Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии

Работа №49366

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-географической культуры обучающихся на уроках географии 11
1.1. Ретроспективный анализ развития эколого-географической культуры
обучающихся 11
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования эколого-
географической культуры обучающихся 20
1.3. Экологический потенциал географических дисциплин при
формировании эколого-географической культуры обучающихся 33
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию эколого-географической культуры обучающихся 9-11 классов на уроках географии 39
2.1. Педагогические условия формирования эколого-географической
культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии 39
2.2. Использование инновационных образовательных технологии в учебном
процессе в урочное и во внеурочное время 47
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию эколого-географической культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии .... 58
Заключение 69
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Тема исследования является очень актуальной на современном этапе развития общества. Это обусловлено ухудшением экологической ситуации во многих регионах мира, кризисным состоянием окружающей среды, увеличением числа и обострением существующих глобальных проблем развития общества. В частности, рассматривая данную проблему относительно нашей страны, можно сказать, что население, лишь частично владеет знаниями экологии и понятие эколого-географическая культура для многих является мало известным. Таким образом, первостепенной задачей образовательно-воспитательной работы общеобразовательной школы должно стать формирование у обучающихся высокого уровня эколого-географической культуры.
Современный темп научно-технического прогресса и непонимание человечеством последствий нерационального природопользования обусловили возникновение ряда эколого-географических проблем, как в масштабе земного шара, так и в его отдельных регионах. Понимание этих проблем создает предпосылки для более глубокого изучения эколого-географической культуры, которая имеет интегрирующее, междисциплинарное значение для предметов естественно-географического цикла.
Важность воспитания эколого-географической культуры в образовании и улучшение экологической ситуации подчеркивается и международными организациями (ЮНЕСКО, ООН, ведущими Международные проектами). Это в очередной раз доказывает, что проблема эколого-географической культуры населения является общемировой и касается всех без исключения регионов мира.
Взаимодействие и взаимное влияние компонентов географической оболочки Земли это и есть географические, экологические явления и процессы. Понимание неразрывной связи географии и экологии и есть первостепенная задача эколого-географической культуры. Поэтому экология как и другие отрасли науки, охватывает закономерные этапы развития: от первичных классификаций до глубокой научной теории, обладающей большими прогностическими возможностями, которые должно осознать современное общество, создать систему непрерывного взаимосвязанного экологического и географического образования подрастающего поколения. Эколого-географическая культура включает в себя достижения экологических и географических знаний, умений и навыков, систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.
Научная разработанность темы. Большой вклад в решение проблем формирования эколого-географической образования, в развитие эколого-географической культуры в современной педагогической школе внесли С.Н. Глазычев, Э.В. Гирусов, И.Т. Гайсин, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, А.В. Миронов, Л.М. Панчешникова, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Определены и изучены основные цели, задачи, методы эколого-географического образования, его содержание, рекомендации по формированию экологических знаний школьников, необходимых умений и навыков поведения в природе и т.д. В работах выявлена необходимость опоры на краеведческий материал в процессе формирования природоохранных знаний (Т.П. Герасимов, И.С. Матрусов, Л.В. Моисеева, Н.Э. Якубова, Г.Х. Хазеев)
Экологизацией школьной географии занимаются также Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, И.В. Душина, Л.С. Зиятдинова, Ю.П. Переведенцев, Н.Н. Родзевич, А.С. Тайсин, P.M. Якупова и др.
Анализируя научно-педагогическую литературу, можно отметить, что учеными изучены многие аспекты эколого-географического образования школьников, однако специальные исследования по формированию эколого- географической культуры обучающихся в основном проводились разрозненно, затрагивая лишь отдельные аспекты, поэтому в педагогической теории и практике изучаемую тему нельзя считать полностью разработанной.
Противоречия:
- между необходимостью повышения уровня педагогических условий преподавания школьной географии, в том числе с применением инновационных методов обучения, информационных технологий; и недостаточной изученностью рассматриваемого вопроса, отсутствие необходимого оборудования в школах;
- недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом значении, и наличие научно-методических предпосылок для ее решения, определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся 9¬11 классов на уроках географии»
Цель исследования: теоретически проанализировать и проверить эффективность применяемых педагогические условий при формировании эколого-географической культуры школьников на уроках географии.
Объект исследования - эколого-географическая культура учащихся.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что повышение уровня эколого-географической культуры учащихся возможно, если:
1) Применяются знания, умения и навыки, получаемые учащимися при изучении предметов школьной программы, в частности географии;
2) Изучен и успешно применяется комплекс педагогических условий формирования эколого-географической культуры;
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические предпосылки формирования эколого-географической культуры обучающихся на уроках географии;
2. Охарактеризовать педагогические аспекты формирования эколого-географической культуры обучающихся; а также определить эффективность использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе в урочное и во внеурочное время.
3. Осуществить опытно-поисковую работу для выявленных
педагогических условий формирования эколого-географической культуры учащихся в процессе преподавания школьной географии.
Методологической основой исследования послужили концепции экологического образования и воспитания, представленные в трудах известных педагогов-экологов (СВ. Алексеева, А.А. Вербицкого, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Гайсина, З.Т. Лихачева, Л.В. Моисеевой, Н.Ф. Реймерса, И.Т. Суравегиной и др.); психолого-педагогические концепции развития личности; теоретические и практические разработки в области гуманизации и гуманитаризации образования, представлены в исследованиях.
Научная новизна исследования
- проанализированы педагогические условия формирования эколого-географической культуры старшеклассников;
- уточнено определение понятия «эколого-географическая культура учащихся».
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе исследований по формированию эколого-географической культуры учащихся на уроках географии с применением инновационных методов и технологий, которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений; анализе педагогических условий - как комплекса педагогических оснований определяющих эффективность формирования эколого-географического мировоззрения старшеклассников.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования при изучении естественно-географических дисциплин.
Методы исследования:
- теоретический анализ содержания педагогической, психологической, методической, экологической и географической литературы по проблеме формирования эколого-географической культуры;
- изучение и анализ опыта педагогов по исследуемой проблеме;
- анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
- анализ и статистическая обработка полученных во время опытно-поисковой работы данных.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием современных работ по педагогике, психологии, экологии, соответствующих объекту и цели данного исследования, большим фактическим материалом по теме исследования, корректной обработкой полученных данных.
Выводы и материалы исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений. На защиту выносятся следующие положения:
1. Эколого-географическая деятельность учащихся.
2. Педагогические условия формирования эколого-географической культуры.
3. Проблемы применения инновационных методов обучения и информационных технологий в общеобразовательном учреждении.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 гг.) была проанализирована проблема исследования в научной, психолого-педагогической и методической литературе. Разработан план исследования: задана цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза формирования эколого-географической культуры учащихся 9-11.
На втором этапе (2016-2017 гг.) продолжили поиск теоретической информации по теме исследования, изучение методических подходов формирования эколого-географической культуры старшеклассников. На практике анализировали педагогические условия современной школы, а также были разработаны и проведены уроки, внеклассные мероприятия по формированию эколого-географической культуры в 9-11 классах.
На третьем завершающем этапе (2017 г.) проводилось анкетирование и тестирование старшеклассников с целью оценки эффективности педагогических условий школы при формировании эколого-географических культуры. Мониторинг сформированности эколого-географической культуры старшеклассников.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе гимназии №155 г Казани.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования эколого-географической культуры не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношения человека к природе, от его знаний, умений, от степени готовности к экологической деятельности и от его действий, зависит само существование жизни на Земле. Определенный этап развития общества диктует свои требования к качеству и содержанию эколого-географического образования. Главная особенность нашего времени - увеличение внимания к экологической составляющей. Начавшийся с середины 20 в. экологический кризис поставил нашу цивилизацию на грань выживания, таким образом, пришло понимание необходимости рациональных взаимоотношений в системе «природная среда - общество - человек» - это одна из современных важнейших задач человечества.[34]
Необходимо понимание того, что для выхода из экологического кризиса только знаний и умений недостаточно, сохранение природной среды должно стать одной из потребностей человека, а формирование эколого-географической культуры важно начинать уже с дошкольной ступени и далее во всей системе образования.
Подстегивание интереса обучающихся к изучению географии и экологии достигается путем стимулирования интереса. При помощи реконструкции содержания поурочных разработок, применением инновационных методов обучения, внедрением новых компьютерных технологий в учебный процесс. Дополнительную информацию предоставляет как учитель, так и сами ученики ищут интересный материал и делятся им с классом. Содержание учебного материала должно быть разработано с учетом возрастных особенностей учащихся. Широкое применение различных средств обучения (наглядные пособия, картинки, различного типа карты, схемы, таблицы, использование технического оборудования, различных компьютерных программ и др.) также способствует формированию у школьников более полной картины изучаемой темы, а также обеспечивает стимулирование интереса обучающихся. Уроки проводились как в классической, так и в нетрадиционной форме.
С точки зрения теоретической значимости проанализированы исследования по формированию эколого-географической культуры школьников, которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений; проанализированы педагогические условия формирования эколого-географической культуры в общеобразовательных учреждений.
Анализ полученных результатов опытно - экспериментальной работы позволяет сделать вывод об эффективности использования описанных методов обучения. У учащихся возрос интерес в целом к предмету географию, и главным образов повысился уровень эколого-географической культуры обучающихся. Основным мотивом к познанию остается природный интерес детей ко всему новому, желание делать маленькие открытия.
Появление постоянной мотивации к изучению географии способствовало также повышению уровня знаний учеников. Так, качество знаний повысилось на 3%, а знание географической карты повысилось на 2%.
По итогам анализа теоретического материала по теме исследования и результатам опытно - экспериментальной работы мы делаем вывод, что использование инновационных методов обучения, а также описанные педагогические условия по формированию экологической культуры обучающихся будут эффективны, а также в целом способствуют повышению интереса к географии и экологии.
Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей формирования эколого-географической культуры, многогранного ответственного отношения к природе.



1. Алексеев, C.B. Экология: информационно-развивающие дидактические задания для учащихся 9-11 классов/ Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.- СПб.: СМИО Пресс, 1999.- 192с.
2. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии: методическое пособие.- Москва: НМЦ СПО, 1997.-52с.
3. Багоцкий, C.B.Экология в гуманитарном исполнении./С.В.Багоцкий// Биология в школе.- 1997.- №5. -С.90-92.
4. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. - Тамбов: Школьная пресса, 2009. - 235 с.
5. Вербицкий, A.A. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования//Проблемы и перспективы: спец. выпуск- 1997. №2(7).—С. 4-5.
6. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в школьной географии // Экологизация школьного образования / Под ред. Н.М. Мамедова. - М., 2004. - С. 102.
7. Вуйтович, Б, Сухоруков, В.Д.Экологическое мышление основа экологического образования.// География в школе. - 2003.- №3,- С.45¬50.
8. Гайсин, И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно научных дисциплин: дисс. канд. педагог, наук. - Казань, 1995.-223с.
9. Гайсин, И.Т. Формирование экологической культуры учащейся молодежи// Экологическое образование и воспитание в школе и вузе: матер, науч.- метод, семинара. 15 апреля 2005г. Казань: Школа, 2005. - С.3-6.
10. Грехова, T. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры - занятия и развлечения с детьми / JI. И.Грехова, М. И. Баранник. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - 320 с.
11. Государственный стандарт.// Журнал Директор школы. 2001. - №9. - 188с.
12. Дерябо, С.Д., Левин, В.А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса.// Учителю об экологии детства. — М., 1996. - С. 16-31.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
14. Дыганов, В.А. Формы и методы тестирования экологических знаний в школе и вузе./Учебно-методическое пособие: Казань: Татарский гос.- гуманитарный педаг.ун-т, 2005.- 61с.
15. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» -М:, 1991.
16.Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1984. — 160с.
17. Зверев, И.Д. Проблемы экологического образования.// Советская педагогика. -1980. №2. -96с.
18. Иванов, В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры старших школьников. - Челябинск: ЭСКМО, 2002. - 149 с.
19. Игнатова, В.А.Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: монография. Тюмень: ТГУ, 1998. - 196с.
20. Ильина, А.Т. Пробуждая интерес и волнение. Несколько советов по организации экологического воспитания./Т.А.Ильина//Директор школы. — 1997. -№6 С.58-62.
21. Кандаурова, Т.И. Игровые метолы обучения в экологическом
образовании / Т.И.Кандаурова, В. А. Селищев // Экология и география:проблемы подготовки учителя: Тез. докл. регион, конф. пед. вузов Москвы. - М.: ТэкоЦентр, 2005. С. 128 - 130.
22. Кодекс Российской Федерации.
23. Кавтарадзе, Д.Н. Иммитационные игры в экологическом образова- нии./Д.Н.Кавтарадзе// Биология в школе. №6.- 1990.- С.43-46.
24. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе.- М.: Новая школа, 2004.- 160с.
25. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития./ Н.С. Касимов// Экология и жизнь.- 2006.- №9(58).- С.30-34.
26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Москва: Дрофа, 2002.
27. Краткий словарь педагога практика: Словарь./ Составитель
Назмутдинов В.Я., Андрейченко А.Г. Казань: «Тан-Заря», 1996.- 172с.
28. Курамшин, И.Я., Куренева, Т.В. Интеграция естественнонаучных дисциплин в профильных классах средней общеобразовательной школы.- Казань, изд-во «Школа», 2001.- 207с.
29. Ломов, Б. Ф. О проектировании трудовой деятельности человека. Физиология труда // Материалы V Всесоюз. конф. по физиологии труда. М.: Наука, 1967.- С.192.
30. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 191с.
31. Макаров, Ю.Б. Метод экологических проектов в школе // География и экология в школе.- 2004. -№7.-С.43-48.
32. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения.- Казань: Тат. книж. изд-во, 1972.
33. Моисеева, Л.В. Экологическое образование: Исторический аспект. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. -110с.
34. Печко, Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников./ Л.П.Печко,- М.: Педагогика, 1984.- С.32-40.
35. Переведенцев, Ю.П. Проблемы экологического образования в России. — М.: Экологический мониторинг №3. — 1998. 66с.
36. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Мысль, 1994. -366с.
37. Родзевич, H.H. Методы и формы экологизации географического образования. //География в школе. 1994. - №3.- С.36-43.
38. Садыкова, Г.С. Экологическое образование основы экологической культуры // Материалы Республиканской августовской конф. работников образования. -Казань: Школа, 2004. -С.24.
39. Садиков, И.М. Развитие экологического образования учащейся молодежи Татарстана во второй половине XX века. Дисс. канд. педагог, наук. Казань.-2006. 202с.
40. Суравегина, И.Т. Система экологического образования в школе. Концепция и модель // Экология, культура, образование. М.: Перемена, 1989. — С.204-210.
41. Суравегина, И.Т. Экология: задания, тесты/ И.Т.Суравегина, Н.М.Ма- медов.- М.: Школа-Пресс, 1996.- 176с.
42. Тавстуха, О. Т. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования дис. дра. пед. наук 13.00.01 О. Т. Тавстуха. Оренбург, 2001. 357 с.
43. Титов, Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии автореф. дис. д-ра пед. наук 13.00.01 Е. В. Титов. М., 2004. 34 с.
44. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические Ушинский. М. Уч. пед.
изд., 1947. 750 с. сочинения К. Д.Федорова, В.Н. Осуществление
межпредметных связей в процессе обучения. Владимир: Влад. гос. пед. ин-т, 1982.- 132с.
45. Хакимов, Л.М. Формирование эколого-географической культуры учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ и гимназий. Дисс. канд. педагог, наук. Казань.- 2006. - 214с.
46. Хусаинов, З.А. Методика обучения географии и экологии Татарстана. -Казань: КГПУ, 2005. 196с.
47. Целевая комплексная программа «Экологическое образование населения Республики Татарстан» (Утв. Пост. КМ РТ от 17.02.1997 года, №127). -Казань,-1998.-272с.
48. Якупова, P.M. Трансформация естественнонаучных знаний в экологические как условие формирования экологической культуры учащихся. Дисс. канд. педагог, наук. Екатеринбург, 2005. 198с.
49. Елагина В. Имидж 4: Межпредметные связи в обучении основам
естественных наук [Электронный
ресурс] естественнонаучное образование в школе: теория и практика В Елагина. Режим доступа ru/04/text article.htm?
50. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения учащихся основам семейной экономики [Электронный ресурс] Межпредметные связи в процессе обучения В. Н. Максимова. М.,1988.
192 с. Режим доступа www.agpi.itech.ru/institut/podrazdeleniya/nauka Krizhanstovska.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ