ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НОВЫХ МЕДИА
|
ГЛАВА ПЕРВАЯ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 13
§1.1: Общественное и массовое сознание,
общественное мнение и журналистика 13
§1.2: Массовая информация в сети Интернет и ее особенности 23
§1.3: Приемы воздействия на аудиторию
и конструирования общественного мнения 34
§1.4: Типы Интернет ресурсов, их характеристики и особенности 47
ГЛАВА ВТОРАЯ: ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НОВЫХ МЕДИА
§2.1: Характеристики исследуемых новых медиа 59
§2.2: Коммуникативные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 71
§2.3: Технологические приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 83
§2.4: Концептуальные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список использованных источников и научной литературы
§1.1: Общественное и массовое сознание,
общественное мнение и журналистика 13
§1.2: Массовая информация в сети Интернет и ее особенности 23
§1.3: Приемы воздействия на аудиторию
и конструирования общественного мнения 34
§1.4: Типы Интернет ресурсов, их характеристики и особенности 47
ГЛАВА ВТОРАЯ: ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НОВЫХ МЕДИА
§2.1: Характеристики исследуемых новых медиа 59
§2.2: Коммуникативные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 71
§2.3: Технологические приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 83
§2.4: Концептуальные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список использованных источников и научной литературы
Актуальность темы. Массовая информация с давних времен играет огромную роль в формировании общественного мнения, влияет на жизнь и состояние людей, их поступки и реальность, создаваемую в сознании как индивида, так и целых групп. После вступления в эру информационных технологий значимость информации, особенно массовой, возрастает еще сильнее — информационные войны, конкуренция за внимание аудитории, контроль над информационными ресурсами играют высокую, если не первостепенную, роль для таких сфер как политика, экономика, бизнес, а также для деятельности социальных институтов и не только. Информация как ресурс обусловливает вполне очевидно вытекающие из его ценности конфликты интересов разных сторон, в центре которых оказывается общественность.
«Мысли о войне возникают в умах людей» - как гласит Устав ООН . Определение «информационная война» сложно назвать новым, о нем начинают говорить не только специалисты отдельных профилей наук, но даже обыватели. Информационная война представляет собой «коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями». Впрочем, использование средств массовой информации и распространение контента, нацеленного на достижение определенных целей не всегда является лишь инструментом в информационных войнах - некоторые создатели массовой информации, авторы, любители, обыватели, могут применять те или иные способы воздействия интуитивно, неосознанно, что, при этом, не отменяет последствий злоупотребления приемами или определенными образами.
Приемы формирования общественного мнения являются предметом интереса широкого и достаточно разносортного круга наук и областей — психологии, социологии, журналистики, маркетинга и рекламы, политики, конфликтологии, филологии и пр. Одним из факторов, который волнует исследователей является то, что в процессе сознательного воздействия средства массовой информации и социальные сети могут искажать действительность, порождая некоторые убеждения или ситуации, которые аудитория примет за реальность. Еще в 1928 году Уильям Томас сформулировал теорему, в которой значится, что «если люди определяют ситуации как реальные, то эти ситуации реальны по своим последствиям». 1 Стоит подчеркнуть, что обсуждение ситуаций, их отражение в потоке информации тоже можно считать последствием, даже более доступным и мгновенным.
Люди, чья деятельность связана с информационными технологиями, обращают свое внимание на исследование целевой аудитории и явления фрагментации массовой аудитории, ее ценности, характеристики, особенности поведения. Также на стороне как исследователей, так и заинтересованных лиц, появляются инструменты и технологии мониторинга, позволяющие отследить и систематизировать данные о поведении общества или определенного сегмента общества в деталях, особенно аудитории Интернет сети — из чего следует совершенствование приемов воздействия, их развитие, введение новых или переформатирование старых. Преувеличивать способности, которыми обладают создатели и распространители информации мы, конечно, не будем. Тем не менее, изучать и анализировать то, как меняются (или не меняются) приемы воздействия на аудиторию и формирования общественного мнения используемых новыми медиа, актуально по причине колоссального вовлечения аудитории в пространство глобальной паутины и выход Интернета, как канала получения
информации и познания действительности, на первый план для некоторых групп лиц таких как, например, молодежная аудитория .
Стоит отметить, что источники информационного воздействия на массовую аудитории разбросаны по медиасреде достаточно широко, цели и приемы, которыми они пользуются сильно варьируются, в результате чего конструируемая реальность в разном контенте отличается, иногда кардинально. Появляются новые технологии распространения контента, его проверки, нестандартные формы подачи и привлечения внимания — это толкает создателей публикаций на новые идеи, изменения уже существующих стандартов или шаблонов. В результате, можно обнаружить, что у аудитории определенных средств массовой информации или посетителей конкретных страниц в Интернет сети, складывается разное отношение к жизни, разные потребительские привычки, а также разнящееся видение действительности. В виду интенсивности воздействия информации, поведение и критическая оценка людей также подвергаются изменениям. Это, с одной стороны, может формировать доверие к источнику информации и предрасположенность к определенном приемам предоставления контента, вырабатывать эффект ожидания привычного формата, с другой стороны, при злоупотреблении доверием, массовому тиражированию приемов и схем воздействия, появляется своего рода «иммунитет» к некоторым оборотам и ходам. В некоторых случаях, массмедиа и вовсе теряют доверие к себе и
Л
становятся “врагами” в глазах общества .
В течение достаточно долгого времени предметом исследования становились преимущественно официальные СМИ, которые, при этом, не только имеют формальность в виде регистрации издания, но и рассматривают социальные проблемы и вопросы. И хотя средства массовой информации оказывают титаническое влияние на формирование мнения до сих пор, стремительно увеличивается число людей, получающих информацию из сети Интернет, где доступны как зарегистрированные издания, так и ресурсы, которые не имеют отношения к журналистике — это коммерческий и любительский контент в широком многообразии форматов и тем. Степень вовлечения аудитории во взаимодействие с подобного рода массовой информацией настолько велика (и продолжает расти), что оставлять без внимания новые медиа, а также контент, созданный не профессионалами журналистами, публичные сообщения в социальных сетях, нельзя.
Особенности мышления и внимания аудитории в глобальной сети также являются интересным отличием, которое позволяет говорить о публике нового типа, которая воспринимает информацию, ищет и знакомится с нею несколько иначе, в сравнении с аудиторией традиционных массмедиа. Поэтому мониторинг и анализ существующих приемов воздействия на разных интернет ресурсах на определенную, свойственную для них, аудиторию, изучение новых форматов и форм подачи, работа с контентом, мультимедиа, разметкой позволяют лучше узнать текущее состояние информации в сети Интернет. Можно также говорить о тенденциях, которые могут быть взяты на вооружение не только уже существующими электронными средствами массовой информации и онлайн аналогами газет, ТВ и радио, но, которые, возможно могут быть частично адаптированы изданиями печатного, теле- и радио характера в их традиционном формате.
Потенциально результаты исследования можно использовать, как минимум, в двух направлениях: с одной стороны для противодействия приемам воздействия или их последствиям как на личном, так и более высоком уровне, с другой стороны, для дальнейшего развития данных приемов, использования их в журналистике, рекламе, распространении образовательной, социальной информации и преодолении эмоционального выгорания аудитории. Благодаря изучению приемов, присутствующих в сети на данный момент, можно предположить ценность работы как потенциальной части составления прогноза развития информации в Интернете, анализа ее эволюции в течение каждого периода времени - особенно для менее популярных платформ. Предполагаемые результаты работы также могут быть широко использованы как для дальнейших исследований, так и для применения в научной практике, в том числе для включения в учебный процесс. Также отметим, что все публикации, анализируемые в данной работе, исследуются на оригинальном английском языке, что делает ее результаты еще более значимым вкладом в информационную базу науки, позволяя изучать некоторые уникальные аспекты зарубежных новых медиа, которые могут прижиться и в нашей стране спустя время. Наконец, важной составляющей исследования становится тот факт, что в нем мы обращаем внимание на тексты в СМИ, которое не так часто становятся объектами мониторинга и является уникальным социально-направленным проектом, в также рассматриваем информацию и контент социальных сетей, файлообменников, что попало под прицел исследователей как значимые источники массовой информации не так давно. Также мы, как авторы исследования, предполагаем, что важно рассматривать не только сам контент, публикации, но также и технические инструменты, мультимедиа, формы, типы и особенности обратной связи, а также роль аудитории (сообщества) - как важные составляющие приемов формирования общественного мнения, что порой упускается из внимания при изучение журналистских публикаций.
Таким образом, совокупность перечисленных выше фактов не оставляет сомнений в том, что отслеживание и анализ приемов формирования общественного мнения в сети Интернет является важным и актуальным сегодня исследованием.
Цель работы - выявить и изучить приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
В работе мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть характеристики исследуемых интернет ресурсов, которые оказывают влияние на механизмы создания и распространения массовой информации.
2. Выявить коммуникативные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
3. Определить технологические приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
4. Найти концептуальные приемы формирования общественного мнения в англоязычных нохвых медиа.
Объектом исследования являются англоязычные новые медиа.
Предмет исследования - приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
Эмпирическая база исследования состоит из медиатекстов в открытом доступе, размещаемых в англоязычном пространстве Интернет сети на ресурсах Middle East Eye, YouTube, Facebook. Было изучено 450 материалов на портале Middle East Eye, 230 видеозаписей на YouTube и 80 постов в группах и на страницах в Facebook.
Хронология исследования: 1 января 2015 года - 20 ноября 2018 года.
Методология исследования: Мониторинг применялся в данной работе для определения часто используемых приемов воздействия на аудиторию в англоязычных интернет ресурсах.
Содержательный анализ применялся нами с целью выявления коммуникативных приемов воздействия, которые присутствуют в материалах.
Лексико-стилистический анализ был использован для дачи жанровой характеристики рассмотренным сообщениям для последующего выявления жанровых приемов формирования мнения.
Метод кейс-стади применялся для выборки отдельно взятых материалов, в которых были выявлены приемы формирования общественного мнения. При этом, в исследовании была использована выборка контента на основании его популярности в рамках платформы.
Степень изученности темы: мифы и стереотипы как отдельные приемы формирования общественного мнения разрабатывал С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляций сознанием». Однако данный автор проводит исследование, главным образом, на основе истории, обращаясь к опыту прошлого. Более того, им рассматриваются в большей степени результаты формирования общественного мнения, нежели сами приемы. И важно отметить, что средства массовой информации как источники мифотворчества и создания стереотипов рассматриваются им в меньшей степени.
Alice Marwick and Rebecca Lewis рассматривают приемы формирования общественного мнения, дезинформации и манипуляции в онлайн пространстве. Данные авторы изучают все типы онлайн платформ, не фокусируясь лишь на новых медиа — под их внимание попадает блогосфера, микроблоги, и их во многом интересуют не только сами приемы воздействия, сколько типы пользователей и манипуляторов в сети, их мотивация, а также сформировавшиеся Интернет субкультуры. При этом, перечисленные явления разрабатываются в большей степени с точки зрения социологии.
Давлетшина С.Р. исследует жанры, которые формируются в новых медиа. Преимущественно темой для данного автора становятся именно особенности и характеристики новых медиа в целом, вне контекста приемов формирования общественного мнения, однако затрагиваемые в работе тезисы напрямую относятся к тому, в каком виде предстают приемы традиционной журналистики и как они видоизменяются.
Помимо перечисленных исследователей, увеличивается количество научных работ, ставящих своей целью исследование социальных сетей как источников массовой информации, а также приемов воздействия на аудиторию в новых медиа и новых жанров.
Новизна исследования заключается, во-первых, в выборе исследуемых нами ресурсов: социальные сети и видеохостинги до сих пор не признаются некоторыми российскими исследователями как медиа, достойные внимания в контексте журналистской науки. Онлайн издание Middle East Eye стоит также выделить отдельно, поскольку, оно почти не является объектом исследования ввиду своей относительной “молодости” (существует с 2014 года) и неизвестности, особенно в русском сегменте сети Интернет.
Во-вторых, новизна работы выражается в том, что мы затрагиваем не только приемы, которые используют сами создатели контента, но и роль сообщества в формировании мнения аудитории, а также повестки дня на данных ресурсах, форматах, жанрах и даже средствах изложения информации.
В-третьих, англоязычный сегмент сети Интернет исследуется в России реже, чем русскоязычный.
Наконец, помимо материалов, посвященных общественно значимым событиям или проблемам, политическим или социальным вопросам, мы затрагиваем и контент, направленный на предоставление в той или иной мере обучающей и познавательной информации, развлекательной и специализированной. Каналы распространения массовой информации, которые концентрируются на узкой тематике иногда остаются без внимания, хотя они для некоторых категории общественности конкурируют с общенаправленными медиа за право на установку повестки дня, формирование круга значимых социальных проблем, и, что важнее, порой используют достаточно интересные и смелые приемы формирования мнений, которые реже встречаются в средствах массовой информации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования для преподавания журналистики и массовых коммуникаций в учебных заведениях, знакомства с особенностями и развитием новых медиа. Также данная работа может служить иным исследованиям по новым медиа и приемам воздействия на общественное мнение, дополняя и углубляя их.
Практическая значимость исследования представляется в том, что, во- первых, приемы, выявленные нами, могут быть адаптированы средствами массовой информации как в сети Интернет, так и за ее пределами, а также их можно применять для русскоязычного сегмента глобальной паутины (с некоторыми изменениями под особенности аудитории).
Во-вторых, выявление приемов воздействия на общественное мнение позволяет, наоборот, использовать полученные знания для снижения негативных эффектов такого воздействия или противостояния ему.
Структура работы:
В первой главе нашей работы мы анализируем понятие «общественное мнение», а также рассматриваем, какими приемами можно осуществлять его формирование. Также мы обращаемся к точкам зрения ученых на Интернет издания как массмедиа и останавливаемся подробнее на том, какие типы ресурсов бывают и что характерно для них.
Параграф 1.1 направлен на изучение взаимодействия и взаимосвязи общественного сознания, общественного мнения и средств массовой информации.
Параграф 1.2 включает в себя выявление особенностей массовой информации в сети Интернет.
Параграф 1.3 направлен на рассмотрение существующих способов манипуляции сознанием и пропаганды.
Параграф 1.4 представляет собою классификацию Интернет ресурсов и рассмотрение их ключевых характеристик и целей.
Вторая глава работы посвящена непосредственно приемам формирования общественного мнения, которые используются новыми медиа в англоязычном сегменте Интернет сети.
В параграфе 2.1 мы выявляем особенности и характеристики медиа, которые мы исследовали, дает понимание их функциональных возможностей, тематики.
Параграф 2.2 посвящен коммуникативным приемам формирования общественного мнения, которые мы выявили в исследуемых медиа.
В параграфе 2.3 мы анализируем технологические приемы воздействия на ресурсах, ставших предметом нашего научного интереса.
Параграф 2.4 содержит в себе обзор концептуальных приемов формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
«Мысли о войне возникают в умах людей» - как гласит Устав ООН . Определение «информационная война» сложно назвать новым, о нем начинают говорить не только специалисты отдельных профилей наук, но даже обыватели. Информационная война представляет собой «коммуникативную технологию по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями». Впрочем, использование средств массовой информации и распространение контента, нацеленного на достижение определенных целей не всегда является лишь инструментом в информационных войнах - некоторые создатели массовой информации, авторы, любители, обыватели, могут применять те или иные способы воздействия интуитивно, неосознанно, что, при этом, не отменяет последствий злоупотребления приемами или определенными образами.
Приемы формирования общественного мнения являются предметом интереса широкого и достаточно разносортного круга наук и областей — психологии, социологии, журналистики, маркетинга и рекламы, политики, конфликтологии, филологии и пр. Одним из факторов, который волнует исследователей является то, что в процессе сознательного воздействия средства массовой информации и социальные сети могут искажать действительность, порождая некоторые убеждения или ситуации, которые аудитория примет за реальность. Еще в 1928 году Уильям Томас сформулировал теорему, в которой значится, что «если люди определяют ситуации как реальные, то эти ситуации реальны по своим последствиям». 1 Стоит подчеркнуть, что обсуждение ситуаций, их отражение в потоке информации тоже можно считать последствием, даже более доступным и мгновенным.
Люди, чья деятельность связана с информационными технологиями, обращают свое внимание на исследование целевой аудитории и явления фрагментации массовой аудитории, ее ценности, характеристики, особенности поведения. Также на стороне как исследователей, так и заинтересованных лиц, появляются инструменты и технологии мониторинга, позволяющие отследить и систематизировать данные о поведении общества или определенного сегмента общества в деталях, особенно аудитории Интернет сети — из чего следует совершенствование приемов воздействия, их развитие, введение новых или переформатирование старых. Преувеличивать способности, которыми обладают создатели и распространители информации мы, конечно, не будем. Тем не менее, изучать и анализировать то, как меняются (или не меняются) приемы воздействия на аудиторию и формирования общественного мнения используемых новыми медиа, актуально по причине колоссального вовлечения аудитории в пространство глобальной паутины и выход Интернета, как канала получения
информации и познания действительности, на первый план для некоторых групп лиц таких как, например, молодежная аудитория .
Стоит отметить, что источники информационного воздействия на массовую аудитории разбросаны по медиасреде достаточно широко, цели и приемы, которыми они пользуются сильно варьируются, в результате чего конструируемая реальность в разном контенте отличается, иногда кардинально. Появляются новые технологии распространения контента, его проверки, нестандартные формы подачи и привлечения внимания — это толкает создателей публикаций на новые идеи, изменения уже существующих стандартов или шаблонов. В результате, можно обнаружить, что у аудитории определенных средств массовой информации или посетителей конкретных страниц в Интернет сети, складывается разное отношение к жизни, разные потребительские привычки, а также разнящееся видение действительности. В виду интенсивности воздействия информации, поведение и критическая оценка людей также подвергаются изменениям. Это, с одной стороны, может формировать доверие к источнику информации и предрасположенность к определенном приемам предоставления контента, вырабатывать эффект ожидания привычного формата, с другой стороны, при злоупотреблении доверием, массовому тиражированию приемов и схем воздействия, появляется своего рода «иммунитет» к некоторым оборотам и ходам. В некоторых случаях, массмедиа и вовсе теряют доверие к себе и
Л
становятся “врагами” в глазах общества .
В течение достаточно долгого времени предметом исследования становились преимущественно официальные СМИ, которые, при этом, не только имеют формальность в виде регистрации издания, но и рассматривают социальные проблемы и вопросы. И хотя средства массовой информации оказывают титаническое влияние на формирование мнения до сих пор, стремительно увеличивается число людей, получающих информацию из сети Интернет, где доступны как зарегистрированные издания, так и ресурсы, которые не имеют отношения к журналистике — это коммерческий и любительский контент в широком многообразии форматов и тем. Степень вовлечения аудитории во взаимодействие с подобного рода массовой информацией настолько велика (и продолжает расти), что оставлять без внимания новые медиа, а также контент, созданный не профессионалами журналистами, публичные сообщения в социальных сетях, нельзя.
Особенности мышления и внимания аудитории в глобальной сети также являются интересным отличием, которое позволяет говорить о публике нового типа, которая воспринимает информацию, ищет и знакомится с нею несколько иначе, в сравнении с аудиторией традиционных массмедиа. Поэтому мониторинг и анализ существующих приемов воздействия на разных интернет ресурсах на определенную, свойственную для них, аудиторию, изучение новых форматов и форм подачи, работа с контентом, мультимедиа, разметкой позволяют лучше узнать текущее состояние информации в сети Интернет. Можно также говорить о тенденциях, которые могут быть взяты на вооружение не только уже существующими электронными средствами массовой информации и онлайн аналогами газет, ТВ и радио, но, которые, возможно могут быть частично адаптированы изданиями печатного, теле- и радио характера в их традиционном формате.
Потенциально результаты исследования можно использовать, как минимум, в двух направлениях: с одной стороны для противодействия приемам воздействия или их последствиям как на личном, так и более высоком уровне, с другой стороны, для дальнейшего развития данных приемов, использования их в журналистике, рекламе, распространении образовательной, социальной информации и преодолении эмоционального выгорания аудитории. Благодаря изучению приемов, присутствующих в сети на данный момент, можно предположить ценность работы как потенциальной части составления прогноза развития информации в Интернете, анализа ее эволюции в течение каждого периода времени - особенно для менее популярных платформ. Предполагаемые результаты работы также могут быть широко использованы как для дальнейших исследований, так и для применения в научной практике, в том числе для включения в учебный процесс. Также отметим, что все публикации, анализируемые в данной работе, исследуются на оригинальном английском языке, что делает ее результаты еще более значимым вкладом в информационную базу науки, позволяя изучать некоторые уникальные аспекты зарубежных новых медиа, которые могут прижиться и в нашей стране спустя время. Наконец, важной составляющей исследования становится тот факт, что в нем мы обращаем внимание на тексты в СМИ, которое не так часто становятся объектами мониторинга и является уникальным социально-направленным проектом, в также рассматриваем информацию и контент социальных сетей, файлообменников, что попало под прицел исследователей как значимые источники массовой информации не так давно. Также мы, как авторы исследования, предполагаем, что важно рассматривать не только сам контент, публикации, но также и технические инструменты, мультимедиа, формы, типы и особенности обратной связи, а также роль аудитории (сообщества) - как важные составляющие приемов формирования общественного мнения, что порой упускается из внимания при изучение журналистских публикаций.
Таким образом, совокупность перечисленных выше фактов не оставляет сомнений в том, что отслеживание и анализ приемов формирования общественного мнения в сети Интернет является важным и актуальным сегодня исследованием.
Цель работы - выявить и изучить приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
В работе мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть характеристики исследуемых интернет ресурсов, которые оказывают влияние на механизмы создания и распространения массовой информации.
2. Выявить коммуникативные приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
3. Определить технологические приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
4. Найти концептуальные приемы формирования общественного мнения в англоязычных нохвых медиа.
Объектом исследования являются англоязычные новые медиа.
Предмет исследования - приемы формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
Эмпирическая база исследования состоит из медиатекстов в открытом доступе, размещаемых в англоязычном пространстве Интернет сети на ресурсах Middle East Eye, YouTube, Facebook. Было изучено 450 материалов на портале Middle East Eye, 230 видеозаписей на YouTube и 80 постов в группах и на страницах в Facebook.
Хронология исследования: 1 января 2015 года - 20 ноября 2018 года.
Методология исследования: Мониторинг применялся в данной работе для определения часто используемых приемов воздействия на аудиторию в англоязычных интернет ресурсах.
Содержательный анализ применялся нами с целью выявления коммуникативных приемов воздействия, которые присутствуют в материалах.
Лексико-стилистический анализ был использован для дачи жанровой характеристики рассмотренным сообщениям для последующего выявления жанровых приемов формирования мнения.
Метод кейс-стади применялся для выборки отдельно взятых материалов, в которых были выявлены приемы формирования общественного мнения. При этом, в исследовании была использована выборка контента на основании его популярности в рамках платформы.
Степень изученности темы: мифы и стереотипы как отдельные приемы формирования общественного мнения разрабатывал С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляций сознанием». Однако данный автор проводит исследование, главным образом, на основе истории, обращаясь к опыту прошлого. Более того, им рассматриваются в большей степени результаты формирования общественного мнения, нежели сами приемы. И важно отметить, что средства массовой информации как источники мифотворчества и создания стереотипов рассматриваются им в меньшей степени.
Alice Marwick and Rebecca Lewis рассматривают приемы формирования общественного мнения, дезинформации и манипуляции в онлайн пространстве. Данные авторы изучают все типы онлайн платформ, не фокусируясь лишь на новых медиа — под их внимание попадает блогосфера, микроблоги, и их во многом интересуют не только сами приемы воздействия, сколько типы пользователей и манипуляторов в сети, их мотивация, а также сформировавшиеся Интернет субкультуры. При этом, перечисленные явления разрабатываются в большей степени с точки зрения социологии.
Давлетшина С.Р. исследует жанры, которые формируются в новых медиа. Преимущественно темой для данного автора становятся именно особенности и характеристики новых медиа в целом, вне контекста приемов формирования общественного мнения, однако затрагиваемые в работе тезисы напрямую относятся к тому, в каком виде предстают приемы традиционной журналистики и как они видоизменяются.
Помимо перечисленных исследователей, увеличивается количество научных работ, ставящих своей целью исследование социальных сетей как источников массовой информации, а также приемов воздействия на аудиторию в новых медиа и новых жанров.
Новизна исследования заключается, во-первых, в выборе исследуемых нами ресурсов: социальные сети и видеохостинги до сих пор не признаются некоторыми российскими исследователями как медиа, достойные внимания в контексте журналистской науки. Онлайн издание Middle East Eye стоит также выделить отдельно, поскольку, оно почти не является объектом исследования ввиду своей относительной “молодости” (существует с 2014 года) и неизвестности, особенно в русском сегменте сети Интернет.
Во-вторых, новизна работы выражается в том, что мы затрагиваем не только приемы, которые используют сами создатели контента, но и роль сообщества в формировании мнения аудитории, а также повестки дня на данных ресурсах, форматах, жанрах и даже средствах изложения информации.
В-третьих, англоязычный сегмент сети Интернет исследуется в России реже, чем русскоязычный.
Наконец, помимо материалов, посвященных общественно значимым событиям или проблемам, политическим или социальным вопросам, мы затрагиваем и контент, направленный на предоставление в той или иной мере обучающей и познавательной информации, развлекательной и специализированной. Каналы распространения массовой информации, которые концентрируются на узкой тематике иногда остаются без внимания, хотя они для некоторых категории общественности конкурируют с общенаправленными медиа за право на установку повестки дня, формирование круга значимых социальных проблем, и, что важнее, порой используют достаточно интересные и смелые приемы формирования мнений, которые реже встречаются в средствах массовой информации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в возможности использования результатов исследования для преподавания журналистики и массовых коммуникаций в учебных заведениях, знакомства с особенностями и развитием новых медиа. Также данная работа может служить иным исследованиям по новым медиа и приемам воздействия на общественное мнение, дополняя и углубляя их.
Практическая значимость исследования представляется в том, что, во- первых, приемы, выявленные нами, могут быть адаптированы средствами массовой информации как в сети Интернет, так и за ее пределами, а также их можно применять для русскоязычного сегмента глобальной паутины (с некоторыми изменениями под особенности аудитории).
Во-вторых, выявление приемов воздействия на общественное мнение позволяет, наоборот, использовать полученные знания для снижения негативных эффектов такого воздействия или противостояния ему.
Структура работы:
В первой главе нашей работы мы анализируем понятие «общественное мнение», а также рассматриваем, какими приемами можно осуществлять его формирование. Также мы обращаемся к точкам зрения ученых на Интернет издания как массмедиа и останавливаемся подробнее на том, какие типы ресурсов бывают и что характерно для них.
Параграф 1.1 направлен на изучение взаимодействия и взаимосвязи общественного сознания, общественного мнения и средств массовой информации.
Параграф 1.2 включает в себя выявление особенностей массовой информации в сети Интернет.
Параграф 1.3 направлен на рассмотрение существующих способов манипуляции сознанием и пропаганды.
Параграф 1.4 представляет собою классификацию Интернет ресурсов и рассмотрение их ключевых характеристик и целей.
Вторая глава работы посвящена непосредственно приемам формирования общественного мнения, которые используются новыми медиа в англоязычном сегменте Интернет сети.
В параграфе 2.1 мы выявляем особенности и характеристики медиа, которые мы исследовали, дает понимание их функциональных возможностей, тематики.
Параграф 2.2 посвящен коммуникативным приемам формирования общественного мнения, которые мы выявили в исследуемых медиа.
В параграфе 2.3 мы анализируем технологические приемы воздействия на ресурсах, ставших предметом нашего научного интереса.
Параграф 2.4 содержит в себе обзор концептуальных приемов формирования общественного мнения в англоязычных новых медиа.
По мере нашего исследования, нам удалось выявить ряд приемов формирования общественного мнения, которые используются англоязычными новыми медиа. Стоит отметить, что при изучении массмедиа в Интернете достаточно сложно рассмотреть весь спектр приемов и особенностей, которые применяются авторами, особенно учитывая высокий объем новых технических возможностей, которыми обладают новые медиа, их конвергентность и подвижность, а также тот факт, что процесс видоизменения новых медиа активно происходит в реальном времени.
Мы также принимаем во внимание, что некоторые платформы, рассмотренные в работе, представляют собою большой пласт более мелких массмедиа, которые уживаются в рамках одного ресурса и имеют общности, в основном, зависимые от особенностей работы платформы. Некоторые приемы, которые встречаются в новых медиа, не являющихся официально зарегистрированными средствами массовой информации, существуют лишь на том основании, что данный контент сложен в регулировании с точки зрения закона и этики, что и вызывает определенные тенденции в том, как приемы формирования общественного мнения выглядят и работают в рамках Интернет сети.
Собирая воедино все аспекты нашего анализа, мы решили поставленные перед нами задачи и пришли к следующим выводам:
1. Технологические и технические факторы оказывают сильное влияние на то, как приемы формирования общественного мнения существуют на пространстве глобальной сети, изучение массовой информации и анализ приемов, которые используются авторами, невозможны в отрыве от конкретных платформ или механизмов. Некоторые из их видоизменений и характеристик обоснованы тем, что платформы, на которых они применяются, имеют специфические правила и методы ранжирования и распространения контента. В виду этого, массмедиа и авторы медиатекстов вынуждены подстраиваться под законы работы машин и людей, устанавливающих порядки внутри ресурса. В этом ключе стоит подчеркнуть, что изменения в работе этих механизмов проистекают на постоянной основе, что продолжает развитие и трансформацию приемов воздействия, вызывает широкое распространение одних и снижение частоты использования других приемов.
Также важно учитывать специализацию ресурсов и их статус: в случаях с сайтами, имеющими регистрацию в качестве средства массовой информации, заметно более осторожное использование приемов формирования общественного мнения, такие неэтичные и противоречивые приемы как, например, использование недостоверных фактов не используются - в отдельных случаях можно встретить включение в публикации слухов, однако, при этом, авторы чаще всего, что они являются лишь гипотезами или мнениями очевидцев. В то же время, в случае с социальными сетями или YouTube можно встретить разнообразие приемов формирования общественного мнения - вновь в зависимости от того, как канал или страница позиционируют себя, какие авторы за ними стоят и на какую публику ведется работа. При этом, мимолетность информации, ее ограниченное время появление в ленте пользователя и случайный характер внимания аудитории к контенту, провоцируют авторов использовать более агрессивные приемы формирования общественного мнения, которые в случае с официальными СМИ могут осуждаться профессиональным сообществом. Творчество авторов в социальных сетях и на YouTube, тем не менее, может быть ограничено в выборе заголовков и форматов - перед распространителем информации встает необходимость применять некоторые шаблоны и фреймы попросту для того, чтобы контент был виден аудитории, а не затерялся в подвалах лент пользователей, будучи низко ранжированным искусственным интеллектом.
Данная черта особенно характерна для коммуникативных приемов формирования общественного мнения - в новых медиа можно говорить о большей близости к аудитории, однако в корне такие приемы как демонизация, подтасовка карт, ссылка на экспертов и другие, широко распространены и в газетах, телевидении, радио.
Стоит отметить, что некоторые коммуникативные приемы формирования общественного мнения, могут выбираться не самим автором, а скорее аудиторией, которая в новых медиа, особенно социальных сетях, имеет высокую степень влияния на контент и его подачу. Например, «разговор на равных», повествование от первого лица, которые доминируют на YouTube, лучше оцениваются зрителями, а потому авторы, которые, возможно, и хотят предоставлять информацию более обособленно от своей персоны, вынуждены выбирать между более высокими рейтингами и свободой творчества. Аудитория часто сама провоцирует использование подобного приема, выпрашивая авторов выпустить определенный контент (Например, storytime, Q&A). , а также контактируя с ними в социальных сетях.
2. Среди коммуникативных приемов формирования общественного мнения было выявлено активное использование противопоставления “свой- чужой”, демонизации, дезинформации (доходящей в крайней степени до кликбейта), воздействие на эмоции аудитории различными методами, нагнетание атмосферы, игра в простонародность, воззвание к чувству общности людей, призывы к действию, использование слухов и домыслов, навешивание ярлыков, троллинг, фрейминг, смещение акцентов.
Стоит отметить, что приемы формирования общественного мнения, как правило, комбинируются и работают сообща на конечную цель материала - в контенте чаще всего встречается использование одного и того же приема (по своей сути) на уровне текста, концепции материала и мультимедиа (или интерактива), что увеличивает эффективность применения этого приема.
3. С точки зрения непосредственно технологических приемов формирования общественного мнения, высокая роль начинает уделяться качеству изображений и звуков - и не только с эстетической точки зрения, но и по причине недоверия аудитории к нечетким записям. Например, обрывистые телефонные разговоры, приводимые в качестве доказательств позиции автора, могут быть восприняты как смонтированный материал. Изображения, выглядящие нереалистично, могут быть отмечены аудиторией как «фотошоп» (т.е. отредактированное, измененное изображение), что также вызывает сомнения. Помимо роста требований к качеству, важно сказать о том, что технологические приемы сохраняют свою направленность на эмоции аудитории. В случаях с видео могут использоваться новые техники съемки и записи звука для создания эффекта погружения зрителя в сюжет, на уровне закадрового текста или подкаста, автор повествует эмоционально, расставляя интонационные акценты и междометия. Как ни странно, посторонние звуки (шум из комнаты, соседней с той, в которой происходит запись блога) в видеороликах зрителями некоторых каналов воспринимаются положительно, как и посторонние объекты в кадре (Например, к вещающему автору прибегает собака).
Монтаж видео приобретает в новых медиа особый характер - часто он может включать в себя хаотичную смену кадров, встраивание в ролик не относящихся к теме напрямую изображений, сцен и мемов. При этом, авторы следят за длиной видео и его оформлением - рекомендации по этим показателям меняются с течением времени и сильно зависят от смен механизмов и правил платформ. Свобода в выборе некоторых элементов видео ограничена для автора не только законами и этикой, но и распорядками конкретного ресурса. Например, если журналисты традиционных СМИ, имеют право использовать чужой контент с целью освещения социальной проблемы, то авторы на YouTube не имеют права включать в свои ролики видеозаписи длиной свыше 30 секунд, вне зависимости от причин - в таких случаях платформа может автоматически распознать заимствование и сама предложить автору ролика-оригинала забрать себе заработок с ролика и/или убрать контент с платформы. Для некоторых авторов это становится одной из причин применения «рваного» монтажа или замены видеоряда на аудио или текст - чтобы разбить длинный сюжет другого автора, который они хотят продемонстрировать аудитории, на мелкие эпизоды для обхода механизма поиска совпадений.
5. Среди концептуальных приемов формирования общественного мнения, которые были исследованы в источниках, наиболее часто встречается фрейминг через ограничение круга проблем, которые поднимаются определенным новым медиаканалом. Он может быть многоуровневым, начинаясь от выбора узкой тематики канала распространения информации, и продолжаясь на уровне ранжирования контента внутри канала в определенной иерархии, заканчиваясь фильтрацией наполнения конкретного материала с нужными акцентами и упущением из внимания невыгодный стороны вопроса.
6. В новых медиа, которые функционируют в рамках социальных сетей или YouTube было выявлено большее количество приемов воздействия, равно как и их большая интенсивность, что может объясняться частичной свободой авторов таких материалов от журналистской этики, профессионального коллектива и политики издания, устанавливаемой извне.
В то же время, аудитория приобретает гораздо большую силу влияние на формирование как повестки дня на канале, так и на выбор форматов и иногда языка материалов.
Мы также принимаем во внимание, что некоторые платформы, рассмотренные в работе, представляют собою большой пласт более мелких массмедиа, которые уживаются в рамках одного ресурса и имеют общности, в основном, зависимые от особенностей работы платформы. Некоторые приемы, которые встречаются в новых медиа, не являющихся официально зарегистрированными средствами массовой информации, существуют лишь на том основании, что данный контент сложен в регулировании с точки зрения закона и этики, что и вызывает определенные тенденции в том, как приемы формирования общественного мнения выглядят и работают в рамках Интернет сети.
Собирая воедино все аспекты нашего анализа, мы решили поставленные перед нами задачи и пришли к следующим выводам:
1. Технологические и технические факторы оказывают сильное влияние на то, как приемы формирования общественного мнения существуют на пространстве глобальной сети, изучение массовой информации и анализ приемов, которые используются авторами, невозможны в отрыве от конкретных платформ или механизмов. Некоторые из их видоизменений и характеристик обоснованы тем, что платформы, на которых они применяются, имеют специфические правила и методы ранжирования и распространения контента. В виду этого, массмедиа и авторы медиатекстов вынуждены подстраиваться под законы работы машин и людей, устанавливающих порядки внутри ресурса. В этом ключе стоит подчеркнуть, что изменения в работе этих механизмов проистекают на постоянной основе, что продолжает развитие и трансформацию приемов воздействия, вызывает широкое распространение одних и снижение частоты использования других приемов.
Также важно учитывать специализацию ресурсов и их статус: в случаях с сайтами, имеющими регистрацию в качестве средства массовой информации, заметно более осторожное использование приемов формирования общественного мнения, такие неэтичные и противоречивые приемы как, например, использование недостоверных фактов не используются - в отдельных случаях можно встретить включение в публикации слухов, однако, при этом, авторы чаще всего, что они являются лишь гипотезами или мнениями очевидцев. В то же время, в случае с социальными сетями или YouTube можно встретить разнообразие приемов формирования общественного мнения - вновь в зависимости от того, как канал или страница позиционируют себя, какие авторы за ними стоят и на какую публику ведется работа. При этом, мимолетность информации, ее ограниченное время появление в ленте пользователя и случайный характер внимания аудитории к контенту, провоцируют авторов использовать более агрессивные приемы формирования общественного мнения, которые в случае с официальными СМИ могут осуждаться профессиональным сообществом. Творчество авторов в социальных сетях и на YouTube, тем не менее, может быть ограничено в выборе заголовков и форматов - перед распространителем информации встает необходимость применять некоторые шаблоны и фреймы попросту для того, чтобы контент был виден аудитории, а не затерялся в подвалах лент пользователей, будучи низко ранжированным искусственным интеллектом.
Данная черта особенно характерна для коммуникативных приемов формирования общественного мнения - в новых медиа можно говорить о большей близости к аудитории, однако в корне такие приемы как демонизация, подтасовка карт, ссылка на экспертов и другие, широко распространены и в газетах, телевидении, радио.
Стоит отметить, что некоторые коммуникативные приемы формирования общественного мнения, могут выбираться не самим автором, а скорее аудиторией, которая в новых медиа, особенно социальных сетях, имеет высокую степень влияния на контент и его подачу. Например, «разговор на равных», повествование от первого лица, которые доминируют на YouTube, лучше оцениваются зрителями, а потому авторы, которые, возможно, и хотят предоставлять информацию более обособленно от своей персоны, вынуждены выбирать между более высокими рейтингами и свободой творчества. Аудитория часто сама провоцирует использование подобного приема, выпрашивая авторов выпустить определенный контент (Например, storytime, Q&A). , а также контактируя с ними в социальных сетях.
2. Среди коммуникативных приемов формирования общественного мнения было выявлено активное использование противопоставления “свой- чужой”, демонизации, дезинформации (доходящей в крайней степени до кликбейта), воздействие на эмоции аудитории различными методами, нагнетание атмосферы, игра в простонародность, воззвание к чувству общности людей, призывы к действию, использование слухов и домыслов, навешивание ярлыков, троллинг, фрейминг, смещение акцентов.
Стоит отметить, что приемы формирования общественного мнения, как правило, комбинируются и работают сообща на конечную цель материала - в контенте чаще всего встречается использование одного и того же приема (по своей сути) на уровне текста, концепции материала и мультимедиа (или интерактива), что увеличивает эффективность применения этого приема.
3. С точки зрения непосредственно технологических приемов формирования общественного мнения, высокая роль начинает уделяться качеству изображений и звуков - и не только с эстетической точки зрения, но и по причине недоверия аудитории к нечетким записям. Например, обрывистые телефонные разговоры, приводимые в качестве доказательств позиции автора, могут быть восприняты как смонтированный материал. Изображения, выглядящие нереалистично, могут быть отмечены аудиторией как «фотошоп» (т.е. отредактированное, измененное изображение), что также вызывает сомнения. Помимо роста требований к качеству, важно сказать о том, что технологические приемы сохраняют свою направленность на эмоции аудитории. В случаях с видео могут использоваться новые техники съемки и записи звука для создания эффекта погружения зрителя в сюжет, на уровне закадрового текста или подкаста, автор повествует эмоционально, расставляя интонационные акценты и междометия. Как ни странно, посторонние звуки (шум из комнаты, соседней с той, в которой происходит запись блога) в видеороликах зрителями некоторых каналов воспринимаются положительно, как и посторонние объекты в кадре (Например, к вещающему автору прибегает собака).
Монтаж видео приобретает в новых медиа особый характер - часто он может включать в себя хаотичную смену кадров, встраивание в ролик не относящихся к теме напрямую изображений, сцен и мемов. При этом, авторы следят за длиной видео и его оформлением - рекомендации по этим показателям меняются с течением времени и сильно зависят от смен механизмов и правил платформ. Свобода в выборе некоторых элементов видео ограничена для автора не только законами и этикой, но и распорядками конкретного ресурса. Например, если журналисты традиционных СМИ, имеют право использовать чужой контент с целью освещения социальной проблемы, то авторы на YouTube не имеют права включать в свои ролики видеозаписи длиной свыше 30 секунд, вне зависимости от причин - в таких случаях платформа может автоматически распознать заимствование и сама предложить автору ролика-оригинала забрать себе заработок с ролика и/или убрать контент с платформы. Для некоторых авторов это становится одной из причин применения «рваного» монтажа или замены видеоряда на аудио или текст - чтобы разбить длинный сюжет другого автора, который они хотят продемонстрировать аудитории, на мелкие эпизоды для обхода механизма поиска совпадений.
5. Среди концептуальных приемов формирования общественного мнения, которые были исследованы в источниках, наиболее часто встречается фрейминг через ограничение круга проблем, которые поднимаются определенным новым медиаканалом. Он может быть многоуровневым, начинаясь от выбора узкой тематики канала распространения информации, и продолжаясь на уровне ранжирования контента внутри канала в определенной иерархии, заканчиваясь фильтрацией наполнения конкретного материала с нужными акцентами и упущением из внимания невыгодный стороны вопроса.
6. В новых медиа, которые функционируют в рамках социальных сетей или YouTube было выявлено большее количество приемов воздействия, равно как и их большая интенсивность, что может объясняться частичной свободой авторов таких материалов от журналистской этики, профессионального коллектива и политики издания, устанавливаемой извне.
В то же время, аудитория приобретает гораздо большую силу влияние на формирование как повестки дня на канале, так и на выбор форматов и иногда языка материалов.
Подобные работы
- МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ BBCИ EL PAIS)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПОСТПРАВДА КАК ВЕДУЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СТАТЬЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Манипулятивные технологии в спортивных новых медиа США и России (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ
В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Роль массмедиа в формировании и разрушении стереотипов: российский и зарубежный опыт
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Контекстуально трансформированные фразеологические единицы как средство создания образа женщины-политика в англоязычной прессе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Спиндокторинг как современная PR-технология органов исполнительной власти
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция внешнеполитического имиджа Российской Федерации (1991-2018)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019



