Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №35934

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы137
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 13
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития эколого-экономической культуры старшеклассников 13
1.2 Сущностно-содержательная характеристика понятия 28 «эколого-экономическая культура»
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО -ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 62
2.1 Педагогические условия формирования эколого-экономической культуры учащихся старших классов в процессе
изучения географии 62
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-экономической культуры старшеклассников
при изучении географии
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
Приложение

В настоящее время при сегодняшних условиях четко наблюдаются проблемы человечества глобального масштаба, одним из самых значительных проблем являются экологическая и экономика защиты окружающей среды. Эти проблемы вызваны огромным объемом производственной и экономической деятельности, использованием различных по сложности технических систем. Все это является результатом взаимодействия человека, общества и природы и определяют нынешнюю эпоху как технократическую и кризисную. Вопреки тому, что экономика защиты окружающей среды как самостоятельная наука - достаточно молодое направление, экологоэкономический подход существует довольно давно. Как известно, немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) под экологией подразумевал комплекс знаний, которые относятся к экономике природы: исследование совокупности взаимодействий живого мира со средой, которая его окружает, а также как органические, так и неорганические способы взаимодействия и, более всего, изучение дружественных и недружественных взаимоотношений с флорой и фауной, с которыми прямо или косвенно мы вступаем в контакт. Также современной науке исследуются корреляции экологии и экономики. Определяя экологию как науку о хозяйстве (экономии) живых существ, ученые связывают термин «экология» с термином «экономия» (С. Станкович). Закономерно, что корень в названии этих слов единый. Экономика - это наука о производстве и распределении различных благ, человеческих потребностях и их удовлетворении. Поскольку охрана окружающей среды опирается на отношения, объединяющие одни живые организмы с другими и с неживой природой, экология, в свою очередь, является синтезом экономики живой природы и науки об охране живого мира в целом. Исследование взаимоотношений экономики защиты окружающей среды и экологического сознания (Д. Спасич) указывает на взаимную связь данных категорий и на более широкий анализ на локальном, региональном и глобальном уровнях.
В педагогической литературе выделен и описан принцип комплиментарности экологического воспитания (С.Н. Глазачев): ни одно из направлений воспитания не компленсируется с остальными в таком количестве связей, как экологическое. Экономическое воспитание обладает комплиментарностью несколько в меньшей степени. В этом преимущество двух направлений. Изначальная взаимосвязь экологического и экономического образования в целях формирования экологически грамотной личности, высокая комплиментарность обоих направлений - важные качества их сходства. Недостаточный анализ содержания, дидактических средств осуществления образования по обоим направлениям и неувязанность их профессионального и общеобразовательного аспектов - еще один момент их общности. Пока что эколого-экономическое образование не является обязательным, т. е. сейчас частично охватывает ступень средней общеобразовательной и высшей школы. Постепенно происходит становление непрерывного эколого-экономического образования.
В своих трудах С.Н. Глазачев, выделяет следующие принципы при разработке вопросов экологического образования: развития
экологической культуры личности и общества как интеллектуального и практического опыта сохранения и улучшения состояния
социоприродной среды, комплиментарности, использования обучающей и воспитательной функции охраняемой природы, сочетания рассмотрения проблем охраны природы в мировом масштабе с посильным применением в их решении в местном масштабе (мыслить глобально - действовать локально). Экологическая часть естественнонаучного образования обоснована Н.М. Мамедовым и И.Т. Суравегиной . М.А. Якунчев, С.Н. Горшенина, З.А. Хусаинов и другие рассматривают проблемы использования этноэкологических норм с целью формирования экологической культуры учащихся. П.А. Хроменков, разрабатывающий вопросы экономического образования, выделяет культурологический подход, который предусматривает экономическое прогнозирование, включение в содержание элементов глобальной экологической культуры и учет региональных свойств на основании национальных традиций в народном хозяйстве.
Учитывая результаты предшествующих исследований, а также обусловленность подходов к отбору содержания образования общетеоретическими принципами экологического и экономического образования, по нашему мнению, культура - наиболее объемное понятие для изучения. В ней раскрывается целостное понимание и единство мира, обобщенное представление о многообразии и уникальности видов деятельности человека, его духовные богатства и сущностные особенности - мировоззрение, мышление, способности, потребности, ответственность, знания, умения, качества личности, ценностные отношения и экономически природосообразное поведение.
Эколого-экономическое образование пока еще не стало непрерывным, т. е. охватывает сейчас частично ступень средней общеобразовательной и высшей школы. Происходит становление непрерывного эколого-экономического образования.
Экологическая составляющая естественнонаучного образования обоснована Н.М. Мамедовым и И.Т. Суравегиной М.А. Якунчев и С.Н. Г оршенина рассматривают проблемы использования этноэкологических традиций с целью формирования экологической культуры школьников. П.А. Хроменков, разрабатывающий вопросы экономического образования, выделяет культурологический подход, который предусматривает экономическое прогнозирование, включение в содержание элементов мировой экологической культуры и учет региональных особенностей на основе национальных традиций в
народном хозяйстве. [44].
Принимая во внимание результаты предшествующих исследований, а также обусловленность подходов к отбору содержания образования общетеоретическими принципами экологического и экономического образования, мы считаем, что культура - наиболее широкое понятие. В ней раскрывается целостное понимание и единство мира, обобщенное представление о многообразии и уникальности видов деятельности человека, его духовные богатства и сущностные особенности - мировоззрение, мышление, способности, потребности, ответственность, знания, умения, качества личности, ценностные отношения и экономически природосообразное поведение.
Эколого-экономическая культура предполагает наличие эколого-экономических знаний и умений, которые реализуются через совокупность эколого-экономически значимых качеств личности в процессе эколого-экономической деятельности и возникающих в результате этой деятельности экономических отношений. Эколого-экономическая культура личности - это совокупность усвоенных эколого-экономических знаний, профессиональное мастерство, сформированность эколого-экономически значимых качеств, необходимых для участия в эколого-экономической деятельности, творческая активность человека в экономической жизни общества
Степень изученности проблемы исследования.
Большой вклад в решение проблемы экологического образования и воспитания внесли А.Н. Захлебпый, И.Д. Зверев, И.Т. Гайсин, С.Н. Глазачев, Э.В. Гирусов, А.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, З.А. Хусаинов и др. Вопросы экономического образования и их подготовка к экологическому воспитанию и обучению школьников отражены в работах И.Н, Аленчепкова, Н.Ф, Анохиной, К.А. Балашова, Д.В. Коняева, В.М
Раскиной, В.Д. Симоненко, Т.Н. Скибы, А.Н. Хузиахметова, Т.А. Шутовой и др.
Проблема формирования экологической культуры будущего учителя рассматривается в работах Ш.З, Абдрашитовой, А.В. Бурцева, P.M. Пуризянова, Р.Н, Сабитовой, А.А. Иноземцева, Н.Н. Родзевича, И.В. Романенко, Е.С Сластениной, Д.И. Трайтока, Е.Ю. Шапоконе и др.
Психолого-педагогические исследования основ формирования экологической и экономической культуры у школьников раскрывают работы Н.Н. Вересова, С.Д. Дерябо, А.С. Нисимчука, В.Л. Ясвина и др.
Однако, отдавая должное данным исследованиям, следует отметить, что формирование эколого-экономической культуры у учащихся, особенно старшеклассников в образовательном процессе остается недостаточно исследованным. Анализ изученной психолого-педагогической литературы по формированию эколого-экономической культуры школьников, уровень современных требований к качеству эколого-экономического образования выявляет противоречия между: возросшими требованиями, предъявляемыми обществом, к эколого-экономической культуре учащихся общеобразовательных учреждений и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей и способов формирования у них данного вида культуры; возрастающим количеством эмпирических разработок по эколого-экономическому образованию школьников и недостаточным их научно-методическим обоснованием.
Данные противоречия порождают главный вопрос: на основе какого содержания и какими методами формировать в современных условиях эколого-экономическую культуру старшеклассников?
Его осознание выражается в проблеме, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников в процессе изучения географии.
Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие эколого-экономической культуры старшеклассников при изучении географии».
Цель исследования: теоретическая разработка и практическая реализация педагогической технологии формирования эколого-экономической культуры у учащихся в процессе обучения географии и выявление педагогических условий ее эффективного функционирования
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования выступает процесс формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников при изучении географии.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников при изучении географии будет осуществляться эффективно, если: на основе системного и деятельностного подходов разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования экономической культуры у учащихся;
Выявить педагогические условия эффективного
функционирования этой технологии, предполагающие:
- установление межпредметных связей в процессе обучения;
- организацию и включение старшеклассников в совместную деятельность;
- применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников в педагогической теории и практике.
2. Выявить педагогические условия эффективного формирования эколого-экономической культуры старшеклассников при изучении географии.
3.Экспериментально апробировать технологию формирования эколого-экономической культуры старшеклассников при изучении географии.
Методы исследования:
- теоретические (логико-исторический анализ
психолого-педагогической литературы);
- праксиологические (обобщение педагогического опыта);
- диагностические (тестирование);
- педагогический эксперимент;
- эмпирические (прямое и косвенное наблюдения, составление характеристик);
- аналитические( анализ результатов эксперимента);
- методы математической статистики для оценки результатов эксперимента на различных этапах.
Все перечисленные методы применялись в комплексе, что
позволило более глубоко изучить проблему исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские положения о ведущей роли деятельности в процессе развития и формирования личности, диалектико-материалистическая теория познания, положения о системном и деятельностном подходах, концептуальные положения о содержании общего образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер и др.), теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер и др.), теория моделирования (В.П. Беспалько, М. Вартофский, Б.С. Гершунский, Б.А. Глинский, В.А. Штофф и др.).
Научная новизна исследования в расширении представлений о сущности путях формирования эколого-экономической культуры старшеклассников в процессе обучения географии. На основе системного и деятельностного подходов разработана и апробирована педагогическая технология формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников; выявлены и проверены экспериментальным путем педагогические условия эффективного функционирования эколого-экономической культуры, включающие: установление межпредметных связей в процессе обучения; организацию и включение учащихся в совместную деятельность; применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что получила дальнейшее развитие и обогащение проблема формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников при изучении географии; уточнено понятие «эколого-экономическая культура личности школьника».
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации авторской педагогической технологии (содержание, методы, формы) формирования эколого-экономической культуры при изучении географии; разработке методических рекомендаций, направленных на формирование эколого-экономической культуры у старшеклассников, которые могут быть использованы учителями в процессе формирования эколого-экономической культуры старшеклассников при изучении географии.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2016 - 2017) - подготовительно-поисковом - изучалось состояние проблемы в теории и на практике; проводился теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, разрабатывались цели и задачи исследования, определялась гипотеза, составлялась программа исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (2017-2018) - экспериментальном -
разрабатывалась и апробировалась технология формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников при изучении географии и выявлялись условия ее эффективного функционирования; проводился формирующий этап эксперимента. Проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов; результаты исследования внедрялись в практику работы школы, оформлялась магистерская диссертация.
На защиту выносятся: педагогические условия, эффективного формирования эколого-экономической культуры у старшеклассников при изучении географии:
- установление межпредметных связей в процессе обучения;
- организация самостоятельной работы учащихся при развитии эколого-экономических знаний, умений и навыков;
- применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями; применением комплекса методов исследования, адекватных его объему, цели, задачам; анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике; обработкой результатов методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования в научных сборниках; выступлений на ежегодной научно-практической конференции студентов КФУ
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего источников . Общий объем работы составляет 111 страниц, в которой содержание исследования изложено на страницах и иллюстрировано таблицами, рисунками. В работе представлено приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. А.А. Колесника.-Казань, 1999.-377 с.
2. Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. А.А. Колесника.-Казань, 1999.-377 с.
3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М,, 1996.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992.
5. Батаршев А.В. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Дисс.„ д-ра пед. наук / А.В, Батаршев. - СПб, 2012. - 362 с.
6. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика- Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и техникумов /
B. C. Безрукова. - Екатеринбург; Изд-во «Деловая книга», 2006. - 344 с.
7. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. Учеб. пособие / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. - М: ТЕНС, 2007. - 272 с.
8. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Большая Российская энциклопедия.-СПб.: «Норинт», 2000, -610 с.
9. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Большая Российская энциклопедия.-СПб.: «Норинт», 2014, -469 с.
10. Вернадский В.И. Ноосфера, творчество, нравственность, - М.: Знание, 1990,-64 с
11. Гайсин,И.Т. География и экология РеспубликиТатарстан Учеб.пособие/ И.Т. Гайсин, Ш.Ш.Галимов, З.А.Хусаинов.-2-еизд.- Казань: Изд-воТГГПУ,2010.-112с.
Гайсин,И.Т.Непрерывностьэкологическогообразования Монография / И.Т.Гайсин-Казань:Тан-Заря,2002.-198с.
13. География и экология Волгоградской области: Учеб. пособие для ер. шк. / В.А. Брылев, H.IL Дьяченко, Л.В, Романченко и др. / Под общ. ред, проф. В.А. Брылева. - Волгоград: Перчена, 2002. - 264 с.
14. География и экология Тульская области: Учеб. пособие для ер. шк. / В.А. Брылев, H.IL Дьяченко, Л.В, Романченко и др. / Под общ. ред, проф. В.А. Брылева. - Волгоград: Перчена, 2002. - 264 с.
15. Гирусов Э.В, Ширянова И.Ю. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширянова. - М., 2005.-285 с.
16. Гирусов Э.В, Ширянова И.Ю. Экология / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширянова. - М., 1995.-285 с.
17. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / СД Дерябо. - М.: Московский психологосоциальный институт, 1999.-310 с.
18. Дерябо,С.Д. Экологическая педагогика и психология /
С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин-Ростов-нД: Феникс, 1996.-480с.
19. Ефремов К., Теория и практика экологизации образования// Народное образование. - №8. - 2005.
20. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования/ Предисл. И.Д.Зверева. -М.: Педагогика, 1981.
21. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. - М.: Академия, 2003.
22. Игнатов СБ. Методические условия формирования экологоправовой компетентности учащихся в процессе естественно-научного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук / СБ. Игнатов. - Екатеринбург, 2006. -23с.
23. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. // Биология в школе. - 2004
Комплект программ по экологическому образованию 5-9 классов Под ред. И. Т. Суравегиной/. - М., 1992. - 38 с.
25. Крицкая,Н.Л.Социально-философские проблемы
формирования нового типа педагогического мышления будущих учителей Автореф. Дис.канд.филос.наук./ Н.Л.Крицкая-М.,1986.-С.6.
26. Лернер И.Я, Проблемное обучение / И.Я, Лернер // Педагогика и психология, 1974. - №7. - С. 2-94.
27. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов ВУЗов / В.П. Максаковский. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-416 с.
28. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов ВУЗов / В.П. Максаковский. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-416 с.
29. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н, Максимова. -М.; Просвещение, 1988.- 192 с
30. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии: Учебное пособие / Н.М.Мамедов. - М.: СТУПЕНИ, 2013. - 256 с.
31. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе / А.В. Миронов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
32. Основы экологических знаний в подготовке специалистов экономического профиля :Учеб.-метод.пособие/Автор- сост.И.Т.Гайсин.-Казань:Тан-Заря,1999.-99с.
33. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2015. - 720 с.
34. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
35. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М Бим- Бад; Редколл.: ММ. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, - 528 с,
36. Петров EX., Колесник АЛ., Газеев Н.Х. и др. Формирование
экономического механизма природопользования в Республике Татарстан / Под ред. В.И. Данилова-Даниляна. - М.: «Мир», «Экопресс - ЗМ», 1977. -256 с.
37. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок. - Советская педагогика, 1976, №6.
38. Программа по образованию в области окружающей среды на 13 пятилетку и на перспективу до 2005 года. - М, 1990. - 42 с.
39. Проект № 90060840-3 Российской Федерации //
Федеральный закон «Об экологической культуре».
40. Психологический словарь / Под ред. В Л- Зинчеко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. - 440 с.
41. Ролевые игры по охране природы в средней школе / Под ред. А.Н. Захлебного. - М., 1977.
42. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах/ Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993,-608 с.
43. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. -М.: ИНФРА-М, 2005. - 724 с
44. Рябова И.Г. Формирование эколого-экономической культуры учащихся как социально-педагогическая проблема/ Рябова И.Г //Педагогическое образование и наука.-2013.-N11.-C.59-63.
45. Сидельковский А.П. Человек и природа: Формирование отношений. - Ставрополь, 1975.
46. Скаткин В.В. Экология и охрана природы: Словарь - справочник. / В.В. Скаткин./ Под ред. акад. А. Л. Яшина. - М.: Academia,
2000. - 384с.
47. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2005.
5. И.Д. Зверев, Т.И. Суравегина. Экологическое образование школьников. - М.; Просвещение, 1983.
48. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент / С.С. Тимофеева // Серия «Учебники» учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 352 с.
49. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие / В.А. Тураев. - М.: Логос, 2012. - 192 с,
50. Урсул А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации / А.Д. Урсул // Экологическое образование в целях устойчивого развития. Сб. тезисов докл. на междупарод, копфер. - Тольятти, 1996.-С, 21-24.
51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974, т. 1.
52. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и
родителей / К. Д. Ушинский. - М. :Лествица, 2003.
2. В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям, Издательство "Радяньска школа", 1985.
53. Фадеева Е.Г. «Охрана окружающей среды» М,: Смысл, 2000.-456 с.
54. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. - М.: Изд-во Совет, энциклопедии, 1967.-592 с.
55. Хакимов Л.М. Формирование эколого-географической культуры учащихся в общеобразовательных школах и гимназиях (VI-IX классы). Автореф. дисс». канд. пед. наук / Л.М. Хакимов, - Казань, 2005. - 23 с.
56. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Татарстана / ЗА Хусаинов. - Казань: КГПУ, 2005. - 196 с.
57. Целевая комплексная программа «Экологическое образование населения РТ». - Казань, 1997 (утв. пост. КМ РТ от 37 февраля 1997 года, № 127),
58. Червонецкий В.В. Природоохранительное просвящение учащихся в средней общеобразовательной школе США: Автореф. канд. дис. - М., 1977.
59. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения; Метод, пособие/М.А. Чошанов,-М,; Народ, образование, 1996. - 157 с.
60. Шевченко И.А, Культурно-экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии; Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, - Н-Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2015. - 140 с.
61. Шишов С.Е., Хальней В.А. Школа; мониторинг качества образования / СЕ. Шишов, В.А. Хальней. - М.: Педагогическое общество России, 2010. -320 с.
62. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я, Ашихминой. - М.: Академический Проект, 2005- - 416 с.
63. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л.П.Печко. -М. :Педагогика, 1984.
64. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. трудов /Под ред. проф. СП. Глазачева, - Волгоград: Перемена, 2006.282 с.
65. Экология // Программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.-37 с,
66. Экология и экономика природопользования. - Казань, 2005.
- 123с.
67. Экология? охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих / Под общей ред, проф. В.И. Данилова- Даниляна, - М: Изд-во МНЭПУ, 2007, - 744 с.
68. Эколого-экономические особенности региона :
Учеб.метод. пособие /Сост.М.И.Гайсин.-Казань:ТГГПУ,2005.-50с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ