Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология обучения диалогическому говорению на ступени начального общего образования

Работа №48733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты обучения диалогическому высказыванию 7
1.1 Диалог как объект обучения 7
1.2 Психологические особенности детей младшей ступени обучения 16
1.3 Развитие навыков диалогической речи в средней школе в условиях реализации ФГОС 25
Глава 2 Особенности обучения иноязычной диалогической речи на младшей ступени обучения 32
2.1 Подходы к обучению диалогической речи 32
2.2 Формы и приемы работ по обучению диалогической речи 36
2.3 Методические рекомендации по обучению иноязычной диалогической речи 41
Заключение 50
Список литературы 54
Приложения

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.
Ни для кого не секрет, что она является неотъемлемой частью обучения при обучении иностранных языков, и более того, занимает около семидесяти процентов нашей разговорной речи.
Одна из важнейших проблем педагогики в настоящее время - это развитие диалогической речи на иностранном языке как в школе, так и вне. Доказательством вышесказанного служит появление в последнее время целого ряда исследований, методических материалов, статей и пособий. Но несмотря на это, данный вопрос требует дальнейшего, более тщательного изучения, так как настоящие требования к обучению диалогической речи, а именно - обучение ведения беседы на изучаемом иностранном языке, к сожалению, не всегда выполняются полномерно.
В данной ситуации необходим поиск более разумной методики обучения, при использовании которой желаемые практические результаты можно было получить наиболее коротким путем, с уменьшением затраченного времени и усилий, при этом чтобы сам процесс обучения стал познавательным, интересным и эффективным.
В сравнении с монологической речью, диалогическая сложнее с точки зрения разнообразия и качества использования речевых шаблонов, однако именно диалогам следует отдать предпочтение в плане последовательности и структуризации обучения.
В данной работе диалог трактуется как коммуникационный процесс двух или более участников-собеседников, каждый из которого выступает поочередно как говорящий и слушающий, в рамках одной речевой ситуации.
Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения.
На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 - 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.
Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. В этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести:
• соотношение диалогической и монологической речи в курсе средней школы;
• принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке;
• особенности восприятия речи в процессе диалога;
• отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения;
• способы создания диалогической речевой ситуации на уроке;
• возможности использования ТСО для обучения диалогу;
• отбор материала для обучения диалогу.
Актуальность работы обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной диалогической речи на начальном этапе учащихся средней общеобразовательной школы.
Предметом нашего исследования являются формы и приемы работы в процессе обучения иноязычной диалогической речи младших школьников.
Цель нашей выпускной квалификационной работы:
• Изучение особенностей обучения иноязычной диалогической речи учащихся начальной школы, и разработка методических рекомендаций по данной теме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования;
• Раскрыть сущность и задачи обучения диалогической речи младших школьников;
• Выявить психологические особенности детей начальной школы;
• Изучить методы и приемы обучения диалогической речи на начальной ступени обучения;
• Разработать упражнения по формированию и развитию навыков диалогического говорения учащихся.
При написании данной работы применялись следующие методы научного исследования:
• критический анализ научной и методической литературы по проблеме;
• методы описания и синтеза;
• наблюдение и анализ деятельности педагога во время прохождения педагогической практики.
Теоретической основой нашей работы являются труды следующих методистов и педагогов: Букичева О. А., Калимулина О. В., Пассов Е. И., Грейсер A.B., Палмер Г. и др. В этих работах раскрываются цели, задачи, принципы, условия, технологии, формы и средства обучения диалогической речи. Практическая часть основывается на учебно-методическом комплексе Spotlight 4 класс, авторов Н.И. Быкова, В. Эванс и Дж. Дули.
Практическая ценность заключается в возможности использования разработок данной выпускной квалификационной работы на занятиях по английскому в общеобразовательной школе, поскольку работа содержит информацию практического плана в области формирования диалогических умений учащихся на начальном этапе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность проводимого исследования, формулируется его цель и задачи.
В первой главе определены особенности формирования диалогической речи, представлены психологические характеристики восприятия приемов по обучению устной речи, а также обозначены условия реализации обучения в рамках ФГОС. Во второй главе мы исследуем различные подходы к обучению диалогической речи на начальном этапе, а также рассматриваем различные методические рекомендации по реализации формирования коммуникативных навыков посредством диалогов. В заключение обозначены выводы по работе. В приложении нами представлены изображения из УМК, снимки презентации для урока по обучению диалогической речи в 4 классе, а также присутствуют фотографии проведенного урока.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.
Основной целью обучения иностранному языку становится в настоящее время развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи.
Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.
Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать и понимать иностранный текст, писать, т.е. пользоваться графикой и орфографией иностранного языка.
От того, как идет обучение на начальном этапе обучения иностранному языку, зависит успех овладения этим предметом в дальнейшем. Английский методист Г. Пальмер придавал очень большое значение начальному периоду изучения иностранного языка: “Take care of the first two stages and the rest call take of itself “.
Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении устной речи на начальном этапе обучения иностранным языкам все же отдается диалогической речи.
Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточной разработанностью этого вопроса в методике обучения иностранному языку. Одна из причин - смешение понятий диалога и монолога, лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Объясняется это их тесной взаимосвязью в речевой деятельности.
Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими особенностями.
На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:
• восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
• формирование содержательной стороны высказывания;
• языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.
Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывают у ученика потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения коллектива класса и учителя, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием, вселяют в учеников уверенность в том, что они могут понимать и говорить на иностранном языке. Немалую положительную роль в этом процессе играет акцент учителя на успехах учеников. Учитель постоянно показывает учащимся их продвижение и достижения в овладении диалогической речью.
Для того чтобы обучение диалогической речи не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель использует разнообразные игры и инсценировки. Для детей игра - это, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности.
Ролевые игры и инсценировки способствуют выполнению трех важных задач:
• создают психологическую готовность детей к речевому общению;
• обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;
• тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.
Таким образом, в результате анализа используемой литературы и самостоятельной работы над темой, мы:
• Проанализировали методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования;
• Раскрыли сущность и задачи обучения диалогической речи младших школьников;
• Выявили психологические особенности детей начальной школы;
• Изучили методы и приемы обучения диалогической речи на начальной ступени обучения;
• Разработали упражнения по формированию и развитию навыков диалогического говорения учащихся.



1. Американское коммуникативное поведение: научное издание [Текст] / под ред. И. А. Стернина, М. А. Стерниной. - Воронеж: ВГУ-МИОН, 2001. - 224 с.
2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии. - 2015.- № 2. - С. 153 - 18
3. Бахтин М.М.. Эстетика словесного творчества./ М.М. Бахтин - М, 1979. - с. 76
4. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2014. -№ 3. - С. 12 - 22; № 4. - С. 16 - 20
5. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. - 2006. - № 5. - С. 50-53.
6. Владимирова, Т. Е. Призванные в общение : Русский дискурс в межкультурной коммуникации [Текст] / Т. Е. Владимирова. - М. : Книга, 2007. - 304 с.
7. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе. - 2013.- № 2.- С. 21 -25.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для вузов/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- 2-е изд., испр.-М.:Академия,2015.-333с
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ин-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
10. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М., 2014. -№1.-С. 3-8
11. Грейсер A.B. Тренировочные речевые упражнения. Иностр. яз. в школе, 1963, № 3, с. 81-84.
12. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П.Садохина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 352 с
13. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель - 2014 - №1 - С. 52-5
14. Журавлева В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М. Педагогика, 1990.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - Москва - Воронеж: Российская академия образования - Московский психолого-социальный институт, 2015. - 430с.
16. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 17-2027.
17. Киселёва О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя: Монография - Петропавловск- Камчатский, 2002. - 299с
18. Рогова Г.В., Верищагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 228с.
19. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: Эксмо-пресс,
1999. - 671 с.
20. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для вузов/Я. М. Колкер, Е. С.Устинова, Т. М. Еналиева.-М.:Академия,2015.-259с.
21. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку/А. В. Конышева.-СПб.:КАРО,2015.-207с.
22. Коростелев В.С., Пассов Е.И. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре // ИЯШ. - 2013. - №2.
23. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст]/ В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб. : Питер, 2003.
24. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов / А.А. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
25. Лисицына Т.Н., Федотова М.В. Обучение коммуникативному чтению/ Современные вопросы обучения иностранным языкам в школе: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 220 с.
26. Лоусон Г., Гэррод Д. Социология А-Я: Словарь-справочник. - М.: ФАИР-Пресс, 1999. - 608 с.
27 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2014.—С. 159-172..
28. Матухин Д.Л. Технология формирования критического мышления в обучении иностранным языкам / Вестник ВятГГУ. - №3 (3). - Том 3. Педагогика и психология, 2010. - С. 69-74.
29. Методика обучения иностранным языкам : Методика как наука: Учебное пособие/Сост.: Е. И. Пассов и др.; Под ред. Е. И. Пассова Е. С. Кузнецовой; Метод. школа Пассова.-Воронеж:Интерлингва,2014.- 40с.
30. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей/В. М. Филатов, В. П. Белогрудова, Т. Е.Исаева и др. -Ростов-на-Дону: Феникс,2014-412с.
31. Методика обучения иностранным языкам: Цели обучения иностранным языкам: Учебное пособие/Сост.: Е. И. Пассов, Е. В. Голдина Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой; Метод. школа Пассова.- Воронеж: Интерлингва, 2015.- 40с.
32. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 4. - С. 9 - 15; № 5. - С. 17 - 2
33. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. М., 2014. - № 7. - С. 30 - 36.
34. Митягина, В. А. Социокультурные характеристики коммуникативного действия [Текст] / В. А. Митягина. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 356 с.
35. Нефедова М.А., Лотарева Т.В. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся. // Иностранные языки в школе. № 6, 2014 - С. 87
36. Норман, Б. Ю. Коммуникация без понимания [Текст] / Б. Ю. Норман // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: лингвистика креатива». - 2014. -№ 1. - С. 4-14.
37. Обучение иностранным языкам: Методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов/Отв. ред. М. К. Колкова.-СПб.: КАРО,2014.-310с.
38. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1971.
39. Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. -Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 2013. - №6
40. Пивсаева Т.А. Использование элементов страноведения на уроке- зачете по английскому языку в V классе. // Иностранные языки в школе № 3, 2013 - С. 69
41. Примерные программы по иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2015.- №№ 5,6. - С. 2-30.
42. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2014. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 7). Составители: Е.И. Пассов, Е.А. Морозова.
43. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения ИЯ // ИЯШ. - 2014. - №4.
44. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. - М.: Еврошкола, 2014 - С 6
45. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013 - С. 66
46. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 210с.
47. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. - Киев, 2013. - 190с.
48. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. - 2000. - 262 с.
49. Творческая самореализация личности в контексте профессионально - педагогической культуры. Материалы Всероссийской научно - практической конференции 20-21 ноября 2016 года / Под ред. И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой. - Белгород, 2015. - 120с.
52. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для филолог. фак./Л. В. Щерба;Филолог. фак. СПбГУ.-3-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2014.-148с
53. Learning apps [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://learningapps.org/display?v=p22285em101
54. Learning apps [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://learningapps.org/display?v=p22285em101
55. Palmer H. The Scientific Study and Teaching of Languages. -London: London House, 1926-179 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ