Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии как средство повышения качества коммуникативной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку

Работа №49258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
871
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровых технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка 6
1.1. Характеристика игровых технологий 6
1.2. Коммуникативная компетенция как объект исследования в процессе
обучения иностранному языку 10
1.3 Основные тенденции применения игровых технологий на уроке иностранного языка 16
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых
технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средних классов в процессе обучения иностранному языку 25
2.1. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности
у среднего школьного возраста 25
2.2. Система упражнений с использованием игры на уроках иностранного
языка в 6-7 классах 32
2.3. Методические рекомендации по использованию игровых технологий на
базе УМК «Starlight» для учащихся 6-ых классов 39
Выводы по Главе 2 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение

Современная школа нуждается в организации деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к предмету у учащихся, а также внедрение инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода и др. Возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Ведь задача современного образования заключается не только в сообщении знаний, но и превращении их в творческое осмысление мира, направленное на индивидуальное развитие личности. Игровые технологии являются уникальной формой обучения, способствующие работе учащихся на творческо-поисковом уровне. В процессе игры реализуется один из важнейших принципов обучения иностранным языкам - формирование коммуникативной компетенции школьников и обучение практическому владению языком.
Актуальность исследования обуславливается интересом, проявленным в последнее время к проблеме использования игр в обучении иностранным языкам, а также изменениями в социальной сфере и информатизацией общества. Игровые технологии, как правило, подразумевают не только оснащение современными техническими средствами, но и применение новых форм и методов преподавания и нетрадиционный подход к процессу обучения.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В педагогике и методике преподавания аспектам игровой деятельности в общеобразовательной школе уделяли внимание С.В. Арутян, О.С Газман, В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и др.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством использования игровых технологий в обучении ИЯ.
Предмет исследования - использование игровых технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 6-7 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности использования игровых технологий на уроках иностранного языка как средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристики и виды игровых технологий как средств обучения;
2. Раскрыть содержание понятия «коммуникативная компетенция» с учётом её реализации на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения;
3. Проанализировать возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста с дальнейшим их учётом при разработке методических рекомендаций;
4. Рассмотреть современные игровые приёмы и упражнения с применением игровых методов на уроке иностранного языка;
5. Разработать методические рекомендации, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и предложить систему упражнений с использованием игровых приёмов для первого раздела УМК «Starlight 6».
Гипотеза: при использовании игровых технологий на уроках английского языка, процесс овладения знаний и умений в данной предметной области будет наиболее эффективным.
Методы исследования: анализ научных исследований по изучаемой проблеме, изучение опыта работы разных преподавателей, педагогический эксперимент, наблюдение за учебным процессом, статистическая обработка материалов исследования.
Научная новизна заключается в разработке методических рекомендаций по организации урока английского языка с применением игровых приёмов на базе УМК «Звездный английский» для 6 -го класса.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования игр в современном процессе обучения английскому языку.
Практическая ценность заключается в том, что её результаты могут быть использованы на уроках английского языка 6-7 классах, а также при разработке школьных программ и методических пособий для учителей.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, в которых рассмотрены теоретические основы применения игровых технологий, а также практическая значимость при использовании игр на уроках английского языка.
Список использованной литературы насчитывает 57 наименований, а в приложении представлена разработка уроков с использованием игровых приёмов обучения для учащихся 6 класса гимназии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целью нашего исследования - теоретического обоснования использования игровых технологий как эффективного средства повышения качества коммуникативной компетенции, в процессе работы нами были решены следующие задачи:
1. Были изучены основные характеристики и виды игровых технологий как средств обучения. Игровые технологии как составляющая педагогических технологий связана с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета, при этом в содержание игры включаются образовательные задачи. Использование игровых технологий в образовательном процессе формирует такие цели как тренировка памяти, выработка речевых умений и навыков, развитие умственной деятельности обучающихся, а также развитие внимания и познавательного интереса к предмету. В настоящее время довольно широкое применение в педагогической практике имеют игровые технологии, используемые через ИКТ, как следствие возрастающего интереса к новым методикам.
2. Было раскрыто содержание понятия «коммуникативная компетенция», которое определяется как овладение всеми видами речевой деятельности и навыками использования языка в различных ситуациях общения. Коммуникативная модель языковой способности состоит из трёх компонентов, а именно лингвистического, социолингвистического и прагматического. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является одной из главных целей обучения иностранным языкам. В процессе её формирования и развития необходимо учитывать специфику обучения иностранному языку в школе, которые представлены в следующих принципах: речевая направленность, функциональность, новизна, ситуативность, личностная ориентация общения, коллективное взаимодействие, моделирование. Одной из наиболее эффективных технологий, реализующая данные принципы и способствующая коммуникации является игра.
3. Были проанализированы возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Игровые технологии в обучении иностранным языкам предусматривают ряд условий, а именно соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, учёт возрастных особенностей учащихся, умеренность в использовании игр на уроке. Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению собственного достоинства и престижа среди сверстников. Особое значение в организации учебной работы имеет стимулирование познавательной деятельности. С целью достижения наилучшего результата в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста используются активные методы обучения, подразумевающие формирование коммуникативных навыков путём проявления творческой самостоятельности и внедрения в ситуацию общения. Данные методы (игровые технологии, метод проектов, применение ИКТ) необходимо использовать в качестве средства повышения мотивации в ходе образовательного процесса.
4. Были рассмотрены современные игровые приёмы и упражнения с применением игровых методов на уроке иностранного языка. В настоящее время разные существует множество классификаций видов игр, которые способствуют систематизации игр в соответствии с определенным критерием. Опираясь на классификацию, предложенную М.Ф. Строниным, мы рассмотрели такие игры как лексические, фонетические, грамматические, игры для обучения чтению, творческие игры, коммуникативные игры. Каждая из игр имеет свои особенности и соответствующие способы подачи, адаптированные под средний школьный возраст.
5. Были разработаны методические рекомендации, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, и предложена система упражнений с использованием игровых приёмов. Основой послужил материал учебника «Звездный английский» для учащихся
6-ых классов. С целью выявления эффективности применения игровых технологий была проведена небольшая экспериментальная работа, результаты которой показали, что игровые технологии положительно влияют и способствуют эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.



1. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2006. 362 с.
2. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика: учеб. пособие. М. : Амнита- Русь, 2010. 232 с.
3. Аникеева Н. П. Специфика игровой ситуации. Педагогика и психология игры : учеб. пособие. Новосибирск : НГПИ, 1989. 121 с.
4. Белякова Е. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения будущего учителя иностранного языка// Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (45). C. 17-23
5. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: учеб. пособие. М. : Русский язык, 1977. 288 с.
6. Бордовская Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Издательство Питер, 2006. - 304 с.
7. Бычкова, В. О. Интерактивные технологии в системе иноязычного образования// Иностранные языки в школе, 2017, №12. Практика из опыта школы. С. 32 - 37
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. - М. : Педагогика, 1991. - 310 с.
9. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.
10. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника// Совет. Педагогика. 1982. № 9. 18 с.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М. : Аркти-Глосса, 2000. 165 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : Пространство исследования //Иностранные языки в школе, 2017, №3. Теория Методика. С. 2 - 9
13. Гаспарин Е.Б. Английский язык: изучение грамматики в ролевых играх / Е. Б. Гаспарин, О.О. Чертовских. - М.: МГИМО, 2012.
14. Гусева Ю.В. «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка»// URL:https://solncesvet.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompet(дата обращения: 15.02.2018)
15. Донцов Д. Ю. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Ю. Донцов. - М. : Просвещение, 2007. - 121 с.
16. Еговцева Н. Н. Коммуникативно-речевая игра как интерактивный метод обучения студентов // Русский язык в школе: научно-методический журнал, 2009. №5. С. 98 -103
17. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. СПб. : АППО, 2005.112 с.
18. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
19. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.И. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. С. 56 -78.
20. Казенкина А. В. Ролевая игра на уроке иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2018, №3. Теория Методика. С.7 -11.
21. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи.// Иностранные языки в школе, 2003, №3. С. 49 - 51.
22. Кларин М. В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика, 1985, №
6. С. 57 - 59.
23. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига : НПЦ Эксперимент, 1995. 121 с.
24. Коренева М. Р. Компенсаторная компетенция как цель обучения в языковом вузе. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. 185 с.
25. Корягина Ю. С. Ролевая игра как форма интенсификации процесса обучения устной речи на иностранном языке.//Иностранные языки в школе, 2017, №4. С. 14 - 16.
26. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании. // Классный руководитель, 2003, №5. С.36
27. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 560 с.
28. Мильруд Р.П. Курс методики преподавания английского языка : учеб. пособие. Тамбов : Издательский центр «Вектор», 2001.190 с.
29. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка. //Иностранный язык в школе, 2004г, № 7. С.30 - 36.
30. Насырова А. Р. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников средствами игры: результаты эксперимента.// Образование и саморазвитие: научный журнал, 2013, №4.150 с.
31. Насырова А. Р. Игра в работе по развитию коммуникативной компетентности учащихся старших классов.// Образование и саморазвитие: научный журнал, 2014, №4.165 с.
32. Осмоловская И. М. Дидактика: уч.пособие для вузов. М. : Издательство ИЦ Академия, 2006. 210 с.
33. Осмоловская И. М. Компетентностный подход к формированию содержания образования / И. М. Осмоловская. М. : Издательство ИЦ Академия, 2007. 98 с.
34. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. М. : Просвещение, 1991. 223 с.
35. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М. : 6 МПУ Рос. пед. агентство, 1996. 269 с.
36. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. М. : Педагогическое общество России, 2002. 341 с.
37. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология / Р. К. Потапова. СПБ : Евразия, 2004. 211 с.
38. Равинская С.В. Игра как средство обучения. // Иностранные языки в школе, 1980, №1, с.7
39. Равинская С.В. Игра как средство обучения. // Иностранные языки в школе, 1980, №1, с.480
40. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе./ Рогова Г.В. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. М.: «Просвещение», 1991, с. 172-214.
41. Самойлова Т. А. Игры на уроках английского языка: метод. пособие / Т.А. Самойлова. М. : ООО «Издательство АСТ», 2005. - 92 с.
42. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт.- М., 1993. 47 с.
43. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
44. Смолкин А.М. Формирование мотивации учения: книга для учителя /А.М. Смолкин. М. : Просвещение, 1990. 242 с.
45. Соловова Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
46. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М. Ф. Стронин. М.: Просвещение, 1981, C. 118 - 119
47. Телицина Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Иностранный язык в школе, 2002. № 3. С. 28 - 30
48. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современнойРоссии, Иностранные языки в школе, 2015, № 11, С. 67 - 69.
49. Тюнников Ю. С. Игра и учение : теория, практика и перспективы игрового обучения / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников, С. М. Тюнникова. М. 1992. 228 с.
50. Узнадзе Д. Н. Общая психология / М. : Живая классика, 2004. 413 с.
51. Фидченко Е. В. Коммуникативное действие в гуманитарном познании: философско-методологический анализ : дис. ... канд. филос. наук. / Е. В. Фидченко. М., 2003. 244 с.
52. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе / Иностранные языки в школе, 2002, №2. С. 43-47.
53. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков - М. : Новая школа, 1994. 240 с.
54. Эльконин Д. Б. Психология игры./ Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. 304 с.
55. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. // Oxford:
Oxford University Press, 1990, P.74
56. Hymes D. On communicative competence / D. Hymes. - Harmondsworth: Penguin, 1972, P. 393
57. http: //shvarts .pspu.ru/sbornik konf list 22 .html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ