Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №70189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среднее общее образование, как в масштабах страны, так и на уровне регионов, является основой потенциала инновационного развития. При количественной недостаточности и качественно низком уровне базового образования населения не представляется невозможным формирование инновационного потенциала в регионе.
Мы считаем, что трансформация системы образования в Российской Федерации требует выработки адекватных управленческих мер на региональном и муниципальном уровнях, направленных на сохранение темпов развития системы среднего общего образования. При этом отметим, что в представленной работе среднее общее образование не рассматривается нами как обособленный элемент и одновременно объект управления, а изучается как составляющая единой системы формирования и профессионального становления молодых специалистов в различных отраслях экономики, народного хозяйства.
Именно от региональных и муниципальных систем управления образованием зависит эффективное формирование на местах новой образовательной политики, реализация федеральных и региональных программ, создание новых управленческих технологий, изменение качества обучения, удовлетворение образовательных запросов, выполнение социального заказа общества .
Белгородская область отличается успешностью реализации
государственных программ в сфере образовании. Кроме того, в регионе накоплен значительный опыт управления развитием среднего общего образования. В условиях текущих преобразований и возникновения принципиально новых проблемных зон в системе среднего общего
образования, для эффективного управления этой сферой считаем необходимым проведение комплексного анализа практики применения различных управленческих технологий, структурирование и обобщение опыта и представление практически ориентированных рекомендаций,
направленных на совершенствование управления развитием среднего общего образования на региональном уровне.
Степень изученности темы. В научной литературе последнего времени появилось достаточно много работ, в которых рассматривается управление системой образования в целом. Российский ученый
А. П. Егоршин провел анализ российского образования за период с 1990 по 2014 годы, и разработал сценарии развития образования в зависимости от будущего состояния экономики и рынка труда России на период до 2025 года . Также рассматривали направления модернизации и прогнозировали развитие системы образования Н. О. Аблязова и И. Е. Гуськова .
Сущность системного подхода к управлению образованием раскрыта в работах С. Н. Братановского и В.Н. Никитенко . Институциональный анализ проблем образования потребовали привлечения работ по социологии образования, таких авторов, как Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина .
Концептуальные основы устойчивого развития учреждений образования описывал С. Е. Шумак . Ученые из Санкт-Петербурга - О. Даутова, О. Крылова, Е. Матина, Е. Пивчук, подробно описали аспекты управления введением ФГОС в среднее общее образование . Основные принципы специфики управления развитием среднего общего образования рассматривали В.С. Лазарев и А.А. Моисеев .
Несмотря на достаточно обширное количество публикаций, современная система образования и ее социально-управленческая составляющая сталкивается с объективными трудностями, порожденными противоречиями образования как социального института,
деформированностью отношений сферы образования с обществом и государством. Кроме того, значительная часть литературы, посвященной управлению образованием, направлена, в большинстве случаев, на анализ качества обучения и предложении технологий по его повышению, которые в основном несут педагогический характер.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью создания благоприятных условий для развития среднего общего образования путём применения совокупности подходов и технологий управления на региональном уровне и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием среднего общего образования в Белгородской области.
Объектом исследования является региональная политика в области среднего общего образования. Предметом исследования выступают технологии управления развитием среднего общего образования в Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по
совершенствованию управления развитием среднего общего образования в Белгородской области.
Данная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием среднего общего образования на региональном уровне; 
2. Проанализировать практику управления развитием среднего общего образования в Белгородской области;
3. Предложить направления совершенствования системы управления развитием среднего общего образования в Белгородской области.
Теоретико-методологическая основу исследования составляет сравнительный анализ, позволяющий определить сходства и различия между способами организации процесса управления системой среднего общего образования.
В процессе выполнения работы были использованы такие методы, как сравнительный, анализ и синтез, наблюдение, качественный анализ нормативно-правовых документов, структурно-функциональный.
Эмпирическую базу исследования составила Конституция Российской Федерации , федеральные нормативно-правовые акты , региональные нормативно-правовые акты в сфере образования и муниципальные правовые акты , статистические данные, характеризующие основные тенденции в сфере образования Белгородской области, отчётные материалы, данные социологических исследований, ранее проводимых в рамках рассматриваемой проблематики.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках проведена оценка эффективности управления развитием среднего общего образования Белгородской области, определены основные
направления совершенствования методов управления развитием среднего общего образования и предложен проект по исключению излишней
отчетности педагогических работников в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образование в настоящее время рассматривается как многомерное пространство свободного культурного общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры - непременные условия становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Основной стратегической целью образовательной программы развития образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании .
Среднее общее образования является основой и необходимым минимумом для дальнейшего получения образования, поэтому проблема эффективного управления развитием среднего общего образования является на сегодняшний день актуальной.
Анализ отечественного опыта реализации программного подхода к управлению свидетельствует о том, что система взаимодействия федеральной и региональных программ развития образования выполняет функции прогнозирования, планирования, экспертизы и выбора участников разработки приоритетных направлений развития образования и форм внедрения результатов, имеет непрерывный разноуровневый характер, расширяет возможности участия регионов в формировании и активной реализации государственной образовательной политики.
Пониманию сути системы образования способствует осмысление сущности такого явления как единое образовательное пространство. В рамках единого образовательного пространства различают четыре основных
уровня управления развитием образовательными системами: федеральный, региональный, муниципальный и непосредственно уровень образовательного учреждения.
На становление, развитие и эффективную работу системы развития среднего общего образования направлена общеобразовательная политика государства. В данном дипломном проекте в центре внимания находится региональный уровень управления развитием среднего общего образования.
В целом, система общего образования Белгородской области функционирует стабильно. Достигнут ряд на положительных результатов, управления развитием среднего общего образования: высокий уровень подготовки учащихся в школах области, увеличение числа победителей и призеров в очных всероссийских научно-исследовательских конференциях и конкурсах молодых исследователей, повышение объективности и прозрачности процедуры проведения ГИА, создание сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей - инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития и пополнение материально- технической базы школ).
Кроме того, в ходе анализа региональной политики Белгородской области в сфере управления развитием среднего общего образования, выявлен ряд проблем, требующих незамедлительной оценки и разработки оперативных и стратегических решений: переполненность школ и классов, что влечет за собой работу школ в двухсменном режиме; неготовность педагогических работников к работе по реализации федеральных государственных стандартов и необходимость создания условий для закрепления молодых специалистов; большой объем нагрузки на педагогических работников по подготовке различных планов и отчетов.
Одной из наиболее важных проблем, требующих оперативного решения, является исключение большой объем нагрузки на педагогических работников по подготовке различных планов и отчетов предоставления излишней отчетности педагогических работников. 
В связи с этим нами был предложен проект по исключению излишней отчетности педагогических работников в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
К основным мероприятиям проекта относятся: анализ входящей документации, оценка отчетности и выработка рекомендаций по оптимизации документооборота в работе общеобразовательных организаций и педагогов Белгородской области; создание рекомендаций по рабочей программе педагогических работников Белгородским институтом развития образования; принятие муниципальными органами управления образованием плана мероприятий по переходу всех муниципальных общеобразовательных организаций на безбумажное ведение классных журналов; минимизация количества подтверждающих документов, необходимых для прохождения педагогами аттестации; создание на сайте департамента рубрики «Экспресс- информация» для размещения в ней актуальных информационных документов и размещение в раздел «Открытый доступ»; формирование рекомендаций по исключению прямого предоставления информации по учреждению для других ведомств.
При изучении данной темы удалось решить следующие задачи:
1. Были изучены теоретические основы системы управления развитием среднего общего образования на региональном уровне, дана структура Департамента образования Белгородской области, описаны основные задачи Отдела общего образования.
2. Проанализировано управление региональной системой среднего общего образования на примере Белгородской области. Реализация мероприятий и направлений указанных проектов и программ способствовала устойчивому развитию региональной системы образования Белгородской области и позволила ей в течение последних лет занимать проводить эффективную политику в сфере среднего общего образования.
3. Разработаны направления совершенствования системы регионального управления развитием среднего общего образования в
Белгородской области через внедрение проекта по исключению излишней отчетности педагогических работников в общеобразовательных учреждениях Белгородской области. В ходе повседневной деятельности региональных органов управления образованием предстоит разработать и внедрить нормативные документы и провести мероприятия по реализации данного проекта. Важное в этом процессе будет занимать разработка инструментария, механизмов и показателей эффективности обновления системы упрощения отчетности педагогических работников, которые можно проверить через достижение конкретных результатов.
Исходя из вышеперечисленных решенных задач, можно сделать вывод, что были разработаны рекомендации по совершенствованию управления развитием среднего общего образования в Белгородской области, что являлось целью выпускной квалификационной работы.


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 21 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об образовании в Российской Федерации фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 217-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об утверждении административного регламента Департамента
образования Белгородской области предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности : Постановление Правительства Белгородской области от 1 октября 2012 г. № 389-пп.
[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
4. Об утверждении Положения о Департаменте образования Белгородской области : постановление правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 г. № 482-пп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
5. Об утверждении Государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы»: Постановление Правительства Белгородской области от 30. 12. 2013 г. № 528-пп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Белгородской области от 25. 02.2013 г. № 69-
пп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении Дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: Постановление Правительства Белгородской области от 28. 10. 2013 г. № 431-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
8. Аблязова, Н. О. Менеджмент образования [Текст] / Н. О. Аблязова, , И.Е. Гуськова. - М. : Из-во Логос, 2011. - 308 с.
9. Аверкин, В. Н.Финансовая политика в сфере образования [Текст] / В. Н. Аверкин, Н.М. Иванова. - Нижний Новгород. Из-во: НРЦРО, 2012. - 251 с.
10. Агранович, M. JI. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов [Текст] / М. Л. Агранович. - М. ^Из- во Логос, 2011. - 260 с.
11. Березин, О. Н. Развитие образования Российской Федерации [Текст] / О.Н. Березин. - М. : Из-во АСТ, 2014. - 312 с.
12. Бермус, А. Г. Модернизация образования. Философия, политика, культура [Текст] / А. Г. Бермус. - М. : Из-во Реабилитация, 2012. - 384 с.
13. Братановский, С. Н. Системный анализ образовательной деятельности в России [Текст] / С. Н. Братановский. - Саратов. Из-во Слово, 2011. - 289 с.
14. Брейтман, А .С. Российское образования: проблема ФГОС [Текст] / А.С. Брейтман. - М. : Из-во Фонд НАН, 2014. - 412 с.
15. Булавка, А. А. Проблема демократизации управления образованием [Текст] : А.А. Булавка. - М. : Из-во Академия, 2014. - 110 с.
16. Бухарова, Г. Д. Маркетинг в образовании [Текст] / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. — М. : Изд-во Академия, 2011. — 208 с.
17. Воробьева, М. Н. Организационно-экономические методы управления образованием [Текст] / М. Н. Воробьева. - М. : Дело, 2015. - 343 с.
18. Гончаров, М. А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования [Текст] / М. А. Гончаров — М. : Изд-во Кнорус, 2012. — 336 с.
19. Гладышев А. Г. Образованием: теория, методология, практика. [Текст] / А. Г. Гладышев - М. : Из-во Педагогика- 2012. - 352 с.
20. Даутова, О. Управление введением ФГОС основного общего образования [Текст] / О. Даутова, О. Крылова, Е. Матина, Е. Пивчук. - СПб. : Из-во Каро, 2013. - 160 с.
21. Дейнека А. В. Образование и закон. [Текст] / А. В. Дейнека - М. : Из-во Академия, 2012. - 192 с.
22. Егоршин, А. П. Управление российским образованием [Текст] /
А.П. Егоршин. - Нижний Новгород. : Из-во НИМБ, 2014. - 378 с.
23. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. [Текст] / Н. Ф. Ефремова. - М. : Из-во Национальное образование, 2015. - 416 с.
24. Жуков, В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы [Текст] / В. И. Жуков. - М. Из-во: МГСУ «Союз», 2011. - 81 с.
25. Зборовский, Г. Е. Социология образования. 2-е издание. [Текст] / Г. Е. Зборовский - Екатеринбург. : Из-во Союз, 2013. - 315 с.
26. Кабановский, С. Н. Организация и регулирование образования в рыночных условиях хозяйствования [Текст] / С.Н. Кабановский. - СПб. : Из- во Вершина, 2013. - 311 с.
27. Канишевская, Н. В. Правовые основы управления развитием общеобразовательных учреждений. Текст] / Н. В. Канишевская. - М. : Из-во Каро, 2014. - 193 с.
28. Краевский, В. В. Теоретические основы содержания общего среднего образования. [Текст] / В. В. Краевский. - М. : Из-во Педагогика , 2013. - 351 с. 
29. Кисилева, М. В. Основное общее образование. ФГОС. [Текст] / М. В. Кисилева. - М. : Из-во Вентана-Граф, 2014 - 152 с.
30. Лазарев, В.С. Системное развитие школы. 3-е издание [Текст] /
В.С. Лазарев. - М. : Из-во Педагогическое общество России, 2013. - 304 с.
31. Мижериков, В. А. Управление общеобразовательным учреждением. Словарь-справочник [Текст] / В. А. Мижериков. - М. : Из-во Академия, 2013. - 384 с.
32. Моисеев, А. А. Основы стратегического управления школой [Текст] / А. А. Моисеев. - М. : Из-во Центр Педагогического Образования, 2011. - 256 с.
33. Никитенко, В. Н. Управление образовательными системами. [Текст] / В. Н. Никитенко. - Биробиджан. Из-во Издательский дом, 2011 - 128 с.
34. Патрушев, В. И. Основы социального управления. [Текст] / В. И. Патрушев, О. А. Уржа, Г.В. Щекин. - М. : Из-во Высшая школа, 2011 - 272 с.
35. Поташников М. М. Управление качеством образования. [Текст] / В. И. Поташников. - М. : Из-во Логос, 2014. - 240 с.
36. Петряков, П. А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований [Текст] / П. А. Петряков // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 25 - 59.
37. Поздняков, А. Н. Российская система образования: опыт и перспективы реформирования на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / А. Н. Поздняков // Актуальные вопросы развития образования. сб. статей. - 2012. - С. 10.
38. Тарханов, О. В. Образование 2015 [Текст] / О.В. Тарханов // Экономический журнал. - 2015. - № 21. - С. 119 - 140.
39. Ткач, А. Образование и государство. [Текст] / А. Ткач // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 2. - С. 48 - 56. 
40. Шарипов, Ф. В. Менеджмент общего и профессионального образования [Текст] / Ф. В. Шарипов // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 10. - С. 89 - 98.
41. Чуракова, Р. Г. Региональные особенности управления содержанием дошкольного и общего образования [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М. : Из-во Академкнига, 2013. - 144 с.
42. Шематихина, Л. Ю. Менеджмент и экономика образования [Текст] / Л. Ю. Шематихина, Е. А. Лагутина. - М. : Из-во Феникс, 2016. - 442 с.
43. Шуклина, Е. А. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2013. - № 4. -
С. 99-106.
44. Шумак, С. Е. Устойчивое развитие учреждения образования [Текст] / С. Е. Шумак. - М. : Из-во Белый ветер, 2014. - 144 с.
45. Медведева, Н. В. Управление средним образованием на муниципальном уровне в современной России [Текст] : дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Н. В. Медведева. - М. : без изд-ва, 2013. - 181 с.
46. Департамент здравоохранения и социальной защиты Белгородской области. [Электронный ресурс] // Документы : Режим доступа: http://www.belzdrav.ru/documents/normativebase-department/ (дата обращения 20.04.2016).
47. Департамент образования Белгородской области. [Электронный
ресурс] // Статистические материалы : Режим доступа:
http://www.beluno.ru/activities/statistic.html (дата обращения: 20.04.2016).
48. Сайт Губернатора Белгородской области Е. С. Савченко.
Электронный ресурс] // Выступление на заседании Правительства белгородской области. Режим доступа:
http://www.savchenko.ru/events/2841.html. (дата обращения: 20.04.2016).
49. Структура Департамента образования Белгородской области.
http://www.beluno.ru/struktura/upr-dep/obshego-doshkolnogo.html/ Р ежим
доступа: (дата обращения: 16.04.2016).
50. Статистические показатели Белгородской области. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://belg.gks.ru/ (дата обращения 13.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ