Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательный потенциал современной детской литературы

Работа №48527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования воспитательного потенциала современной детской литературы 6
1.1. Виды современной детской литературы и ее возрастная периодизация 6
1.2. Воспитательный потенциал детской литературы 18
1.3. Особенности современной детской литературы 34
Глава 2. Анализ произведений современной детской литературы с точки зрения воспитательного потенциала 38
2.1. Сказка Д. Ахметшина «Про волчонка, который подружился с мальчиком» 38
2.2. Рассказ Н. Назаркина «Про рыбалку» 44
2.3. Стихотворения А. Гиваргизова 50
2.4. Повесть Д. Сабитовой «Где нет зимы» 55
Заключение 62
Список использованной литературы

В настоящее время мы живем в быстроменяющимся мире, в котором становится все больше противоречий, возникающих у людей. Начавшийся с конца двадцатого столетия и существующий по сей день вакуум бездуховности ведет к неправильному пониманию добра и зла у подрастающего поколения, что приводит все общество к моральной деградации.
Несмотря на все сложности и те противоречия, которые преподносит нам современный мир, человек сохранит в себе человека, если будет воспитываться и жить по законам нравственным.
Воспитание рассматривается современными исследователями как формирование с целью сознания, развития нравственных чувств и выработки нравственного поведения.
Повышенного внимания в настоящее время требует интерес детей к книгам. Интерес снизился в связи с расширением информационных технологий, таких как аудио-, видеопродукции, в которые вложен коммерческо-развлекательный смысл, не содержащий никакой воспитательной значимости и не требующий каких-либо умственных усилий для их восприятия. Все это привело к низкому уровню развития речи, коммуникации, мышления.
Еще в 2002 году, когда не было все настолько компьютеризировано, социологический опрос показал, что книга уже не интересна ребенку - интерес проявляется к телевизору и компьютеру. С самого раннего возраста, детям начинают читать сказки не из бумажных изданий, а из различных гаджетов, тем самым даже не дают детям понятия о том, что существуют книги с множеством изображений и духовной ценностью.
Детские книги - это духовное богатство, которое создал человек на пути к прогрессу. Современная детская литература это неотъемлемая часть общей литературы, которая помогает в становлении личности ребенка.
Актуальность исследования определена ролью современной детской литературы в развитии личности ребенка.
Чтение - самый естественный способ узнавания мира и человека, путешествия во времени и пространстве, знакомство с тем, что недоступно ему в реальной действительности. Ребёнок ставит себя на место героев, проживает их жизнь и знакомится с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов
Целью данного исследования является анализ воспитательного потенциала отдельных произведений современной детской литературы.
Объектом исследования являются произведения: сказка Д. Ахметшина «Про волчонка, который подружился с мальчиком», рассказ Н. Назаркина «Про рыбалку», стихотворения А. Гиваргизова, повесть Д. Сабитовой «Где нет зимы». Выбор именно этих авторов обусловлен тем, что их имена приведены в примерной основной образовательной программе основного общего образования в разделе «Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий» [29].
Предметом исследования является воспитательный потенциал этих произведений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение видов современной детской литературы;
- ознакомление с возрастной периодизацией современной детской литературы;
- изучение теоретических аспектов воспитательного потенциала современной детской литературы;
- обоснование выбора современной детской литературы для практического исследования;
- оценка воспитательного потенциала современной детской литературы.
Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам использования воспитательного потенциала детских книг в развитии личности ребенка: Арзамасцева И.Н. [7, с. 121], Даненко В.А. [13, с. 88], Минералова И.Г. [24, с. 212].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе с детьми.
В качестве методов исследования использованы:
- анализ литературы,
- обобщение,
- систематизация,
- наблюдение и другие методы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, поставлена цель и сформулированы задачи. Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению теоретических основ исследования воспитательного потенциала современной детской литературы. Во второй главе представлен анализ произведений современной детской литературы с точки зрения воспитательного потенциала. В заключении отражены выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детская литература занимает особенное место в нашей жизни. Произведения, относящиеся к литературе для детей, на протяжении многих веков пользовались широкой популярностью, так как именно в детских сказках, баснях и песнях мы можем увидеть жизнь во всех ее проявлениях. Она помогает воспитывать у детей эстетическое и нравственное, учит ценить духовные ценности. Дидактическая сторона произведений, которые созданы для детей, является одним из критериев нравственного воспитания. Существует множество произведений, которые служат для формирования нравственности. К таким работам можно отнести произведения фольклора и классиков детской литературы, например, Л.Н. Толстого, Н. Носова, А. Гайдара и т.д. Книги этих авторов доступны для понимания детьми, а также формируют, с помощью приведенных ситуаций, их поведение и разграничение добра и зла.
Мы проанализировали некоторые произведения современной детской литературы с точки зрения их воспитательного потенциала и пришли к следующим выводам:
1. Сказка Д. Ахметшина «Про волчонка, который подружился с мальчиком» обладает большим воспитательным потенциалом: во-первых она учит дружбе (причем акцентируется внимание на том, что друг не обязательно должен быть похож на тебя, важно лишь то, что вам хорошо вместе), во-вторых демонстрируется ценность и многогранность природы, которую в наши дни не видят даже некоторые взрослые. Данную сказку можно рекомендовать к прочтению начиная со старшего дошкольного возраста, поскольку именно в данный возрастной период характеризуется обострение проблем межличностных взаимоотношений детей, что связано с становлением собственного «Я», а крепкая дружба способна решить многие из них. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте повышается эффективность формирования ценностного отношения к природе при правильной позиции обучающего взрослого.
2. Рассказ Н. Назаркина «Про рыбалку» относится к числу автобиографических, в котором описывается один день из жизни ребенка, находящегося на лечении в стационаре. Данный рассказ обладает большим воспитательным потенциалом, поскольку учит детей дружбе, умению мечтать и радоваться жизни, быть сильными не смотря ни на что. На мой взгляд, данное произведение будет полезно не только больным детям, но и абсолютно здоровым, он поможет им понять, что не стоит расстраиваться из- за мелочей, а нужно искать поводы радоваться и жить дальше. Так же рекомендую к прочтению данный рассказ для детей больных, в том числе тяжелобольных, и их родителей.
3. Проанализировав стихотворение Артура Гиваргизова «Непослушный ребенок» мы пришли к выводам, что установка текста на коммуникацию, вычленение в субъектной структуре голоса нормального «я» взрослого человека, игровой принцип построения стихотворного текста выражают авторскую позицию — она оптимистична. Контрапункт пессимизма, ощущаемого нами в затекстовой, реальной ситуации, и веселого взгляда на жизнь создавшего книгу автора создает то напряжение, которое делает книгу, во-первых, цельной, во-вторых, очень нужной — прежде всего из-за ее исцеляющей силы. Стихотворения Aртура Гиваргизова — приглашение вместе осмеять страхи; признание взрослым того, что жизнь ребенка сложна; послание к ребенку, говорящее о готовности взрослого помочь.
Воспитательный потенциал этого стихотворения «Непослушный ребенок» проявляется в том, что родители (Дракон) говорят своим детям заниматься тем, что им не хочется. Дети (сын дракона) думает, что родители настроены против него. Но с течением времени, любой ребенок поймет, что родители желают своим детям только добра, чтобы они были просвещенными и культурными.
4. Повесть Д. Сабитовой «Где нет зимы». Книга Д. Сабитовой поднимает очень важные вопросы: семья, дом, потеря, сиротство, одиночество. Здесь много важных эпизодов с точки зрения воспитания восприятия подростка, его понимания жизненных ценностей. Не все получается гладко и просто в жизни ее героев, но все равно они победили и они на верном пути. У них есть своя семья, и они вернулись в свой дом. Произведения Д. Сабитовой переносят ребенка в другой мир, в работах рассмотрены как типичные, так и нетипичные случаи из жизни детей и взрослых.
В целом можно сделать вывод, что произведения современной детской литературы обладают большим воспитательным потенциалом.



1. Ахметшин Д. Про волчонка, который подружился с мальчикомhttp://www.proza.ru/2010/06/16/500(дата обращения: 28.05.2018).
2. Назаркин Н. Изумрудная рыбка. - М.: Самокат, 2007 - 134 с.
3. Гиваргизов А. Про Драконов и Милиционеров / художник Елена Блинова.- М.: Эгмонт, 2006. - 68 с.
4. Сабитова Д. Где нет зимы: повесть. М.: Самокат, 2011. - 50 с.
5. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012 - 109 с.
6. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6 - С. 39-47
7. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2009 - 121 с.
8. Бутанкинов В.А. Предпочтения современных детей при выборе литературы // ЭКО - 2017 - №1 - С. 90-94
9. Васильева В.А. Особенности современной детской литературы. // Книголюб - 2016 - №1 - С. 110-115
10. Горлова Н.А. Дети нового типа сознания и современное образование // Гриценко З.А. Первые книги ребенка. Практические советы педагога. - М.,2005 - С. 200- 209.
11. Грей Д. Дети - с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей. - М.: София, 2013 - 212 с.
12. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. и др. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. - Спб.,2010 - 189 с.
13. Даненко В.А. Анализ воспитательного потенциала детской литературы и возможности использования книг в нравственном воспитании учащихся. // Актуальные проблемы образования в России - 2017 - №1 - С. 88-92
14. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства/ РГГУ, Ин-т высш. гуманит. исследований; Сост. Е.В. Кулешов и И.А. Антипова. - М., 2013 - 343 с.
15. Джало Т. Проблемы детского чтения Режим доступа: http: //ehitalochka-ru.ru/chteniyeZproblemyi-detskogo-chteniya.html (дата обращения: 25.04.2018).
16. Егоренков В.А. Какое влияние на ребенка оказывает чтение книг? //Счастливое детство - 2017 - №1 - С. 32-35
17. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011 - 203 с.
18. Игнатьенко В.А. Детская литература как способ развития воображения ребенка // ЭКО - 2016 - №1 - С, 90-94
19. Камаева С.М. Особенности стилистики и сюжетной линии, выстраиваемой в детской литературе. // Вестник ОМГУ - 2016 - №4 - С. 88-94
20. Куманов В.А. Особенности детской литературы. // Вестник КГУ - 2014 - С. 29-33
21. Лаптенкова В. В. Особенности перевода детской литературы на иностранные языки: стилистические особенности. // Молодой ученый - 2016 - №1, с. 32
22. Лойтер С.М. Русская детская литература ХХ века и детский фольклор: проблемы взаимодействия: Автореф. дис. ...д-ра филолог. наук/ С.М. Лойтер.—Петрозаводск, 2002 - 232 с.
23. Мамин У.П. Жанровое своеобразие детской литературы. // Школьный журнал - 2017 - №1 - С. 78-93
24. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. пособие для студ. вузов/ И.Г. Минералова.—М., 2012 - 212 с.
25. Нанаева С.М. Опыт приобщения детей к чтению в детском саду: организация работы с родителями и детьми. // ЭКО - 2017 - № 1 - С. 101- 110.
26. Нестеренкова С.М. Детские книги: анализ предпочтений современных детей. // Внеклассное чтение - 2016 -№1 - С. 55-63.
27. Очаповская В.А. Оценка воспитательного потенциала детской литературе и ее использования в организации работы по нравственному воспитанию младших школьников //ЭКО - 2016 - №1, с. 43.
28. Понченков С.М. Детская литература в современном мире. // Литературное обозрение - 2017 - №1 - С. 161-169
29. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования http://mosmetod.ru/files/dokumenty/primemaja-
osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf(дата обращения: 10. 06. 2018).
30. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: «Лабиринт», 2001 - 109 с.
31. Рачкова С.М. Сущность понятия «воспитательный потенциал». // Вестник ОмГУ - 2017 - №1 - С. 77-83
32. Рублева Н. В. Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012 - С. 124-139.
33. Степаненко В.С. Подростковая литература: воображаемый мир подростка и его роль в воспитании личности. // Чтение в школе - 2017 - №1 - С. 90-94
34. Тарасенко В.А. Классификация детской литературы. // ЭКО - 2017 - №1 - С. 51-55.
35. Уфальковская В.А. Особенности изображения главных героев в детских книжках // Литературовед - 2017 - №1 - С. 64-73.
36. Ухтямова С.М. Как приучить ребенка читать? // Счастливые родители. - 2016 - №1 -С. 90-94.
37. Фаттахова С.М. Книга в жизни ребенка. // Детство - 2017 - №1 - С. 100-105.
38. Хасанова С.М. Воспитание книгой. М.:Эксмо, 2015 - 323 с.
39. Хуснуллина М.И. Воспитательный потенциал современной детской литературы // Вестник УГУ - 2016 - №1 - С. 55-63.
40. Шучков С.М. Особенности восприятия литературы детьми. // Вестник МГУ - 2017 - №1 - С. 95-101.
41. Яковлев В.А. Современные тенденции развития детской литературы. // Актуальные проблемы образования в России - 2018 - №1 - С. 89-94
42. Ярцева М.Л. Воспитательный потенциал волшебной сказки // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: http: //sibac. info/archive/humanities/7. pdf (дата обращения: 19.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ