Введение 4
1. Теоретические аспекты системы управления человеческими
ресурсами торговых компаний 8
1.1 Управление человеческими ресурсами как основа повышения
эффективности торговой компании 8
1.2 Анализ современных методов управления человеческими
ресурсами 14
1.3 Становление и развитие концепции управления человеческими
ресурсами 23
2. Практические аспекты системы управления человеческими
ресурсами торговых компаний 31
2.1 ООО «Медиклайф» как объект исследования 31
2.2 Анализ текущего положения компании и тенденции отрасли 43
2.3 Проблемы и перспективы развития компании 54
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы
управления человеческими ресурсами торговых компаний на примере ООО «Медиклайф» 59
3.1 Разработка дополнительного социального пакета 59
3.2 Разработка системы премирования сотрудников 67
3.3 Оптимизация коммуникативно-информационного потока 70
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложения
Происходящие сегодня перемены в экономике позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяющих его. Фундаментальным критерием экономического развития все более становится понимание человеческих ресурсов с позиций их превосходящей значимости в деятельности компаний.
Сотрудники являются ключевым ресурсом современной компании, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты ее деятельности и конкурентоспособность. Именно сотрудники приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. В XXI веке, в условиях «экономики знаний», человеческие знания и нематериальные активы превращаются в основной источник конкурентного преимущества компаний на глобальном рынке. Сегодня в рыночной стоимости успешной компании доля традиционных материальных активов составляет менее 25%, в то время как основная часть приходится на нематериальные активы, особую роль среди которых играет человеческий капитал [23].
Управление человеческими ресурсами (далее - HRM) как область науки занимается изучением того, как влияет управление человеческим капиталом в компании на экономические показатели ее деятельности. Таким образом, управление человеческими ресурсами сочетает в себе элементы экономики и социологии труда, управления персоналом, психологии управления, трудового права.
В классической работе М. Армстронга управление человеческими ресурсами определяется как стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации , а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей [3]. Необходимо отметить, что данное понятие возникло в среде экономистов-профессионалов и изначально противопоставлялось традиционным подходам к работе с персоналом. В основе нового понятия лежали представления о человеческом факторе как об одном из ключевых элементов, определяющих эффективность деятельности компании.
Грэхем и Беннетт определяют управление человеческими ресурсами как человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями [6]. Основная цель HRM — обеспечить использование сотрудников компании, то есть ее человеческие ресурсы таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники — максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда.
Что касается отечественной практики, то воздействие экономических кризисов последних лет привело к резкому сокращению инвестиций в человеческий капитал, а также к высвобождению персонала, что далеко не всегда ведет к улучшению деятельности организаций. В подобных условиях наиболее актуальными представляются подходы, в рамках которых проводится оптимизация инвестиций в человеческий капитал, вовсе не означающие их сокращение или ликвидацию. Таким образом, на первый план выходит концепция стоимостного управления, предполагающая установление связи между направлениями расходов на развитие персонала и экономическими результатами деятельности организации.
Таким образом, в условиях рыночных отношений важнейшим конкурентным преимуществом компании является человеческий ресурс в виде квалифицированного, мотивированного персонала и профессионального менеджмента. Человеческие ресурсы создают неповторимый климат в компании, который способствует непрерывному совершенствованию продуктов и бизнес-процессов, что в свою очередь, определяет устойчивость и долгосрочность конкурентных преимуществ компании. Именно этим обусловлена потребность в изменении отношения к управлению персоналом как исключительно оперативной деятельности. Оценка персонала как ключевого ресурса в реализации бизнес - стратегии, предполагает управление им и на стратегическом уровне. Для решения этой задачи управления человеческие ресурсы необходимо интегрировать в бизнес-стратегию.
Актуальность темы исследования с одной стороны обуславливается фрагментарностью системы управления человеческими ресурсами отечественных торговых компаний, игнорированием современных методов и инструментов эффективного управления человеческими ресурсами с целью максимизации рыночной стоимости компании, отсутствием понимания человеческих ресурсов как капитала компании, основы ее конкурентных преимуществ. С другой стороны актуальность темы исследования заключается в острой необходимости разработки и внедрения эффективной методики управления человеческими ресурсами объекта исследования - торговой компании «Медиклайф».
Таким образом, цель настоящего исследования - разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности ООО «Медиклайф» путем совершенствования системы управления человеческими ресурсами компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты управления человеческими ресурсами торговой организации ;
- изучить деятельность ООО «Медиклайф», выявить ее специфику;
- провести анализ текущего состояния отрасли, выявить тенденции;
- оценить текущее финансовое и стратегическое положение компании;
- выявить проблемы и перспективы развития компании;
- сформулировать предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности компании.
Объектом исследования является торговая компания ООО «Медиклайф», специализирующаяся на оптовой продаже товаров медицинской техники и ортопедии.
Предмет исследования - управление человеческими ресурсами компании.
Научная новизна исследования заключается в формулировании на основе изучения современных теорий HR- менеджмента методических рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами объекта исследования - ООО «Медиклайф» в целях повышения эффективности деятельности компании.
Методология исследования включает в себя совокупность классических общенаучных методов исследования и специальных методов. Общенаучными методами исследования в настоящей работе выступают синтез, анализ, индукция и дедукция, аналогия и сравнение. Специальные методы, используемые в рамках настоящей работы - статистические методы исследования, методы финансового анализа, методы визуализации (графическое изображение).
Теоретической базой для написания работы послужили классические труды в области управления человеческими ресурсами отечественных и зарубежных авторов, таких как М. Армстронг, Х. Грэхем и Р.Беннетт, И. Макарова, Н. Беляцкий и др. Кроме того, в ходе написания работы изучались современные публикации в периодических изданиях по вопросам проблем управления человеческими ресурсами.
Структура работы обусловлена ее содержанием и включает введение, три главы, раскрывающие заявленную тему, заключение, библиографию и приложения.
Практическая значимость исследования заключается в использовании современной методологии системы управления человеческими ресурсами для выявления проблем и перспектив повышения эффективности деятельности отечественной торговой компании - ООО «Медиклайф».
Таким образом, подводя итог работе, отметим, в сфере торговли больше, чем в любой другой области предпринимательства, экономический успех зависит от персонала, его мотивации, квалификации и вовлеченности в деятельность. С точки зрения ресурсной концепции успех фирмы зависит от наличия у нее уникальных человеческих ресурсов, которые, являясь основой экономических рент, определяют конкурентные преимущества фирмы и возможности создания акционерной стоимости. Чтобы эффективность была выше, чем у конкурентов, необходимо учитывать не только финансовые инвестиции непосредственно собственников, но и инвестиции «специфического капитала» работников компании. Таким образом, на первый план выходят вопросы мотивации и вознаграждения сотрудников.
Объектом исследования в рамках настоящей работы является торговая компания ООО «Медиклайф», реализующая товары медицинской техники и ортопедии государственным и частным клиникам Республики Татарстан и близлежащих регионов. Миссия ООО «Медиклайф» заключается в обеспечении клиентов компании высококачественными и современными товарами медицинской техники и ортопедии с целью сохранения и поддержания здоровья людей.
Проведенный анализ показал, что основные угрозы рынка медицинских товаров заключаются в снижении бюджетных ассигнований и соответственно снижении спроса со стороны государственных клиник. При этом медицинская промышленность зависит от потребления государственного здравоохранения более чем на 70%. Еще одна серьезная угроза - снижение курса рубля. Учитывая тот факт, что более 85% медицинских изделий, закупаемых государственными клиниками, - это импортная продукция, цены на которую на фоне падения курса рубля существенно возросли, очевидно, что количество закупаемых медицинских изделий будет снижаться.
Проведенный анализ текущего положения ООО «Медиклайф» показал, что, не смотря на рост выручки компании за анализируемый период, эффективность деятельности снизилась. Финансовая устойчивость компании не вызывает сомнений, более 90% активов сформировано за счет собственного капитала. Снижение эффективности деятельности повлекло за собой снижение и деловой активности компании.
Таким образом, ключевая проблема ООО «Медиклайф» - снижение эффективности деятельности - вызвана следующими причинами:
- Существующие внутренние процессы компании, представленные в первую очередь системой управления запасами, а также неоэффективным расходованием ресурсов компании.
- Внешние окружение, представлено различного рода макроэкономическими факторами, такими как объем финансирования здравоохранения, рост курса валюты, санкции и ограничения на ввоз импортных товаров медицинской техники.
- Персонал компании, который характеризуется недостаточной мотивацией на результат, отсутствием ключевых показателей эффективности и несформированной системой премирования.
- Продажи, на которые оказывают влияние как общий уровень спроса на товары медицинской техники и ортопедии, так и неразвитая система планирования.
Таким образом, с точки зрения управления на первый план выходят факторы, связанные с эффективным управление человеческими ресурсами ООО «Медиклайф» в части мотивации, стимулирования и системы вознаграждения сотрудников компании.
В целях совершенствования работы с персоналом были предложены следующие мероприятия:
1) Разработка дополнительного социального пакета.
2) Разработка системы ключевых показателей эффективности и зон ответственности.
3) Совершенствование системы премирования.
4) Регламент коммуникативно-информационного потока между отделами продаж и закупок.
При этом основной ожидаемый эффект от реализации мероприятий - повышение продаж компании при сдерживании роста себестоимости, что в конечном итоге ведет к повышению прибыльности деятельности.
Однако, необходимо отметить, что все мероприятия, связанные с совершенствованием системы работы с персоналом имеют стратегическую направленность и эффект от их реализации ощутим не сразу. Помимо прогнозируемого экономического эффекта ожидается так же эффект в виде повышения лояльности сотрудников и их мотивации, контроль и эффективное расходование ресурсов, налаживание внутрифирменной коммуникации, что в итоге приведет к сближению целей сотрудников и компании в целом.
Таким образом, цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности ООО «Медиклайф» путем совершенствования системы управления человеческими ресурсами компании - достигнута, задачи решены.
Предложения и рекомендации носят высокую практическую значимость и приняты к реализации в деятельности ООО «Медиклайф», о чем свидетельствует справка о внедрении результатов, полученных в ходе выполнения магистерской диссертации.
Основные положения и результаты магистерской диссертации были опубликованы:
- Хуснетдинова В. Белякова Е.В., Демьянова О.В. Мотивационная стратегия предприятия // Научное обозрение, №6, 2017.
- Хуснетдинова В. Белякова Е.В., Демьянова О.В. Способы мотивации персонала в организации // Проблемы и перспективы экономического развития регионов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (27 апреля 2017 г. Грозный) - Грозный: Изд-во Чеченского государственного университета, 2017.
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция).
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / М. Армстронг. - 8-е изд. - пер. с англ. - СПб. : Питер, 2005. - 831 с.
4. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
5. Беляцкий Н.П. Менеджмент: управление человеческими ресурсами (HRM). Учебный комплекс.
6. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 598 с.
7. Дейнека А. В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 392 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.
9. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента / Учебник - М.: Дело, 2007. — 232 с.
10. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
11. Райс Э., Траут Дж. «Маркетинговые войны», McGraw-Hill, Inc., 1986, перевод с англ. Жильцов, 2000.
12. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. - М.: Банки и биржи, 1998.
13. Гладышева А. В. Генезис системы управления человеческими ресурсами // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №5-6.
14. Горбачев Василий Павлович Направления повышения эффективности использования человеческих ресурсов организации // Вестник ПАГС. 2014. №1 (34).
15. Звайцева Т.В. Модель управления человеческими ресурсами организации // Вестник Московского университета. Управление (государство и общество) №2 - 2014 г.
16. Костенко Е. П. Эволюция теории и практики управления персоналом в хх в // Пространство экономики. 2015. №4-3.
17. Курасова Ирина Игоревна Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016.
18. Муфтиева Л. Ф. Механизм использования и роль человеческого фактора в сфере торговли // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №118.
19. Никишина А. Л. Человеческий ресурс как основной фактор повышения конкурентного преимущества предприятия // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (28).
20. Родин Д. В. Стратегический маркетинг персонала организации // Вестник ВУиТ. 2016. №1 (33).
21. Исследование социального пакета российских компаний. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// рспп.рф
22. Новые горизонты HR-менеджмента в экономике знаний. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hr-portal .ru/article/novye-gorizonty-hr-menedzhmenta-v-ekonomike-znanii
23. Основные тенденции Росодйского рынка медицинских изделий. Электронный ресурс. Режим доступа:http://MDpro.ru
24. Российский рынок медицинских изделий. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// remedium.ru
25. Экономика России в 2011-2015 гг. Аналитический отчет Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //economy.gov.ru/
26. Abassi S. &Hollman K. Turnover. The real Bottom-line. Public Personnel Management. - 29(3). - pages 333-342.
27. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall