Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №49889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложение (в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 7
1.1. Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 7
1.2. Характеристика познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования 25
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования 35
2.1. Организация и процедура исследования 35
2.2. Уровни сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников 45
Вывод по 2 Главе 50
Заключение 52
Список литературы и источников 55
Приложения 62


В условиях модернизации системы ДО в связи с введением требований ФГОС ДО коренным образом меняется сама концепция дошкольного образования. Наблюдается замена дидактической парадигмы образования на психодидактическую. Это, в результате, определяет потребность в поиске новых подходов к исследованию процессов и явлений, связанных с развитием личности дошкольника (включая познавательное), с его успешной социализацией, с формированием познавательного интереса к окружающему миру через стимулирование его познавательной активности. Особую актуальность проблема формирования познавательного интереса приобретает именно на этапе старшего дошкольного возраста, перед поступлением ребёнка в школу.
В условиях реализации ФГОС ДО проблема формирования познава-тельного интереса старших дошкольников представляется важнейшей задачей организации процесса обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что возраст 5,5–7 лет оценивается педагогами и психологами как возраст, в который происходит интенсивное формирование личности ребёнка, в первую очередь, познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Познавательный интерес выступает для старшего дошкольника формой выражения познавательной активности, проявляющейся в стремлении дошкольника познать окружающий его мир.
Учебная программа ДО ставит перед педагогическими работниками задачи развития любознательности, формирования познавательного интереса обучаемых через стимулирование различных видов детской деятельности, перспективным из которых представляется экспериментальная деятельность.
Рассматривая степень изучения проблемы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования, следует подчеркнуть, что все аспекты развития познавательной сферы дошкольников всегда были в центре внимания педагогов и психологов.
Вопросы формирования познавательной сферы и познавательного развития отражены в трудах В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Годовиковой, А. В. Запорожца, Г. Костюк, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Н. Н. Поддъякова, Е. В. Проскуры, Г. И. Щукиной, и др.
Исследованием познавательного интереса занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Г. М. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.
Различным сторонам экспериментирования в дошкольном возрасте и его применению в качестве инструмента для развития познавательных интересов старших дошкольников также посвящены многочисленные публикации российских авторов, в том числе Н. С. Горбунова, О. В. Гридасова, Ю. Л. Ландышева, О. В. Рыбакова, И. В. Соловьева И. В. Чикова и др.
Однако, подавляющее большинство исследований было осуществлено давно, а в сегодняшних реалиях, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), данная проблематика не получила заслуженного развития. Поэтому в настоящее время назрела потребность в проведении исследований процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников с учётом фактической ситуации состояния дошкольного образования.
В частности, нуждается в решении такой важный аспект познаватель-ного развития, как формирование познавательного интереса в процессе экспериментирования старших дошкольников.
Таким образом, особенности построения современного образования привели к возникновению противоречия между необходимостью управле-ния процессом формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, и недостаточной разработанностью технологий его формирования в ДОУ.
Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: какова технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Цель работы – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии процесса формирования познавательного интереса старших дошкольников в процесс экспериментирования.
Объектом исследования в работе выступает процесс формирования познавательного интереса у дошкольников.
Предмет исследования – технология процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего до-школьного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если:
– определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования;
– разработан проект технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке.
2. Представить характеристику познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть основы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности познавательного интереса у детей старших дошколь-ников в процессе экспериментирования.
5. Выявить и проанализировать уровни сформированности познава-тельного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать проект технологии формирования умений познавательного интереса у старших дошкольников.
Методологической базой исследования стали работы зарубежных и отечественных учёных Л. И. Божович, Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина о сущности и особенностях формирования познавательных интересов дошкольников; труды Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, А. Н. Вераксы, В. Кильпатрик А. Н. Поддьякова об экспериментальной деятельности и её воздействии на формирование познавательного интереса старшего до-школьника.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта учителей;
2) эмпирические методы – констатирующий эксперимент, наблюдение, беседа, диагностика сформированности познавательного интереса;
3) методы анализа и обобщения результатов научного исследования, графический и статистический анализ данных.
Структура ВКР включает введение, две главы, объединяющие шесть пунктов, выводы по главам, заключение и список литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательное развитие дошкольника представляет собой комплекс его врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения ребёнком различных видов деятельности. ФГОС ДО включает в данное понятие такие компоненты, как любознательность, познавательная мотивация; способности к познавательным действиям; сознание; воображение и творческую активность; первичные представления о самом себе, о других людях, об объектах и предметах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии. В процессе познавательного развития формируется познавательный интерес.
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на окружающий мир, потребность изучать данное явление, познание которого приносит удовольствие.
Особенности познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте заключаются в том, в этом возрасте познавательное развитие достаточно интенсивно, отмечается стремление к познанию себя и других людей как представителей социума, а также окружающего мира в целом.
Для развития познавательного интереса у старших дошкольников не-обходимы следующие условия: реализация педагогического эксперименти-рования; использование проблемных заданий; осуществление игровой дея-тельности; партнёрское взаимодействие педагога и детей.
Процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников включает 3 этапа: а) подготовительный –формирование условий, способствующих появлению потребности старшего дошкольника в знаниях и познавательной деятельности; б) развитие позитивного отношения к процессу познания; в) организация деятельности, в которой формируется настоящий познавательный интерес.
Познавательный интерес лучше формируется в условиях различной деятельности, одной из которых выступает экспериментирование.
Детское экспериментирование состоит в познании объекта в ходе практической деятельности с ним, которая имеет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта.
Как вид деятельности старшего дошкольника экспериментирование создает благоприятные условия для развития познавательного интереса. Это проявляется в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире и побуждает у них новые вопросы, требующие ответа. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании – целостный процесс, основанный на актуализации познавательной потребности детей, расширении их представления об окружающем мире, формировании у них умений и навыков, необходимых для осуществления собственной познавательной деятельности.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Применялись 3 диагностические методики: 1. Методика В. С. Юркевича «Изучение познавательных потребностей дошкольника» в модификации и адаптации для детского сада Э. А. Барановой. 2. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Экспериментировать интересно». 3. Методика «Исследовательская активность» И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что старшие дошкольники в 50% случаев имеют средний уровень сформированности познавательных интересов (55% по методике В. С. Юркевича, 45% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; 50% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир). Низкий уровень отмечается у 28,33% старших дошкольников (25% по методике В. С. Юркевича; 30% по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и 30% по методике И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир).
Это свидетельствует о необходимости проведения специальной кор-рекционно-развивающей работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов в процессе экспериментирования.
Для этого был разработан проект педагогической технологии формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования «Свойства воды и льда».
Эффективность предлагаемого проекта педагогической технологии должна выразиться в следующем: повысится способность старшего дошко-льника к самостоятельному решению доступных познавательных задач; сформируются умения использовать разные способы и приемы познания; возрастёт интерес к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста; сформируется готовность к логическому познанию.
Таким образом, в ходе исследования доказано, что процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментировании будет продуктивным, если определена сущность познавательного интереса и детского экспериментирования и разработан проект педагогической технологии процесса формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования на основе исходного уровня их сформированности.
Гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, все задачи решены.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 29.05.2020).
2. Авдонина, В. А. Детское экспериментирование как средство формирования познавательных интересов у старших дошкольников / В. А. Авдонина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. – М., 2020. – С. 296–298.
3. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2014. – 254 с.
4. Артамонова, А. А. Экспериментирование как средство формирова-ния познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Артамонова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 1 (3). – С. 63–65.
5. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у дошколь-ников и младших школьников / Э. А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
6. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и прак-тика общественного развития. – 2013. – № 8. – 192– 195.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
8. Боровская, Л. И. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Боровская, М. Г. Свердлова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2019. – С. 5-7.
9. Валиева, О. Е. Влияние экспериментирования на развитие познава-тельного интереса у дошкольников старшего возраста / О. Е. Валиева // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. ст. – М., 2020. – С. 14–16.
10. Венгер, А. Л. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–26.
11. Веракса, А. Н. Воображение дошкольника / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 3. – С. 58–64.
12. Веракса, А. Н. Развитие памяти дошкольников / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 3. – С. 46–54.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
14. Глушкова, Т. О. Формирование познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с природой / Т. О. Глушкова, К. П. Симонова // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития: сб. ст. – М., 2018. – С. 14–18.
15. Голубева, Г. Ф. Проектная деятельность как средство формиро-вания исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников / Г. Ф. Голубева // Вестник Калужского университета. – 2016. – № 2 (31). – С. 29–36.
16. Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса / Л. А. Гордон // Радяньска школа. – 2017. – № 11. – С. 33–37.
17. Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы до-школьников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Концепт. – 2017. – № Т 12. – С. 19–22.
18. Жаворонкова, Т. Н. Опыты, как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников / Т. Н. Жаворонкова, С. В. Шацких // Вестник научных конференций. – 2019. – № 11-4 (51). – С. 56–57.
19. Жамалиева, С. М. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов дошкольника / С. М. Жамалиева, Д. Ф. Акбердиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 2. – С. 87–89.
20. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964. – 324 с.
21. Захарюта, Н. В. К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе / Н. В. Захарюта // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 192–200.
22. Иванюк, С. П. Экспериментирование как средство форми-рования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / С. П. Иванюк // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы конф. – СПб., 2018. – С. 330–332.
23. Кириллова, О. Г. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС / О. Г. Кириллова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. ст. – Н. Новгород, 2018. – С. 144–146.
24. Кириллова, Т. Н. Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Т. Н. Кириллова, М. Ю. Дерябина // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2019. – С. 275–277.
25. Коблева, А. Л. Психолого-педагогические основы развития по-знавательной активности старших дошкольников / А. Л. Коблева, О. Ю. Музучук // Наука, образование и инновации: сб. ст. – Кемерово, 2017. – С. 189–192.
26. Колесниченко, А. С. Проблема развития познавательного интереса у старших дошкольников / А. С. Колесниченко, Н. Г. Кормушина // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сб. науч. тр. – М., 2017. – С. 75–79.
27. Коренякина, Т. Н. Психолого-педагогическое осмысление специфики процесса развития познавательной активности дошкольников / Т. Н. Коренякина [и др.] // Гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (60). – С. 113–119.
28. Королёва, К. П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению: метод. пособ. / К. П. Королёва. – Сверд-ловск, 2018. – 59 с.
29. Кузьмина, Е. И. Особенности исследования и развития познава-тельного интереса у старших дошкольников / Е. И. Кузьмина, Н. А. Степанова // Мир детства и образование: сб. материалов конф. – М., 2018. – С. 38–41.
30. Кузьмина, Е. И. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников / Е. И. Кузьмина, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 86–87.
31. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший до-школьный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагоги-ческое общество России, 2015. – 80 с.
32. Лащенова, И. А. Факторы влияния на процесс развития познавательного интереса старших дошкольников / И. А. Лащенова // Вестник Луганского национального университета им. Тараса Шевченко. – 2018. – № 3 (17). – С. 101–109.
33. Леонгард, Э.И. Развитие речи детей в семье / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова. – М., 1991. – 124 с.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
35. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психоло-гии. – 1982. – № 4. – С. 18–35.
36. Любанская, В. В. Познавательный интерес как средство развития мотивационной сферы старших дошкольников / В. В. Любанская // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018: материалы конф. – М., 2018. – С. 760–763.
37. Макарченко, Т. А. Проблема диагностики личностных особенностей выпускников ДСУ / Т. А. Макарченко, Е. М. Фещенко // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 87–89.
38. Малюга, А. Ю. Критерии, показатели и уровни развитие познавательных интересов старших дошкольников / А. Ю. Малюга // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. – М., 2019. – С. 337–339.
39. Микерина, А. С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.–метод. пособ. / А. С. Микерина – М.: Искра Профи, 2013. – 106 с.
40. Микитюк, И. В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством экспериментирования / И. В. Микитюк, А. В. Романова // Наука через призму времени. – 2018. – № 12 (21). – С. 268-272.
41. Морозова, Н. Г. Педагогу о познавательном интересе / Н. Г. Морозова // Диагностика и психология. – 2019. – № 2. – С. 5–9.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2019. – 640 с.
43. Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет / Н. Н. Поддьяков. – М.: Сфера, 2014. – 143 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: ПитерКом, 2019. – 720 с.
45. Ряхмятуллова, В. М. К вопросу о развитии познавательного интереса у дошкольников / В. М. Ряхмятуллова // Последние тенденции в области науки и образования: материалы конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск, 2017. – С. 197–201.
46. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А. И. Савенков //Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 8–17.
47. Сайфулина, Д. Основные причины и особенности развития по-знавательной активности дошкольников / Д. Сайфулина, Т. Б. Иванова // Образование. Наука. Культура: сб. науч. ст. / под общ. ред. Б. В. Илькевича. – М., 2015. – С. 452–455.
48. Сергеева, А. М. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников в исследовательской деятельности / А. М. Сергеева // Образовательное пространство в социокультурном развитии личности: материалы конф. – М., 2018. – С. 164–170.
49. Сергеева, В. А. Экспериментирование как средство формирова-ния познавательного интереса у детей дошкольного возраста / В. А. Сергеева // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2020. – № S 1. – С. 59–65.
50. Солодовникова, С. А. Теоретические основы проблемы раз-вития познавательного интереса у старших дошкольников / С. А. Солодовникова, Н. М. Мальфанова, Л. В. Муракаева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 54–56.
51. Степанова, Н. А. Особенности исследования познавательного интереса у старших дошкольников / Н. А. Степанова, В. В. Любанская // Мир детства и образование: сб. материалов конф. – М., 2017. – С. 151–154.
52. Суркова, Е. С. Особенности развития познавательных интересов у старших дошкольников в процессе экспериментирования / Е. С. Суркова // Технологии развития и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях: материалы конф. – Елецк, 2018. – С. 37–40.
53. Тараканова, В. В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / В. В. Тараканова //Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 6. – С. 41–43.
54. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2020. – 336 с.
55. Черновая, А. А. Организация детского экспериментирования как условие развития познавательного интереса у старших дошкольников / А. А. Черновая, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-10. – С. 1495–1498.
56. Шавшаева, Л. Ю. Особенности развития познавательного интереса старших дошкольников / Л. Ю. Шавшаева, Н. П. Хайрулина // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов: сб. ст. – М., 2018. – С. 64–69.
57. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2018. – 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ