Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты противодействия коррупции и роль органов прокуратуры в сфере противодействии коррупции 12
§1. Коррупция в России: понятие, тенденции, причины 12
§2. Противодействие коррупции в России: понятие, системы, инструменты 19
§3. Органы прокуратуры Российской Федерации как субъект противодействия коррупции 30
Глава 2. Прокурорский надзор за деятельностью подразделений по противодействию коррупции 35
§1. Организация работы по надзору за исполнением законов в сфере противодействия коррупции: правовые и организационные основы 35
§2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции 39
§3. Особенности прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции 52
Глава 3. Совершенствование системы прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции 95
§1. Основные направления повышения качества прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции 68
§ 2. Рекомендации по повышению эффективности прокурорского надзора за
деятельностью подразделений по противодействию коррупции 75
Заключение 81
Список литературы
Данное диссертационное исследование посвящено прокурорскому надзору за деятельностью подразделений по противодействию коррупции.
Актуальность темы исследования. Коррупция на сегодняшний день остается одной из наиболее острых, важных проблем современного мира.
Проникая во все сферы жизнедеятельности российского общества и государства, она серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, разлагает структуры исполнительной и законодательной власти, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Проблема коррупции в органах власти и государственного управления приобрела глобальный и системный характер. Вследствие этого негативного явления в органах власти и управления, хозяйствующие субъекты несут невосполнимые издержки, которые существенно сдерживают их экономический рост и инновационное развитие. В этой связи на борьбу с коррупцией в настоящее время направлены все государственно - правовые средства и институты, однако, должного результата в деле противодействия коррупции, в силу целого ряда причин, как объективного, так и субъективного порядка государству достичь, пока не удалось.
Одним из государственно - правовых институтов, призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности являются органы прокуратуры. Прокуратура является тем субъектом, который должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнение государственными и муниципальными
служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой. Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Однако, несмотря на то, что в компетенции прокуратуры находится большой объем полномочий по противодействию коррупции, говорить о том, что их потенциал реализован в полном объеме, пока не представляется возможным. Для того чтобы органы прокуратуры смогли реализовать весь потенциал законодательства о противодействии коррупции необходим комплекс методических рекомендаций и организационных средств, касающихся применения соответствующего законодательства, а также наделения органов прокуратуры дополнительными организационными полномочиями в сфере противодействия коррупции.
Перечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность настоящего диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие особенностей прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции.
Для достижения поставленной цели были выбраны следующие задачи:
- определить понятие коррупции, выявить причины, рассмотреть тенденцию;
- изучить инструменты противодействия коррупции;
- определить организационные и правовые основы организации по надзору за исполнением законов в сфере противодействия коррупции;
- выявить основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции;
- изучить основные особенности прокурорского надзора за деятельностью подразделение по противодействию коррупции на практических примерах;
- проанализировать основные направления повышения качества прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции;
- выработать предложения по повышению эффективности прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции.
Объектом диссертационного исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах по противодействию коррупции.
Предметом диссертационного исследования являются особенности прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции.
Теоретическая база исследования. Проблема противодействия коррупции, исследовалась в работах А. Ю.Винокурова, Е. Г. Хмельченко, А.Ю. Алексеева, А.А. Ларенкова, В. И. Четверогова и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе раскрыты и теоретически обоснованы направления деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, определено место органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции. В диссертации теоретически обоснованы перспективные направления взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции. В работе определен и раскрыт организационно - правовой механизм противодействия коррупции органами прокуратуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней разработаны предложения, направленные на совершенствование деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Предлагается ряд законодательных изменений и дополнений, предусматривающих:
а) отнесение к коррупции фактов незаконного использования
должностного положения в целях получения неправомерных
преимуществ неимущественного характера;
б) исключение нахождения у власти чиновников, осужденных за совершение коррупционных преступлений, а также связанных отношениями близкого родства или свойства с руководителями правоохранительных и судебных органов.
Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные аспекты диссертационного исследования были изложены в форме статей на научно-практических конференциях: Кочурова И. Г. Противодействие коррупции в Республике Татарстан / И.Г. Кочурова // Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 октября 2017г., г. Казань) - Уфа ОМЕГА САЙНС, 2017. - C. 34 - 38; Кочурова И. Г. Анализ современного состояния коррупции в России / И.Г. Кочурова // Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 октября 2017г., г. Омск) - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 61 - 63.
Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итог проведенного исследования, представляется возможным сделать следующие основные выводы:
1) До настоящего времени в правоприменительной практике используется законодательное определение коррупции как явления, в котором в качестве основного признака выступает наличие корыстной цели (получение имущественных выгод). При этом личная заинтересованность в преимуществах неимущественного характера при учете коррупционных правонарушений во внимание не принимается.
Для устранения этих недостатков предлагается определить коррупцию как негативное социальное явление в политической, экономической, военной и других сферах, связанное с деятельностью публичных лиц, которые преднамеренно испрашивают или получают от заинтересованных лиц, организаций, преступных групп неправомерные преимущества (имущественные и неимущественные блага) за совершение действий или воздержание от их совершения при осуществлении своих функций или использовании возможностей своего статуса, а также подкуп таких лиц, то есть обещание, предложение или предоставление им физическими, юридическими лицами или преступными группами указанных неправомерных преимуществ, а равно нарушение по мотивам личной заинтересованности установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений, запретов, обязанностей, правил и процедур, злоупотребление служебным положением или полномочиями, либо иное незаконное использование физическим лицом своего официального статуса вопреки законным интересам общества и государства в целях получения неправомерных преимуществ для себя или для третьих лиц, а также совершение указанных выше действий от имени или в интересах юридического лица.
2) Под противодействие коррупции следует понимать деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3) При проведении исследования были отмечены такие моменты как в международном рейтинге стран по уровню восприятия коррупции Россия занимает 131-ое место. Согласно исследованиям население России считает наиболее коррумпированную сферу правоохранительных органов. Указаны правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, охарактеризована организация прокурорского надзора за противодействием коррупции.
4) Органы прокуратуры Российской Федерации играют особую роль в механизме противодействия коррупции. В современных условиях прокуратура должна действовать как надзорными средствами, так и через координацию борьбы с «коррупционной» преступностью. Таким образом, назрела необходимость переоценки критериев эффективности работы по противодействию коррупции, которая должна быть нацелена на выявление системных коррупционных схем и механизмов, влекущих за собой коррупционные проявления в различных сферах правоотношений. Основное место в этом процессе должны занять прокуроры как координаторы борьбы с преступностью .
5) К основным направлениям деятельности подразделений по борьбе с коррупционными нарушениями можно отнести:
- выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
- надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно - розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
- осуществление надзора за соблюдением уголовно- процессуального законодательства в ходе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
- поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по уголовным делам о фактах коррупции;
- участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
- мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.
6) В рамках надзора за исполнением законов прокурорами проверяется соблюдение требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
7) Для лучшего понимания содержания деятельности прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции было рассмотрено общее состояние коррупции в России, а также в федеральных округах. Изучены направления прокурорского надзора за деятельностью подразделений по противодействию коррупции. Исследованы различные примеры из практики коррупционных нарушений правоохранительными органами.
8) Сложность выявления, раскрытия и расследования коррупционных преступлений проистекает из природы этих деяний. Большинство коррупционных действий относятся к преступлениям двусторонним, т. е. к таким, в которых нет потерпевшего, нет стороны, заинтересованной в выявлении преступления, в установлении истины по делу, в наказании виновных. Российская практика последних лет свидетельствует о том, что успех борьбы с коррупционными преступлениями обеспечивается только при условии использования наряду с процессуальными средствами (они остаются основными и составляют содержание предварительного расследования преступления и судебного рассмотрения уголовного дела) методов и средств оперативно-розыскной деятельности.
9) В настоящее время в вопросах борьбы с коррупцией прокуроры ориентированы, прежде всего, на её профилактику, защиту имущественных прав граждан, организаций и государства, нарушенных в результате коррупционных правонарушений и преступлений. Органами прокуратуры на системной основе проводятся проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, ведется масштабная работа по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений.
10) Проведенный в ходе исследования анализ организационных, управленческих, тактических, кадровых, правовых факторов, влияющих на качество проводимых прокурорских проверок, высветил необходимость выполнения следующих мероприятий:
- закрепления в городских (районных) и приравненных к ним специализированных прокуратурах надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за конкретным сотрудником;
- обеспечения равномерного распределения нагрузки между работниками прокуратуры и исключения случаев направления на места избыточных заданий вышестоящими прокуратурами, не вызываемых состоянием законности или серьезными сигналами об имеющихся нарушениях;
- проведение повышения квалификации сотрудников городских (районных), приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также прокуратурах субъектов Российской Федерации, на которых возложен надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
организация прохождения сотрудниками стажировок в специализированных отделах по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с привлечением их к проводимым вышестоящими органами прокуратуры проверкам;
привлечение сотрудников к участию в семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах;
заслушивания оперативных сотрудников правоохранительных органов и их руководителей на заседаниях, специально созданных в органах прокуратуры межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции;
обеспечения в ходе выездов в нижестоящие прокуратуры для проведения проверок организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции работы мобильной приемной;
внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
1. Конвенция против транснациональной организованной преступности: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [в ред. От
15.11.2000] //[Электронный ресурс] - Организация Объединенных Наций- http://www.un.org/ru(Дата обращения 12.09.2017)
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью - Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)//Собрание законодательства РФ. - 2006. - №26. - Ст. 2780.
3. Конвенция против транснациональной организованной преступности: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55 - ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с изм. от
15.11.2000) //Собрание законодательства РФ. - 2006. №26. - Ст. 2780.
4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию: заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 //Собрание законодательства РФ. - 2009. - №20. - Ст. 2394.
5. Ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года //Российская газета. - 1997. - 22 нояб.
6. О противодействии коррупции: модельный закон принят на тридцать
первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 31 - 20 от 25 ноября 2008
года)//Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2009. № 43. - С. 429 - 446.
7. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883 - ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) из информационного банка "Международное право"//Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК. - 1996. - С. 2 - 8.
8. Нормативно - правовые акты
9. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017)// Российская газета. - 2014. - 3 июл.
10. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федер. закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ// Российская газета. - 2013. - 14 мая.
11. О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: федер. закон от 1 февраля 2012 г. № З-ФЗ // Российская газета. -2012. - 3 фев.
12. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их дохода: федер. закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Российская газета. - 2012 - 5 дек.
13. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) //Парламентская газета. - 2011. - 8 дек.
14.0 полиции: федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Российская газета. - 2011. - 8 фев.
15.Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) // Российская газета. - 2009. - 22 июл.
16. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) //Российская газета. - 2009. - 13 фев.
17.0 противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273
- ФЗ [в ред. от 03.04.2017] //Российская газета - 2008. - 30 дек.
18.0 противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273
- ФЗ [в ред. от 03.04.2017] //Российская газета - 2008. - 30 дек.
19.0 муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) //Собрание законодательства РФ. 2007. - №10. - Ст. 1152.
20.0 ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федер. закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ //Российская газета. - 2006. - 28 июн.
21.0 персональных данных: федер. закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017)//Российская газета. - 2006. - 29 июл.
22.0 порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Российская газета. - 2006. - 5 мая.
23.0 ратификации Конвенции 0рганизации 0бъединенных Наций против коррупции: федер. Закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ// Российская газета. - 2006. - 21 мар.
24.0 государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) //Российская газета. - 2004. - 31 июл.
25.0 ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее: федер. закон "" от 26.04.2004 № 26-ФЗ //Российская газета. - 2004. - 29 апр.
26. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер.закон от 06.10.2003 № 131 - ФЗ (ред. от 05.12.2017) //Собрание законодательства РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.
27. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ (ред. от 01.06.2017//Российская газета. - 2002. - 15 июн.
28. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08.08.2001 № 129 - ФЗ (ред. от 30.10.2017) //Российская газета. - 2001. - 10 авг.
29.О прокуратуре РФ: федер. закон от 17.01.1992 №2202-1(в ред. от
25.11.2013)// Собрание законодательства РФ.2015. - № 47. - Ст. 4472.
30. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 - ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017)// Российская газета. - 2001. - 31 дек.
31. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) //Российская газета. - 1996. - 18 июн.
32. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017
годы: указ Президента Российской Федерации» от 1.04.2016
//Российская газета 2016. - 13 апреля.
33. О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 650// Собрание законодательства РФ 2015. - № 52 (часть I). - Ст. 7588.
34.0 мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. №364 // Собрание законодательства РФ.2015. - №29 (часть II). - Ст. 4477.
35.0 мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений") // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №29 (часть II). Ст. 4477.
36.0 некоторых вопросах противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 12//Собрание законодательства РФ. 2015. - №10. - Ст. 1506.
37.Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско - правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29//Российская газета. 2015. - 23 января.
38.0 Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 // Собрание законодательства РФ 2014. - № 15. - Ст. 1729.
39.Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 878// Собрание законодательства РФ 2013. - № 49 (часть VII). - Ст. 6399.
40.Вопросы противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613// Российская газета. - 2013. - 10 июл.
41.0 мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»: указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309// Российская газета. - 2013. - 4 апр.
42.0 Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 (ред. от 19.03.2013)// Собрание законодательства РФ. - 2012. - Ст. 1391
43.0 некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 09.10.2017) (вместе с "Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан")// Собрание законодательства РФ. -2011. - Ст. 1223.
44.0 мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции: указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 //Российская газета. - 2010. - 23 июл.
45.0 комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" //Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
46.0 Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) //Российская газета. - 2010. - 15 апр.
47.0 проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066 //Российская газета. - 2009. - 22 сен.
48.0 проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными
государственными служащими требований к служебному поведению"): указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 19.09.2017) //
Российская газета. - 2009. - 22 сен.
49. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (с изменениями и дополнениями): указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557// Российская газета. - 2009. - 20 мая.
50. О представлении гражданами, претендующими на замещение
государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 (ред. от 23.06.2014) //Российская газета. - 2009. - 20 мая.
51. О представлении гражданами, претендующими на замещение
должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными
государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 (ред. от 19.09.2017) //Российская газета. - 2009. - 20 мая.
52.0 некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 (ред. от 05.09.2011)//Российская газета. - 2008. - 10 сен
53.0 мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 09.10.2017) //Российская Газета 2008. - 22 мая.
54.06 утверждении Инструкции о порядке приема на службу (назначения на должность), увольнения (освобождения от должности) и привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников
подразделений органов прокуратуры Российской Федерации по надзоры за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 8 июля 2016 года 404// Законность. - № 9. - 2016.
55.06 организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генпрокуратуры России от
29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017)//Законность. - №N 12. - 2014.
56. Специальная литература
57. Авдийский В.И. Криминология: учебник/ В.И. Авдийский. - М: Юрайт, 2015. С.151.
58. Большакова Н.Ю. Причины коррупции в современной России/ Н.Ю. Большакова [Электронный ресурс]// Общественно - аналитический интернет - журнал «Политическая Россия». - 2015. Режим доступа: http://politrussia.com(дата обращения: 08.10.2017)
59.Зайцев В.И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд/ В.И. Зайцев // Молодой ученый. - М., 2015. №24. С. 438 - 440.
60. Кобзарев Ф.М. Об особенностях и проблемах организации координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией/ Ф.М. Кобзарев// Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно - практического семинара Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М. - 2013.
61. Кочурова И. Г. Анализ современного состояния коррупции в России / И.Г. Кочурова // Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 октября 2017г., г. Омск) - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С.103.
62. Кудашкин А.В. Еще раз о правовом понятии коррупции/ А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов //Современное право. - 2014. № 6. С.4.
63. Лавренко С.В. Феномен коррупции в России: причины возникновения и
существования /С.В. Лавренко// Право и безопасность. - М., 2014. № 2. С. 83 - 85.
64. Рамазанова Р Субъекты противодействия коррупции и институты гражданского общества как инструмент борьбы с коррупцией// Д. Рамазанова, Э. Сабитова// Административное и муниципальное право. - 2012. - № 9. - С. 11.
65. Хмельченко Е.Г. Современные механизмы и инструменты
противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровнях/ Е.Г. Хмельченко, А.Ю. Алексеев// Вестник университета. - 2014. №34. [Электронный ресурс] //КиберЛенинка. - Режим
доступа:https://cyberleninka.ru
66.Черникова Е.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции/ Е.Н. Черникова [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал № 2. - 2017— Режим доступа: http://publikacia.net. (дата обращения:
23.06.2017).
67.Четвергов В.И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственные и муниципальные органы/ В.И. Четвергов [Электронный ресурс]// Современные научные исследования и инновации. - 2017. № 4— Режим доступа:
http://web.snauka.ru. (дата обращения: 23.09.2017).
Электронные источники
68. Состояние преступности в России. Ежемесячный сборник июнь 2017 с характеристикой// Главное управление правовой статистики и информационных технологий. [Электронный ресурс] //Сайт Генпрокуратуры. - Режим доступа: http://www. genproc.gov.ru(Дата обращения 17.09.2017)
69. Table of results: corruption perceptions index 2016 [Электронный ресурс] //
Официальный сайт международной организации «Transparency International». Режим доступа: http://www.transparency.org(дата
обращения: 20.09.2017)
70. Большакова Н.Ю. Причины коррупции в современной России/ Н.Ю. Большакова [Электронный ресурс]// Общественно - аналитический интернет - журнал «Политическая Россия». - 2015. Режим доступа: http://politrussia.com(дата обращения: 08.10.2017)
71. Сущность прокурорского надзора. [Электронный ресурс]// Учебный
портал - Электронная библиотека— Режим доступа: http:
https://scicenter.online. (дата обращения: 23.09.2017).
72. Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 2016 год. [Электронный ресурс]// Прокуратура РТ. — Режим доступа: http://prokrt.ru. (дата обращения: 20.09.2017).
73. Состояние преступности в Республике Татарстан по итогам 2016 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел по Республике Татарстан. - Режим доступа: http://mvd.tatarstan.ru. (дата обращения: 21.09.2017).
74. Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 2016 год. - Прокуратура РТ - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prokrt.ru(дата обращения 04.10.2017).
75. Антикоррупционный мониторинг 2016 год [Электронный ресурс]// Портал - Официальный Татарстан — Режим доступа: http://tatarstan.ru. (дата обращения 14.09.2017).
76. Новости Рамблер [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://news.rambler.ru(дата обращения 14.09.2017).
77. Российская газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru(дата обращения 14.09.2017).
78. О ежегодном Республиканском конкурсе экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с изменениями на: 24.10.2017) [Электронный ресурс]// Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. - Режим доступа: http://pravo.tatarstan.ru, 17.12.2015. (Дата обращения 15.10.2017)