Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе

Работа №96733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы140
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования Я-концепции на уроках литературы 11
1.1. Я-концепция: границы понятия, структура, динамика.
Особенности формирование Я-концепции подростка 11
1. 2. Чтение современной литературы как источник формирования Я- концепции подростков 19
1.3. Методические проблемы освоения современной литературы в
школе. Критерии отбора произведений современной литературы для чтения в школе 25
1.4. Вопросы организации внеклассного чтения школьников: история и
современность 37
ГЛАВА 2. Формирование Я-концепции школьника на уроках внеклассного чтения в 5-8 классах: направления деятельности 57
2.1. Современная литература о взрослении на уроках в среднем звене:
опыт методического освоения 57
2.2. Проблема толерантности на уроках литературы в 5-8 классах: этапы и формы работы 82
2.3. Оценка результативности работы (на примере учащихся 6 класса
МАОУ № 12 г. Екатеринбурга) 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУР 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 139


Школьный курс литературы, в основном, состоит из классических произведений, идеалы и эстетическая ценность которых не вызывают сомнений. Литература XXI века, в том числе детская, чаще всего воспринимается в школе как явление не устоявшееся, не имеющее художественного и воспитательного значения. Лишь в связи с введением ФГОС в Примерных образовательных программах в списке «С» формально закреплена необходимость освоения современной литературы как учебного материала. Поэтому можно констатировать, что сегодня изучение литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков на самом деле становится одним из важнейших компонентов литературного образования в школе.
В настоящее время достаточно многообразно представлена информация о современной литературе для детей. «Толстые» журналы печатают блоки по детской литературе, в «Урале» есть даже специальная рубрика «Детская». Существуют многочисленные премии. Развивается книжный рынок. Создано множество тематических сайтов, предлагающих путеводители по детскому чтению. Естественно, что такой разнообразный материал должен быть осмыслен с научно-методической точки зрения. Изучением современной литературы для подростков в настоящее время занимаются И. Н. Арзамасцева, Е. Асонова, М. М. Балина, Н. В. Барковская, М. А. Литовская, И. А. Сергеиченко, Т. Соловьёва, М. А. Черняк и др.. Есть разборы отдельных текстов. Обозначены тематика и проблематика произведений для подростков. Также описаны наиболее популярные жанры (сказка, триллер, антиутопия, школьная повесть) и раскрыты их особенности, предпринимаются попытки жанрового анализа произведений. Однако недостаточно исследованы образы героев современной детской литературы, внутренний конфликт героя и способы его проявления в тексте; особенности субъектной организации современных произведений для детей, а этот аспект представляется очень важным при раскрытии внутреннего мира героев - подростков. Не определены критерии, по которым следует производить выбор современных художественных произведений для подростков для чтения и обсуждения на уроках литературы.
Современный подросток живёт в открытом информационном пространстве. Он имеет возможность самостоятельно выбирать книги. И этот выбор для чтения чаще не связан с произведениями классики, а сосредоточен на современных детективах, мелодраме, фантастике, то есть на «массовой» литературе, противопоставляемой высокому искусству. По мнению социологов чтения и критиков, регулятором детского чтения сейчас является рынок. Опасность массовой литературы, связана с утратой нравственных и эстетических ориентиров, и она может содействовать воспитанию как положительных, так и отрицательных качеств личности. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте круг чтения ребенка определяют родители, то свободное чтение подростка оказывается неуправляемым. Учителя же, как правило, ориентируют учащихся на чтение классической литературы, написанной до 90-ых годов ХХ века. Таким образом, существующий интерес учащихся к современной литературе не удовлетворяется в полной мере и никем не направляется, а значение современных текстов в школьном образовательном и воспитательном процессе недооценивается. Однако учителя мало обращаются к современной детской литературе, поскольку не всегда имеют возможность выбрать, проанализировать, интерпретировать не вполне привычные для него тексты, а тем более обдумать и логично выстроить систему работы по ним. Необходимо опереться на авторитетное мнение учёного. Разработок по произведениям современной детской литературы существует мало, в основном в статьях даётся обзор произведений, на которые рекомендуется обратить внимание, или описываются отдельные этапы урока.
Изучение современной литературы, в среднем звене по существу, возможно на уроках внеклассного чтения. И в нашей стране сложилась традиция организации свободного самостоятельного чтения школьников. С конца XVIII века в практике преподавания литературы достаточно прочно укрепилось мнение о том, что создание условий для самостоятельного чтения ребёнка играет ключевую роль в его развитии. На протяжении этого времени специально создавалась и отбиралась литература, которая достойна того, чтобы составить круг детского чтения, поскольку книги, предназначенные для детей, должны отвечать более высоким требованиям, чем литература для взрослых, должны выполнять не только эстетическую, но и дидактическую функцию. Постепенно складывалась методика изучения детской литературы, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др.. Опыт прошлого и творчески работающих современных учителей- словесников показывает, что опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских предпочтений имеет положительный эффект. Известны такие формы управления свободным чтением детей, как издание альманахов, встречи с писателями, создание рекомендованных списков литературы, создание буктрейлеров, проведение акций по продвижению книг. Нет ни программы, ни подробно описанной системы уроков для среднего звена, где бы современная детская литература была бы последовательно интегрирована в основной курс. Предпринимались попытки создания программ и курсов по внеклассному чтению (Т. Г. Кучина, В. А. Чалмаев и др.), однако они ориентированы, в основном, на старшеклассников. Методика внеклассного чтения по современной литературе для подростков разработана недостаточно.
Указанные противоречия позволили определить объект и предмет исследования, определить его цели и задачи.
Объект исследования: современная литература для подростков как инструмент формирования Я-концепции.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе в 5-8 классах.
Цель: методическое обеспечение формирования Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе в 5 - 8 классах.
Задачи:
1) уточнить содержание понятия «Я-концепция» и описать её структуру и особенности формирования у подростков,
2) обобщить и систематизировать опыт изучения современной литературы для подростков в критике и методике школьного преподавания;
3) изучить методический опыт организации уроков внеклассного чтения в школе,
4) сделать попытку разработки критериев отбора современной детской художественной литературы для уроков внеклассного чтения;
5) выбрать и проанализировать современные художественные произведения для подростков, обладающие образовательным потенциалом для формирования Я-концепции,
6) определить методы и приёмы организации уроков внеклассного чтения, направленные на формирование Я -концепции и оценить их эффективность.
Методологию исследования составили научные работы по психологии, литературоведению, методике преподавания литературы, критические статьи и отзывы.
Основой для исследования Я-концепции послужили монографии Р. Бёрнса, И., Э. Эльконина, статьи В. С. Агапова, посвящённые описанию структуры и формирования Я-концепции в процессе развития самосознания личности.
Важными для разработки проблемы стали результаты исследований по социологии детского чтения сотрудников Российской государственной детской библиотеки (Колосовой Е. А., Чудиновой В. П., Голубевой Е. И.) и др., в которых рассматриваются социально-психологические основы выбора, интереса, мотивов, чтения в детском возрасте.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных литературоведов и критиков (Арзамасцева И. Н., Асонова Е., Бобина Т.О. Ленковская Е., Скаф М., Т. Соловьёва, И. О. Шайтанова, Хомич Э. П., Чарская-Бойко В., Иванкиева М. и др.), изучающих состояние современной детской литературы, её основные тенденции и уделяющих пристальное внимание литературе для подростков. Полезны для разработки проблемы были статьи, посвящённые анализу произведений в определённом аспекте (Балина, М. М., Барковская Н. В., Гутрина Л. Д., Литовская М. А., Сергеиченко И. А., Иванова Т. Н., Бурдина С. В., Шумилова О. А., Тарасов О.В. Курьянович А.В., Ямалетдинова Г.Т).
Важной составляющей исследования являются работы, в которых авторы (Б. А. Ланин, М. А. Литовская, А. И. Шпрыгова) разрабатывают критерии отбора современной литературы для знакомства и изучения на уроках в школе.
При анализе художественных произведений использовался структурно-семантический метод. Основополагающими стали труды М. М. Бахтина, Н. Л. Лейдермана. М. Ю. Лотмана, Л. Я. Гинзбург, в которых разработаны теоретические основы анализа произведения как художественного образа мира на различных уровнях. При рассмотрении школьной повести и рождественского рассказа применялись сравнительно-исторический и типологический методы.
Научную основу для разработки методической концепции исследования составили работы в области организации внеклассного чтения В. Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой, Б. А. Ланина, Романичевой Е.С.. Учтены труды, содержащие психолого-педагогические аспекты изучения художественного произведения в школе: исследования по проблемам восприятия художественной литературы и психологии читательской деятельности (Леонтьев А.А., Богатырева Т. Л., Кривчик С.В.). Также в работе учтен опыт применения в практике различных методических методов и приемов организации уроков литературы (Н.Н., Акмалов А.Ю., Парфёнова В.С., Александрова Г. В., Балан Э.С., Иванов Н.Н., Гальчук О. В., Никонова Н.И,). При разработке уроков использовались пособия Н. Н.Сметанниковой о стратегии смыслового чтения и В. Г. Александровой о проектной деятельности.
В процессе работы были использованы такие методы психолого-педагогического исследования, как изучение и анализ школьных программ, учебников и образовательных стандартов; наблюдение за деятельностью учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы, анкетирование и тестирование учащихся; анализ результатов экспериментальной работы.
Для выявления характеристик развития Я-концепции проведено исследование подростков. В работе использовались лонгитюдный метод, четыре основных методики, контент-анализ и статистическая обработка данных (в течение обучения учащихся в 5-7-ом классе). Выборку составили 56 учащихся МАОУ лицея №12 г. Екатеринбурга. Для изучения развития Я- концепции были выбраны когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики личности ребенка .
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено понятия «Я-концепция», выявлены особенности самоконцептуализации в подростковом возрасте;
- обоснована роль чтения современной литературы в формирования Я - концепции подростков;
- обобщен и систематизирован материал по проблеме освоения в школьном курсе литературы современной прозы для подростков, способствующей самоконцептуализации личности;
- с учетом особенностей социокультурной ситуации, современных образовательных тенденций и специфики современной детской литературы сформулированы критерии отбора художественных современных произведений для подростков с целью их освоения на уроках внеклассного чтения;
- разработаны и опробованы уроки внеклассного чтения по современной литературе, направленные на формирование Я-концепции;
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен ряд современных произведений для изучения на уроках внеклассного чтения в 5-8 классах, направленных на формирование Я-концепции, разработаны уроки внеклассного чтения по проблеме взросления и взаимодействия с другим; представлена последовательность организации читательской и исследовательской деятельности учащихся по изучению современной литературы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании современной литературы в общеобразовательных школах.
Достоверность результатов исследования и содержащихся в нем выводов обеспечивается использованием достижений психолого-педагогической науки, литературоведения и методики преподавания литературы, изучением и обобщением имеющегося опыта; подкреплена длительными наблюдениями и анализом результатов обучения. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе учебно-педагогической деятельности автора.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В теоретической части современная литература рассматривается как средство формирования Я-концепции на уроках внеклассного чтения. В первом параграфе раскрыто содержание понятия Я- концепции, описана структура и динамика её развития, особенности формирование Я-концепции подростка. Кроме того, в теоретической части рассмотрены аспекты освоения современной литературы в школе, чтение современной литературы рассмотрено как источник формирования Я- концепции подростков, проанализированы методические проблемы освоения современной литературы в школе и критерии отбора произведений современной литературы для чтения и изучения в школе. В переграфе «Вопросы организации внеклассного чтения школьников» прослеживается традиция организации внеклассного чтения в отечественной методике преподавания литературы, выявляется основное противоречие этой деятельности - между интересами читателя и стремлением к регламентации со стороны организаторов и на этой основе описываются наиболее продуктивные формы работы на уроках внеклассного чтения по современной литературе. В практической части представлены формы организации уроков внеклассного чтения по наиболее актуальным в современной литературе проблемам - проблеме взросления и толерантности: охарактеризованы произведения и формы работы с ними на уроках. В третьем параграфе дано описание изменений Я-концепции обучающихся под влиянием современной литературы на уроках внеклассного чтения, выявленных на основе комплексной диагностики. В приложении даны таблицы, подтверждающие диагностические данные.
Результаты работы отражены в следующих публикациях: статья «Лучше ль горькая правда? Конспект урока внеклассного чтения по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак, (журнал «Филологический класс», 2017, № 3(49); статья «Большие тайны малых жанров. Проект урока литературы по рассказу Н. Дашевсккой «Крендельков» (журнал «Филологический класс», 2018, № 2(52)), статья «Образовательный потенциал современной школьной повести при организации проектной деятельности в среднем звене» (сборник статей по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии»).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социокультурные условия нашего времени требуют изменения подхода к современной детской литературе в школе. Современное образование нацелено на достижение не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов, которые отражают формирование Я-концепции ученика. Подростку необходима детская литература о современной жизни, которая написана на понятном ему языке, которая ещё и даёт возможность постепенного расширения восприятия окружающего мира, где главный герой - подросток, вступающий в жизнь, главная проблема - самоопределение личности. Современная детская литература, не скрывая жизненных сложностей, приближая читателей- подростков к реальной действительности, дает возможность расширить опыт понимания отношений с другими людьми, помогает выстраивать процесс духовного взросления.
Как показывает анализ методической литературы и практика, чтобы реализовать цель формирования читателя, ориентирующегося в современном литературном процессе и способного самостоятельно оценивать эстетический уровень произведения, необходима продуманная, методически грамотная деятельность учителя по организации внеклассного чтения.
Для разработки уроков внеклассного чтения по современной литературе были выработаны критерии отбора произведений, наиболее значимыми являются критерий литературной значимости произведения, репрезентативность произведения, доступности литературного произведения для восприятия школьниками, читательское мнение, доступность книг для ознакомления и чтения в школе.
Среди проблем, которые наиболее актуальны в современной подростковой прозе, для формирования Я-концепции востребованы проблема взросления и толерантности.
При освоении на уроках внеклассного чтения произведений в ракурсе проблемы взросления центр внимания - главный герой как ядро системы образов произведения. Для освоения на уроках внеклассного чтения нами выбраны следующие произведения современных авторов: повесть в письмах И. Краевой «Баба Яга пишет», рассказы из сборников А. Петровой «Волки на парашютах», «Взрослые молчат», рассказы из книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Типа, смотри, короче», повесть Аи эН «Ёлка, которая пароход». При освоении этой проблемы мы определили траекторию: от закрепления в воображении младших подростков семейных ценностей, фиксации внутреннего конфликта героя к анализу внутреннего конфликта героя в произведениях малых жанров и анализу развития внутреннего конфликта в произведениях средней и крупной формы.
При освоении на уроках внеклассного чтения произведений в аспекте проблемы толерантности центр внимания - конфликт и пути его решения. Мы обращаемся к рассказам из сборника А. Петровой «Наверно, я ещё маленький», рассказам Н. Дашевской, школьным повестям А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» и «Я хочу в школу», В. Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры -муры в пятом «Д» и «Календарь Майя», Л. Е. Басовой «Подросток Ашим». Работая в этом направлении, мы стремились показать разнообразие жанровых модификаций повести, обратить внимание на использование авторами сказочных, фантастических элементов, различных форм повествования. При освоении проблемы толерантности в современной литературе для подростков, мы определили следующую траекторию: от эмоционально-образного осмысления конфликта в произведении, восприятия конфликта героя-подростка с окружающими через художественные детали к анализу образов героев в системе персонажей произведения на материале школьной повести, сопоставительному анализу образов героев, переживающих конфликт с окружающими.
Как показывает опыт, при изучении современной литературы на этапе привлечения внимания учащихся к книге наиболее уместно применение предтекстовых и текстовых стратегий смыслового чтения, помогающих подросткам настроиться на чтение, воспринимать художественные особенности современного произведения. А после прочтения целесообразно организовываль работу в малых группах, чьл даёт возможность в диалоге сосверстником прояснить смысл прочитанного. В 8-ом классе боле интересной для учеников и продуктивной формой обсуждения становится диспут.
Эффективность обращения к произведениям современной подростковой прозы на уроках внеклассного чтения подтверждена психологической диагностикой когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик личности ребенка, проведённой нами. У подростков, систематически обращающихся к современной прозе, более динамично меняются характеристики когнитивного компонента Я- концепции, представления о себе, характере отношений с окружающими становятся более реалистичным и дифференцированным.
В дальнейшем планируется методически освоить проблему памяти в современной литературе для подростков. Эта проблема доступна для освоения старшим подросткам, поэтому произведения, в которых художественно интерпретируется история личности, семьи, родного края, страны, могут быть предложены для прочтения 8-9-ом классе в рамках элективного курса.



1. Абульханова, К. А. Сознание как жизненная способность личности
[Текст] / К. А. Абульханова // Психологический журнал. - 2009. - №1. -
С.32-43.
2. Агапов, В.С. Сущностная характеристика Я - концепции [Текст] : учеб. - метод. пособие / В.С. Агапов. - М., 2001. - 39 с.
3. Агапов, В.С. Формирование Я-концепции в системе духовных потребностей подростков [Текст] : В.С. Агапов // Акмеология. - М. : Изд. дом «ЭКО». - 2004. - №1. - С.46-51.
4. Аникина, М. Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета [Текст] : диссертация ... канд. филол. наук : 10.01.10 / М. Е. Аникина ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2006. - 203 с.
5. Акмалов, А. Ю. Литература и театр: пути взаимодействия в современной школе [Текст] / А. Ю. Акмалов, В.С. Парфёнова // Научный альманах. - 2017. - № 1-2 (27). - С. 20-23.
6. Александрова, Г. В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах [Текст] : Пособие для учителей / Г. В. Александрова - М. :БАЛАСС, 2010. - 95 с.
7. Арзамасцева, И. Мы не знаем, что имеем [Текст] / И. Арзамасцева // Литературная газета. - 2006. - №4. - С. 6.
8. Арзамасцева, И. Подвижники детского чтения [Текст] / И. Арзамасцева // Детские чтения: Том 1, № 1, 2012 - С. 12 - 42
9. Арзамасцева, И. Прежде «метафизики детства» [Текст] // Детские чтения, 2017 № 1 (11) - С. 244 - 253.
10. Аромштам. М. Феномен «счастливого детства», или Осень Чебурашки
[Электронный ресурс] // Папмамбук. 2016 URL:
http://www.papmambook.ru/articles/432/(дата обращения: 08.01.2018).
11. Артамонова. С. Социальная адаптация подростка в контексте развития Я - концепции [Электронный ресурс] / С. Артамонова // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3, Том 2. - С. 266-272.
12. Аскарова, В. Я. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги [Текст] / В. Я. Аскарова // Библиотека .- 2007.- N1. - С. 34-36.
13. Асонова, Е. Современная детская литература и ее читатели.
[Электронный ресурс] / Е. Асонова // Литература, ИД «Первое сентября». - 2015. - № 2. URL:http://lit. 1september.ru(дата обращений 28.06.2018).
14. Балан, Э. С. Роль инсценирования и драматизации в литературном образовании школьников [Текст] / Э. С. Балан, Н. Н Иванов // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3 (60). - С. 47-50.
15. Барковская, Н. В. Путешествие по Уралу с книгой: материалы для элективного курса [Текст] / Барковская // Филологический класс. - 2016. - №1(43).- С. 30 - 35.
16. Беленькая, Л. И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы (типологические особенности) [Текст] / Л. И. Беленькая // Социально-психологические проблемы чтения. Тип читателя, переходный от детского к подростковому : сборник научных трудов. - М., ГБЛ, 1977. - Выпуск 3. - С.5-38.
17. Беленькая, Л. И. Дети - читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства [Текст] / Л. И. Беленькая. - М., 1983. - 239 с.
18. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бёрнс. - М.,
1986. - 425 с.
19. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
20. Бобина, Т. О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приёмы [Текст] / Т. О. Бобина // Литература в контексте современности: Жанровые трансформации в литературе и фольклоре : сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Т.Н. Маркова. - Челябинск. - 2015. - С. 85-88.
21. Богатырева, Т. Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10-12 лет) [Текст] / Т. Д. Богатырева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1.- С. 33-44.
22. Бубнова, В. С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и её влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / В. С. Бубнова, В. И. Рерке // Вестник ИрГТУ. - 2013. - №1 (72) . - С. 211-214.
23. Бурдина, С. В. Эволюция жанра школьной повести в русской литературе ХХ века [Текст] / С. В. Бурдина, О. А. Шумилова // Российская и зарубежная филология. - 2016. - Вып. 2 (34). - С. 128-134.
24. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф.. 2014. URL https://moluch.ru/conf7ped/archive/99/4793/(дата обращения: 08.01.2018).
25. Венедиктова, Т. Д апологии «наивного читателя» [Текст] / Т. Д. Венедиктова // Иностранная литература. - 2008. - №9.- С. 269—273.
26. Волынская, И., Кащеев, К. Литература для подростков: Погоня за Бет Глатисант, или «Я не догоняю!» [Электронный ресурс] // Сайт издательства ЭКСМО. 2010. URL:https://eksmo.ru/news/483417/(дата обращения: 08.01.2018).
27. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально -педагогический
феномен открытого образования [Текст] : диссертация ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Г.Галактионова; ГОУВПО Российский государственный
педагогический университет. - Санкт-Петербург, 2008. - 194 с.
28. Гальчук, О. В. Моноспектакль как инновационное сркдство приобщения учащихся к искусству на уроках литературы [Текст]/ О. В. Гальчук // Научный поиск. - 2015. - № 1.2. - С. 53-56.
29. Гаспаров, М. Л. Филология как нравственность [Текст] / М. Л. Гаспаров // Статьи, интервью, заметки. - М.: Фортуна ЭЛ, 2012.. - 288 с.
30. Гинзбург, Л. О литературном герое [Текст] / Л. Гинсбург. - Л.: Советский писатель, 1979. - 224 с.
31. Голубков, В.В., Изучение литературы в школе II ступени [Текст] : Метод. пособие для преподавателя / В. В. Голубков, М. А. Рыбникова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. - 201 с.
32. Гордеева, М. М. Современная детская литература: позиция издателей и
читателей [Электронный ресурс] // Русский литературный язык в контексте современности: Материалы II Всероссийской научно¬
методической конференции с международным участием (Ульяновск, 19 - 21 октября 2011 года) / под ред. д-ра филолог. наук В. Н. Артамонова. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. 170 с.. URL:http://scicenter.online/russkiy-
yazyik-scicenter/ gordeeva-tambov-sovremennaya-detskaya-70323.html(дата обращения: 28.06.2018).
33. Горенинцева, В.Н., Новая модель «значимого взрослого» во
внутрисемейных отношениях [Текст] / В. Н. Горенинцева, А. Н. Губайдуллина // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2017. - № 50. - С. 176 - 189.
34. Горошко, С. К., Лядова, Е. А. Литература для детей в современной
России [Электронный ресурс] // Русский литературный язык в контексте современности: Материалы II Всероссийской научно-методической
конференции с международным участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 года) / под ред. д-ра филолог. наук В. Н. Артамонова. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. 170 с.. URL: http:// scicenter.online/russkiy-yazyik-
scicenter/ goroshko-lyadova-tambov-literatura-dlya-detey-70325.html (дата
обращения: 28.06.2018).
35. Гутрина, Л. Д. Современная проза на уроках литературы. Книга Н. Дашевской «Около музыки» [Текст] / Л. Д. Гутрина // Филологический класс, - 2015. - № 4(42). - С. 52 - 54.
36. Детям и о детях: каталог [Электронный ресурс] // Российская государственная детская библиотека: сайт. URL:http://cat.rgdb.ru/(дата обращения: 16. 08. 2018).
37. Дашевская, Н. Крендельков [Текст] / Н. Дашевская // Около музыки. - М.: РОСМЭН, - 2015. - С. 21 - 28.
38. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я - концепция: системный анализ [Текст] / С. Т. Джанерьян. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. Ун-та, 2004. - 480 с.
39. Душечкина, Е. В. Русский святочный рассказ. Становление жанра [Текст] / Е. В. Душечкина. - СПб. : Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. - 258 с.
40. Жвалевский, А. Типа смотри короче [Текст] / А. Жвалевский, Е. Пастернак. - М.: Время, 2016. - 152 c.
41. Жвалевский, А. Время всегда хорошее [Текст] / А. Жвалевский, Е.
Пастернак. - М., 2017. - 190 с.
42. Жвалевский, А. Пастернак Е. Я хочу в школу! [Текст] / А. Жвалевский, Е. Пастернак. - М., 2017. - 338 с.
43. Иванов, Н.Н. Актуализация читательского опыта учащихся в процессе осмысления художественного текста [Текст] / Н. Н. Иванов, Л. Е. Агапова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2.. № 4. - С. 77-80.
44. Иванова, Т. Н. Синкретизм и модернизация жанров современной детско -
юношеской литературы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 22.1. С. 18-20. URL: https://moluch.ru/archive/102/23224(дата
обращения: 28.06.2018).
45. Иващенко, А. В. Проблемы «Я-концепции» личности в отечественной психологии [Текст] А. В. Иванова, В. С. Агапов, И. В. Барышникова // Мир психологии. - 2002. - № 2(30). - С.17-30.
46. Игонина, С. В., Павлова, Т. Л., Желябина, А. Г. Тема родительства в современной подростковой литературе (на примере произведения Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики // Тамбов: Грамота, 2018. № 1(79). Ч. 1. C. 22-24. URL:www. gramota.net/materials/2/2018/1-1/5.html(Дата обращения:20.06.2018).
47. Кожеко, А. В. Эпистолярные жанры: традиционные и современные формы [Текст] / А. В. Кожеко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. С. 85.
48. Колосова, Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования [Текст] / Е. А. Колосова. - М., 2011. - 118 с.
49. Краева, И. Баба Яга пишет [Электронный ресурс] 2014. URL:
www.litres.ru(дата обращения: 04.04.2017).
50. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения
до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. - М.:
Сфера; Юрайт, 2001. - 464 с.
51. Курьянович, А. В. Элитарная речевая культура в зеркале отечественной эпистолярной традиции [Текст] / А. В. Курьянович // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. = № 3. - С. 76-80.
52. Ланин, Б. А. Современная литература в школе XXI века [Текст] / Б. А. Ланин // Проблемы современного образования. Инновационные технологии, - 2010, - № 5. - С. 55-60.
53. Ледерман, В. Всего одиннадцать! или Шуры -муры в пятом «Д» [Текст] / В. Ледерман. - М.: КомпасГид ИД, 2016. - 120 с.
54. Ледерман, В. Календарь Майя [Текст] / В. Ледерман. - М.: КомпасГид ИД, 2016. - 210 с.
55. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы [Текст] / Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2010. - 904 с.
56. Ленковская, Е. Детский «Декамерон». Заметки о новой детской
литературе [Электронный ресурс] // Урал. 2012. № 4. URL:
http://uraljournal.ru/work-2012-4-377(Дата обращения: 20. 06. 2018).
57. Литовская, М. А. Время всегда хорошее: школьная психология для современного подростка [Текст] / М. А. Литовская // Детская литература сегодня : сб. науч. ст. / сост. Н. В. Барковская, М. А. Литовская. - Екатеринбург, 2010. - С. 25-34.
58. Литовская, М.А. Школьная повесть как инструмент анализа
повседневности советской школы [Текст] / М. А. Литовская // Антропология советской школы: Культурные универсалии и
провинциальные практики 6 сб. ст. / сост.
С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский, М. В. Ромашова. - Пермь, 2010. - С. 278-291.
59. Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и проблемы текста. [Текст] Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1992. - С. 377-378.
60. Методика преподавания литературы [Текст] : Учебник для пед. вузов. /
Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
61. Минаев, Б. Синдром Винни-Пуха [Электронный ресурс] // Октябрь. 2013.
№ 9. URL: http://magazines.russ.ru/october/2013/9/16m.html (дата
обращения: 16.01.2018).
62. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Минералова. - М., 2002. - 176 c.
63. Михалева, Т. И. Среди ровесников: к проблеме самоутверждения [Текст] / Т. И. Михалева. - М., РШБА, 2007. - 40 с.
64. Мошкина, Л. В. Формирование семейных ценностей младших подростков средствами современной детской литературы. [Текст] / Л. В. Мошкина // Современные тенденции развития науки и технологий. = 2016. - № 129. - С. 33-36.
65. Леонтьев, А. А. Место психологии в современной науке о чтении [Текст] / Леонтьев А. А. // Проблемы социологии и психологии чтения: сб. ст. сост. / Э. Г. Храстецкий. - Москва : Книга, 1975. - 196 с.
66. Налчаджан, А.А. Социально-психическая адаптация личности [Текст] /
А. А. Налчаджан. - Ереван, 1988.- 69 с.
67. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный
ресурс] Режим доступа: URL:www.mcbs.ru(Дата обращения:
18.01.2018).
68. Николаева, С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе [Текст] : Монография / С. Ю. Митрофанова. - М.; Ярославль: Литера, 2004. - 360 с.
69. Никонова, Н.И. Система использования приёмов театрализации при изучении эпического произведения [Текст] / Н. И. Никонова // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 134-138.
70.0 защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: принят 29. 12. 2010; ред. от 2. 07. 2013 июля.http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808/Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
71. Петрова, А. Волки на парашютах. Взрослые молчат [Текст] / А. Петрова. - М. : Рипол-Классик, 2017. - 223с.
72. Петрова, А. Еаверно, я ещё маленький [Текст] / А. Петрова. - М.: Рипол- классик, 2018. - 108с.
73. Парфенова, О. Ю. Использование приёмов инсценирования в
произведениях эпического рода на уроках литературного чтения [Текст] / О. Ю. Парфенова // Наука и школа. - 2017. - № 5. - С. 166-172.
74. Полковникова, И. В. К вопросу о проблематике современной литературы
для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства [Электронный ресурс} // Вестник Псковского государственного педагогического университета; серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки.
2009. № 7. С. 98-102. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problematike-sovremennoy-literatury-dlya-podrostkov-tema-semi-i-semeynyh-tsennostey-v-kontekste-literaturnoy-istorii-i(дата обращения: 16.01.2018).
75. Пословицы и поговорки [Текст] // сост. В. Д. Сысоев. - М., 2007. - 65 с.
76. Прихожан, А. М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н.
Толстых. - 2-е издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 400 с.
77. Романичева, Е. С. Введение в методику обучения литературе [Текст] : учебное пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. - М., 2012.- 240 с.
78. Рубакин, Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Н. А. Рубакин. - М., 1975.-280 с.
79. Самохина, М. М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001-2011 гг.) Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках / М. М. Самохина. — Челябинск, 2010. — 99 с.
80. Костина М. П., Кудрявцева Т. А., Паршева Е. А. Читательские интересы
студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 529-531. — URL
https://moluch.ru/archive/141/39892/(дата обращения: 08.11.2018).
81. Скаф, М. Новая детская литература [Текст] / М. Скаф // Октябрь. - 2012.- № 12.- С. 113-122.
82. Смелзер, Н. Социология [Текст] : пер. с англ. Н. Смелзер. - Москва: Феникс, - 1994. - 688 с.
83. Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС [Текст] : Пособие для учителя Н. Н. Сметанникова. - М.: БАЛАСС, 2011. - 125 с.
84. Соловьева Т. Не быть островом. Детская литература начала XXI века [Текст] / Т. Соловьева // Вопросы литературы,. - 2017. - №1. - С. 92-116.
85. Социологические исследования чтения в России [Электронный ресурс]
86. Аннотированный указатель литературы (1990 -2007гг.). URL:
http://astersoft.net/tsentralizovannaja-bibliotechnaja-sistema-1 (дата
обращения: 16.01.2018).
87. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы [Текст] : сборник материалов VIII Междунар. науч. -практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб. : Лема, 2016. 118 с.
88. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] // ред. Н. В. Гончарова, Г. С. Абрамян.— М.: Просвещение, 2011.- 48 с.
89. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред.
В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. - 79 с.
90. Хомич, Э. П. Проблемное поле современной литературы [Текст] Э. П. Хомич // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 325 - 327.
91.Чарская-Бойко, В. Социальная тематика в современной российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика [Текст] В. Чарская-Бойко, М. Иванкива // Детские чтения. - 2015. - № 2 (8). - С. 73 - 90.
92. Черняк, М. Эффект узнавания реальности в современной прозе для переходного возраста [Текст] / М. Черняк // Детские чтения. - 2013. - № 2 (4). - С. 137-151.
93.Черняк, М. А. Школа как диагноз: опыт современной прозы [Текст] / М. Черняк // Детская литература сегодня : сб. науч. ст. / сост. Н. В. Барковская, М. А. Литовская. - Екатеринбург, 2010. - с. 7-18.
94. Черняк, М. Литература для «взрослых детей» и «инфантильных взрослых»: к вопросу о чтении современных подростков [Текст] / Черняк М. А. // Актуальная словесность XXI века: приглашение к диалогу. - М. : ФЛИНТА, 2015. - С.193-207.
95.Чудинова, В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Недетские проблемы детского чтения [Электронный ресурс] Федерация интернет образования. 2004. URL:www.fio.ru(дата обращения: 16.01.2018).
96. Шангина, И. И. Русские дети и их игры [Текст] / И. И. Шангина. - СПб. : Искусство, 2000. - 296 с.
97. Шпрыгова, А. И. Критерии отбора художественной литературы для
подростков [Электронный ресурс] // Вестник СПб ГУКИ. № 3 (24) сентябрь. 2015. С. 174 - 178. URL:https://cyberleninka.ru/article/n7kriterii-otbora-hudozhestvennoy-literatury-dlya-podrostkov(дата обращения: 16.01.2018).
98.Эн, Ая Ёлка, которая пароход [Текст] / Ая Эн. - М.: РОСМЭН, 2015. - 191 с.
99. Эриксон, Э. Идентичность [Текст] Э. Эриксон // Психология
самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности : ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007.-
С.493-533.
100. Ямалетдинова, Г. Т. Эпистолярный жанр: его прошлое и настоящее,
место и роль в современных условиях [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5.
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17302(дата обращения: 26.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ