ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙРЕКЛАМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Общая характеристика рекламных текстов в обучении иностранным языкам 7
1.2 Дискуссия на иностранном языке с использованием аутентичных рекламных текстов как способ
формирования коммуникативной компетенции 16
1.3 Психические особенности детей на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МЕТОДИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АУТЕНТИЧНОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИСКУССИИ НА УРОКЕ ИНСОТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 28
1.1 Научное изучение и обобщение передового педагогического опыта использования аутентичной
телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка в средней школе отечественных и зарубежных учителей английского и немецкого языков 28
2.2 Создание методического видеодополнения с использованием аутентичной телевизионной
рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка в средней школе к учебно-методическому комплексу «Английский в фокусе 8» ("Spotlight 8") для 8 класса Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули и др 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена использованию телевизионных рекламных роликов на английском и немецком языках для обучения навыкам дискуссии обучающихся среднего школьного возраста и исследованию возможности и потенциала этой среды в коммуникативно-ориентированном обучении. Учитывая популярность и распространенность средств массовой информации и их различные преимущества, которые видео, в целом, и рекламные ролики, в частности, обеспечивают как инструмент обучения, этот вопрос важен сегодня и достоин научного изучения и обобщения.
Е.И. Пасов [Пассов 1988: 92] описывая один из основополагающих дидактических принципов обучения иностранным языкам, а именно языковую наглядность, отмечал, что одним из путей реализации данного принципа на уроке является постоянная речевая деятельность учащихся, демонстрация видеофильмов, телепередач и т.д. Рекламный ролик как часть видеоматериалов является многогранным продуктом, включающим в себя как вербальный, так и невербальный компонент. Реклама традиционно пользуется большой популярностью у детей, подростков и молодежи, мотивируя учащихся своей многомерностью, чувством юмора и вызываемым эмоциональным подъемом. Актуальные и животрепещущие темы коротких, ёмких, ярких, современных рекламных роликов, форма групповой работы и ролевые игры как элементы дискуссии, способствуют взаимодействию между обучающимися друг с другом на иностранном языке, а как следствие приобретению черт вторичной языковой личности.
Актуальность изучения использования телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроках иностранного языка в средней школе связана с тем, что это востребованный, действенный, насущный источник средств обучения. Кроме того, обзор рекламных текстов в рамках организации дискуссии, является практической необходимостью, так как данный вид видеоматериалов пополняется в просторах медиапространства ежедневно и транслирует современные реалии социума. Актуальность исследования заключается также в нехватке методически грамотно организованного видеодополнения к учебным методическим комплексам, включенным в Федеральный перечень Министерства образования и науки Российской Федерации.
Цель исследования - теоретическое обоснование методических аспектов использования телевизионной рекламы для организации дискуссии в средней школе, а также практическое доказательство методических возможностей данного метода.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность использования телевизионной рекламы для организации дискуссии как способа обучения;
- выявить особенности организации дискуссии на уроке;
- изучить психофизиологические особенности обучающихся на среднем этапе обучения;
- изучить опыт учителей английского и немецкого языков по данному вопросу и предоставить свои методические находки по использования телевизионной рекламы для организации дискуссии в средней школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения иностранным языкам на среднем этапе в средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: использования аутентичной телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Фактическим материалом исследования являются раздел “Werbefilme” банка методических материалов сайта Goethe Institut, рубрика «One film, two techniques» блога «Visual teaching and learning» преподавателя из Польши Магдалены Василевской, группа «English Teacher: Methodology. Advice. Talk» преподавателя английского языка из Санкт-Петербурга Екатерины Стукун, нескончаемый источник аутентичных рекламных текстов на разных языках YouTube, телевизионные рекламные ролики производства Super Bowl commercials, онлайн ресурс с множеством рекламных текстов BestAdsOnTV, учебно-методический комплекс «Английский в фокусе 8» ("Spotlight 8").
В качестве методов исследования использовались индуктивный и дедуктивный методы, метод анализа и синтеза теоретического материала, научно-методической литературы, метод сплошной выборки, обобщение передового педагогического опыта, критический анализ.
Научная новизна исследования заключается в попытке теоретического обоснования и научного освещения педагогического метода использования аутентичной телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения, а также практического использования изученной теоретической базы для создания видеодополнения к современному учебно-методическому комплексу готового для использования учителем на уроке.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в создании на основе изученного положительного опыта зарубежных и отечественных учителей подробного методически грамотно организованного видеодополнения к учебно-методическому комплексу готового для использования учителем на уроке английского языка в рамках коммуникативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в доказательстве возможности использования данного интерактивного метода обучения в области обучения навыкам дискуссии на иностранном языке на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе. Полученные в ходе работы данные позволяют вести дальнейшие теоретические разработки в области формирования коммуникативной компетенции у учащихся средних классов с использованием аутентичной телевизионной рекламы.
Апробация результатов проведенного исследования была проведена в рамках итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета 2018, ожидается публикация научной статьи в сборнике конференции.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором определены актуальность проблемы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, фактический материал исследования, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, основной части, включающей в себя две главы и выводы по главам, заключения, содержащего основные выводы по работе, списка используемой литературы.
В современном мире СМИ занимает одну из ведущих позиций в разных сферах жизнедеятельности человека, охватывая как образовательную, так и развлекательную области. Ежедневно через телевидение поступает информация о современной политической, экономической и культурной ситуации в мире. В эфирное время активно транслируются не только конкретные телепередачи, но и реклама, которая в среднем занимает 30-40% всего эфирного времени. Одной из функций СМИ, наряду с информативной, развлекательной, образовательной и идеологической, является именно рекламная функция. Реклама - это распространяемая в определенной форме информация неличностного характера о товарах, услугах или идеях и начинаниях, предназначенная для группы лиц (целевой аудитории) и оплачиваемая определенным спонсором. К общим форматным характеристикам рекламы следует также отнести многократность, избыточную повторяемость и коллективный способ создания. Все это характеризует рекламу как многомерный продукт. Несмотря на все вышеперечисленные признаки, существует огромное многообразие рекламных тексов, классифицируемых по объекту рекламы, по направленности на определенную аудиторию, по СМИ-рекламоносителю, по целевому воздействию и т.д. Так как реклама охватывает большую информационную площадку, и аудиторию, то можно выделить несколько ее функций: коммуникативную, социальную, экономическую, политическую, маркетинговую.
Реклама, предоставленная в оригинале на изучаемом языке, является ценным аутентичным материалом, который традиционно пользуется большой популярностью у детей, подростков и молодежи, мотивируя учащихся своей многомерностью, чувством юмора и вызываемым эмоциональным подъемом. При изучении иностранного языка, использование рекламных роликов может помочь значительно увеличить уровень понимания речи на слух, познакомить с культурными особенностями страны изучаемого языка, стать источником страноведческой информации, мотивировать обучающихся на дальнейшее изучения языка, а также стереть грани условности учебных ситуаций на уроке.
Одной из конечных целей обучения иностранному языку является овладение учащимися умением передавать и получать информацию посредством иностранного языка. В целом весь процесс обучения подчиняется основной задаче, а именно формированию коммуникативной компетенции. Возможным вариантом решения данной задачи является внедрение в практику педагогов иностранного языка использование аутентичной телевизионной рекламы для организации дискуссии. Одним из самых естественных и эффективных способов для обучающихся в отработке навыков говорения является создание проблемной ситуации или постановка проблемного вопроса и совместный поиск решения или истины, т.е. процесс дискуссии или диспута. К наиболее распространенным формами учебных дискуссий относят «круглый стол», заседание экспертной группы, форум, дебаты, судебное заседание, технику аквариума, дискуссию в форме пирамиды, мозговой штурм и др. Актуальные и животрепещущие темы, форма групповой работы и ролевые игры способствуют взаимодействию между обучающимися друг с другом на иностранном языке, а мотивировать на такое общение могут помочь ёмкие, яркие, современные трансляторы актуального вектора развития общественной жизни - рекламные тексты.
Особенностью использования рекламных видеороликов на уроке иностранного языка также является привлечение внимания учащихся к аутентичному материалу, не вызывая языкового барьера. Современная реклама создается с использованием различных технологий, тем самым предоставляя возможность легко воспринимать речь говорящего, и запоминать слова и выражения. Опираясь на рекламные тексты, учитель легко может организовать различные виды деятельности учащихся, индивидуальный, в парах или группах. Все это помогает в формировании речевых навыков учащихся, снимает психологический барьер, и знакомит учеников с культурными особенностями страны изучаемого языка.
Основываясь на изучении опыта отечественных и зарубежных учителей английского и немецкого языков можно смело утверждать то, что они имеют аутентичную телевизионную рекламу в своей педагогической копилке и используют рекламные тексты как основу для развития коммуникативной компетенции, компенсирующую целесообразность количества затраченных сил и средств учителя и обучающихся на достижение всех поставленных целей урока. Выделив в Федеральном перечне учебников учебно-методический комплекс «Английский язык. 8 класс» ("Spotlight 8") для 8 класса Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и проанализировав его компоненты было выявлено отсутствие комплекта видеоматериалов как необходимого дополнительного источника обучения. Основываясь на изучении теоретического материала по использованию аутентичной телевизионной рекламы на уроке, анализе педагогического опыта отечественных и зарубежных учителей был создан комплект видеоматериалов для использования учителем на уроке.
Суммируя вышесказанное еще раз отметим, что применение данной технологии способствует формированию коммуникативных компетенций, развивает критическое мышление, делает уроки более насыщенными и интересными, а также стирает грани условности учебных ситуаций на уроке.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ахметова Г.И. Дискуссия как метод активного обучения
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2013/01/28/diskussiya-kak-metod-aktivnogo-obucheniya (дата
обращения: 11.12.2017)
3. Бегунова Я.А. Приемы использования видеоматериалов в формировании коммуникативной компетенции на английском языке // Ярославский педагогический вестник II, Психолого-педагогические науки, 2014 — с. 247-250
4. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения — СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
5. Бутьковец С.И. Методическое пособие: Использование
аутентичных видеоматериалов при обучении пониманию на слух и говорению [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/metodicheskoe posobie ispolzovanie autentichnyh videomaterialov pri obuchenii ponimaniyu na-123618.htm(дата обращения: 10.01.2018)
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
7. Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. - №2(62) - с. 34-37
8. Даниленко Р.М., Савицкая Н.С. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - №2(9) - с. 152-153
9. Дейко Л.А. Изучение и обобщение передового педагогического
опыта [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://lomonpansion.com/articles/detail/?item id=2481 (дата обращения:
15.04.2018)
10. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.
11. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Москва, 2008 - 203 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
13. Кашаева О.И. Использование немецкой рекламы на уроках иностранного языка // VIII Международная научно-практическая конференция “Advanced in science and technology”, 2017. - c. 252-254
14. Кириллова Ю.Н., Нечаева Н.В. Перспективы использования текстов социальной рекламы в обучении иностранным языкам // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в образовательных организациях высшего образования МВД России: традиции и инновации (в 2 частях ч. I): сборник тезисов межведомственной научно-практической конференции/ сост.: Беломытцева Н.А., Рябченко Н.Г. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. — с.143-148.
15. Костина Е.В., Седойкина В.Н. Использование рекламного текста при обучении английскому языку // X Международная научно-практическая конференция - Осовские педагогические чтения «Иностранные языки в школе и ВУЗе», 2015. - с.116-121
16. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
17. Левина Н.Н. Использование рекламного текста на занятиях по французскому языку // Материалы научно - методических чтений ПГЛУ, 2009- с. 1-5
18. Лобанова Е.А. Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений // Научный журнал «Молодой ученый», 2015.
- №15.2 - с. 45-46
19. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/documents/938(дата обращения: 10.11.2017)
20. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. - № 1. - c. 25-35.
21. Мырза Т.А., Танчук Д.О. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении монологическому высказыванию на уроке иностранного языка // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1(6). - с. 200-203.
22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 c.
23. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. — СПб.: Прайм- еврознак, 2003. — 480 с.
24. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы. — 2016.
- №3. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/(дата обращения: 10.03.2018)
25. Седойкина В. Н. Методические принципы как основа использования рекламы при обучении [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://foreign.mordgpi.ru/?p=1261(дата обращения: 05.12.2017)
26. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
27. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам:
Продвинутый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Астрель, 2010. - 272 с.
28. Степанов Ю.С. Семиотика. — М.: Наука, 1971. - 168 с.
29. Торопова А.А. Текстовая реклама как образовательный элемент в преподавании иностранного языка // Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2016 - № 6. - C. 127¬133.
30. Чичерина Н.В. Проблемные речемыслительные задания с использованием аутентичной рекламы на уроке иностранного языка // Вестник РГУ им. И. Канта. Педагогические и психологические науки. — 2007. —№ 11.
- с. 79—85.
31. Bieberly C. Television advertisements as a window on culture for teaching English as a second language // 4th National Conference on New Horizons in Education, 2013. - с. 2588-2593
32. Calizaya E. TV Commercials to Teach Listening and Critical Thinking
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru.scribd.com/document/344054557/Tv-Commercials-to-Teach-Listening-and-Critical-Thinking(дата обращения: 09.01.2018)
33. Deubelbeiss D. Commercials to learn English. — EnglishCentral Inc., 2011. - 58 с.
34. Goddard A. The Language of Advertising: Written Texts. - London and New York: Routledge, 2001. - 134 c.
35. Goethe Institut: Film ab! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.goethe.de/lhr/prj/fab/imp/deindex.htm(дата обращения: 05.05.2018)
36. Hoodith A. Using Video in the ELT Classroom [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.eltnews.com/features/teaching ideas/2002/10/using video in the elt classro.html(дата обращения: 17.11.2017)
37. Jung, Udo O.H. TV Ads in Foreign Language Teaching // Cahiers de l'APLIUT 15, 1996 - № 3. - C. 65-76.
38. Li Y. Integrative Landeskunde. Ein didaktisches Konzept fur Deutsch als Fremdsprache in China am Beispiel des Einsatzes von Werbung. — Munchen: Iudicium, 2007. - 288 c.
39. McKee C., Salyers F. The Young Adolescent Learner [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http: //www.learner. org/workshops/middlewriting/images/pdf/W 1 ReadAdLearn.pdf(дата обращения: 28.02.2018)
40. Oliveira E.C. Using TV Commercials in the Language Classroom
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.letras.ufg.br/up/25/o/VIISLE 26.pdf(дата обращения: 17.02.2018)
41. Ur Penny. A course in language teaching: Practice and theory. — Cambridge University Press, 1996. - 389 с.
42. Ur Penny. Discussion that work. — Cambridge University Press, 2011. - 122 с.
43. Stempleski S., Tomalin B. Resource books for teachers: Film. — Oxford University Press, 2010. - 163 c.
44. Tuzi F., Young A. J., Mori K. Go to Commercial: Using Television
Commercials in Multilevel EFL Classroom [Электронный ресурс] - Режим
доступа:http://www.tesol.org/docs/books/bk CP multileveldiverseclassrooms 653(дата обращения: 18.01.2018)
45. Wilson L.M., Horch H.W. Implications of Brain Research for Teaching Young Adolescents // Middle School Journal 34, 2002 - № 1. - C. 57-60.