Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления персоналом на торговом
предприятии 6
1.1. Сущность и содержание понятия «управление персоналом» 6
1.2. Особенности управления персоналом на предприятии торговли 9
1.3. Методы управления персоналом в организации 11
2. Анализ системы управления персоналом на предприятии торговли (на примере
ООО «Ракурс») 17
2.1. Характеристика хозяйственной деятельности предприятия 17
2.2. Анализ системы управления ООО «Ракурс» 23
2.3. Практика управления персоналом в ООО «Ракурс» 33
3. Развитие профессиональных компетенций как способ совершенствования
системы управления персоналом в ООО «Ракурс» 40
3.1. Ротация как способ приобретения базовых компетенций работниками
организации 40
3.2. Формирование инструментальных компетенций работников организации на
основе развития коммуникативных навыков 45
3.3. Рекомендации по формированию лояльности сотрудников организации52
Заключение 55
Список использованных источников 62
Приложения
Потребительский рынок на протяжении нескольких лет - один из самых активно развивающихся сегментов экономики, хотя ситуация в сфере торговли и услуг складывается под воздействием множества факторов: развитие промышленности, строительства, доходы населения, демографическая ситуация, региональная политика и другие. Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых предприятий.
В связи с переходом к рыночной экономике, происходят многочисленные изменения в системе управления предприятием. Кадры являются важнейшей частью предприятия, поэтому вопрос повышения уровня персонала имеет огромное значение.
Тема данной выпускной квалификационной работы была определена автором как «Совершенствование управления персоналом на предприятии торговли (на примере ООО «Ракурс»).
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что эффективность деятельности организаций во многом зависит от «человеческого капитала», кадрового потенциала предприятия, умения организовать и руководить «кадрами», обеспечивать функционирование и развитие системы управления в современных условиях сильной конкуренции на рынке товаров и услуг, постоянных быстрых изменений в рыночной среде.
Предметом исследования является система управления персоналом организации. Объектом исследования является предприятие торговли ООО «Ракурс» на примере магазина детской коллекционной одежды «Rikki-Tikki».
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы автор сформулировал цель: разработать предложения по совершенствованию управления персоналом на предприятии торговли ООО «Ракурс».
Для достижения цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- Подобрать и изучить литературу по данной теме
- Рассмотреть теоретические и методические основы управления персоналом на торговом предприятии
- Проанализировать систему управления персоналом на предприятии торговли ООО «Ракурс»
- Изучить базовые и инструментальные компетенции сотрудников
- Предложить ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персонала.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения, анализа опыта существующей практики управления персоналом, метод наблюдения и интервьюирования.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы послужили труды В.Р. Веснина, В.П. Галенко, Н.Н. Козак, А.Я. Кибанова, В.М. Маслова, С.В. Шекшни, Ю.Е. Мелихова, И.А. Игошина и др. Информационную основу работы составили статьи и специальная литература отечественных и зарубежных авторов, посвященные системе управления персоналом, данные журнала «Коммерческий директор», а также плановая и текущая отчетность предприятия и его нормативная документация за 2014-2016 гг.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения. Первая глава раскрывает теоретические и методические основы управления персоналом на торговом предприятии. В данной главе описаны сущность и содержание понятия «управление персоналом», особенности и методы управления персоналом на предприятии торговли. Во второй главе автор производит анализ системы управления персоналом на предприятии торговли (на примере ООО «Ракурс). В третьей главе автором рекомендованы предложения по усовершенствованию системы управления персоналом в ООО «Ракурс».
Гипотеза исследования- совершенствование управления персоналом, она будет обеспечиваться разработанными рекомендациями, которые предполагают повешения уровня лояльности персонала компании, развитие базовых и инструментальных компетенций, направленных на удовлетворение стоящих задач в организации и удовлетворению потребностей потребителей.
В выпускной квалификационной работе автор использовал 40 литературных источников, и 7 приложений.
Тема данной выпускной квалификационной работы была определена автором как «Совершенствование управления персоналом на предприятии торговли (на примере ООО «Ракурс»)».
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы её целью являлось разработать предложения по совершенствованию управления персоналом на предприятии торговли ООО «Ракурс».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Исходя из первой главы, автор ставил перед собой задачи, рассмотреть понятие термина «управление персоналом», выделить особенности управления персоналом на предприятии торговли и изучить методы управления персоналом. Подводя итоги исследования первой главы:
По мнению автора, управление персоналом - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, главной целью которых является: повышение производительной, творческой отдачи и активности персонала; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнение персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала.
Отличительной особенностью предприятий торговой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях данной отрасли.
Управление персоналом торгового предприятия должно быть интегрировано со стратегией управления товорооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.
Выделяют следующие методы управления персонала: экономические, административные, социально-психологические. Применение методов в комплексе исключает просчеты, позволяет взглянуть на систему управления персоналом со всех сторон, при этом достигается максимальный эффект.
Теоретические основы управления персоналом на предприятии торговли очень обширны и имеют постоянное развитие и изучение данного вопроса во всех странах мира. Так как персонал — это люди, а к ним всегда нужен индивидуальный подход.
Во второй главе, автор ставил перед собой рассмотреть характеристику хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ракурс» на примере магазина детской коллекционной одежды «Rikki-Tikki», произвести анализ системы управления персоналом и рассмотреть практику управления персоналом в организации.
Магазин «Rikki-Tikki» является структурным подразделением ООО «Ракурс», на данный момент у компании два магазина детской коллекционной одежды.
Современные технологии и неординарная дизайнерская мысль определили неподражаемую эстетику магазина детской коллекционной одежды «Rikki- Tikki» В целом, «супермаркет выполнен в едином, гармоничном стиле. Оборудование, интерьер, освещение и декоративное оформление создают необходимую комфортную для покупателей обстановку, в то же время эта обстановка необычна тем, что достаточно четко и нестандартно выделены торговые зоны. Здесь все направлено на то, чтобы посетители получали удовольствие от похода в магазин». А это как раз то, что необходимо для успешной торговли.
Из данных основных финансовых показателей за три года автор отмечает, что компания ООО «Ракурс» имеет рост всех данных к 2016 году. Но данный прирост очень мал, поэтому руководству предприятия нужно приложить много усилий для улучшения показателей деятельности компании. У компании очень большие расходы, связанные с большим количеством персонала, удорожанием закупочных цен на коллекции и т.п., поэтому чистая прибыль очень мала. По мнению автора, компания находится на стадии выживания.
Организационная структура сети магазинов детской коллекционной одежды «Rikki-Tikki» линейно-функциональная. Она имеет ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными, быстрота реакции в ответ на прямые указания, личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия.
Найм и аттестация персонала в магазине детской коллекционной одежды «Rikki-Tikki» построена структурировано и имеет все документы. Правильный найм, подбор и аттестация персонала может в разы повысить прибыль и эффективность работы предприятия.
Во второй главе были, при анализе практики управления персоналом, выявлены такие проблемы как, нехватка профессиональных компетенций и недостаточно высокий процент лояльности сотрудников, а по мнению автора, компетенции и лояльность сотрудников имеет большое значение в системе управления персоналом и требует к себе серьезного внимания со стороны руководства компании.
Из сходя из третьей главы автор ставил перед собой задачу развить профессиональных компетенций с целью совершенствования системы управления персоналом в ООО «Ракурс». Для приобретения и развития базовых компетенций в ООО «Ракурс» автор предложил программу ротации сотрудников. Программа ротации сотрудников подходит для данной компании подходит очень хорошо. По мимо этого грамотно поставленная и эффективно реализуемая программа ротации кадров позволит решить многие проблемы работы с персоналом в организации. А для повышения уровня инструментальных компетенций, автор предлагает проведение тренингов, направленных на повышение коммуникативных навыков. Персонал с хорошими коммуникативными навыками способны развить все инструментальные компетенции, которые необходимы для эффективной работы. Сотрудники с хорошо развитыми базовыми и инструментальными компетенциями готовы вывести на совершенно новый уровень компанию ООО «Ракурс». Вклад в персонал-вклад в будущее. Все меры, предложенные выше, по мнению автора обязательно сформируют хороший уровень лояльности сотрудников ООО «Ракурс».
По мнению автора из анализа третьей главы, и проведённых расчетов, исследование показало, что гипотеза доказана и подтверждена.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что совершенствование управления персоналом на предприятии торговли является очень актуальной темой и требует к себе постоянного внимания и развития в организации. При использовании продуктивных методов совершенствования, можно обнаружить много важных проблем управления персоналом, а при правильном их решении приведет к увеличению прибыли организации.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Стандарты
3. ГОСТ Р 0517730-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» - 6с.
4. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» - 11с.
Книги, монографии
5. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров. / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
6. Вердербер, Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК,2003. - 320 с.
7. Веснин, В.Р. Основы управления. Учебник для бакалавров. / В.Р. Веснин.
- М.: Проспект, 2016 - 452с.
8. Галенко, В.П. Управление персоналом: лидерство, мотивация, процедуры, эффективная команда : учебное пособие / В. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 234с.
9. Грачев, М. В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. / М.В. Грачев. - М: Дело, 1993. - 218с.
10. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров. / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.
11. Дуракова, И.Б. Управление персоналом. Учебник. / И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 393с.
12. Жуков, А. Л. Аудит человеческих ресурсов организации. / А.Л. Жуков. - М.: МИК, 2016. - 256 с.
13. Зельдович, Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. / Б.З. Зельдович - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 452с.
14. Игошина, И.А Организационное поведение. / И. А. Игошина, С. Д. Резник.
- М.: ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
15. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник. / А.Я. Кибанов - М.: Инфра, 2015- 304с.
16. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. /А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова.
- М.: КНОРУС, 2016.- 368с.
17. Козак, Н.Н. Управление персоналом. / Н.Н. Козак. - М.: Издательские решения, 2016. - 233с.
18. Коттер, Д. П. Впереди перемен. / Д.П. Коттер. - М.: Олимп-Бизнес, 2014.
- 256 с.
19. Кравченко, И.А. Кризисы в развивающейся организации. / Научный журнал «Фундаментальные исследования» № 4, 2012. - с. 88-90
20. Латфуллин, Г,А. Теория менеджмента. / Г.А. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебрянников. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
21. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата. / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2016. - 492 с.
22. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие. / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 с.
23. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2015. - 80 с.
24. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: учебное пособие по
специальности "Менеджмент организации". / Г. И. Михайлина. - М.: Дашков и К°, 2014. - 279 с.
25. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата. / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2016. - 424 с.
26. Овчинникова, О.Г. Лояльность персонала. / О.Г. Овчинникова. - М.: Журнал «Управление перосналом», 2006- 96 с.
27. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Юрайт, 2016. - 513 с.
28. Паркинсон, С.Н. Искусство управления. / С. Н. Паркинсон, М. К. Рустомджи. - М..: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 271 с.
29. Питер, Г. Исследование мотивации персонала. Определение и повышение уровня лояльности сотрудников. / Г. Питер. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2008. - 765 с.
30. Сиван, Б. Аттестация персонала - путь к взаимопониманию (на спирали). / Б. Сиван. - М.: Претекст, 2014. - 616 с.
31. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие. / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
32. Страдвик, Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. / Перевод с англ. — М.: HIPPO, 2003. — 270 с.
33. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. / С.В. Шекшня. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. - 368с.
Электронные ресурсы
34. HR- портал. Сообщества и публикации [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа:http://www.hr-portal.ru
35. Агатова, Л. А. Нелояльность персонала как угроза безопасности
организации [Электронный ресурс] / Л.А. Агатова, Г. Л.Смолян, Г. Н. Солнцева. - 2012. - Режим доступа:
http://www.isa.ru/proceedings/images/documents/2007-31/216-230.pdf
36. Баранская, С.С. Методика измерения лояльности [Электронный ресурс] /Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - Режим доступа:http://psystudy.ru
37. Берн, Н. «Руководство по подбору персонала на постоянную работу» [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа:http://www.emcon.ru/420-206.html
38. Волков, А.В. Особенности управления персоналом в розничной торговле
[Электронный ресурс]. / А.В. Волков - 2012. - Режим доступа:
http: //imspm.spb .ru/articles/271582. php
39. Дресвянников, В.А. «Управление человеческими ресурсами: учебное
пособие» [Электронный ресурс]. / В.А. Дресвянников, Т.Ю. Пащенко, С.В. Тактарова. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 222 с. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22644.
40. Фролов, Е.А. Семинар «Продвинутые данные о том, как создать мощную команду руководителей» [Электронный ресурс]. -2017. - Режим доступа: https: //visotsky.org/