Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации в начальной школе (Педагогическое образование)

Работа №72485

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95", 3 «В» класс.
Есть приложения (методические материалы).
В данной работе не полностью указана название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала семьи и форм его реализации в начальной школе 5
1.1 Сущность понятия «воспитательный потенциал семьи» 5
1.2 Типы семейного воспитания 9
1.3 Пути реализации воспитательного потенциала семьи 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Экспериментальное изучение воспитательного потенциала семьи обучающихся начальных классов 18
2.1 Анализ результатов изучения воспитательного потенциала семьи обучающихся начальных классов 18
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями обучающихся начальных классов 24
2.3 Анализ результатов работы педагога с родителями обучающихся начальных классов 32
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 40

Навыки, приобретенные в семье, закладываются в основу личности человека и сохраняются в течение всей его последующей жизни. При этом семья может выступать и в качестве положительного, и в качестве отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие опирается на любовь близких людей. Отрицательное – на эмоциональный дискомфорт, равнодушие, неприятие со стороны близких. Именно правильные нравственные установки, воспитанное в ребенке умение справляться с препятствиями и трудностями, и думать о своем будущем, закладывают его успешную самореализацию. Никто из родителей не застрахован и от ошибок, особенно молодые родители, не имеющие достаточного жизненного опыта. В современных социальных условиях интенсивного расслоения общества по имущественному признаку, родители зачастую отчуждены от своих детей в силу поглощенности социально-бытовыми проблемами, дети часто предоставлены самим себе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно известны и понятны родителям учащихся, они не пропущены ими через свой собственный учебный опыт и поэтому создают дополнительную напряженность в отношениях семьи и учебного учреждения. Суть этой напряженности – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и в росте недоверия к учреждениям образования. В последнее десятилетие в науке и практике сформировалась точка зрения признания за семьей приоритетной роли в воспитании детей. Кроме этого, в целях успешного воспитания подрастающего поколения, именно партнерство родителей, педагогов, специалистов различных образовательных учреждений должно стать основополагающим принципом педагогической деятельности современности.
Таким образом, проблема изучения воспитательного потенциала семьи в целях формирования личности ребенка приобретает особую актуальность.
Объект исследования: процесс воспитания ребенка в условиях семейного воспитания
Предмет исследования: воспитательный потенциал современной семьи, как средство успешного развития ребенка.
Цель исследования: рассмотреть воспитательный потенциал современной семьи.
Гипотеза исследования: семейное воспитание будет успешным, если родители будут знать и сумеют создать адекватные педагогические условия для воспитания детей в семье.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты воспитательного потенциала семьи.
2. Описать типы семейного воспитания.
3. Рассмотреть пути реализации воспитательного потенциала семьи.
4. Провести анализ уровня воспитательного потенциала семей.
5. Выявить основные направления организации работы педагога с родителями учеников начальных классов.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались:
 теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, сравнение и обобщение научных данных);
 эмпирические методы (опрос, анкетирование, беседа, эксперимент);
 математические методы (ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности)
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95", 3 «В» класс.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.
Структура воспитательного потенциала семьи включает в себя следующие компоненты: аксиологический, педагогический, психологический и социокультурный компоненты.
Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями: гипоопека; доминирующая гиперопека; эмоциональное отвержение; жестокие взаимоотношения; условия повышенной моральной ответственности; противоречивое воспитание.
В работах Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений выделяются на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество. Сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. От системы воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Можно выделить несколько основных путей, по которым проходит реализация воспитательного потенциала: семья как основа чувства безопасности; модели родительского поведения; приобретение жизненного опыта; дисциплина и формирование поведения; общение в семье. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, из каких компонентов состоит и какими путями реализовывается, можно определить некоторые принципы его повышения и, в целом, принципы семейного воспитания.
Проведена диагностика воспитательного потенциала семьи с помощью методик, которые позволили определить уровень воспитательного потенциала семьи, это: тест «Стратегия семейного воспитания», методика «Родительский тест Д.Льюиса», методика стандартизированного наблюдения В.В. Коробковой «Уровень развития поведенческой составляющей педагогического потенциала семьи».
В результате было выявлено, что около половины родителей, сталкиваются с теми или иными проблемами в воспитании ребенка. Кому-то из них важно осознать необходимость смены стиля воспитания, пересмотра внутрисемейных отношений, с тем, чтобы обеспечить контроль над собственной жизнью, наладить стабильные эмоциональные отношения внутри семьи. Кто-то из родителей еще не обладает достаточными знаниями, в области воспитания, либо не умеет их применять на практике. Кто-то не обладает опытом для самостоятельного адекватного действия в постоянно сменяющихся условиях, когда для решения возникшей проблемы недостаточно выученных правил поведения, а необходимо уметь проявлять гибкость.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. – Москва: Эксмо, 2015. – 496с.
2. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – №2. – С.16-21.
3. Ворончихина, Г. Ф. Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями / Г. Ф. Ворончихина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 321-322
4. Воспитательный потенциал семьи и его компоненты [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-zelenskaja/faktory-vospitatelnogo-potenciala-semi.html, (дата обращения: 23.05.2021).
5. Генварева Ю.А., Левченко Д.В. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка // Вестник ТГПУ, 2016. – № 2, – С.89-92.
6. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://e-koncept.ru/2017/771147.htm (дата обращения: 23.05.2021)..
7. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений / О.Н. Истратова. – Москва: изд-во «Феникс», 2017. – 316 с.
8. Карпенко А. В., Структура компетентности учителя в построении сотруднических отношений с семьями обучающихся // Мир науки, культуры, образования, 2018. – № 6 (73). – С. 287–289.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений // Москва: Издательский центр «Академия».2014. – 232 с.
10. Кучмаева О.Н. Исследования воспитательного потенциала молодой семьи // Психология, 2016. – № 6. – С. 12-18.
11. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова – Москва: Просвещение, 2013. – 254 с.
12. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова – Москва: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.
13. О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО: методическое пособие / сост. Ю. В. Большакова, Л. В. Савченко; под общ. ред. Л. Н. Жиронкиной. – Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2018 г. – 72 с.
14. Прокопьева М.М. Семейная педагогика: учеб. Пособие // М. М. Прокопьева. Якутск: Бичик, 2014. – 212с.
15. Радченко А.Ф. Детско-родительские отношения и воспитание в семье // Педагогика, 2016. – № 3. – 43-49 с.
16. Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html (дата обращения: 23.05.2021)..
17. Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы) [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://urok.1sept.ru/articles/672177 (дата обращения: 23.05.2021).
18. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Созонов – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2012. – 160 с.
19. Степанов С.Н. Тестовые методики стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2015. – 316 с.
20. Торохтий В.С. Социально-педагогическая среда российской семьи // Педагогика, 2016. – № 4. – 34-41 с.
21. Формы работы с родителями в начальной школе по ФГОС [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://kladraz.ru/metodika/uchitelyu-nachalnoi-shkoly/formy-raboty-s-roditeljami-v-nachalnoi-shkole-po-fgos.html (дата обращения: 23.05.2021).
22. Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» / А.И. Хоменко // Ученые записки С. Петерб. Гос. ин-та психологии и социальной работы, 2016. – 251 с.
23. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: пер. с финн. // Ю. Хямяляйнен. – Москва: Просвещение, 2014. – 312с.
24. Шибутани Х. Особенности младшего школьного возраста // Психология, 2015. – №12. – С.16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ