Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» (Алтайский край, Целинный район, село Бочкари).
Основной видм деятельности - производство пива.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть приложения (в том числе бухгалтерская отчетность за 2016-2018 годы)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7
1.1 СУЩНОСТЬ ДИСТРИБУЦИИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА 7
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ДИСТРИБЬЮЦИИ 12
1.3 ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
2 ОТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ В РОССИИ НА МАТЕРИАЛАХ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» 25
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» 25
2.2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» С ДИСТРИБЬЮТОРАМИ 37
2.3 АНАЛИЗ ДИСТРИБЬЮТЕРСКОЙ СЕТИ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» 45
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» 53
3.1 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» И ДИСТРИБЬЮТОРОВ 53
55
3.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ООО «БОЧКАРЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» И ДИСТРИБЬЮТОРОВ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В современном мире компании, которые производят определенный продукт, конкурируют друг с другом. Первоначально конкуренция состояла в том, чтобы предложить потребителю продукт, который наиболее эффективно отвечал бы его потребностям. Таким образом, основной целью компании было создание конкурентного преимущества.
Естественным этапом развития конкуренции является дифференциация продуктов. Компании стремились модернизировать свою продукцию и расширять ассортимент. Но в то же время компания, которая впервые представила на рынке новый продукт, обладает этим конкурентным преимуществом лишь временно, поскольку другие участники рынка будут быстро копировать модификации этого продукта. Такая ситуация наблюдается на любом рынке: автомобильный рынок или рынок банковских услуг. То есть в настоящее время компаниям нужен не только инновационный продукт, но и эффективная система продаж, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество. Одной из наиболее эффективных систем продаж в настоящее время можно назвать дистрибьюторскую деятельность. Это связано с тем, что одним из конкурентных преимуществ производителя является снижение затрат, связанных с продажей продукции. И именно дистрибьютор позволяет оптимизировать эти расходы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы является то, что одной из наиболее эффективных систем продаж в настоящее время можно назвать дистрибьюторскую деятельность. Использование дистрибьюторской сети позволяет оптимизировать расходы производителя. Эффективная система продаж не менее важна, чем производственный процесс. В прошлом компании-производители использовали многоуровневые системы распределения продуктов, которые охватывали весь рынок. В то же время им пришлось нести значительные расходы на организацию отделов продаж и их эксплуатацию, складские и транспортные расходы и т.д. В связи с этим, достаточно актуальным стала передачи системы реализации специализированным компаниям – дистрибьюторам.
Целью работы является исследование отношений взаимодействия производителей и дистрибьюторов в современной России и разработка предложений по совершенствованию организации отношений ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» и дистрибьюторов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы отношений производителей и дистрибьюторов в современной России;
провести анализ организации отношений производителей и дистрибьюторов в России на материалах ООО «Бочкаревский пивоваренный завод»;
выявить проблемы взаимодействия ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» с дистрибьюторами;
разработать рекомендации по совершенствованию организации отношений производителей и дистрибьюторов ООО «Бочкаревский пивоваренный завод».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы явилась система отношений производителей и дистрибьюторов в России.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Бочкаревский пивоваренный завод».
В научной литературе данная тема раскрыта многими авторами. Теоретической базой исследования послужили современные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, аналитиков, экспертов, посвященные управлению дебиторской задолженностью. В частности можно выделить работы таких авторов, как: Е.С. Афанасьева, С.Б. Алексина, А.А. Моцарь, Д.Р. Исхандова и другие.
Информационную базу исследования составила бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» за 2017-2019 гг.
В данной работе использовались следующие методы исследования: графический, расчетный, аналитический, а именно метод сравнения, табличного отображения аналитических данных, а также формализованные и неформализованные методы экономического анализа: анализ ретроспективных данных, метод коэффициентов и другие.
Структура работы определена целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе излагаются теоретические основы организацииотношений производителей и дистрибьюторов в современной России: раскрывается экономическая сущность и понятие дистрибуции, исследуются виды и формы дистрибуции, факторы и перспективы развития дистрибьюторской деятельности в современной России.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности ООО «Бочкаревский пивоваренный завод», дана оценка организации взаимодействия ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» с дистрибьюторами, проведен анализ дистрибутивной сети организации.
В третьей главе определены проблемы организации отношений ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» и дистрибьюторов, разработаны предложения по решению данных проблем.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.
Наосновании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Дистрибьюция это вид услуг, включающий в себя систему логистики товаров от производителя до потребителя, а так же систему сбытовой деятельности. Сущность дистрибьюции характеризуется через ее функции: канальное и физическое распределение, поддерживающая функция. Использование дистрибьюции позволяет снижать издержки на продвижение продукции и повышает конкурентоспособность производителя.
Различные авторы выделяют различные виды дистрибьюции. Выделяют прямую и косвенную дистрибьюцию, короткую и длинную, количественную и качественную и др. Формы дистрибьюции классифицирутся в зависимости от принадлежности сбытовой сети производителю. По мнению Е.С. Афанасьева и Л.Н. Бабаркинасоздание представительства может решить две основные проблемы продвижения продукции, с которыми ранее сталкивались клиенты: цены и сроки поставки.
Современное состояние системы дистрибьюции в России является результатом длительного эволюционногоразвития отношений производителей и посредников. При этом былоотмечено негативное влияние развития крупных торговых сетей на дальнейшее развитие дистрибьюции в стране. Можно сказать, что перспективы развития дистрибьюции лежат в совершенствовании методов дистрибьюции, внедрении и использовании современных инновационных достижений науки и техники.
Отношения производителей и дистрибьюторов в современной России были рассмотрены на материалах ООО «БПЗ». ООО «БПЗ» является крупной развивающейся компанией, основным видом деятельности которой является оптовая торговля алкогольной продукцией. Осуществляется высокий контроль качества готовой продукции.
К 2018 году снизились финансовые показатели деятельности предприятия. Причиной снижения чистой прибыли является не достаточный рост объема продаж, связанные с не эффективным контролем качества продукции на выходе сбытовой сети. Снижение чистой прибыли отрицательно сказалось нарентабельности компании. Увеличивается стоимость имущества.
Квалификация сотрудников соответствует характеру и содержанию выполняемой работы, компьютерная техника используется только коммерческим персоналом и бухгалтерией для обработки информации. Другими сотрудниками нет необходимости использования компьютерных программ. Все элементы компании хорошо соотносятся между собой и не противоречат друг другу.
Отношения с дистрибьюторами оформляются дистрибьюторским соглашением, содержащим все основные моменты взаимодействия ООО «БПЗ» и дистрибьютора. ООО «БПЗ» устанавливает цены реализации продукции. При этом дистрибьюторобязан выполнять установленный объем продаж, обслуживать оборудование за свой счет. Дистрибьютор должен прилагать все усилия для продвижения торговых марок в соответствии с маркетинговой политикой ООО «БПЗ». Дистрибьюторобязан своевременно доводить информацию о негативных и позитивных моментах сотрудничества, вносить предложения по улучшению совместной работы с целью увеличения объема продаж и улучшения качестваобслуживания клиентов. Ежемесячно предусмотрена системаотчетности дистрибьюторов перед ООО «БПЗ».
География поставок продукции компании ООО «БПЗ» очень широка. Продукция ООО «БПЗ» представлена в 43 регионах страны и республики Казахстан. Среди них – Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Сургут, Хабаровск, и, конечно, «домашний рынок» - Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области. С 2012 года начались экспортные поставки. Наосновании выявленных проблем, можно сказать, что фокус внимания ООО «БПЗ» необходимо смещать с количества проданной продукции на качество продаж при прохождении товара по сети сбыта.
Наосновании проведенного исследования были выявлены проблемы организации отношений ООО «БПЗ» и дистрибьюторов, которые приводят к снижению качества дистрибьюции и не эффективному контролю и управлению дистрибутивной сети. Далее определим основные направления решения выявленных проблем.
Основными направлениями совершенствования отношений ООО «БПЗ» и дистрибьюторов является совершенствование и дополнение системы аудита дистрибьюторов, что позволит выделить в каждом региона эксклюзивного дистрибьютора. При этом в договоры с данными дистрибьюторами следует дополнить требованием о соблюдения качества продаж. Так же необходимо совершенствование системы автоматизации отношений ООО «БПЗ» и дистрибьюторов с использованием CRM от EFSOL. Расчеты показали, чтоавтоматизация отношений с дистрибьюторами принесет годовую экономию затрат в размере 34374,45 руб. , при этом окупаемость затрат составит 2,64 года.