ВВЕДЕНИЕ 4
1.2 Эффективность как комплексный показатель результативности
хозяйственной деятельности 27
1.3 Зависимость конкурентоспособности и эффективности в торговле 45
Глава 2 Методические подходы к моделированию зависимости между эффективностью и конкурентоспособностью в торговле 57
2.1 Тенденции развития конкурентоспособности и эффективности
розничной торговли России 57
2.2 Методика формирования показателей конкурентоспособности и
эффективности в торговле (на примере розничной торговой сети Салют) 71
2.3. Модель повышения конкурентоспособности розничной торговли 85
Глава 3. Направления роста конкурентоспособности в торговле 95
3.1 Эффективность государственного регулирования и стимулирование
конкурентоспособности в розничной торговле 95
3.2 Направления совершенствования системы взаимодействия розничной
торговли с поставщиками товаров 103
3.3 Эффективность ассортиментной политики как фактор, 117
определяющий конкурентоспособность 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
Список литературы 133
Внутренняя торговля характеризует уровень социально-экономического развития страны. Являясь звеном, связывающим товарное предложение и платежеспособный спрос населения, торговля выступает одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Развитие конкурентной среды в сфере обращения способствует увеличению предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, увеличивая тем самым инвестиционную привлекательность отраслей, входящих в ее состав - это особенно важно в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Повышение транспарентности экономических, политических и географических границ неизбежно ведёт кросту уровня конкуренции в торговле, что заставляет участников рыночных отношений искать пути и способы увеличения результативности и повышения эффективности деятельности, формирования всё большего числа конкурентных преимуществ и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.
В связи с этим целесообразным представляется рассмотрение вопросов конкурентоспособности и эффективности в торговле с позиции их взаимной зависимости и взаимного влияния.
Вопросам, связанным со становлением и развитием торговли на современном этапе, в научных работах уделяется значительное внимание. Вместе с тем концептуальным вопросам влияния социально-экономической эффективности на формирование конкурентных преимуществ в торговле, ориентированных на повышение общего уровня конкурентоспособности конкретных торговых организаций, уделено явно недостаточно внимания. Современные теоретические (научные, информационные) источники и практические материалы освещают отдельные аспекты обозначенной проблемы - отсутствует как таковой системный подход, учитывающий соотношение отдельных составляющих частей социально-экономической эффективности, которые по сути своей и формируют конкурентные преимущества, определяя уровень конкурентоспособности в торговле.
Данные условия предопределили выбор темы магистерской диссертационной работы, обусловили необходимость разработки комплексной модели повышения конкурентоспособности торговли.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросам повышения конкурентоспособности торговли уделяется значительное внимание в современной науке. Ими в той или иной степени занимались и занимаются зарубежные и отечественные представители научных экономических школ: Д. Блэкуэл, Бартон А. Вейтц, П. Дойль, Ж. Жаллэ, Ф. Котлер, А. Крисс, М. Леви, Д. Найяра, Ф. Николейдса, Т. Хилл, М.И. Баканов, И.А. Бланк, Л.М. Гржеский, М.М. Дарбинян, Л.М., Крепкий, А.П. Левин, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В.К. Памбухчиянц, Ф.Г. Панкратов, Е.В. Песоцкая, Б.А. Соловьев, В.Н. Стаханов, Н.И. Чечеткина и др. Большой вклад в исследование различных аспектов повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов внесли следующие зарубежные учёные:
Портер М., Макконнелл К.Р., С.Л. Брю, Смит А., Томпсон А.А., Ансофф И., Котлер Ф., Шумпетер И., Даунес Л, Дойль П., Данн М., Боумоль У. и др.
Научные аспекты организации торговли, с точки зрения формирования конкурентных преимуществ, освещены в трудах В.Г. Бурмистрова, В.П. Воронина, Ф.Г. Панкратова, Т.К. Серегиной, Б.А. Соловьева и др.
Некоторые торгово-технологические проблемы, определяющие эффективность функционирования торговой организации, такие как товародвижение, коммерческая, маркетинговая, рекламная деятельность, оптовая торговля, освещены в трудах Ю.К. Баженова, Л.А. Брагина, Т.П. Данько, А.В. Зырянова, Г.Г. Иванова, Набокова, Ю.М. Неруша, В.А. Новикова, Л.В. Осиповой, В.К. Памбухчиянца, И.М. Синяевой, И.Б. Стукаловой, С.С. Шипиловой и др.
Но, несмотря на большое количество трудов, и теоретических источников, посвященных данной проблеме, система повышения конкурентоспособности торговли остается, по нашему мнению, недостаточно изученной.
Необходимость комплексного подхода к повышению конкурентоспособности торговли определила цель, задачи и содержание диссертационной работы.
Целью данной магистерской диссертационной работы является проведение аналитических исследований зависимостей, существующих между формированием конкурентных преимуществ и эффективностью хозяйственной деятельности, и разработка (на этой основе) комплексной модели повышения уровня конкурентоспособности торговли. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-проанализировать взаимное влияние и зависимость таких научных дефиниций, как «конкурентное преимущество», «конкурентоспособность» и «эффективность» применительно к торговле;
-систематизировать факторы, определяющие зависимость конкурентоспособности и эффективности в торговле;
- выявить тенденции развития конкурентоспособности и эффективности в торговле;
- разработать методику формирования показателей количественного измерения конкурентоспособности и эффективности в торговле;
- оценить эффективность государственного регулирования и
стимулирования конкурентоспособности в торговле;
- выработать направления совершенствования системы взаимодействия розничной торговли с поставщиками товаров;
- рассмотреть эффективность ассортиментной политики как один из наиболее значимых факторов, определяющих конкурентоспособность в торговле.
Объектом магистерского диссертационного исследования являются организации розничной торговли, в том числе сетевые торговые организации, представленные на внутреннем рынке
Предметом исследования является комплекс организационно-экономических отношений, способствующих повышению уровня конкурентоспособности торговли на основе повышения эффективности ее функционирования
Научная новизна магистерского диссертационного исследования заключается в выявлении и обосновании зависимости между процессами формирования конкурентных преимуществ торговых организаций и эффективностью их функционирования; и разработке на этой основе комплексной модели повышения уровня конкурентоспособности торговли.
Основные результаты исследования, полученные автором и составляющие научную новизну:
1. Систематизированы факторы, определяющие эффективность ассортиментной и ценовой политики в торговле. Доказано, что эти факторы оказывают существенное влияние на формирование конкурентоспособности в торговле;
2. На основе аналитических исследований зависимости конкурентоспособности и эффективности в торговле разработана методика формирования показателей конкурентоспособности и эффективности предприятий сферы услуг, включающая в себя: финансово-экономические показатели, показатели качества, рыночные показатели.
3. На основе анализа факторов, сдерживающих деловую активность организаций розничной торговли построена эконометрическая модель, определяющая эффективность государственного регулирования и стимулирование конкурентоспособности в торговле.
4. На основе алгоритма выбора оптимального поставщика предложены направления совершенствования системы взаимодействия торговых структур с поставщиками товаров.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 145 страницах машинописного текста, включает 22 таблицы, 13 рисунков, приложения
Настоящая магистерская диссертационная работа направлена на поиск способов решения проблем в области повышения конкурентоспособности торговли. Гипотезой работы является предположение, что конкурентные преимущества торговых организаций зависят от эффективности их работы и во многом определяются ею. А это означает, что, воздействуя тем или другим способом на эффективность, представляется возможным управлять конкурентоспособностью торговой организации. В ходе исследования получены следующие результаты:
1. Внесены коррективы в существующий понятийный аппарат, посвященный рассмотрению дефиниции конкурентоспособности отдельных торговых организаций. В частности уточнено, что уровень конкурентоспособности розничной торговли определяется как сумма отдельных конкурентных преимуществ конкретных организаций.
Конкурентные преимущества, в свою очередь, формируются за счет эффективного функционирования розничной торговой организации в той или иной области.
2. Приведена и тщательно рассмотрена классификация видов эффективности. На основании чего, обосновано положение, что, эффективность имеет две характеристики, экономическую и социальную, которые в совокупности и формируют конкурентные преимущества торговых организаций.
3. Проанализированные методы оценки конкурентоспособности и эффективности позволили определить, что эффективность в торговле может определять многие характеристики конкурентоспособности. Показатели качества торгового обслуживания позволят определить социальную эффективность в торговле, посредством экономических и финансовых показателей возможным становится определить экономическую эффективность в торговле. В диссертационной работе выявлена зависимость конкурентоспособности торговли от эффективности её функционирования. Взаимное влияние конкурентоспособности и эффективности в торговле могут создавать как экономический, так социальный и рыночный эффект.
5. Проанализированы тенденции развития конкурентоспособности и эффективности в розничной торговли России, которые позволили выявить способы повышения эффективности в розничной торговле. Этому будет способствовать сокращение издержек обращения через достижение оптимального соотношения между товарооборотом и товарными запасами. Достижение данного соотношения возможно при проведении эффективной ассортиментной политики, которая, в конечном итоге, будет способствовать повышению конкурентоспособности.
6. В магистерском диссертационном исследовании разработана модель повышения конкурентоспособности торговли (на примере Салют), включающая в себя семь последовательных итераций.
7. Основываясь на выявленных тенденциях развития конкурентоспособности и эффективности розничной торговли, нами разработана комплексная модель повышения конкурентоспособности торговли (на примере X5 Retail Group). Причём для повышения конкурентоспособности автором предложен подход, предполагающий рассмотрение розничной торговли как единого целого, подверженного влиянию внутренней и внешней среды. Поэтому в качестве метода повышения конкурентоспособности торговли (на примере Салют) мы рассмотрели двухуровневую систему, состоящую из методов внутреннего и внешнего воздействия. Направления совершенствования системы взаимодействия розничной торговли с поставщиками товаров и эффективность ассортиментной политики как фактор, определяющий конкурентоспособность в торговле, рассмотрен как метод внутреннего влияния. Методы внешнего воздействия, способствующие повышению конкурентоспособности торговли (на примере Салют), предполагают меры со стороны государства, стимулирующие развитие торговой отрасли.
8. Проведена оценка эффективности ассортиментной политики торговых структур, основанная из взаимозависимости социальной и экономической эффективности в торговле и базирующаяся на оценке конкурентоспособности товарных позиций (на примере табачных товаров). В качестве критериев оценки конкурентоспособности товаров (на примере табачных товаров), нами сформированы следующие критерии:
- коэффициент устойчивости (по форматам);
- коэффициент устойчивости (по видам крепости);
- коэффициент устойчивости (по вкусовым вариантам);
- уровень реализации.
Данные критерии позволяют наиболее полно охарактеризовать платежеспособный спрос населения на данный товар, значит компетентно провести оценку конкурентоспособности разновидностей табачных товаров, учитывая при этом соотношение между ценностью товара и его ценой.
1. Федеральный Закон №381 от 29.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2. Фатхутдинов Р.А Управление конкурентоспособностью
организации: учеб.пособие/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. - 544 с.
3. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.:
Финстатинформ, 1999. - 142 с.
4. Большой экономический словарь / под ред А.Н.Азрилияна. - 5-е изд. доп и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2002. - с. 469.
5. Портер М. Международная конкуренция / М.Портер; пер. с англ.; под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина . - М.: Международные отношения, 2004. - 896с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и
практика: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 304 с.
7. Иванов Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия [Текст]/ Ю.Б. Иванов. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - 32с.
8. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 208с.
9. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях/ М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов// Российский экономический журнал. - 1998 г. - №3. - С.67-68.
10. Золотогоров, В.Г. Экономика: Экономический словарь. Минск : Интерсервис, 2003. - 319 с.
11. Соколова Л.В. Конкурентоспособность предприятия и критерии ее оценки//Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №7. - С.66-68.
12. Мухина Д.В. Экономические и методические основы повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий (на примере Приморского края). Владивосток: Изд-во ПГСХА, 2005. - С.7.
13. Шкардун В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. 2005. - №1. - С. 29/
14. Крылова Т.Е. Совершенствование методов анализа и оценки
конкурентоспособности предприятий.// Санкт-Петербурсгкий
государственный университет экономики и финансов, 2002 г. С.128/
15. Березин В.А. Управление конкурентоспособностью торгового предприятия на оптовом рынке. Дисс. на соисаие уч. степени к.э.н./Москва «Российский государственный университет туризма и сервиса». - 2011 г.
16. Кожуов В.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятия. Дисс. на соисаие уч. степени к.э.н/ ОАНО ВПО «Волжский государственный университет им. В.Н. Татищева». - 2011 г.
17. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность розничных торговых предприятий Дисс. на соисаие уч. степени к.э.н/г. Екатеринбург «Уральский государственный университет». - 2007 г.
18 . Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 г. - С. 52.
19. Ушаков К. Перекресток пяти дорог//Инфобизнес (по материалам сайта Retail Intelligence) [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.retail.ru
20. Энджел Д. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 1999.768 с.
21. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Туманит, изд. центр ВЛА-ДОС, 1999. - 640 с.
22. Тодаро М. П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ, под ред. С. М. Яковлева, Л. 3. Зевииа. М.:Экон. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. - 664с.
23. Лебедева С. Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; Под ред. С. Н. Лебедевой. - Минск: Новое знание, 2001. 240 с.
25. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Выш.шк., 1995. - С.331
26. Клименко О.И. Роль пайщиков в управлении, контроле
и повышении эффективности деятельности потребительского общества. Белгород, изд-во «Кооперативное образование»: 2000.
27. Тарасова Е.Е., Прушковский Л.В. Оценка экономической
эффективности коммерческой деятельности: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2001. - С.78
28. Иванов Г.Г. Методология трансформации потенциала развития торговых организаций. Дисс.на соискание уч.степени д.э.н./Москва РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2006 г.
29. Корбкин А.З. Эффективность и конкурентоспособность
функционирования организаций торговли: теоретико-методические аспекты: Монография. Гомель: Коммунальное издательско-полиграфическое
унитарное предприятие «Сож», 2005. - С.37
30. Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования - Екатеринбург: Издательство УРГЭУ, 1996. - С.57.
31. Ушакова Н.И., Белфи А.Б. Социально-экономическая эффективность торговли: критерии и показатели. Киев: Высш.Школа, 1982. - С.40
32. Платонов В.Н. Организация торговли: Учеб.пособие. - Минск.: БГЭУ, 2002. - 230с.
33. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: экономика, 1990. - С.103
34. Рязанов И.Е. Анализ и оценка стратегического управления бизнес- процессами типа «клиент-персонал» в сбалансированной системе показателей эффективности // Экономический анализ: теория и практика. 2006 - №23. -декабрь. -С.46-53.
35. Синк С. Д. Управление производительностью: планирование,
измерение и оценка, контроль и повышение. М. Прогресс, 1989. - 528 с.
36. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов / В.П. Грузинов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 795 с.
37. Иваницкий В.С.Оценка экономической эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях//Диссертация на соискание уч.степени к.э.н. ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 2003г.
38. Максименко Р.А., Иваницкий В.И. Экономика торговли: Уч. пособие для вузов - М.: Экономика, 1990
39. Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 304с.
40. Новак Лилия Васильевна. Развитие механизма взаимодействия с поставщиками производственных ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий/ Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Самарский государственный университет,2008г.
41. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика/Л.А.
Данченок, А.Г. Иванова. - М.: Эксмо, 2006. - С.315
42. The Top 100 Retailers Worldwide. Critical Issues// Retail Forward, Inc., August,.
43. Игонина А.Е. Управление системой закупок на основе оценки поставщика как элемента логистической цепи// Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических науки. - Ульяновский государственный университет, 2007 г. - С.46
44. Фишер А. Как выбрать поставщика // Логистика и управление, 2007 г.- №4.
45. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: Учебник/ Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008 г. - 480с.
46. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRPII/ Д.А. Гаврилов - СПб: Питер, 2003. - 352 с.
47. Логистика: Учебник / под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
48. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.М. Гаджинский - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 228 с.
49. Самуэльсон А. Выбор поставщиков как реализация проекта // Методы менеджмента качества. - №6, 2002 г.
50. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность розничных торговых предприятий Дисс. на соисаие уч. степени к.э.н/г. Екатеринбург «Уральский государственный университет». - 2007 г.