работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов в процессе экспериментирования.
Для этого был разработан проект педагогической технологии формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования «Свойства воды и льда».
Эффективность предлагаемого проекта педагогической технологии должна выразиться в следующем: повысится способность старшего дошко-льника к самостоятельному решению доступных познавательных задач; сформируются умения использовать разные способы и приемы познания; возрастёт интерес к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста; сформируется готовность к логическому познанию.
Таким образом, в ходе исследования доказано, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования и разработан проект педагогической технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, все задачи решены.
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на окружающий мир, потребность изучать данное явление, познание которого приносит удовольствие.
Особенности познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте заключаются в том, в этом возрасте познавательное развитие достаточно интенсивно, отмечается стремление к познанию себя и других людей как представителей социума, а также окружающего мира в целом.
Для развития познавательного интереса у старших дошкольников не-обходимы следующие условия: реализация педагогического эксперименти-рования; использование проблемных заданий; осуществление игровой дея-тельности; партнёрское взаимодействие педагога и детей.
Процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников включает 3 этапа: а) подготовительный –формирование условий, способствующих появлению потребности старшего дошкольника в знаниях и познавательной деятельности; б) развитие позитивного отношения к процессу познания; в) организация деятельности, в которой формируется настоящий познавательный интерес.
Познавательный интерес лучше формируется в условиях различной деятельности, одной из которых выступает экспериментирование.
Детское экспериментирование состоит в познании объекта в ходе практической деятельности с ним, которая имеет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта.
Как вид деятельности старшего дошкольника экспериментирование создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире и побуждает у них новые вопросы, требующие ответа. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании – целостный процесс, основанный на актуализации познавательной потребности детей, расширении их представления об окружающем мире, формировании у них умений и навыков, необходимых для осуществления собственной познавательной деятельности.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Применялись 3 диагностические методики: 1. Методика В. С. Юркевича «Изучение познавательных потребностей дошкольника» в модификации и адаптации для детского сада Э. А. Барановой. 2. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Экспериментировать интересно». 3. Методика «Исследовательская активность» И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что старшие дошкольники в 50% случаев имеют средний уровень сформированности познавательных интересов (55% по методике В. С. Юркевича, 45% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; 50% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир). Низкий уровень отмечается у 28,33% старших дошкольников (25% по методике В. С. Юркевича; 30% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и 30% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир).
Это свидетельствует о необходимости проведения специальной кор-рекционно-развивающей работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов в процессе экспериментирования.
Для этого был разработан проект педагогической технологии формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования «Свойства воды и льда».
Эффективность предлагаемого проекта педагогической технологии должна выразиться в следующем: повысится способность старшего дошко-льника к самостоятельному решению доступных познавательных задач; сформируются умения использовать разные способы и приемы познания; возрастёт интерес к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста; сформируется готовность к логическому познанию.
Таким образом, в ходе исследования доказано, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования и разработан проект педагогической технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, все задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Квиз-технология как условие активизации познавательной деятельности на занятии в системе дополнительного образования детей (Новосибирский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021



