Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Л.УЛИЦКАЯ «МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ»

Работа №49523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Л.УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ» 6
1.1. Проблема и художественное своеобразие романа «Медея и ее дети» 6
1.2. Роль мифологических мотивов в романе «Медея и ее дети» 15
2 ГЛАВА МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РОМАНУ «МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ» 20
2.1. Читательская ученическая конференция как активная форма внеклассной деятельности и организационные проблемы к ее подготовке» 20
2.2. Учебно-исследовательские работы и рецензии как важная часть читательской
конференции 25
2.3. Рефлексия как завершающий этап проведения читательской конференции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Реалии школьной жизни таковы, что многие учителя констатируют: «чтение уходит из детского досуга. Беседы о пользе чтения, рекомендательные списки не помогают» [Чуносова, 2007: 12]. Между тем «Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020 гг.» отмечает, что «необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности» [Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020 гг, эл. ресурс]. Важно, чтобы работа по популяризации чтения как источника информации, как источника эстетического наслаждения и т.д. активно велась в стенах школы. ФГОС отмечает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы [ФГОС, эл. ресурс].
Несомненно, уроки литературы являются главным инструментом формирования читательской компетенции, читательского вкуса в руках педагога, однако не менее важную роль играют и внеклассные формы деятельности. Читательская ученическая конференция - одна из таких активных форм, которая имеет ряд составляющих условий для успешного протекания процесса литературного развития школьников, а именно: условия для взаимосвязи классных и внеклассных занятий по литературе, условия для совершенствования навыков школьного анализа литературного произведения, условия для формирования навыков написания исследовательских и творческих работ, условия для реализации связи литературы с другими видами искусства, условия для реализации внутри предметных связей. Важным условием для успешной реализации читательской конференции является удачный выбор произведения. В данной выпускной квалификационной работе мы предлагаем в качестве произведения для анализа роман Л.Улицкой «Медея и ее дети». Выбор обусловлен двумя факторами: во-первых, творчество Л.Улицкой входит в школьную программу, однако изучаются ее произведения малых жанров, в основном - рассказы. Во-вторых, материал современной литературы является сравнительно мало изученным, открытым для дискуссий.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили:
- труды ученых, исследовавших жизнь и творчество Л.Улицкой, (диссертационные исследования Сунь Чао, О.В. Побивайло, Т.А. Скоковой, Е.Г. Кошкаровой, Н.А. Егоровой и др.);
- фундаментальные труды исследователей по теории и практике формирования и становления литературного развития учащихся (труды Т.Е. Беньковской и Ж.А. Майдангалиевой, Е.С. Романичевой и И.В. Сосновской, О.Ю. Богдановой, Т.Л. Патрик и др.)
- методические труды по проблемам организации и проведения внеклассных работ (труды Н.В. Долгушиной, И.Я. Ланиной, С.В. Абрамовой, Н.М. Валюшиной и др.);
- труды по философии, психологии (исследования Л.Е. Балашова, Е.П. Ильина, К.Ю. Тарновского).
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения романа Л.Улицкой «Медея и ее дети» во внеклассной деятельности, организованной в форме читательской ученической конференции.
Предметом работы являются методические условия организации читательской ученической конференции по роману «Медея и ее дети».
Цель выпускной квалификационной работы - разработать методические основы проведения читательской ученической конференции по современной литературе на примере романа Л.Улицкой «Медея и ее дети».
Достижение данной цели определило необходимость решения задач:
1) раскрыть проблематику и художественные особенности романа «Медея и ее дети»;
2) выявить роль мифологических мотивов в раскрытии темы произведения;
3) охарактеризовать конференцию как активный вид внеклассной деятельности;
4) определить методические особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся как основы для написания докладов для конференции;
5) выявить эффективные формы организации этапа рефлексии конференции по литературе.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют описательный, сравнительно-исторический, мифологический методы. Описательный метод позволяет раскрыть особенности творчества Л.Улицкой, также используется при анализе произведения для описания системы образов, их судеб. Сравнительно-исторический метод при анализе произведения помогает выявить отражение литературных традиций, приемов, используемых автором. Второй параграф первой главы полностью основан на мифологическом методе. Методическая часть работы основана на таких методах как изучение методической литературы, изучение передового педагогического опыта.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленная информация может быть востребована для студентов при подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «современная русская литература», «методика преподавания литературы», а также для учителей литературы.
Структура работы такова: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие медиатехнологии, снижение престижа чтения, неумение учащихся выбрать подходящее произведение приводит к тому, что интерес к художественной литературе находится на стадии угасания. Если имена классиков, их произведения остаются знакомыми учащимся благодаря школьной программе, то многие произведения современной литературы проходит мимо их внимания. Учитывая, что чтение положительно влияет на профессиональное и личностное развитие, учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и форм работы для знакомства с современной литературой в том числе. Одной из таких форм, проверенных временем, является проведение читательских конференций. В данной выпускной квалификационной работе объектом для изучения в процессе организации и проведения такой конференции является роман Л.Улицкой «Медея и ее дети», который «назван критикой в числе лучших книг завершившегося десятилетия» [Сунь Чао, 2006: 3]. Исследуя методические проблемы проведения конференции по данному роману, были сделаны следующие выводы.
1. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» имеет большой успех. В произведении, близком по жанру семейной хронике, поднимаются актуальные для нашей общественности проблемы: любовь и верность, проблема соединения семьи, геноцид национальных меньшинств, проблема дружбы и единения народов. Несмотря на то, что стиль писательницы довольно спокойный, нейтральный, что в произведении нет яркого обличительного пафоса, читатель понимает главную ее мысль - злу, царящему в этом мире может противостоять только спокойствие и нравственность, именно такими качествами наделяется главная героиня романа Медея.
2. Роман «Медея и ее дети» построен на демифологизации. Главная героиня имеет определенные точки соприкосновения с известной древнегреческой богиней Медеей (имя, топос, некоторый дар, способность к врачеванию), однако в главном они отличаются. Медея Л.Улицкой олицетворяет собой женский идеал современности, который, как считает писательница, может противостоять злу. Медея же из греческой мифологии сеет разрушение, боль, смерть.
3. Выбор романа Л.Улицкой «Медея и ее дети» как объекта ученической читательской конференции целесообразен, так как, во-первых, в определенной мере творчество Л.Улицкой знаком учащимся по школьной программе, во-вторых является одним из немногочисленных современных произведений, приравниваемых к классическим. Так как роман изучен в научном мире в недостаточной степени, подготовка к конференции должна проводится особенно тщательно. В частности, учитель ориентирует детей по основным направлениям конференции, первую часть которой мы предлагаем посвятить учебно-исследовательским работам, а вторую - рецензиям учащихся. Первая часть сама подразделяется на несколько направлений: биография Л.Улицкой, роман «Медея и ее дети» как главное произведение Л.Улицкой, диалог культур и веков в романе «Медея и ее дети». К каждой части учитель подготавливает вопросы, ответы на которые должны будут содержаться в работах учащихся.
4. Особое внимание следует уделить подготовке учебно-исследовательских работ и рецензий учащихся. Консультации на данном этапе работы являются обязательными. Учитель объясняет структуру работы, предлагает речевые конструкции, помогает правильно сформулировать тему, ввести в работу научную литературную терминологию. Таким образом, он должен добиться того, чтобы работа была оформлена, структурирована правильно, но в то же время выполнена учащимися с большой долей самостоятельности.
5. Важным этапом, которым многие пренебрегают, является рефлексия. Мы предлагаем провести индивидуальное анкетирование, так как этот вид рефлексии, несмотря на то, что является наиболее трудоемким, наиболее эффективен для оценивания учащимся своих достижений и определения уровня притязания и также важен для получения обратной связи для учителя.
В заключении хочется отметить, что читательские конференции проводятся в школах сравнительно редко, поэтому следует готовиться к ним особенно тщательно. То, что объектом изучения является произведение современной женской прозы способствует пробуждению интереса учащихся, а недостаточное научно освещение темы дает возможность побыть им в роли настоящих исследователей, критиков, профессиональных читателей.



1. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / пер. с англ. К.Лукьяненко. - Екатеринбург: У-фактория, 2005. - 1008 с.
2. Улицкая Л. Медея и ее дети. - URL: http://knijky.ru/books/medeya-i-eyo-deti?page=124;дата обращения: 15.10.2017.
Научная литература
3. Аблаева А.Т. Крымскотатарский мир в русской прозе ХХ - начала XXI веков: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Симферополь, 2017. - 22 с.
4. Абрамова С.В. Материалы курса «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку: лекции 5 - 8». - М.: Первое сентября, 2006. - 72 с.
5. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2012. - 612 с.
6. Бессмертная Е.В. Диалоговые и дискуссионные формы работы в библиотеке. Методические рекомендации. - Крамоторск, 2012. - 66 с.
7. Беньковская Т.Е., Майдангалиева Ж.А. Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы (1840 - 2000-х гг.): монография. - М.: издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 218 с.
8. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
9. Бунеев Р.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Базовый уровень. В 2-х частях: Ч.1. - М.: Баласс, 2015. - 224 с.
10. Валюшина Н.М. Исследовательская деятельность школьника: подготовка работы к научно-практической конференции. Методические рекомендации. - Иркутск: изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. - 32 с.
11. Ведешкина М.Л. Супружеская измена и ее последствия // Современные проблемы психологии семьи. Феномены, методы, концепции. - Вып. 5. - СПб., 2011. - С. 26 - 29.
12. Гераимчук И.М. Теория творческого процесса. Структура разума (интеллекта). - Киев: Эдельвейс, 2012. - 269 с.
13. Егорова Н.А. Проза Л.Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2007. - 23 с.
14. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 248 б.
15. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2013. - 336 с.
16. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школыб дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2016. - 193 с.
17. Коровина В.Я. Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 2. - М., 2012. - 288 с.
18. Кошкарова Е.Г. Идейно-художественный диапазон «женской темы» в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Псков, 2005. - 25 с.
19. Красильников Р.Л. Типология танаталогичских мотивов в литературе // Филологические науки. - 2009. - №6. - С. 11 - 20.
20. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
21. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм: учеб. пособие. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. - 124 с.
22. Лю На. Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой (на материале сборника «Люди нашего царя»): автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2009. - 25 с.
23. Николаев П.А., Строганов М.В. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн, 2006. - 984 с.
24. Новоселова Т.А. Концепция судьбы в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети»: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2012. - 24 с.
25. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской
деятельности учащихся по литературе в профильной школе: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 25 с.
26. Побивайло О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2009. - 25 с.
27. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972. - 272 с.
28. Райкова Л.А. Методические рекомендации по проведению читательской конференции по творчеству Юрия Слепухина. - Выборг: МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района», 2014. - 45 с.
29. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 208 с.
30. Русинова Л.В. Концепт любовь в современной женской прозе (на материале текстов В.Токаревой, Л.Улицкой и Н.Горлановой): автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 2012. - 30 с.
31. Скокова Т.А. Проза Л.Улицкой в контексте русского постмодернизма: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010. - 18 с.
32. Сунь Чао. Средства создания характера в рассказах Л.Улицкой: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 197 с.
33. Тарновский К.Ю. Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ: дис. . канд. фил. наук. - Тула, 2011. - 25 с.
34. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Русское слово, 2012. - 464 с.
35. Чуносова Л.Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению // Школьная библиотека. - 2007. - №4. - С. 12 - 16.
36. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: анализ
художественного произведения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 216 с.
Интернет-ресурсы
37. Востриков И. Урок-семинар: стимул или наказание? Как
провести урок-семинар в школе и учреждениях СПО? - URL: http: //pedsovet. su/uroki/6388_urok_seminar_v_shkole (дата обращения
25.10.17) .
38. Долгушина Н.В. Конференция как обобщающий контроль знаний. - URL: http://textarchive.ru/c-2252987.html (дата обращения 20.10.17).
39. Конференции: виды, формы и правила участия. - URL:
http://u4isna5.ru/konspektlekcii/38-putvnauku/156-putvnauku213 (дата
обращения 25.10.17).
40. Любовь как нравственная ценность. - URL:
https://studfiles.net/preview/5439882/page: 14/(дата обращения 26.10.17).
41. Методика организации читательской конференции. - URL: https://refdb.ru/look/1514409-pall.html(дата обращения 26.10.17).
42. Национальная программа поддержки и развития чтения 2007¬2020 гг. - URL: http://library.stu.ru/files/prch.pdf (дата обращения 20.10.17).
43. Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. Учебная конференция в
образовательном процессе школы. - URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=21554(дата обращения 25.10.17).
44. ФГОС ООО. - URL:
http//window.edu/ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения
18.10.17) .
45. Шутова Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. - URL :http: //pedsovet. su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos (дата обращения 27.10.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ