Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Работа №61613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений....
1.1. Сущность и особенности развития мышления детей шестого года жизни
1.2. Формирование математических представлений у детей шестого года жизни
1.3. Педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Глава 2. Практическая работа по развитию мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
2.1. Диагностика уровня развития мышления детей старшей группы
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


Мышление ребенка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития, так как в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще недоступны.
Старший дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. В будущем это может серьезно осложнить процесс обучения в школе, снизить его эффективность.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте, поскольку развитие мышления в настоящее время рассматривается как показатель общего уровня психического ребенка и показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Теоретические основы развития мышления широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.З. Зак, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Р.С. Немов, В.Ф. Паламарчук, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л., Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.).
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др.) показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством развития мышления дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. В нашем исследовании оно определяется как целенаправленный, организованный процесс передачи и усвоения математических знаний, умений, навыков умственной деятельности, положительно воспринятых в эмоциональном плане и осознанных субъектом в развитии образовательно-воспитательного процесса, который закладывает основу будущих математических способностей (Т.И. Иванова).
Проблема развития мышления у дошкольников отражена в исследовании условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е.В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова).
Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в дошкольных образовательных организациях, недостаточно ориентирована на развитие мышления детей в процессе формирования математических представлений, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
Как отмечает Т.И. Иванова, в связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных организациях не проводится целенаправленная работа по развитию мышления у дошкольников в процессе формирования математических представлений, не уделяется внимание формированию логических структур мышления, связи математического образования с практическим опытом детей, что не соответствует социальному заказу современной школы. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными. В связи с чем мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений будет эффективным, при создании следующих условий:
• обогащение предметно-развивающей среды, представленной разнообразными дидактическими играми, математическими моделями, занимательным математическим материалом;
• использование дидактических игр с математическим содержанием;
• осуществление сотрудничества детского сада и семьи в развитии мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
• Рассмотреть формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить уровень развития мышления детей шестого года жизни.
• Разработать методические рекомендации по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, беседа; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Ивня» Ивнянского района Белгородской области ,СП «Детский сад»
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы позволил изучить особенности развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
• старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое;
• с учётом развития поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;
• мышление ребёнка связано с его знаниями. В современном дошкольном образовании знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Значение имеет не то, какой фактический материал дается детям, а то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем развития мышления, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;
• старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация.
Математические представления у дошкольников включает в себя понятие о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
Изучение развития мышления у детей шестого года жизни проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «СОШ №2 п . Ивня» Белгородской области. В исследовании принимали участие 16 ребенка разновозрастной группы.
Констатирующий этап эксперимента позволил нам выявить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что высокий уровень развития мышления имеют 31,2% (5) дошкольников, у 18,8% (3) дошкольников мы выявили средний уровень развития мышления. 50% (8) детей шестого года жизни имеют низкий уровень развития мышления.
Мы разработали методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены.



• Абдуллаева Е. А., Рябкова И. А. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2010. -№4.- С. 18-23.
• Авдулова Т. Игра: её развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 28-33.
• Агаева С. Л. Формирование элементов логического мышления /Дошкольное воспитание. - 1992. - №6. - с 5-10.
• Анохина Т. Как организовать предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание.- 2013.- №5- С. 32-38.
• Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н. А., Веракса Н. Е. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 94 с.
• Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.
• Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - С. 3-15.
• Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
• Березина Т.А. Полифункциональность детской игры // Педагогическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 11-14.
• Береснева З.И. Организация образовательного пространства и
развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ.- 2014. - № 2.- С. 60.
• Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
• Брушлинский В. Н. Логика. Мышление. Информация. - Ленинград.: Лениздат. 1988. - с 300.
• Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
• Вагурина Л. В., Кряжева Н. А. Логическое мышление. - Пособие для детей дошкольного возраста. - Вып. №2. - М. 1996. - с 51-60.
• Венгер Л. А., Венгер М. А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание. 2000. - с 250.
• Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - Том 1-й. М.: Владос. 1992. - с 500.
• Гиляка Л.В. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в ДОУ/ Управление ДОУ. - 2008.-№2.-С.112-117.
• Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия //
Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 103-110.
• Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2010. - № 4.- С. 64-70.
• Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность. Пособие к спецкурсу. - Саратов. 1991. - с 350.
• Григорьев Б. В. Классическая логика. - М.: Педагогика. 2000. - с 250.
• Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Педагогика, 2001. - 128 с.
• Данилина Т.А., Степина Н.М.Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 112с.
• Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - C. 41-48.
• Дерягина Л.Б. Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. - СПб.: Литера, 2006. - 32 с.
• Додокина Н.В., Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
• Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-7 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей / В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2007. - 188 с.
• Доронова Т.Н. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2013.-№2.- С. 3-6.
• Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития: Методическое руководство для работников дошкольных
образовательных учреждений /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.- 224 с.
• Дурова Н.В., Новикова В.П.. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе - М.: Школьная Пресса, 2009.- 236 с.
• Иванова Т.И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. - Автореф. канд.пед.наук. - Белгород, 2001
• Евтушенко И.Н. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении, и ее диагностика // Начальная школа плюс До и После.- 2011. - № 4. - С. 33-36.
• Ерофеева, Т.И. Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
• Зак А. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.- Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.
• Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. / авт.-состав. Г.П. Попова, В.И. Усачева. - М.: Учитель, 2007.¬141 с.
• Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1993. - с 300.
• Игра дошкольника / .А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 284 с.
• Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы - Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.
• Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие.- М.: Академия, 2000. - 326 с.
• Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 84-92.
• Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к
обучению в школе. - М.: Педагогика. 2001. - с 450.
• Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для
малышей в стихах. - М.: ИРИАС, 2008. - 452 с.
• Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное
пособие для вузов. - М.: Сфера, 2008. - 477 с.
• Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: В сборнике «Возрастная и педагогическая психология»: тексты МГУ. 1992. - с 250; 1985. - №12, - с 29-33.
• Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 368 с.
• Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Н.А. Короткова, М.А. Рунова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. - 64 с.
• Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - С. 69-78.
• Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3-х кн. - Кн. №3 - Психодиагностика, 3-е изд. - М. Гуман. Изд. центр Владос, 2002. - с 660.
• Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации .- СПб: Детство- Пресс, 2010. - 128 с.
• Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда детства // Этническая эстетика. - 1994. - №20, - с 10-27.
• Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 59 с.
• Петров Ю. А. Азбука логического мышления. - М.: МГУ. 1990, - с 220.
• Поддъяков Н. Н. Мышление и речь дошкольника. - М.: Педагогика. 2001, - с 400, 1990, - с 200.
• Полякова М.Н. Создание моделей предметно - развивающей среды в
ДОУ: учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического
образования, 2013. - 96 с.
• Проняева С.В. Интегрированные свойства предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 40-46.
• Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2012. - №2. - С. 55¬68.
• Рубинштейн С. А. О мышлении и путях его исследования. - М.: Педагогика. 2001, - с 300.
• Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии - М.: Педагогика, 1973.- 423 с.
• Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических факультетов. - СПб.: Детство - пресс, 2010. - 272 с.
• Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 97 с.
• Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.- 92 с.
• Тарабарина Т.И. Математика: количество и счет. Как подготовиться к первому классу. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 40 с.
• Тихомирова Л. В., Басова А. В. Развитие логического мышления. - М.: Педагогика. - 1997, - с 450.
• Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 342 с.
• Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу: Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений. Практические рекомендации / Е. Г. Городецкая, М. И Пукач, С. П. Циновская, О.В.Чистякова. - М.: АСТ: Апрель, 2011. - 111 с.
• Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 392 с.
• Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры: Сборник «Возрастная педагогическая психология». - М.: МГУ. - 1992, - с 550.
• Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика. - 2002, - с 400.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ