КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО - Р» В ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Обучение фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе на современном этапе 8
1.1. Формирование языковой компетенции школьников в области фонетических навыков 8
1.2. Методика обучения фонетике французского языка в современных
научных трудах 12
Выводы по I главе 24
Глава II. Характеристика коррективной технологии обучения фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе 25
11.1. Содержательный аспект коррективной технологии «Техно-Р» 25
11.2. Процессуальный аспект коррективной технологии «Техно - Р» 30
11.3. Опытное обучение 36
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Библиография 46
Приложение
Глава I. Обучение фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе на современном этапе 8
1.1. Формирование языковой компетенции школьников в области фонетических навыков 8
1.2. Методика обучения фонетике французского языка в современных
научных трудах 12
Выводы по I главе 24
Глава II. Характеристика коррективной технологии обучения фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе 25
11.1. Содержательный аспект коррективной технологии «Техно-Р» 25
11.2. Процессуальный аспект коррективной технологии «Техно - Р» 30
11.3. Опытное обучение 36
Выводы по II главе 42
Заключение 44
Библиография 46
Приложение
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом обновление общеобразовательной школы, переход на новую структуру и содержание непосредственно общего среднего образования ставят школу перед необходимостью достижения нового качества образования в обучении иностранным языкам. Обучение иностранному языку начинается с овладения аспектами языка: фонетики, лексики, грамматики.
Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением) приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.
Сегодня в эпоху глобальной компьютеризации и наличия огромного потока медийной информации, традиционные методы обучения перестают отвечать социальному заказу общества на образовательную формацию личности, свободно владеющей иностранными языками.
В наши дни на основе новых стандартов обучения для средней обще-образовательной школы, прослеживается тенденция гуманизации образования, где центром является личность обучаемого, развитие его познавательных сил и способностей.
Несомненно, существует множество образовательных технологий обучению иностранному языку, среди которых:
• информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
• «подкастинговые» технологии. Это применение звуковых и видео файлов для прослушивания или просмотра в целях совершенствования слухо-произносительных навыков и развития речевых умений;
• TED видео - конференции и видео - блоги, отражающие обширную тематику: науку, культуру, политику, глобальные проблемы, развлечения. TED это современный образовательный ресурс, который может быть использован на практических занятиях и для самостоятельной работы;
• «Портфолио»;
• проектные технологии, которые обуславливают деятельность обучаемых в сотрудничестве и предусматривают этапы подготовки, планирования исследования, выполнения, обобщения и представления проекта;
• игровые технологии;
• тестовые технологии в качестве контрольных.
Не умаляя значимости вышеперечисленных технологий, однако, в силу информатизации они не дают ожидаемого эффекта. Этот факт побуждает к разработке коррективной технологии обучения иностранному языку. Данная технология разрабатывается в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Коррективная технология включает в себя 8 блоков, первые 4 из которых относятся к области языковой компетенции и названы «Грамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». В целом, технология предназначена для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся. Далее в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать коррективную технологию обучения фоне¬тике иностранного (французского) языка.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки непосредственно коррективной технологии обучения фонетике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается следующим: на сегодняшний день существует много работ по методике обучения фонетике французского языка, но, с другой стороны, не решена проблема со-отношения сущего и должного. Для того, чтобы ослабить противоречие, разрабатывается методика коррективной технологии обучения фонетике французского языка.
Предметом исследования является коррективная технология обучения фонетике французского языка.
Объект исследования - учебный процесс по усвоению фонетических навыков.
Цель исследования - разработать процессуальный аспект корректив¬ной технологии «Техно - Р» в обучении фонетике французского языка.
Задачи исследования:
• обобщить научный материал по обучению фонетическим навыкам;
• выявить тезаурус по обучению фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе;
• разработать процессуальную сторону коррективной технологии по обучению произносительным навыкам французского языка.
Методологическую основу исследования составили:
• исследования в области методики обучения французскому языку (Андреевская-Левенстерн Л.С., Барышников Н.В., Васильева В.Н., Гальскова Н.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Щепилова А.В. и др.);
• инновационные технологии преподавания французского языка (Васильева В.Н., Галеева Г.И., Кузьмина Е.К., Остроумова О.Ф.);
• исследования в области методики преподавания фонетики французского языка (Путилина Л.В., Рапанович А.Н.);
• основные положения использования педагогических технологий в процессе обучения французскому языку (Бондарев П.Б., Кащук С.М., Полилова Т.А., Пономарева В.В.);
• технологии обучения французскому языку, представленные в Интернете (информационно - коммуникативные технологии, «подкастинговые» технологии, TED - технологии, «портфолио», проектные технологии, игровые технологии, тестовые технологии в качестве контрольных).
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя выбор темы исследования. Второй этап содержал изучение научных трудов, касающихся темы исследования. На третьем этапе исследования происходило определение объекта и предмета, про-исходила постановка цели и задач. Четвертый этап исследования касался выполнения поставленных задач. Пятый этап включал в себя оформление работы. На заключительном шестом этапе исследования проводилась подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость и новизна работы определяются тем, что разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения фо-нетике французского языка. Успешность работы заключается в том, что она связана с личностью учащегося.
Практическая значимость исследования:
• разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения фонетике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы, который может стать базой для создания новых учебно-методических пособий, а сама технология может применяться в учебном процессе;
• разработан многоуровневый комплекс упражнений, который нацелен на развитие и совершенствование фонетических навыков, основанный на коррективной технологии;
• результаты проделанной работы могут быть использованы с целью обновления методико-технологических ресурсов обучения французскому языку как в школе, так и в высшем учебном заведении.
Структуру работы составляют: введение, две главы с выводами, заключение, библиография, состоящая из 52 наименований, приложение.
Во введении изложен научный аппарат исследования, включающий в себя следующие исследовательские действия: выбор темы исследования, выявление проблемы, поиск противоречия, определение актуальности, предмета и объекта исследования, постановка цели и задач, составление методологической основы, перечисление этапов исследования, определение научной новизны, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава является обзорной, там мы отвечаем на задачу №1: обобщить научный материал по обучению фонетическим навыкам французского языка.
Во второй главе мы отвечаем на следующие две поставленные задачи: выявить тезаурус по обучению фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе и разработать процессуальную сторону коррективной технологии по обучению произносительным навыкам французского языка.
Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением) приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку.
Сегодня в эпоху глобальной компьютеризации и наличия огромного потока медийной информации, традиционные методы обучения перестают отвечать социальному заказу общества на образовательную формацию личности, свободно владеющей иностранными языками.
В наши дни на основе новых стандартов обучения для средней обще-образовательной школы, прослеживается тенденция гуманизации образования, где центром является личность обучаемого, развитие его познавательных сил и способностей.
Несомненно, существует множество образовательных технологий обучению иностранному языку, среди которых:
• информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
• «подкастинговые» технологии. Это применение звуковых и видео файлов для прослушивания или просмотра в целях совершенствования слухо-произносительных навыков и развития речевых умений;
• TED видео - конференции и видео - блоги, отражающие обширную тематику: науку, культуру, политику, глобальные проблемы, развлечения. TED это современный образовательный ресурс, который может быть использован на практических занятиях и для самостоятельной работы;
• «Портфолио»;
• проектные технологии, которые обуславливают деятельность обучаемых в сотрудничестве и предусматривают этапы подготовки, планирования исследования, выполнения, обобщения и представления проекта;
• игровые технологии;
• тестовые технологии в качестве контрольных.
Не умаляя значимости вышеперечисленных технологий, однако, в силу информатизации они не дают ожидаемого эффекта. Этот факт побуждает к разработке коррективной технологии обучения иностранному языку. Данная технология разрабатывается в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Коррективная технология включает в себя 8 блоков, первые 4 из которых относятся к области языковой компетенции и названы «Грамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». В целом, технология предназначена для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся. Далее в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать коррективную технологию обучения фоне¬тике иностранного (французского) языка.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки непосредственно коррективной технологии обучения фонетике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается следующим: на сегодняшний день существует много работ по методике обучения фонетике французского языка, но, с другой стороны, не решена проблема со-отношения сущего и должного. Для того, чтобы ослабить противоречие, разрабатывается методика коррективной технологии обучения фонетике французского языка.
Предметом исследования является коррективная технология обучения фонетике французского языка.
Объект исследования - учебный процесс по усвоению фонетических навыков.
Цель исследования - разработать процессуальный аспект корректив¬ной технологии «Техно - Р» в обучении фонетике французского языка.
Задачи исследования:
• обобщить научный материал по обучению фонетическим навыкам;
• выявить тезаурус по обучению фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе;
• разработать процессуальную сторону коррективной технологии по обучению произносительным навыкам французского языка.
Методологическую основу исследования составили:
• исследования в области методики обучения французскому языку (Андреевская-Левенстерн Л.С., Барышников Н.В., Васильева В.Н., Гальскова Н.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Щепилова А.В. и др.);
• инновационные технологии преподавания французского языка (Васильева В.Н., Галеева Г.И., Кузьмина Е.К., Остроумова О.Ф.);
• исследования в области методики преподавания фонетики французского языка (Путилина Л.В., Рапанович А.Н.);
• основные положения использования педагогических технологий в процессе обучения французскому языку (Бондарев П.Б., Кащук С.М., Полилова Т.А., Пономарева В.В.);
• технологии обучения французскому языку, представленные в Интернете (информационно - коммуникативные технологии, «подкастинговые» технологии, TED - технологии, «портфолио», проектные технологии, игровые технологии, тестовые технологии в качестве контрольных).
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя выбор темы исследования. Второй этап содержал изучение научных трудов, касающихся темы исследования. На третьем этапе исследования происходило определение объекта и предмета, про-исходила постановка цели и задач. Четвертый этап исследования касался выполнения поставленных задач. Пятый этап включал в себя оформление работы. На заключительном шестом этапе исследования проводилась подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость и новизна работы определяются тем, что разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения фо-нетике французского языка. Успешность работы заключается в том, что она связана с личностью учащегося.
Практическая значимость исследования:
• разработан процессуальный аспект коррективной технологии обучения фонетике французского языка учащихся средней общеобразовательной школы, который может стать базой для создания новых учебно-методических пособий, а сама технология может применяться в учебном процессе;
• разработан многоуровневый комплекс упражнений, который нацелен на развитие и совершенствование фонетических навыков, основанный на коррективной технологии;
• результаты проделанной работы могут быть использованы с целью обновления методико-технологических ресурсов обучения французскому языку как в школе, так и в высшем учебном заведении.
Структуру работы составляют: введение, две главы с выводами, заключение, библиография, состоящая из 52 наименований, приложение.
Во введении изложен научный аппарат исследования, включающий в себя следующие исследовательские действия: выбор темы исследования, выявление проблемы, поиск противоречия, определение актуальности, предмета и объекта исследования, постановка цели и задач, составление методологической основы, перечисление этапов исследования, определение научной новизны, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава является обзорной, там мы отвечаем на задачу №1: обобщить научный материал по обучению фонетическим навыкам французского языка.
Во второй главе мы отвечаем на следующие две поставленные задачи: выявить тезаурус по обучению фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе и разработать процессуальную сторону коррективной технологии по обучению произносительным навыкам французского языка.
Как свидетельствуют актуальные исследования в области преподавания французского языка, произношение является фундаментальной характеристикой речи, основой для разработки и совершенствования всех других видов речевой деятельности. Эффективность произношения определяется в большой мере благодаря успеху в устной речи. Нормативное произношение - один из важных элементов культуры речи, а также общей культуры человека. Речь понимается слушателем с трудом или не совсем понятна, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушатель будет неправильно понимать чужую речь, если он сам не владеет навыками произношения. Не владея фонетикой, школьники не смогут понять современное письмо и грамматику. Обучение произношению - важный этап как в практическом освоении механизма произношения, так и в стандарте произношения, а также в развитии речевых умений.
Поэтому формировать фонетические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося, их произношение. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
Однако, в силу различных факторов, школьники не всегда способны овладеть корректным произношением с первых лет обучения иностранному языку, откуда уже в средней школе появляется потребность в методике коррективной технологии обучения фонетике.
Затрагиваемый нами аспект - подходы к преподаванию коррективной фонетики французского языка в современных образовательных условиях.
В ходе выбора оптимального способа организации вводного курса коррективной технологии обучения фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе, нас заинтересовала технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Первая часть аббревиатуры «Техно» означает «технология», вторая часть «Р» обозначает «результат».
В целом, проектируется результативная технология, предназначенная для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся.
Известно, что любая технология основывается на психолого-дидактической платформе. Теоретической платформой нашего исследования являются, взаимно дополняя друг друга, теория переноса, теория интериоризации умственных действий П. Я. Гальперина и теория методов познавательно- практической деятельности Казанской дидактической школы.
Цель проведённого нами исследования состояла в разработке научно обоснованного процессуального аспекта коррективной технологии «Техно - Р» в обучении фонетике в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования нами были даны ответы на поставленные задачи: обобщён научный материал по обучению фонетическим навыкам; разработана процессуальная сторона технологии по обучению произносительным навыкам французского языка; выявлен тезаурус по обучению фонетике французского языка; разработаны алгоритм формирования и коррекции слухопроизносительных навыков и соответствующая система упражнений.
Опытная проверка подтвердила эффективность формирования слухо-произносительных навыков французского языка в рамках комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе по специальной коррективной технологии с использованием соответствующего комплекса упражнений.
Вместе с тем в дальнейшем нам представляется перспективным разработка методики преподавания фонетики французского языка учащимся сред-ней общеобразовательной школы на основе специальной коррективной технологии «Техно - Р», разрабатываемой на данный момент в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Поэтому формировать фонетические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося, их произношение. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
Однако, в силу различных факторов, школьники не всегда способны овладеть корректным произношением с первых лет обучения иностранному языку, откуда уже в средней школе появляется потребность в методике коррективной технологии обучения фонетике.
Затрагиваемый нами аспект - подходы к преподаванию коррективной фонетики французского языка в современных образовательных условиях.
В ходе выбора оптимального способа организации вводного курса коррективной технологии обучения фонетике французского языка в средней общеобразовательной школе, нас заинтересовала технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Первая часть аббревиатуры «Техно» означает «технология», вторая часть «Р» обозначает «результат».
В целом, проектируется результативная технология, предназначенная для коррекции речевых навыков и умений, входящих в состав языковой и речевой компетенций учащихся.
Известно, что любая технология основывается на психолого-дидактической платформе. Теоретической платформой нашего исследования являются, взаимно дополняя друг друга, теория переноса, теория интериоризации умственных действий П. Я. Гальперина и теория методов познавательно- практической деятельности Казанской дидактической школы.
Цель проведённого нами исследования состояла в разработке научно обоснованного процессуального аспекта коррективной технологии «Техно - Р» в обучении фонетике в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования нами были даны ответы на поставленные задачи: обобщён научный материал по обучению фонетическим навыкам; разработана процессуальная сторона технологии по обучению произносительным навыкам французского языка; выявлен тезаурус по обучению фонетике французского языка; разработаны алгоритм формирования и коррекции слухопроизносительных навыков и соответствующая система упражнений.
Опытная проверка подтвердила эффективность формирования слухо-произносительных навыков французского языка в рамках комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе по специальной коррективной технологии с использованием соответствующего комплекса упражнений.
Вместе с тем в дальнейшем нам представляется перспективным разработка методики преподавания фонетики французского языка учащимся сред-ней общеобразовательной школы на основе специальной коррективной технологии «Техно - Р», разрабатываемой на данный момент в Казанском (Приволжском) федеральном университете в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого.
Подобные работы
- Коррективная технология обучения фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Технология “Техно-Р“ в обучении письменной речи
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020



