ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ГОСТИНИЧНОГО
СЕРВИСА 6
1.1. Сущность индустрии гостеприимства 6
1.2. Особенности гостиничного сервиса 13
1.3. Принципы управления индустрией гостеприимства и гостиничным сервисом 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САДКО» (ГОСТИНИЦА «АРКАДИЯ») 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«САДКО» 29
2.2. Процесс предоставления гостиничных услуг в ООО «САДКО» 37
2.3. Анализ эффективности процесса предоставления гостиничных услуг в
ООО«САДКО» 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ООО «САДКО» 52
3.1. Направления по повышению эффективности предоставления гостиничных услуг в ООО «САДКО» 52
3.2. Рекомендации по улучшению сервисного обслуживания в ООО «САДКО» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В настоящее время индустрия гостеприимства получила значительное развитие благодаря проведению спортивных мероприятий в России и увеличению туристического потока. Быстрому его развитию способствует развитие экономической, культурных и туристических связей между государствами и народами всего мира.
Экономический подъем в различных отраслях, рост уровня жизни в развитых странах привели к частым деловым встречам и туристов различных регионов России. [30, 4-6с.]
Индустрия гостеприимства - одна из крупнейших бурно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многом это происходит благодаря вложениям спонсоров и улучшениям в экономическую, спортивную и культурную сферу - за последние несколько лет туризм стал доступен широким слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получили инфраструктура туризма и ее основной компонент - гостиничный сектор. За долгое время гостиничный бизнес приобрел более расширенный спектр: от семейного владения до участия в международных отельных сетях. Примером наиболее успешного владения в туризме является создание гостиничных корпораций.
В Республике Татарстан поток туристов за последние несколько лет заметно увеличился благодаря международным спортивным мероприятиям, таким как Чемпионат России по спортивной гимнастике, этап Мировой серии FINA по прыжкам в воду, матчи Кубка Конфедераций, Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 и многие другие. Планируется также проведение чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills, который пройдёт в России, в городе Казани, с 22 по 27 августа 2019-го года, который только увеличит туристский поток.
Именно данная система управлением гостиничным бизнесом дает возможность созданию целого ряда преимуществ, которые позволяют в большей степени туристическим предприятиям повышать качество реализуемого
туристского продукта, улучшать предлагаемые услуги в рамках сегмента рынка, создавать индивидуальный подход обслуживания потребителей.
В гостиничную индустрию были вложены большое количество инвестиции на реструктуризацию гостиничной деятельности и новое строительство современных гостиниц, внедрение новых технологий, индивидуальных форм обслуживания.
Важное значение в развитии индустрии гостеприимства имеют гостиничные сети: объединения гостиниц, имеющих централизованное
управление. Они позволяют продвигать на мировой туристский рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов. [37]
Цель выпускной квалифицированной работы является выявление проблем в управлении индустрией гостеприимтсва и гостиничного сервиса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность индустрии гостеприимства;
-раскрыть принципы управления индустрией гостеприимства и гостиничным сервисом;
-дать характеристику выбранного нами предприятия;
-раскрыть процесс предоставления гостиничных услуг на примере гостиницы «Аркадия»;
-провести анализ внешнего окружения, выбранной нами гостиницы;
-провести анализ сильных и слабых сторон гостиницы;
-дать рекомендации по улучшению работы выбранного нами предприятия.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является ООО «САДКО» (гостиница «Аркадия») города Заинск.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является индустрия гостеприимства в малых городах.
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим основам сущности понятий гостиничный сервис и индустрия гостеприимства. Во второй главе проведен анализ отрасли гостиничного предприятия, его характеристика, организационно-управленческая структура, управление ресурсами. В третьей главе рассматривается анализ конкурентных преимуществ и выбор маркетинговых стратегий.
В ходе данной выпускной квалификационной работы первая глава посвящена теоретическим основам сущности понятий гостиничный сервис и индустрия гостеприимства. Во второй главе проведен анализ отрасли гостиничного предприятия, его характеристика, управление ресурсами и рекламная деятельность гостиницы. В третьей главе рассматривается анализ конкурентных преимуществ и выбор маркетинговых стратегий.
Таким образом, услуга - это чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу. Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется обслуживанием или сервисом.
Под качеством услуги, сервисного продукта понимается комплекс их полезных свойств, нормативно-технологических характеристик обслуживания, благодаря которым общественные и индивидуальные потребности удовлетворяются на уровне установленных требований, сопоставимых как с национальными традициями, так и с мировыми стандартами. Полезными свойствами услуги выступают ее объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно-нормативным правовым критериям.
Чтобы проанализировать гостиничную деятельность, был проведен сравнительный анализ гостиниц «Аркадия» и «Зай» по таким критериям, как ценовая политика, количество номеров, наличие бара, Wi-Fi и т.д. Гостиница «Зай» является главным конкурентом гостиницы «Аркадия». Также рассмотрены особенности гостиницы «Аркадия»: разнообразие номеров, интерьер, качество обслуживания.
В данной выпускной квалификационной работе предложены рекомендации по созданию первоклассного гостиничного сервиса в гостинице «Аркадия», такие как, перестановка, разнообразие в обслуживании,
специальная программа для детей, работа с персоналом, праздники на высшем уровне.
При выполнении выпускной квалификационной работы была достигнута цель - изучить проблемы российской индустрии гостеприимства и гостиничного сервиса на примере классической гостиницы.
Были решены следующие задачи:
-охарактеризованы сущность индустрии гостеприимства;
-проведена оценка деятельности гостиницы «Аркадия»;
-раскрыты и проанализированы особенности сервисного обслуживания в гостинице «Аркадия»;
-предложены рекомендации по усовершенствованию гостиничной деятельности в гостинице «Аркадия».
Итак, мы пришли к выводу, что, для того, чтобы выявить проблемы гостиничного сервиса, нужно, в первую очередь, грамотно проанализировать обслуживание гостиницы. Мы рассмотрели это на примере гостиницы «Аркадия», а также предложили разные рекомендации.
Также, в ходе данной работы были рассмотрены и проанализированы технологии в рекламе гостиничных предприятий.
В результате исследования были сделаны выводы о том, что современный рынок гостиничной индустрии развивается стремительно. Изобретено множество новых технологий в рекламе, которые очень красочные, яркие и впечатляющие. Они заставляют потребителя надолго запомнить рекламируемый товар, услугу или фирму. Инновационная реклама, прежде всего, строится на использовании в промоакциях серьезного технического обеспечения, новейших компьютерных технологий и нестандартных способов подачи информации. В условиях жесткой конкуренции производителям товаров и услуг для сохранения и приумножения объемов продаж необходимо постоянно привлекать внимание клиентов к продукции. Сегодня это можно сделать с помощью новейших мировых технологии в области рекламы. Подобные рекламные технологии уже используют многие крупные компании, а средний бизнес предпочитает использовать инновации в ограниченном количестве в основном из-за дороговизны такой рекламы. Тем не менее, прогрессивные рекламные технологии вызывают особую заинтересованность у потенциальных клиентов к товару рекламодателя и значительно выделяют его среди конкурентов.
Гостиничное предприятие «Акрадия» - это классическая традиционная гостиница, расположенный в городе Заинск. Предприятие имеет долгосрочные цели и уделяет большое внимание развитию первоклассного сервиса.
Исследование современного состояния рынка рекламы и тенденций ео развития позволяет сказать, что основой развития рекламной индустрии будут выступать цифровые технологии, смещающие коммуникацию в сторону ведения диалога между брендами и потребителями.
Проведенный SWOT-анализ, а также оценка уровня конкурентоспособности показали, что у гостиницы «Аркадия» есть все ансы занимать выгодное положение на рынке гостиничных услуг города.
Учитывая проведенное исследование, нами были сформулированы следующие рекомендации для ведения страницы в Контакте и Инстаграм для гостиницы «Аркадия»:
Таким образом, основываясь на полученных данных можно с уверенностью сказать, что исследуемая нами гостиница «Аркадия» - это поистине уникальное и независимое место в городе. Так, для повышения текущего статуса и улучшения деятельности гостиницы, в работе нами были предложены следующие стимулирующие работу мероприятия:
-безопасность (самое важное, что нужно любому предприятию и в связи с недавними событиями гостиницы «Аркадия» так же провел все необходимые мероприятия по безопасности заведения и подготовке персонала);
-прослеживание процесса выполнения заселения и добавление новшеств в обслуживание по мере необходимости;
- обновление средств обслуживания (вводить различные новшества, создать сайт гостиницы);
- удерживать постоянных гостей и работать над привлечением новых (чтобы расширить круг посещаемости можно внести систему бизнес-ланчей, так как такой подачей блюд интересуются не только студенты, но и другие слои населения);
-стимулирование гостей в самом заведении (скидки, акции, ближайшие мероприятия и др.);
-внимательное отношение к каждому гостю;
-постоянная работа PR-менеджера;
-дегустация различных новых блюд и напитков;
-наличие бизнес-ланчей (ресторан у исследуемой нами гостиницы не предполагает наличие бизнес-ланчей, что сокращает посещение многих категорий населения).
«Аркадия» на данном этапе своей жизнедеятельности позиционирует себя не просто как уютное гостиница, а как настоящий дом, в котором царит настоящая атмосфера уюта. Здесь нет ограничений в возрасте или дресс-коде, так как данное заведение в первую очередь хочет, чтобы все гос и чувствовали себя в комфорте, как дома. Поэтому применение выявленных нами рекомендаций сделает данное заведение еще лучше и уникальнее ж только среди гостиниц города, но и гостиниц во всем Татарстане.
Мы предлагаем усовершенствовать способ продвижения услуг гостиницы «Аркадия» в Интернете, дополнив следующими средствами: - поисковая оптимизация; - продвижение в социальных сетях (социальные сети ВК, «Instagram»).
Недостатками системы продвижения для анализируемого гостиничного предприятия являются следующие факты:
- нечеткая постановка целей рекламной политики по продвижению;
- отсутствие исследования рыночной ситуации и целевой аудитории приводит к искажению результатов при оценке эффективности;
- используемые средства продвижения применяются разрозненно, что не способствует эффективному проведению рекламной кампании;
- размер средств, выделяемых на проведение рекламной кампании, и соответствовал поставленным целям;
- отсутствует сайт гостиницы;
- недостаточно эффективное Интернет - продвижение гостиницы «Аркадия»;
- отсутствует специалист в сфере маркетинга и продвижения услуг гостиницы.
В результате был разработан план мероприятий по продвижению гостиничных услуг, который включает следующие этапы:
- внедрить рекламу в печатном издании (ивент-публикация);
- создание собственного официального сайта;
- внедрение усовершенствованного товарного знака.
В дипломной работе на основе анализа современного состояния и проблем рекламной деятельности гостиницы разработана инновационная рекламная кампания, которая является действенным инструментом формирования и повышения имиджа предприятия размещения, удержания постоянных и привлечения новых клиентов, в том числе местного населения в межсезонье.
1. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 №1085 «Об
утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
3. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94
Книги, монографии
1. Алексунина В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. - 590 с.
2. Антоненко. А.В. Стратегическое управление / А. В. Антоненко. - М.: Экономика, 2008. - 532с.
3. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ, 2001. 560с.
4. Белова А. И. Совершенствование кадровой политики ресторана m основе эффективных внутрифирменных технологий / А.И.Белова. - Концепт. 2007. - 52с.
5. Богушева В. И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005 - 416с
6. Бородина В.В., Ресторанно-гостиничный бизнес, учебное пособие -М., 2005.
7. Балашова Е. А. Ресторанный бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е. А. Балашова. - М.: Вершина, 2008. - 170 с.
8. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. / Ю.Ф.Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
9. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г.Гуляев. - М.: Нолидж, 2005. - 254 с.
10. Голубков Е.П. Основы маркетинг / Е.П.Голубков. — М.: Финпресс, 1999.
11. Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В., Сорокина Е.В. Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 248 с.
12. Карнаухова В. К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 256 с.
13. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга/
Ф.Котлер, Г. Армстронг, Д.Сондерс. - СПб.: Издательский дом
«Вильямс», 2006. - 580 с.
14. Канзычакова С. А. Управление персоналом в ресторанном бизнесе/ С.А.Канзычакова. - М.: Экономика, 2009. - 45-50с.
15. Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / Л.С.Кучер. - М.: РКонсульт, 2002. - 23с.
16. Карнаухова В. К. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. К. Карнаухова. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 256 с.
17. Коробкова С.Н. Сервисная деятельность: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Коробкова. - СПб.: ПИТЕР: A. e., 2006.-156с.
18. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И.Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2006.
19. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф.Котлер, Дж. Боуэр, Дж.Мейкенз. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 618 с.
20. Коцюба Л.К. Соотношение традиций и новаций в истории ресторанного дела России: Вторая половина XIX - начало XX века / Коцюба Л.К. - М., 2002. - 223 с.
21. Лесник А. Л., Смирнова М.Н. Методика проведения
маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе / А.Л.Лесник, М.Н.Смирнова. - М.: ООО «САС ПЛЮС», 2002. - 126 с.
22. Лесник А. Л., Чернышева А.В / Организация и управление гостиничным бизнесом А.Л.Лесник, А. В. Чернышева. - М.: Издательский дом «Альпина», 2003. - 212 с.
23. Лукашенко В.И., Браймер В.Н. Финансовый анализ /
В.И.Лукашенко, В.Н. Браймер. - М.: ДИС, 2005.
24. Мильнер Б.З. Теория организации Б.З.Мильнер. - М.: ИНФРАМ- М., 2008. - 450 с.
25. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: Вершина-2007. - 472с.
26. Михедева А.А. Европейские обычаи питания: учеб. пособие для студентов и выпускников шк. гостиничного и ресторанного бизнеса в Европе / А.А.Михедева. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 203с.
27. Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг / Э.В. Новаторов. - М.: - 2007 - 50-54с.
28. Полякова Р.Т. Особенности управления персоналом в сетевом ресторанном бизнесе / Р.Т.Полякова. - М.: Экономика, 2006. - 22 с.
29. Романович, Ж. А. Управляющие мечтой / Ж. А. Романович. - 2007. - с. 31-39.
30. Савельев А.В. Сервис в России и за рубежом / А.В.Савельев. - 2012. - 96-102с.
31. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Дж.Р.Уокер.
- М.: ЮНИТИ, 2002. 463 с.
32. Федцов В. Г. Культура сервиса: Учебно-практ. Пособие / В.Г.Федцов.- М., 2000.
33. Фарафонова, М. Успех по рецепту / М. Фарафонова. - М. :ЮНИТИ, 2007.- 12-27с.
34. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / Ю.А.Цыпкин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. 446 с.
35. Айситулина Кадрина. Тренинги персонала в ресторане/ Кадрина Айситулина. - М.: ООО «Альпина Паблишер», 2008.-377с.
36. Ари Вайнцвейг. Безупречный сервис. Чтобы каждый клиент чувствовал себя королем/ Вайнцвейг Ари. -М.: Добрая книга, 2006.-404с.
37. Артёмова Е.Н. Основы гостеприимства и туризма/ Е.Н.Артёмова, В.А.Козлова. - М.: Альпина Бизнес Букс.- 2012.-266 с.
38. Джек Митчелл. Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания / Митчелл Джек. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.-303с.
39. Джим Салливан. Сервис, который продает/ Салливан Джим, Фил Робертс.- М.: Академия, 2013.-444с.
40. Джон Шоул. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество/ Издание на русском языке, перевод, оформление Л.Н.Ефремова./ Шоул Джон. - М.: ООО «Альпина Паблишер», 2013. - 322с.
41. Камилина Ланна. Сервис класса люкс/ Л. Камиллина. - М.: Альпина Бизнес Букс.- 2006.-288с.
42. Клаус Кобьелл. Искренний сервис./ Кобьелл Клаус.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-226с.
43. Маркетинг в сервисе/ под редакцией Н.А.Платоновой. - М.: Академия, 2012.-266с.
44. РуденкоЛ.Л. Сервисная деятельность./ Л.Л.Руденко.-М.: Дашков и К, 2013-448с.
45. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности/ М.В.Удальцова, Е.В. Наумова - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.-146с.
46. Эдмунд Лолер. Сервис по-королевски. Уроки ресторанного дела от Чарли Троттера/ Лолер Эдмунд. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-255с.
47. Артёмова Е.Н. Основы гостеприимства и туризма: Учебник / Е.Н.Артёмова,В.А. Козлова - Орел: ГТУ, 2005. - 166с
48. Балаева О.Н. Управление организациями сферы услуг/ О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева.- М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010.-244с.
49. Баранчеев В. , Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий. Учебник. - Маркетинг, №5, 2013, 120с.
50. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом. - М.: Экономистъ, 2014, 271с.
51. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 313 с.
52. Веденеев М.А. Оценка эффективности каналов интернет
продвижения применительно к B-2-В-компаниям // Маркетинговые коммуникации - 2011. - №1. - С. 56-65.
53. Воронина, Л.И. Наука и власть: проблема коммуникаций [Текст] / Л.И. Воронина. - М.: Научный эксперт, 2014. - 600с.
54. Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия [Текст] / Под ред.
Г.В.Вершинина. - М.: Тюмень, 2013. - 208 с.
55. Высоткин А. Реклама в Internet: тонкости, советы, примеры и способы работы. - М.: Познавательная книга Плюс, 2013.
56. Гембл Дж. Учебник._-_Маркетинг взаимоотношений с
потребителями. Москва, 2013, 251с.
57. Дубовик О.В. Концептуальные основы Интернет рекламы
торгового предприятия/А.В. Дубовик // Актуальные проблемы экономики - 2015. - №11. - С. 71-76.
Электронные ресурсы
1. Официальный сайт Контур.Экперт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //kontur.ru/expert