Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой

Работа №98476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Познавательный интерес: понятие, структура, условия формирования в
старшем дошкольном возрасте 20
1.3. Детская литература как средство формирования познавательного
интереса у старших дошкольников 29
1.4. Методы и приемы формирования познавательного интереса у старших
дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой 36
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой на примере МКДОУ детский сад № 19 города Михайловска. ... 45
2.1. Анализ деятельности МКДОУ №19 города Михайловска по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в
процессе ознакомления с детской литературой 45
2.2. Первичная диагностика познавательного интереса у страшего
дошкольников 51
2.3 Программа по формированию познавательного интереса у старших
дошкольников 59
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложения 80

Проблема развития познавательного интереса признается в настоящее время в педагогике и психологии важнейшей. Для развития личности ребенка обучение и воспитание должно «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником познавательной активности ребенка и основой развития его познавательного интереса. Если обратиться к корифеям педагогики, то К.Д.Ушинский считал, что в ребенке следует «развивать желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания... дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души.» [63, с.339].
Развитие познавательного интереса важно и для детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целевыми ориентирами развития старших дошкольников являются «развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности»[56, с.21]. Один из принципов дошкольного образования в ФГОС ДО обозначен как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Изучением методологических основ проблемы познавательного интереса занимались такие ученые как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и другие. Большинство исследователей определяют познавательный интерес как высшую форму проявления познавательной потребности личности.
Наибольший вклад в изучение познавательного интереса у дошкольников внесли такие ученые как Л.И.Божович, Т.И.Ерофеева, Н.Г.Морозова, Г.И.Щукина и другие. Исследованы предпосылки развития познавательного интереса, характерные особенности и проявление познавательного интереса у дошкольников. Изучался познавательный интерес у детей разных возрастов, методика развития его у дошкольников.
В ходе изучения литературы нами было выявлено следующее противоречие: с одной стороны, детская литература может являться средством формирования познавательного интереса у дошкольников, но с другой стороны её возможности в этом процессе в дошкольном образовании, в настоящее время, используются недостаточно полно.
Проблема исследования: каково содержание программы по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой?
Ограничения исследования: дошкольный возраст - это период от 3 до 6 -7 лет в соответствии с возрастной периодизацией Д.Б.Эльконина. Такой большой период невозможно охватить в одном исследовании. В связи с этим, в дальнейшем, мы будем рассматривать микропериод дошкольного возраста, который в научной литературе носит название старший дошкольный.
Тема исследования: Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
Предмет исследования: содержание программы формирования познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу формирования познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой, должно осуществляться в ДОУ на основании научно - обоснованной программы этого процесса.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «познавательный интерес», выделив его структуру и условия формирования у старших дошкольников.
3. Охарактеризовать детскую литературу как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников.
4. Выявить и охарактеризовать методы и приемы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
5. Проанализировать деятельность МКДОУ №19 по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой.
6. Провести диагностику познавательного интереса у старших дошкольников.
7. Частично апробировать программу по формированию познавательного интереса у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические - наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, диагностирование по следующим методикам «Познавательная потребность (В.С.Юркевич, в мод. Э.А.Барановой), «Особенности познавательной потребности у дошкольников «Сказка» (Н.И.Ганошенко, В.С.Юркевич), «Оценка вопросительных проявлений у детей (Т.А.Серебрякова)
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19, город Михайловск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование по теме «Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» позволило сделать следующие выводы.
Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребенком осуществляется символизация (замещение) действий предметов и символизация социальных отношений.
Новообразованиями старшего дошкольного возраста являются развитие памяти, мышления, основанного на представлениях, возникновение схематической картины мира, природы и общества. Дети стремятся упорядочить и объяснить в своем воображении окружающий их мир.
Развитие воображения у старших дошкольников связано с опорой на предмет. Особенно это проявляется при воссоздании художественного текста. В этом случае роль опоры выполняет иллюстрация. Воображение старшего дошкольника остается непроизвольным. Его увлекает, то, что заинтересовало, взволновало, привлекло внимание. Это становится основой для его фантазии. Воображение опирается на внешнюю опору и позволяет понять замысел, спланировать действия и их реализацию. Формирование произвольности воображения отражается в развитии умения создать замысел и спланировать его достижение.
В старшем дошкольном возрасте усиливаются связи между речью и мышлением ребенка. Формируется интеллектуальная функция речи, если она выступает орудием мышления. То есть слово закрепляет результат познавательной деятельности в сознании ребенка. Старшие дошкольники становятся способными к констатации воспринимаемой действительности, к воспроизведению собственного опыта, к рассуждению, к сопоставлению фактов, к открытию скрытых связей в предмете и выявлению закономерностей, к умению делать выводы.
Развитие речи связано с выполнением поручений взрослого, со знакомством с литературным произведением. Понимание литературного произведения заключается в том, что старший дошкольник способен воспринять сложный сюжет, описании и большое количество персонажей. Дети данного возраста не только понимают содержание, но и главную идею произведения. Они способны выделить главных и второстепенных героев, высказать отношение к ним, мотивирую его, дать им аргументированную оценку, оценить форму произведения (сказка, рассказ, стихотворение), средства выразительности, например, сравнения
Единого, общепринятого определения познавательного интереса нет. Познавательный интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ней.
Процесс формирования познавательного отношения к миру у дошкольников связан с познавательным интересом, в котором отражается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности.
Г.И.Щукина выделила несколько стадий познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Г.И.Щукиной определены содержательные компоненты познавательного интереса: эмоциональный компонент; интеллектуальный компонент; регулятивный компонент; творческий компонент. Совместная деятельность позволяет развить фантазию, определить перспективы в других условиях [Щукина].
Условиями развития познавательного интереса детей дошкольного возраста являются: пространственная предметно-развивающая среда; уровень сформированности мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя на деятельность на основе заинтересованного диалога с педагогом; значимость проведенного исследования.
Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. Поэтому одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «формирования общей культуры личности детей».
Искусство является средством духовно-личностного освоения мира. Оно тесно переплетено с историческим развитием общества и является особой художественной разновидностью исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности.
Детская литература является частью общей литературы, подчинена всем законам искусства и является формой познания окружающего мира для детей.
Детская литература отличается тем, что в ней органично слились искусство и требование педагогики. Под педагогическими требованиями понимается учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к слову, осмысление его, желание его воспроизвести несколько раз. Дети этой возрастной группы становятся способны воспроизвести события, не имеющие опоры личного опыта. Для них становятся интересными не только поступки героев, но и мотивы, вызвавшие эти поступки, переживания и чувства героев. Дети уже способны улавливать подтекст произведения. Осмысление детьми конфликта произведения, оценка всех поступков и характеристик героев формирует эмоциональное отношение к героям литературного произведения. В этом возрасте дети приобретают способность воспринимать литературное произведение в общности содержания и формы. Понимание героя произведения усложняется, оно основывается на основе поступков героя и происходящих событий...


1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого­педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016). Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2016. С.107-110.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 672 с.
3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. М.: Феникс, 2004. 384 с.
4. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес. / О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 128 с.
7. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. ...д-ра псих. наук. Н.Новгород, 2006. 46 с.
8. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.// Теория и практика общественного развития.
2013. №6. С.192-195.
9. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф.дисс. ...канд. пед. наук. Москва, 2014. 24 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2003.
464 с.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С.114-119.
13. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико­методологические аспекты: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007. 436 с.
14. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Баласс, 2014. 43 с.
15. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 17-26...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ