Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №49544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Активизация читательской деятельности как педагогическая и
методическая проблема современной школы 7
1.2. Проблема чтения современных подростков 11
1.3. Возможности уроков внеклассного чтения в активизации читательской
деятельности подростков 13
2 ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
2.1. Анализ анкетирования подростков на предмет чтения 17
2.2. Организация уроков внеклассного чтения по изучению современных произведений для подростков (обучающий эксперимент) 27
2.2.1. Урок внеклассного чтения по произведению Дины Сабитовой «Три твоих имени»: методические рекомендации и предложения по проведению урока-суда 28
2.2.2. Урок внеклассного чтения по произведению Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы»: методические рекомендации и предложения по проведению урока в формате веб-квест 32
2.3. Результаты обучающего эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложения

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Как отмечают исследователи, «в России вопросы чтения и воспитания читателя впервые были заявлены более 200 лет назад» [3, с. 10]. Проблема решалась в разных аспектах: в аспекте принципов отбора книг для чтения, в аспекте выбора форм проведения занятия, в центре внимания находились и проблемы воспитательного и развивающего потенциала чтения и др. Сейчас, в XXI веке, когда учащиеся представляют собой поколение, растущее не на традициях семейного чтения, а под активным влиянием медиакультуры, активизация читательской деятельности приобретает все большую актуальность. Важность решения данной проблемы понимается и на государственном уровне, что выражается в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. Так, ФГОС подчеркивает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы. Такие общеучебные умения являются необходимым условием успешности человека XXI века. «Чтение, - подчеркивается в «Национальной программе поддержки и развития чтения 2007-2020 гг», - это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка» [28]. Школа, особенно уроки литературы, обладают достаточно мощным потенциалом формирования читательский компетенций, воспитания читающей личности. Кроме того, уроки литературы ставят целью воспитание высоконравственного человека. Нет сомнений, что выдающиеся классические произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского и др. помогают воспитать в учениках прекрасные качества, однако способ сохранения в себе лучшие черты в условиях современного общества может подсказать только современная литература, следовательно учитель должен со всей ответственностью подойти и к выбору произведений, и к форме проведения урока. Выпускная квалификационная работа акцентирует внимание на работе именно с обучающимися подросткового возраста, так как обучающихся данного возрастного периода нелегко мотивировать к чтению. Так, если учащиеся младших классов при чутком руководстве учителя, который является для них авторитетом, а также родителей ознакамливаются с произведениями, входящими в школьную программу, обучающиеся в старших классах более или менее осознанно готовятся к Единым государственным экзаменам, и также обогащают читательский опыт, самый сложный возраст - подростковый - требует особого внимания, о чем предупреждают ученые: «при переходе из начальной школы в среднюю происходит резкий спад культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами: сужение внимания к проблеме в образовательном процессе, отсутствие программы непрерывного «обучения чтению», возникновение других источников значимой для подростков информации, низкая социальная престижность чтения в глазах подростка», - пишет [10, с. 46]. Таким образом, становится понятно, что тема «Активизация читательской деятельности подростков на уроках внеклассного чтения» является актуальной для современной педагогики и методики.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды Л.Выготского, В.Маранцман, Н.Бодрова, В.Пугач, М.Гриневой, М.Коротковой и др.
Объектом выпускной квалификационной работы являются уроки внеклассного чтения по изучению современной литературы в среднем звене общеобразовательного учреждения.
Предмет выпускной квалификационной работы - методические средства, способы активизации читательской деятельности на уроках внеклассного чтения.
Цель работы - выявить методические и педагогические возможности уроков внеклассного чтения в активизации читательской деятельности подростков. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) выявить сущность понятий, актуальных для раскрытия темы курсовой работы: «читательская деятельность», «активизация читательской деятельности», «читательская компетенция», «герменевтический подход (на уроках литературы)»;
2) определить методические особенности проведения уроков внеклассного чтения;
3) дать методические рекомендации по изучению повести Д.Сабитовой «Три твоих имени» на уроке внеклассного чтения в форме урока-суда;
4) дать методические рекомендации по изучению повести М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы» на уроке внеклассного чтения в формате урока веб-квест.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: метод теоретического анализа литературоведческой, философской, педагогической и методической литературы; а также общенаучные методы описания, сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы объясняется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания русской литературы, в частности при изучении современной прозы в школе.
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введении раскрываются актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, описывается используемый теоретический материал, обосновывается практическая значимость работы.
В I главе «Теоретические основы активизации читательской деятельности подростков средствами уроков внеклассного чтения» рассматривается терминологический аппарат исследования, проблемные аспекты чтения подростков, а также потенциал уроков внеклассного чтения в активизации чтения учащихся.
Во II главе «Методические предложения по организации и проведению уроков внеклассного чтения на материале современной литературы» описывается обучающий эксперимент по использованию уроков внеклассного чтения как средства активизации чтения учащихся. При помощи анкетирования выясняется отношение учащихся к чтению, предлагаются разработки уроков нетрадиционного формата, выявляется их роль в пробуждении интереса к чтению.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 30 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Активизация читательской деятельности обучающихся подросткового возраста - действительно актуальная проблема для современной школьной образовательной системы. По традиции отечественного образования, огромная ответственность, особые требования в данном аспекте предъявляются учителю-словеснику, чья задача - использование всего возможного потенциала уроков литературы для формирования читательской компетенции, что возможно лишь при активизации читательской деятельности учащихся. Ставя перед собой цель выявления методических и педагогических возможности уроков внеклассного чтения в активизации читательской деятельности подростков, мы проанализировали довольно большое количество психологической, педагогической и методической литературы, ознакомились с опытом учителей-практиков, представленных на образовательных сайтах, познакомились с современной литературой, адресованной подросткам и пришли к следующим выводам.
1. Пассивность современных подростков в отношении чтения обусловлена рядом причин (развитие медиатехнологии, снижение престижа чтения, неумение выбрать подходящее произведение, электронное чтение). Однако современные реалии требуют формирования читательской компетенции, что положительно отразится на профессиональном и личностном развитии личности.
2. Уроки внеклассного чтения имеют огромный потенциал активизации учащихся как читателей в силу возможности использования нетрадиционных методов, форм проведения уроков.
3. Произведения современной писательницы Дины Сабитовой, как правило, посвящены жизни детей-детдомовцев. «Три твоих имени» - одна из таких повестей. В произведении нет насилия, описания ужасов детдомовского существования, однако оно проникнуто такой печалью и скорбью над несбывшимися мечтами, что вызывает горячий отклик в душе. Ожидается, что каждый ученик, читающий эту книгу, вступит в мысленный диалог с героями произведениями, на протяжении чтения у него в душе накопится, что сказать и родителям героини и ей самой. Кто виноват в несчастной судьбе детдомовских детей? Как предупредить рост количества детей-сирот? - эти вопросы мы предлагаем обсудить на уроке-суде.
4. Читательская деятельность подразумевает работу не только с художественными текстами, но и иными. Компетентный читатель умеет выбрать нужную информацию, переработать ее и предоставить аудитории. На уроке в формате «веб-квест» подразумевается и чтение художественного произведения - повести М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы», и чтение научной литературы, а также чтение отзывов рядовых читателей. Использование типа материала зависит также от того, от чьего имени обучающиеся ведут расследование-квест. Мы предлагаем разделить их на группы, выполняющие роли библиографов, литературоведов, языковедов, читателей. Каждая группа выполняет определенные задачи вне урока, а на уроке предоставляет результаты исследования.
На контрольном этапе работы мы предложили учащимся выделить те литературные умения, развитию которых способствовали уроки внеклассного чтения. Результаты показали, что 80% учащихся считают, что благодаря этим урокам повысилась их техника грамотного и осмысленного чтения, 45% учащихся научились находить причинно-следственные связи, вопринимать произведение как сюжетно-композиционное единство, 68% научились видеть в произведении автора, 100% учащихся научились выделять в произведениях нравственно-философскую проблематику и столько же учащихся - давать аргументированную эстетическую оценку произведению. 76% учащихся считают, что проведенные уроки внеклассного чтения помогли им научиться строить монологические высказывания и диалогическую речь. 84% отметили, что наблюдают у себя положительную динамику в умении выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.
В заключении хотелось бы отметить, что современная детско- подростковая проза заслуживает того, чтобы ее читали, анализировали, интерпретировали. Уроки внеклассного чтения - находка для изучения таких произведений. Однако проводя их, учитель должен соблюдать самое главное правило - нельзя мешать ученикам вступать в диалог с творцом-автором. Учитель имеет право высказать свое отношение к произведению в рамках урока, но не настаивать на том, что именно оно верное. Мы считаем, что предложенный материал, разработки уроков заинтересуют учителей- практиков, на их основе будут созданы новые оригинальные формы, методы и приемы изучения литературы на уроках внеклассного чтения.



1. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы. - М.: КомпасГид, 2016. - 208 с.
2. Сабитова Д. Три твоих имени. - М.: Розовый жираф, 2017. - 192 с.
Научная литература
3. Абрамовская Л.Н. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 23с.
4. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательских компетенций младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 44-46.
5. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
6. Бодрова Н.А. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы: автореферат дис. . канд. пед. наук. - Куйбышев, 1967. - 22 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
8. Гальчук О.В. Педагогические возможности иновационных форм литературного образования старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - 177 с.
9. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. - 512 с
10. Гринева М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - СПб., 2015. - 291 с.
11. Кирпичева О.А., Шефер Н.И. Новейшая детская литература // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 56-58.
12. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. // Теория литературы. - Т.2. - М., 1964. - С. 408-485.
13. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 256 с.
14. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
15. Кукарникова Е.Д. Интерпретация текста, смысл и понимание // Текст. Произведение. Читатель.: Материалы междунар. науч.-практич. конф. 3-4 июня 2012 года. - Пенза - Казань - Решт: Социосфера, 2012. - С.6-8.
16. Недвецкая М.Н. Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 248 с.
17. Пугач В.Е. Педагогические условия расширения поля читательских ориентаций подростков: дис. .канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 183 с.
18. Развитие личности ребенка: от одиннадцати до шестнадцати / науч. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 516 с.
19. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 208 с.
20. Сапух Т.В. Формирование читательской компетенции студентов университета: учеб. пособие. - Оренбург: изд-во ОГУ, 2016. - 109 с.
21. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно- познаватеьной деятельности школьников: автореферат дис. д-ра пед. наук.
- Л., 1991. - 39 с.
22. Урок литературы: пособие для учителя / сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. - М.: Просвещени, 1983
23. Федорова Т.Н. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы: автореферат дис. . канд. пед. наук.
- М., 2003. - 20 с.
24. Филонов Г.Н., Черенкова С.В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. - 1993. - №1. - С. 33.
Электронные ресурсы
25. Адресный психологический словарь file:///C:/Users/v5- 552/Downloads/1 adresnyy_psikhologicheskiy_slovar.pdf (дата обращения 25.07.17).
26. Антонова Е.Условия и способы формирования техники чтения. - URL: http://oso.rcsz.ru/inf/uslovij2.htm (дата обращения 24.07.17).
27. Веб-квест как элемент развития медиакомпетентности на уроках литературы. - URL: https://infourok.ru/material.html?mid=186688 (дата обращения 25.07.17).
28. Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020 гг. - URL: http://library.stu.ru/files/prch.pdf (дата обращения 24.07.17).
29. ФГОС ООО. - URL:
http//window.edu/ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения 24.07.17).
30. Хорошим книгам - добрый путь. Дина Сабитова. Три твоих имени:
информ. листок / ГБУК «Сахалин. обл. дет. б-ка»; сост. Г. А. Хроменкова. - Южно-Сахалинск, 2014. - URL:
http://sakhodb.ru/site_get_file/485/sabitova3imeny.pdf (дата обращения 25.07.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ