ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПАСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности организации 9
1.2. Управление конкурентной стратегией организации 15
1.3 Методы оценки конкурентоспособности организации 21
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАФЕ «ХАЛЯЛЬ» ИП МУСИН М.З 30
2.1. Краткая характеристика деятельности кафе «Халяль» ИП Мусин М.З 30
2.2. Анализ системы управления кафе «Халяль» ИП Мусин М.З 34
2.3. Исследование конкурентоспособности кафе «Халяль» ИП Мусин М.З 49
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАФЕ «ХАЛЯЛЬ» ИП МУСИН М.З 61
3.1 Разработка проекта предложений по совершенствованию
конкурентоспособности кафе «Халяль» ИП Мусин М.З 61
3.2 Обоснование и оценка реализации проекта предложений 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92
ПРИЛОЖЕНИЕ В
В рыночной экономике одним из важнейших факторов роста продаж продукции предприятия является повышение уровня его конкурентоспособности и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации всех ключевых структур предприятия, занимающихся вопросами реализации продукции и оказанием услуг, расценивается в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товаров, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние 3 основных фактора: качество выпускаемой продукции; экономические показатели, определяемые затратами потребителя на приобретение и эксплуатацию товаров; организация продажи и продвижения товаров на рынке.
Проблема повышения конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, в период мирового финансового кризиса.
Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, так как к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены.
Оценка и прогнозирование экономической эффективности, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками успешного осуществления коммерческой деятельности предприятий.
Потребность в постоянном совершенствовании качества выпускаемой продукции, расширении модельного ряда, учете особенностей сбытовых регионов и усиливающаяся конкуренция требуют проведения продуманной и взвешенной маркетинговой политики, направленной на обеспечение устойчивого развития предприятия, увеличение объемов производства, в связи с чем актуальными становятся вопросы ценообразования на такую сложную продукцию, которой является тракторная техника.
Изучение конкурентоспособности предприятия представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.
Любое предприятие, находящееся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар у продавца, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Поэтому конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) предприятия можно определить только сравнивая фирмы конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на сегодняшний день является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней. Конкурентоспособность относится к наиболее сложным понятиям, характеризующим современный рынок, при этом нет ни единого понимания ее сущности, ни даже приблизительно одинаковых взглядов на методику ее определения. Это объясняется необходимостью учета огромного количества факторов, как правило, различных по своей природе, количественное измерение которых порой затруднительно. Более того, здесь большую роль начинают играть качественные характеристики продукции, учет которых представляет особую проблему.
Исследованию проблем конкурентоспособности посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных специалистов заслуженным авторитетом пользуются такие авторы, как И. Ансофф, П. Драккер, Ф. Котлер, Д. Кэмпбелл, Ж.Ж. Ламбен, Н. Мескон, М. Портер, С. Роббинс, А.А. Томпсон.
Среди отечественных исследователей заметный вклад в разработку проблемы внесли Г.Л. Азоев, Е.П. Голубков, П.С. Завьялов, И.М. Лифиц, Н.К. Моисеева, С.Г. Светуньков, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и многие другие. Тем не менее, большинство существующих методик конкурентоспособности ориентированы в основном на оценку конкурентоспособности производственного предприятия и поэтому не могут быть напрямую использованы во всех областях управления конкурентоспособностью.
Объект исследования - предприятие кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
Предметом исследования являются проблемы управления конкурентоспособностью предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие конкурентоспособности предприятия;
2. Рассмотреть процесс управления конкурентоспособностью предприятия;
3. Изучить методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия;
4. Составить характеристику предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.;
5. Проанализировать управления конкурентоспособностью предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.;
6. Разработать мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы автором применялись следующие методы исследования: анализ документов, наблюдение, моделирование, графические методы (многоугольник конкурентоспособности).
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации, материалов специальных обследований организаций сферы металлопроката, проведенных автором, специализированными организациями, органами статистики, учеными-исследователями.
Теоретические и методические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, проиллюстрированы расчетными таблицами и графическими материалами, подготовленными автором на основе изучения различных источников, в том числе статистических данных кафе «Халяль» ИП Мусин М.З., Министерства экономического развития РФ, Госкомстата РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные предложения имеют прикладное значение и могут использоваться при совершенствовании управления конкурентоспособностью кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности предприятия. Изучаются общие понятия о конкурентоспособности предприятия, процесс управления и методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Во втором разделе дается краткая характеристика деятельности предприятия. Анализируется конкурентоспособность предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. Выявляются основные проблемы, снижающие конкурентоспособность кафе «Халяль» ИП Мусин М.З.
В третьем разделе разрабатываются мероприятия для повышения конкурентоспособности предприятия кафе «Халяль» ИП Мусин М.З., проводится обоснование необходимости их внедрения.
Проведя анализ конкурентоспособности кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. можно сделать следующие выводы.
Кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. - это сеть кафе, делающая ставку на эксклюзивность продукции и, соответственно среднюю ценовую категорию. Экономическое положение кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. стабильно, хозяйственная деятельность прибыльна, наблюдается положительная динамика основных экономических показателей. Главная угроза - угроза появления новых конкурентов. Основные сильные стороны - высокое качество услуг и стабильное положение на рынке. Основные слабые стороны - высокая текучесть кадров.
В кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. используется линейная схема процесса управления, в основном работает достаточно молодой персонал до 25, с хорошим уровнем знаний высшем образованием. Уровень стажа работников от 1 до 5 лет. Среднесписочный показатель работников составил 23 человека. Динамика общей обеспеченности персонала, кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. является практически укомплектованной.
Проанализировав систему управления кафе «Халяль» ИП Мусин М.З. были выявлены следующие недостатки:
1. Отсутствие четкой кадровой политики. Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу на начальных этапах работы).
2. Отсутствие долгосрочного планирования. Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. Нет четкой системы подбора и отбора кадров.
3. В рамках поиска и отбора кандидатов на замещение вакантных должностей нет описаний профилей требований (моделей компетенций),
предъявляемых к сотрудникам на каждой должности или рабочем месте. Не применяется профессиональное тестирование, анкетирование и психологическая диагностика.
4. В рамках оформления и адаптации новых сотрудников не создана система профессионального наставничества (особенно необходимо для работников из числа молодых специалистов, выпускников техникумов и ВУЗов с отсутствием стажа производственной деятельности). Не созданы документы о предприятии презентационного характера, в лаконичном виде раскрывающие особенности системы труда.
5. В рамках оценки персонала (уровня квалификации) не доработана система аттестации, предусматривающая внедрение комплексной системы оценки персонала. Это позволит минимизировать личностные и субъективные факторы при оценке персонала.
6. Не регламентирована периодичность проведения процедуры анализа содержания деятельности на рабочих местах (должностях) с учетом максимального охвата номенклатуры должностей предприятия. Регулярное проведение подобных мероприятий и наличие архива за предыдущие периоды позволит проводить динамический анализ изменения содержания деятельности на рабочих местах, что может быть использовано для более точного определения и оценки профессионально-важных качеств, потребности в персонале и в его обучении.
7. Слабая маркетинговая система, для привлечения потенциальных клиентов. Например, не продумана реклама наружная, сувенирная, нет рассылки - оповещения постоянных клиентов о новых акциях и мероприятиях в кафе.
Основными конкурентами кафе «Халяль» будут кафе «Халяль», расположенное по адресу ул. Шамиля Усманова, 52 (далее кафе «Халяль - Ш.Усманова»), кафе «Халяль», расположенное по адресу просп. Вахитова, 9 (далее кафе «Халяль - Вахитова») и кафе «Халяль», расположенное в 59 комплексе (далее кафе «Халяль - 59 к-с»).
Проведя экспертный опрос и построив многоугольник конкурентоспособности кафе «Халяль», можно сделать следующие выводы. Лидером среди всех анализируемых кафе является кафе «Халяль - Вахитова», который набрал 34 балла из 40 возможных. Исследуемое предприятие кафе «Халяль» занимает средние позиции, набрав 28 баллов из 40 возможных.
Сильными сторонами кафе «Халяль» является «месторасположение», «ассортимент блюд и напитков» и «уровень цен». Слабыми сторонами является качество обслуживания, интерьер зала и отсутствие продвижения в интернете и социальных сетях.
Оценка потребительского отношения к кафе «Халяль» показала, что большая часть респондентов знакома с кафе «Халяль» и более того являются постоянными гостями заведения. К услугам кафе относятся положительно. В целом потребитель удовлетворен деятельностью кафе «Халяль», в особенности горячей и свежей пищи, функциональности и удобства меню, состоянии порядка в зале. Но руководителю кафе «Халяль» необходимо обратить внимание качество обслуживания.
В целях совершенствования конкурентоспособности кафе «Халяль» автор работы разработал следующие мероприятия:
1. Повышение качества обслуживания для это разработан технологический процесс оказания услуг с внедрением документов, регламентирующие деятельность сотрудников на каждом этапе, разработано Положение о персонале и стандарты обслуживания, разработана система оценки качества труда сотрудников, включающая в себя операционный контролинг, анализ книги жалоб и предложений и метод «Тайный гость».
2. Разработка программы продвижения кафе включает в себя создание рекламного ролика, программу поздравления с днем рождения и SMM продвижение.
Разработанные рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности эффективны, так как ЧДД=395,81 тыс. руб. > 0, ИДД=1,22 >1.
1. Федеральный закон № 948-1-ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 26.07.2006).
2. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М,
2015. 224с.
3. Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. № 3 (89). С. 212-221.
4. Арбатская Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. 2013. №1. С. 118-121.
5. Азоев Г.Л. Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Новости», 2015. 256с.
6. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции Стандарты и качество. 2016. №11. С. 47.
7. Гармашов В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы. - СПб., 2013. 302с.
8. Гусейнов Г.Г. Конкурентная стратегия фирмы в условиях глобализации мировой экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук Ин-т мировой экон. и междунар. экон. отношений РАН. - М., 2015. 205с.
9. Данчиков Е.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур и продукции. - М., 2015. 23 с.
10. Демченко А.А., Кузьбожев Э.Н. Измерение конкурентоспособности предприятия отрасли: теория и методы измерения. - Курск, 2016. 88с.
11. Ермолов М.О. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности. - М.,2013. 211с.
12. Иванова Е. И. Оценка конкурентоспособности предприятия. Учебное пособие. / Е. И. Иванова - Ростов н/Д.:Феникс, 2013. 304с.
13. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под
конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и
экономичностью производства // Российский экономический журнал. 2015. № 11. - 185 с.
14. Исаев А.А. Конкурентоспособность предприятия: проблемы теории / А.А. Исаев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 4 (4). - С.65-172.
15. Кеворков В. В. Повышение конкурентоспособности компании, формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. - М.: Издательство Российская газета, 2015. 216с.
16. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб.: Питер, 2016. 284с.
17. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2016. 361с.
18. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и
конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. 106 с.
19. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2013. 224с.
20. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью. - М.:
Издательство Омега-л. - 2013. 325с.
21. Макаров А.В. Применение теорий и моделей
конкурентоспособности при разработке стратегии диверсификации предприятия / А.В. Макаров, А.Р. Гарифулин // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. № 6. С.22-35.
22. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта
предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И. С. Метелев // Проблемы современной экономики. 2016. №1. С. 116-120.
23. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО «НПО «Экономика». 2013. 362с.
24. Повышение конкурентоспособности компании: формирование
рыночной стратегии и ее практическое осуществление: разъяснения, советы и рекомендации В. В. Кеворкова и Д. В. Кеворкова. - М.: Российская газета , 2013. 215с.
25. Портер Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. 211с.
26. Просветов Г.И. Конкуренция. Задачи и решения. Учебно-практическое пособие. / Г. И. Просветов - М.: изд-во Альфа-Пресс, 2015. 344с.
27. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред.Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2016. 524с.
28. Сухов В.Д. Основы маркетинга. Практикум./ В. Д. Сухов - М.: Издательство Академия, 2013. 224с.
29. Селименков Р. Ю. Пути повышения конкурентоспособности лесного комплекса региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. № 6 (30). С.60-67.
30. Семенов В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2016. № 5. С.77.
31. Совместные инновационные проекты - залог
конкурентоспособности // Областная газета. - Екатеринбург, 2015. №9. С1 -2.
32. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. 176с.
33. Салихов В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2015. 163с.
34. Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е. А. Стародубцева // Известия ИГЭА. 2016. №4. С. 135-136.
35. Фатхутдинов Р. А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. 2016. №1. С. 76.
36. Управление стратегической конкурентоспособностью компании
«Экономика, предпринимательство и право» № 5 (5) за 2011 год, стр. 16-21. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
[http://old.creativeconomy.ru/articles/15418/]., свободный - Дата обращения - 24.05.18.
37. Конкурентоспособность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.financialguide.ru/encyclopedia/konkurentosposobnost]., свободный - Дата обращения - 24.05.18.
38. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности
предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
[http: //cribs. me/ekonomika-predpriyatiya/vnutrennie-i-vneshnie-faktory- konkurentosposobnosti-predpriyatiya_]., свободный - Дата обращения - 25.05.18.
39. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
[http: //www.ereading.club/chapter. php/130600/21/Mazilkina,_Panichkina_- _Osnovy_upravleniya_konkurentosposobnost'yu.html]., свободный - Дата обращения - 25.05.18.
40. Оценка конкурентных возможностей фирмы [Электронный ресурс]
- Режим доступа:
[http: //pidruchniki. com/19430926/menedzhment/otsenka_konkurentnyh_vozmozhnos tey_firmy]., свободный - Дата обращения - 26.05.18.