Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение процесса формирования предсталений о себе у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)

Работа №49874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость2100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (24 дошкольника), их родители, 2 воспитателя старшей возрастной группы.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
Также есть доклад и презентация к защите
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о себе у старших дошкольников 7
1.1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников 7
1.2. Содержание представлений дошкольников о себе в совре-менных программах 13
1.3. Средства и методы формирования представлений о себе у дошкольников старшего возраста 22
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования представлений о себе у детей 5–6 лет 34
2.1. Методика и результаты изучения уровней сформированности представлений о себе у детей 5–6 лет 34
2.2. Анализ практики формирования представлений о себе у воспитанников старшей группы ДОО 43
2.3. Проект технологии формирования представлений о себе у дошкольников шестого года жизни 45
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 63


Актуальность исследования. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Значение представлений о себе состоит в том, что ребенок приобретает определенное отношение к окружающему миру, взрослым и к себе именно в старшем дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставит задачи развития у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; а в образовательной области «Познавательное развитие» предполагает задачу формирование первичных представлений о себе.
Сформированные представления о себе влияют на становление отно-шений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности. Ведущую роль в развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
В современном мире перед человечеством стоит проблема собственной идентичности. Так, кардинальные социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, отразились в трансформации индивидуального и общественного сознания. Политический и культурный кризис привел к потере индивидуальной и групповой идентификации, к изменению содержания психосоциальной идентичности. Это не могло не сказаться на процессе вхождения детей в мир взрослых, присвоения ими установок, норм и нравственных эталонов, определяющих социальное поведение и взаимодействие людей. Значимость данной проблемы возрастает в связи с тем, что на современном этапе с особой остротой встает вопрос о способах и средствах социализации ребенка, поскольку цивилизованное общество заинтересовано в успешном формировании социального опыта детей. От того, насколько дошкольники будут готовы к социальным отношениям, зависит их социальное развитие.
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста рассматривалась в научных трудах С.А. Козловой, И.В. Ульяновой, Н.Е. Щурковой и др. Вопросы формирования социальных представлений детей дошкольного возраста стали предметом исследования таких ученых и педагогов-практиков, как Н.Н. Сенокосова, Л.Г. Соловьева, О.Г. Холодков и др. Проблема формирования у детей 5-6 лет первичных представлений о себе проанализирована в работах В.Э. Куликовской, Н.А. Лиман, А.А. Любавиной, Е.С. Рапацевич и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию пред-ставлений у детей старшего дошкольного возраста о себе в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в формировании у дошкольников представлений о себе и недостаточным уровнем их сформированности у детей старшего дошкольного возраста;
- между потребностью дошкольных педагогов в современных технологиях формирования представлений о себе у старших дошкольников и их отсутствием.
В связи с этим, актуальной становится проблема формирования представлений о себе у детей, начиная с дошкольного возраста.
Цель работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования представлений о себе у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс социально–коммуникативного развития старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о себе у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если:
– установить значение понятия «представления о себе дошкольников» и на его основе систематизировать содержание процесса формирования представлений о себе у детей 5–6 лет;
– разработать проект технологии данного процесса, включая в него соответствующие средства, формы и методы;
– предусмотреть повышение компетентности родителей по вопросам формирования у детей представлений о себе, приобщая их к реализации задач данного процесса.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о себе у детей дошкольного возраста.
2. Установить критерии, показатели и уровни сформированности представлений о себе у воспитанников старшей группы ДОО.
3. Методически обосновать проект технологии формирования пред-ставлений о себе у детей 5–6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о себе. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2019 г. – февраль 2020 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о себе; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2020 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о себе, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- психологические положения о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.С. Выготский, Н.В. Иванова, В.И. Логинова и др.);
- педагогические теории о социализации ребёнка в процессе ознакомления с социальным миром (В.Н. Клепиков, С.А. Козлова, В.Э. Куликовская и др.);
- концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста (М.В. Корепанова, М.В. Королева и др.).
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в работе материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в процессе формирования у старших дошкольников представлений о себе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (24 дошкольника), их родители, 2 воспитателя старшей возрастной группы.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателям в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало важность социально-коммуникативного развития дошкольников, как процесса усвоения и даль-нейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, направлены на формирование отношений ребенка окружающему миру и самому себе, на осознание себя в качестве самостоятельного члена общества, понимание своего места и назначения в нём.
Представление о себе – это процесс понимания самого себя в многообразии индивидуально-личностных особенностей, осознании своего существование в этом мире. Объектом представлений о себе является сама личность, чувства, мысли, потребности, действия, весь внутренний мир человека. Представления о себе – это представления о своем организме и своей внешности, о своих чувствах, мыслях, поступках и умениях, о своей семье и ее членах, о своей жизни в детском саду. Анализ программ, показал, что круг представлений о себе, которые необходимо сформировать у дошкольников, отражен в разной степени конкретности. Наиболее подробно содержание данных представлений детей 5–6 лет представлен в программе С.А. Козловой «Я – человек».
Анализ психолого-педагогических источников показа, что процесс формирования представлений о себе у детей требует создания специальных условий таких, как специальная предметно-развивающая среда, использование комплекса познавательных игр, различные виды практической и творческой деятельности и т.д. Методами формирования представлений о себе у детей являются: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о себе.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил выявить проблемы в сформированности представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста. У 6 (25%) детей старшего дошкольного возраста был выявлен высокий уровень сформированности представлений о себе, у 14 (59%) – средний уровень, у 4 (16%) – низкий уровень.
Результаты изучения опыта формирования представлений о себе у детей шестого года жизни показали, что в практике работы в ДОО работа по формированию представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста проводится, но задачи, связанные с содержанием формирования представлений о себе у детей, в ежедневной работе планируются бессистемно, планирование имеет спонтанный характер. С родителями не ведется планомерная работа, чтобы привлечь их к формированию у детей представлений о себе в условиях семьи.
Разработанный на основе теоретико-экспериментального исследования проект технологии формирования представлений о себе у детей шестого года жизни предусмотрел систематизацию содержания представлений дошкольников о себе в блоках: «Формирование представлений о своем имени, отчестве, о своей фамилии и возрасте», «Формирование представлений об особенностях физического я (внешний вид, части тела)», «Формирование представлений об эмоциях», «Формирование представлений о прошлом, настоящем и будущем», «Формирование представлений о социальных ролях и о социальной норме». В проекте предусмотрены формы работы с родителями по вопросам формирования у детей представлений о себе.
Таким образом, цель исследования достигнута, соответствующие задачи исследования решены.



1. Бабаева, Т. И. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / Т.И. Бабаева // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2017. – С. 31 – 38.
2. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 16 – 125.
3. Буре, Р.С. Проблема развития самооценки в дошкольном возрасте / Р.С. Буре // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 52-58.
4. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 245 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009. – 474 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
7. Гловацкая, В.В. Особенности формирования представлений о себе у старших дошкольников / В.В. Гловацкая // Ребенок в современном образовательном пространстве: сб. науч.-исслед. работ студ. и аспирантов с международным участием / под ред. Н.А. Андреевой. – Ш: ШГПИ. – 2014. – С. 45-49.
8. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2014. –115 с.
9. Гордеева, Т.В. Роль близкого взрослого в становления образа «Я» у ребенка дошкольного возраста / Т.В. Гордеева, Г.А. Мишина // Педагогика. – 2015. – №1. – С. 47-51.
10. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук / Т.В. Гребенщикова. – Новокузнецк, 2016. – 225 с.
11. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2013. – 572 с.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
13. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса ком-муникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. – 2014. – №10. – С.155-159.
14. Ежкова, Н.С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников / Н.С. Ежкова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 143 с.
15. Зельцова, Л.Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации / Л.Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
16. Иванова, Н.В. Особенности социального развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи / Н.В. Иванова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – № 3 (50). – С. 124-128.
17. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд.. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
18. Клепиков, В.Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания / В.Н. Клепиков // Народное образование. – 2014. – № 8. – С. 3-9.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
20. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность : Учеб пособие / В.М Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
21. Колберг, Л. Формирование адекватной самооценки дошкольников как проблема психологии // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-79.
22. Корепанова, М.В. Формирование образа Я ребенка в системе до-школьного образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.09. / Волгоградский государственный педагогический университет / М.В. Корепанова. – Волгоград, 2015. – 400 c.
23. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о себе и других / М.В. Королева // Молодой ученый. 2015. – №7. – С. 788-791.
24. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психологи и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
26. Куликовская, В.Э. Развитие самосознания в дошкольном возрасте / В.Э. Куликовская // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С. 44-49.
27. Кучерова, О.Е. Становление Человека и основные каноны педаго-гической поддержки личности / О Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
28. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 402 с.
29. Лиман, Н.А. Формирование у дошкольников представлений о себе / Н.А. Лиман // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 22-28.
30. Логинова, В.Н. Дошкольная педагогика / В.Н. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 67 с.
31. Любавина, А.А. Воспитание самостоятельности у детей / А.А. Любавина // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 2. –С. 24 – 26.
32. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
33. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Инфра-М, 2013. – 448 с.
34. Морозова, А.Г. Специальная психология / А.Г. Морозова. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
35. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И Моросанова, Е.А Аронова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 213 с.
36. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 22-28.
37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
38. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
39. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва]. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.
40. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
41. Репина, Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте / Т.А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
43. Сазонова, Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике; учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.
44. Сенокосова, Н.Н. Влияние семьи и детского сада на формирование самооценки дошкольников / Н.Н. Сенокосова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 114-116.
45. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2012. – С. 62-69.
46. Терентьева, Ю.В. Воспитание самостоятельности в детском саду / Ю.В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2013. – №3. – С. 51-57.
47. Трубайчук, Л.В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования / Л.В. Трубайчук // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 20-27.
48. Ульянова, И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников : монография / И.В. Ульянова. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.
49. Уртакова, О.Р. Дошкольная педагогика / О.Р. Уртакова. – М.: Академия. 2014. – 502 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
51. Федосеева, М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 174 с.
52. Фельдштейн, Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен / Д.И. Фельдштейн// Вестник Герценовского университета. – 2012. – №1. – С. 20-29.
53. Фомина, Р.О. Современные методы развития адекватного самосознания у дошкольников / Р.О. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 11. – С. 45-49
54. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности старших дошкольников / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 7. – С. 76-78.
55. Щуркова, Н.Е. Педагогика [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
56. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Акаде-мия, 2017. – 412 с.
57. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 28-29.
58. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 2013. – №8. – С. 55–61.
59. Яковлева, Т.С. Проблемы эмоционального развития в дошкольном возрасте / Т.С. Яковлева // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 85-89.
60. Юрчик, Р.О. Факторы воспитания самостоятельности / Р О. Юрчик // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 36-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ