ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕДУРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 13
1.1. Законодательные основы размещения государственного заказа на
региональном уровне 13
1.2. Развитие теории управления и эволюция научных взглядов на рациональное
управленческое решение 19
1.3. Управленческие решения и процедуры деятельности государственных
органов 24
1.4. Общий порядок принятия управленческих решений 33
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 44
2.1. Порядок организации и проведения торгов при размещении заказов на
поставку продукции для государственных нужд на региональном уровне с точки зрения теории принятия управленческого решения. Вопросы ответственности при закупках продукции для государственных нужд 44
2.2. Процессуально-технологические особенности проведения процедур
размещения государственных заказов и выработки адекватных управленческих решений 61
2.3. Развитие методологии обоснованного выбора управленческого решения о
конкурсных государственных закупках 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Современный период развития экономики Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающим объемом государственных закупок, а также закупок у юридических лиц, учредителями которых является государство или муниципальные образования, в том числе государственные корпорации и некоторые иные. Закупки, осуществляемые указанными субъектами, обеспечивают создание и поддержание материальных резервов данных юридических лиц и нацелены на выполнение поставленных перед ними специфических задач.
В период с 1 января по 31 декабря 2017 г. Госкомитет Республики Татарстан (далее - РТ) по закупкам провел 1 тыс. 365 централизованных закупок на общую сумму 6,2 млрд. рублей. Из них 71,5% соглашений на сумму в 2 млрд. руб. было заключено с местными производителями. Об этом было сообщено на заседании итоговой коллегии Государственного комитета Татарстана по закупкам [72]. В этом аспекте опыт нашей республики показателен и безусловно позитивен - указанный субъект нашей страны занимает 2е место в рейтинге прозрачности закупок в 2017 г. [73].
В соответствии с ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [4] государственные органы, казенные учреждения и иные получатели средств бюджета могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного контракта, размещаемого на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Указанный акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - ГиМН) в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Не менее интересно, ввиду подобных нововведений, и как изменился управленческий аспект отношений заключения договоров для удовлетворения ГиМН, поскольку контракт - естественная правовая основа проводимой заказчиком закупки и одновременно гарантия удовлетворения нужд публичного толка. Такая специфическая характеристика отражается именно на порядке заключения договора, который усложняется специальными конструкциями.
По сути, размещение госзакупок - это последовательный процесс смены этапов проведения процедур, каждая из которых опосредуется принятием управленческих решений особого рода. Именно от их адекватности, разумности и эффективности зависит результативность удовлетворения государственных нужд.
Анализ статистических данных отчетов о результатах аудита в сфере закупок 2017 г. в муниципальных районах Республики Татарстан [29] позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающейся причиной отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в рамках аудита в сфере закупок является низкая квалификация контрактных управляющих. Принятые ими в отдельных случаях управленческие решения сложно признать полностью безупречными, эффективными и адекватными.
Научная новизна. В ходе написания данной работы нами было выдвинуто три положения, претендующие на научную новизну:
- Учитывая высокие требования к уровню профессиональной подготовки, уровню исполнительной дисциплины контрактных управляющих, должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок, для повышения эффективности и результативности расходов в сфере закупок, минимизации нарушений законодательства, рекомендуется включение в штатное расписание заказчика единицы контрактного управляющего, освобожденного от исполнения иных должностных обязанностей и по возможности имеющего специальное высшее образование.
- Главенствующее значение управленческих решений можно охарактеризовать в обобщенном виде как их способность обеспечить, с одной стороны, достижение целей, стоящих перед организацией, а с другой - минимального использования при этом необходимых ресурсов. Объединение нескольких действий в одном лоте в рамках контрактной системы полностью соответствует вышеуказанным условиям, однако угроза признания существа такого действия не правомерным перманентно будет сопровождать лицо, принявшее такое решение. Полагаем, для повышения эффективности решений заказчиков при размещении госзаказов в случаях целесообразности и разумности объедения различных товаров/работ/услуг в один лот, необходимо однозначно предусмотреть такую возможность при наличии двух условий: 1) если все части единого лота могут быть точно определены на стадии описания объекта закупки;
2) разумно будет уставить критерий удельного веса стоимости услуги, связанной с приобретаемым товаром. Представляется, что нормативный массив должен позволять безусловное объединение нескольких потенциально самостоятельных объектов закупки при удельной стоимости функционально связанной работы/услуг не более чем 50% от цены самого товара.
Теоретическая значимость работы. Рассмотрены основные положения региональной практики принятия управленческих решений при размещении заказов для государственных нужд.
Практическая значимость работы. Сформированы практические рекомендации по эффективному развитию принятия управленческих решений при размещении заказов для государственных нужд . Результаты исследования, приведенные в данной работе, могут представлять интерес других исследователей и служить базой для дальнейших научных исследований.
Целью исследования является совершенствование принятия управленческих решений при размещении государственного заказа на региональном уровне.
Задачи:
1) Рассмотреть законодательные основы размещения государственного заказа на региональном уровне.
2) Раскрыть теоретические аспекты развития теории управления и эволюция научных взглядов на рациональное управленческое решение, а также процедуры деятельности государственных органов.
3) Изучить порядок организации и проведения конкурса при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд на региональном уровне с точки зрения теории принятия управленческого решения, а также вопросы ответственности при закупках продукции для государственных нужд.
4) Выявить процессуально-технологические особенности проведения процедур размещения государственных заказов и выработки адекватных управленческих решений.
5) Разработать предложения по совершенствованию принятия управленческих решений при размещении государственного заказа на региональном уровне.
Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений при размещении государственного заказа на региональном уровне .
Предметом исследования является совершенствование процесса принятия управленческих решений при размещении государственного заказа на региональном уровне.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными трудами в области принятия управленческих решений, права, экономики, государственного и муниципального управления.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, данные российских официальных органов - порталов государственных закупок РФ и регионов, международных экономических и финансовых организаций, а также материалы, полученные в сети Интернет.
Апробация результатов представлена в опубликованных трудах, выступлениях на научно-практических конференциях: Международной научно-исследовательской конференции «Проблемы и перспективы реализации системы
государственно - частного партнерства»; VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалектика противодействия коррупции»; II Всероссийская научно-практическая конференция «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики».
По теме диссертации были опубликованы работы в журналах «Вопросы экономики и права», «Международный научно-исследовательский журнал», находящихся в перечне ВАК:
1. Жук С.И., Мусабирова Д.А. Совершенствование принятия управленческих решений при описании объекта закупки для государственных и муниципальных нужд // Вопросы экономики и права. 2018. № 5. С. 11 - 15.
2. Мусабирова Д.А. Принцип разумности в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-1 (45). С. 95 - 96.
Также были опубликованы труды, находящиеся в перечне РИНЦ:
1. Мусабирова Д.А. Дефиниция «управление персоналом» и «кадровая работа» по смыслу ФЗ «О предупреждении коррупции»: некоторые вопросы соотношения // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалектика противодействия коррупции». 2016. С. 109 - 112.
2. Мусабирова Д.А. Порядок создания ТОСЭР и приобретение права собственности на земельные участки в границах ТОСЭР: отдельные вопросы правоприменения // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Набережные Челны, 14 мая 2018 г. Казань: Изд- во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. С. 99 - 103.
3. Камалтдинов И.И., Мусабирова Д.А., Якаров А.Ю. Сущность и назначение программно-целевого подхода в муниципальном управлении // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 5. Часть 3. С. 21 - 23.
Сборники докладов научно-практических конференций:
1. Мусабирова Д.А. Дефиниция «управление персоналом» и «кадровая работа» по смыслу ФЗ «О предупреждении коррупции»: некоторые вопросы соотношения // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалектика противодействия коррупции». 2016. С. 109 - 112.
2. Мусабирова Д.А. Порядок создания ТОСЭР и приобретение права собственности на земельные участки в границах ТОСЭР: отдельные вопросы правоприменения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики», г. Набережные Челны, 14 мая 2018 г. Казань: Изд- во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. С. 99 - 103.
3. Камалтдинов И.И., Крапивин В.Л., Мусабирова Д.А. Критерии эффективности реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-исследовательской конференции «Проблемы и перспективы реализации системы государственно - частного партнерства» (Пермь, 25 мая 2018 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 28-31.
Методическая основа исследования. В процессе написания магистерской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции, ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение содержит краткий обзор текущей работы.
Глава первая именуется «Особенности принятия управленческих решений в процедурах государственного заказа на региональном уровне» и направлена на рассмотрение законодательных основ размещения государственного заказа на региональном уровне; развития теории управления и эволюции научных взглядов на рациональное управленческое решение; уяснения сущности управленческих решений и процедур деятельности государственных органов; общего порядка принятия управленческих решений.
Глава вторая направлена на освещение процедур конкурсного размещения государственных заказов на региональном уровне, а именно: порядка организации и проведения конкурса при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд на региональном уровне с точки зрения теории принятия управленческого решения, вопросам ответственности при закупках продукции для государственных нужд; процессуально-технологических особенностей проведения процедур размещения государственных заказов и выработки адекватных управленческих решений; развитию методологии обоснованного выбора управленческого решения о конкурсных государственных закупках.
Заключение содержит основные результаты выполненной работы, список использованной литературы содержит 80 наименований по выбранной тематике.
Процессы принятия абсолютно всех решений занимают фундаментальное, иерархически важное место в системе всей управленческой деятельности публично-правовых образований, в том числе и в сфере закупок, и предопределяют как ее параметры в процессе оценки их результативности, так и их процессуальное содержание. При этом выбор определенного способа действий в сфере госзакупок является итогом синергетического взаимодействия различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.
В своем итоговом выражении на объект управления, решения должны привести к итоговым целям, которые в рамках закупок сводятся к наиболее адекватному и результативному использованию бюджетных средств.
Достижение такой цели требует от субъектов, реализующих сами управленческие решения и принимающие их, внимательного анализа объективных предпосылок к разработке вопросов о механизме принятия рациональных управленческих решений, ведь качество и эффективность управления определяются, первоочередным образом, обоснованностью методологии разрешения проблем, организацией поиска и следованием ряду фундирующих принципов.
В каждой сфере управления этот процесс имеет серьезные дифференцирующие признаки. Полагаем, в сфере госзакупок, да и удовлетворения ГиМН в целом, таковыми являются особый нормативный, процедурно-технологический порядок их принятия.
Именно в этой сфере весьма высок показатель нормирования большей части управленческих решений. Такая особенности имеет как серьезные положительные последствия, так и существенные недостатки, мешающие принятию действительно адекватного решения.
В настоящий момент административные регламенты следует рассматривать как основные правовые акты, регламентирующие основные процедуры исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг. Основы и необходимость принятия этого рода правовых актов закрепляют как правило акты более высокого порядка, как, к примеру, ФЗ № 44.
Принятие и реализация любого управленческого решения в системе удовлетворения ГиМН должно осуществляться с учетом требований, предъявляемым к порядку подготовки и принятия управленческих решений всей системой нормативных актов действующего правового полотна, что, в итоге, должно обеспечить реализацию задач эффективного совершенствования конкурсных форм государственных закупок.
Для проведения торгов при размещении заказов на удовлетворение ГиМН реализации указанных полномочий по заключению договоров с частным партнером в целях осуществления государственной политики в той или иной сфере деятельности субъект государственной власти совершает ряд последовательных действий, которые состоят в выборе контрагента, предложившего лучшие условиям выполнения договора. Порядок действий, которые должен совершить субъект государственной власти перед заключением договора, строго определен (или должен быть определен) действующим законодательством РФ и подзаконными актами вышестоящих органов исполнительной власти.
Сама процедура заключения договоров между публичным и частным партнером является административной, так как порядок совершения действий субъектом публичной власти при инициировании заключения договора и выборе частной стороны договора нормативно установлен и направлен на реализацию его компетенции.
Одним из актуальных направлений совершенствования системы закупок является внедрение информационных систем, позволяющих автоматизировать закупочную деятельность от процедуры планирования до исполнения контракта для так называемых «малых закупок» стоимостью до 100 и 400 тысяч соответственно. Если на первоначальном этапе развития системы государственных закупок автоматизировались процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур, то в настоящее время актуальность приобретают системы, позволяющие эту практику распространить и на закупки малого объема.
Хотя в различных регионах используются несходные между собой программные продукты по автоматизации закупок, регламенты и терминология, в общем случае речь идет о закупках посредством электронного магазина. С технической, экономической и управленческой точек зрения электронные магазины являются хорошим инструментом для повышения степени прозрачности и конкурентности закупок малого объема.
В соответствии с п. 2.1. Перечня поручений Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 10 мая 2016 г. №ПР-139 принято решение по проведению закупок продуктов питания до 100/400 тыс. рублей с использованием ЭТП «Биржевая площадка» (bk.zakazrf.ru). Оператором данной площадки является ГУП «Агентство по заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан». С 2017 г. планируется осуществлять все «малые закупки» ресурсами ЭТП «Биржевая площадка». Такое решение Президента Республики Татарстан, безусловно, открывает доступ малому и среднему бизнесу к поставкам продукции для широкого круга заказчиков - покупателей.
Результаты этого нововведения впечатляют - только 5 месяцев этого года общая экономия по РТ в этом разрезе составляет 22 % только по продуктам питания.
Однако такое внимание к закупкам малого объема приводит к значительному усложнению закупочной деятельности заказчика, так, при анализе данных указанной площадки были обнаружены следующие лоты: Хлопья овсяные «Геркулес» (базовый набор) (ОКПД2: БД10.61.32.111-00001), 3 кг, на общую сумму 90.63 коп., или Горох шлифованный колотый (базовый набор) (ОКПД2: БД101.11.75.110-00002), 3 кг, общей стоимостью чуть менее 78 руб.
И, хотя базовое основание для осуществления закупок посредством электронного магазина - закупки в соответствии с пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ№ 44, т.е. от нуля рублей и до 100 (400) тыс. руб. допускает и такие лоты, полагаем, что при всем положительном значении введения подобных процедур, стоит отметить, что проведение столь серьезных процедур из-за заказов на такие небольшие суммы видится не эффективным.
С точки зрения соотношения «затраты/результат» целесообразно устанавливать стоимостный порог в целях осуществления закупок через электронный магазин. Регламент таких закупок может содержать следующую оговорку: «Заказчик вправе не использовать электронный магазин при закупках на сумму, не превышающую 3 тыс. руб.».
Другой вариант - ограничение номенклатуры предлагаемых и приобретаемых товаров. В Самарской области отдельным актом утвержден перечень предметов закупок, по которым участники малых закупок формируют оферты посредством региональной информационной системы (с использованием функционала электронного магазина). В перечень вошли следующие позиции: автомасла и автохимия, автомобили, бланочная продукция, канцелярские товары, моющие средства, мягкий инвентарь и т.п.
Главенствующее значение управленческих решений можно охарактеризовать в обобщенном виде как их способность обеспечить, с одной стороны, достижение целей, стоящих перед организацией, а с другой - минимального использования при этом необходимых ресурсов. Объединение нескольких действий в одном лоте в рамках контрактной системы полностью соответствует вышеуказанным условиям, однако угроза признания существа такого действия не правомерным перманентно будет сопровождать лицо, принявшего такое решение.
Полагаем, для повышения эффективности решений заказчиков при размещении госзаказов в случаях целесообразности и разумности объедения различных товаров/работ/услуг в один лот, необходимо однозначно предусмотреть такую возможность при наличии двух условий: 1) если все части единого лота могут быть точно определены на стадии описания объекта закупки; 2) разумно будет уставить критерий удельного веса стоимости услуги, связанной с приобретаемым товаром. Представляется, что нормативный массив должен позволять безусловное объединение нескольких потенциально самостоятельных объектов закупки при удельной стоимости функционально связанной работы/услуг не более чем 50% от цены самого товара (например, приобретение пульта охраны и обслуживании такового на определенный срок).
Таким образом, качество принимаемых управленческих решений в конкретной ситуации размещения госзаказа в едином лоте наиболее оптимально позволяет совместить достижение необходимых результатов с приемлемыми затратами. Для совершенствования принятия управленческого решения на данной стадии, видится, необходимым установление случаев, когда такое объединение допускается без дополнительных условий.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 30.04.2018) // Российская газета. 2001. № 256.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 29.05.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
5. О государственном оборонном заказе: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ст. 7600.
6. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 31.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30. - Ст. 3105.
8. О государственном материальном резерве: федер. закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 1. Ст. 3.
9. Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве: постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3264
10. Об утверждении Типового положения о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием [Электронный ресурс]: приказ Росимущества от 24 декабря 2014 г. № 515 (ред. от 29.09.2015). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. № 1567. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: приказ Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г. № 631 // Российская газета. 2013. № 273.
15. О размещении в ЕИС протоколов, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]: письмо Министерства экономического развития РФ от 1 июля 2016 г. № Д28и-1782. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О рассмотрении обращения [Электронный ресурс]: письмо
Министерства экономического развития РФ от 27 июня 2016 г. № Д28и-1744. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Письмо Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28- 834 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Об утверждении регламента осуществления закупок малого объема с использованием электронного ресурса [Электронный ресурс]: утв. Приказом управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области от 23 мая 2017 г. № 1034. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Регламент осуществления малых закупок с использованием государственной информационной системы Самарской области «Автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Самарской области от 26 декабря 2016 г. № 803. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Об утверждении Методических рекомендаций по применению метода определения начальной (максимальной) цены контракта на проведение дератизационных и акарицидных обработок открытых территорий и ларвицидных обработок анофелогенных водоемов: постановление Кабинета Министра РТ от 11 июля 2016 г. № 472 // Собрание законодательства Республики Татарстан. 2016. № 5. Ст. 0158.
21. Порядок осуществления закупок малого объема для обеспечения государственных нужд Волгоградской области [Электронный ресурс]: утв. Постановлением администрации Волгоградской области от 27 ноября 2015 г. № 723-п. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Об утверждении Методических рекомендаций по применению метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем, для обеспечения нужд Республики Татарстан при оказании услуг представителями творческих профессий, входящих в группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министра РТ от 31 марта 2014 г. № 205. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Письмо ФАС РФ от 28 декабря 2015 г. № АЦ/75923/15 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию [Электронный ресурс]: принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 сентября 2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 2.
26. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26
сентября 2016 г. № 09АП-41658/2016 [Электронный ресурс]. Документ
опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Решение ФАС РФ от 1 марта 2016 г. № П-33/16 [Электронный ресурс]. Документ Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. № 305-КГ15- 11045 [Электронный ресурс]: по делу № А40-61437/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Решение ФАС РФ от 7 марта 2014 г. по делу № 223ФЗ-38/14 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Информация о результатах аудита в сфере закупок 2017 г. г.
Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/upload/files/user/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%8
2_%D0%9A%D0%A1%D0%9F_-2017%D0%B3.pdf (дата обращения:
22.05.2018).
30. Андреева Л.В. Государственный контракт как эффективный способ обеспечения государственных нужд // Гражданское право. 2016. № 5. С. 3 - 8.
31. Анчишкина О.В. Контрактная система Российской Федерации: особенности функционирования сферы государственных и муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 53 - 88.
32. Барчан Н.Н. Анализ неклассических представлений об управленческом решении // Cloud of science. 2013. № 1. С. 33 - 36.
33. Бондарская О.В. «Экономика региона: управленческие решения в сфере недвижимости // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №9. С. 5 - 10.
34. Васильева А.В. Особенности оценки и сопоставления заявок на участие в закупке // Конкурентное право. 2017. № 2. С. 29 - 32.
35. Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 84 - 89.
36. Горбунова О.Н., Вершило Т.А. Планирование в бюджетных отношениях как функция государственного управления: правовые проблемы и пути решения // Финансовое право. 2018. № 2. С. 16 - 19.
37. Горбухов В.А. Основы социального управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2009. 224 с.
38. Горюнова Н.Д., Громов Д.Н., Кузьмин А.Е. Организация планирования закупок товаров, работ и услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации // Управленческое консультирование.
2016. № 8 (92). С. 90 - 99.
39. Гришаев С.Г. Российская Федерация как участник гражданских правоотношений // Хозяйственное право. 2010. № 6. С. 90 - 105.
40. Давыдов К.В. Законодательство об административных процедурах и административное судопроизводство в России: некоторые проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 62 - 72.
41. Истомина Е.А. Методические основы оценки эффективности института государственных закупок России // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 14 (396). С. 58 - 67.
42. Кикавец В.В. Административная ответственность члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии за нарушения в сфере размещения государственного заказа в Российской Федерации // Право и жизнь. 2009. № 127. С. 17 - 24.
43. Ковалева А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 3. С. 26 - 32.
44. Корякин В.М. Антикоррупционная экспертиза документации о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 66 - 75.
45. Кочаненко Е.П. Болевые точки контрактной системы: опыт аудита закупок // Законодательство и экономика. 2017. № 3. С. 9 - 17.
46. Крамской В.В. Запросы котировок и предложений: отдельные проблемы применения положений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пути их решения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 28 - 32.
47. Курц Н.А. Государственный (муниципальный) заказ как категория частного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 34 - 40.
48. Лапина Е.Б. Вопросы управления эффективностью в сфере государственных закупок // Администратор суда. 2014. № 2. С. 34 - 39.
49. Лебедев В.В. Инновационные подходы к управлению закупками: системы, порядок, инструменты // Управленческое консультирование. 2015. № 12 (84). С. 64 - 74.
50. Лескина Э.И. К вопросу о трудоправовом статусе контрактного управляющего в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2018. № 2. С. 37 - 42.
51. Лобанова О.Л., Пластинина Е.А. Электронный магазин: внедрение принципов интернет-торговли в системе госзаказа // Прогосзаказ.рф. 2017. № 11. С. 6 - 23.
52. Лысенко Т.С. Повышение эффективности закупочного процесса в России путем проведения отбора электронных торговых площадок для государственных и муниципальных закупок // Вестник университета. 2018. № 3. - С. 12-17.
53. Магурина Л. Неправильный выбор способа определения исполнителя контракта // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2017. № 5. С. 48 - 57.
54. Машанов Д.А. Проблемы применения административной процедуры заключения договоров в сфере государственно-частного партнерства // Административное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 44 - 49.
55. Мокренко А.В., Ованесян Н.М. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 43 - 49.
56. Морозов А.А. Эволюция развития механизма правового регулирования договора поставки для государственных нужд в Российской Федерации / А.А. Морозов // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 3. - С. 99 - 107.
57. Мунтян Е.Р., Коржинский Е.А. Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 123. С. 328 - 338.
58. Никитин А.С. Критерии экономической и социальной эффективности региональных управленческих команд субъектов Российской Федерации // Вестник университета,. 2018. № 2. С. 78 - 85.
59. Паскарь С.В. Коррупциогенные факторы документации о государственных закупках для нужд военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 9. С. 95 - 101.
60. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2016. 320 с.
61. Резниченко М.М. Административная ответственность членов аукционной (конкурсной, котировочной) комиссии: некоторые вопросы / М.М. Резниченко // Право и экономика. - 2012. - № 12. - С. 9 - 15.
62. Смотрицкая И.И. Макроэкономические подходы к оценке интегральной эффективности системы государственных закупок // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 5. С. 70 - 79.
63. Степаненко Ю.В., Филатова Е.В. Особенности структуры и содержания административных процедур государственной регистрации банков // Современный юрист. 2017. № 4. С. 8 - 21.
64. Сухадольский Г.А. Профессиональные стандарты в сфере закупок // Прогосзаказ.рф. 2016. № 7. С. 6 - 38.
65. Терещенко Л.К. Процедуры и гарантии, обеспечивающие участие физических и юридических лиц в их отношениях с органами публичной администрации // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ж. Марку. М.: Статут, 2017. 354 с..
66. Федоров А.А. Анализ Типового положения о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием // Корпоративные закупки - 2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. М.: Юриспруденция, 2015. С. 84 - 99.
67. Халиуллин Т.А. Процедуры принятия управленческих решений при конкурсном размещении государственного заказа на поставку продукции для государственных нужд: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 1999. 25 с.
68. Черноскутов В.Е. О проблемах целевой контрактной подготовки
управленческих кадров // Проблемы управления в социальных системах. 2016. № 7. С. 40 - 47.
69. 5 профессий, для которых базой может стать профиль бакалавриата
«Управление государственными и муниципальными услугами и заказами», код специальности 5.38.03.04 [Электронный ресурс]. URL:
https://postupi.online/programma/3422/varianti/(дата обращения: 22.05.2018).
70. В обход закона у единственного поставщика или по трейд-ин [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/ articles/54487 (дата обращения: 22.05.2018).
71. Перечень электронных торговых площадок [Электронный ресурс].
URL: https://open-torg.ru/perechen-elektronnyh-torgovyh-ploshhadok (дата
обращения: 22.05.2018).
72. Сводный аналитический отчет по итогам мониторинга закупок за 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://goszakupki.tatarstan.ru(дата обращения: 22.05.2018).
73. Премьер-министр Татарстана: Эффективность закупок зависит не
только от экономии средств, но и качества закупаемой продукции [Электронный ресурс]. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1108390.htm(дата
обращения: 22.05.2018).
74. Результаты «Национального рейтинга прозрачности закупок 2017» [Электронный ресурс]. URL: https://www.nrpz.ru/rezultati-2017(дата обращения: 22.05.2018).
75. Результаты полученной выгоды по закупкам 100/400 тыс. руб в разрезе муниципальных образований с 01.01.2018 по 22.05.2018 при использовании системы ЭТП «Биржевая площадка» [Электронный ресурс]. URL: http://bp.zakazrf.ru/TikerStatisticSettingsCommon(дата обращения: 22.05.2018).
76. Центр стратегических разработок. Атлас контрактной системы [Электронный ресурс]. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/09/Atlas- Government-Procurement-web.pdf(дата обращения: 22.05.2018).
77. Госкомитет Татарстана по закупкам подвел итоги 2016 г. [Электронный
ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/54487 (дата обращения: 22.05.2018).
78. Лучшие практики и стратегии развития региональных систем госзакупок [Электронный ресурс]. URL: http://naiz.org/news/10/11576/(дата обращения: 22.05.2018).
79. March J. G. Bounded rationality, ambiguity, and the engineering of choice // Bell Journal of Economics. 1988. Vol. 9. P. 587-608.
80. Pettigrew A. M. Studying deciding: An exchange of views between Mintzberg and Waters, Pettigrew, and Butler // Organization Studies. 1990. Vol. 1. P. 1-16.