РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития интереса к музыке у учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности 8
1.1. Теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся
начальных классов 8
1.2. Педагогический потенциал игровой деятельности в аспекте развития
интереса к музыке у учащихся начальных классов 20
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практический опыт развития интереса к музыке у учащихся третьего класса в общеобразовательной школе в процессе игровой деятельности 36
2.1. Разработка методического обеспечения для развития интереса к
музыке учащихся третьего класса в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе 36
2.2. Экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся
третьего класса общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности 52
Вывод по 2 главе 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития интереса к музыке у учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности 8
1.1. Теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся
начальных классов 8
1.2. Педагогический потенциал игровой деятельности в аспекте развития
интереса к музыке у учащихся начальных классов 20
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практический опыт развития интереса к музыке у учащихся третьего класса в общеобразовательной школе в процессе игровой деятельности 36
2.1. Разработка методического обеспечения для развития интереса к
музыке учащихся третьего класса в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе 36
2.2. Экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся
третьего класса общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности 52
Вывод по 2 главе 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения
Актуальность исследования. В наше время актуальна проблема поиска путей активизации интереса к музыке. В музыкальной педагогике имеются специальные методы, способствующие формированию интереса к музыке. Одним из наиболее актуальных методов является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.
В условиях современности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и внедрение в мировое культурное пространство. Поэтому среди задач Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выделена значимость процесса эстетического воспитания, направленного на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, и обозначена необходимость создания условий для самореализации каждого человека и свободного развития его способностей.
Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей детей. Однако современный подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей. Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка. Появление в XX веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, разработана технология подготовки и проведения игр, а также механизм внедрения их в процесс обучения.
Степень изученности проблемы
Различные аспекты музыкального воспитания школьников в условиях системы общего образования были рассмотрены такими учеными, как Б.С.Асафьев, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. Среди исследователей различных аспектов игровой деятельности можно назвать Л.С. Выготского, А.Б. Кенеман, Л.Н. Комиссарову, А.Н. Леонтьева, Д.В.Менджерицкую, Н.А. Метлова, Д.Б. Эльконина. Чаще всего исследования акцентируют внимание на каких-либо определенных ее аспектах. Некоторые способы использования игры на уроках музыки, отдельные игры, игровые формы и методики предлагают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л. Гродзенская, М.Г. Гольбандова, Т.В. Надолинская, В.И.Петрушин, В.Г. Ражников. Проблему использования игры на уроках музыки затрагивают О.В. Борисенкова и Л.Ф. Кельманович. Интерес как цель музыкальных занятий и решающий фактор в познании искусства, как критерий эффективности урока рассматривается в работах Ю. Алиева, O. Апраксиной, Л. Аржажниковой, З. Морозовой, Г. Стуловой и др.
Теоретические аспекты организации урока музыки в общеобразовательной школе рассматривали Г.Ш. Ларионова, С.С.Сандакова, Н. Софронова; методические вопросы урока музыки были изучены Ю.Б.Алиевым, Л.А. Безбородовой, П.П. Блонским, Д.Б. Кабалевским, P. А.Полухиным. Психолого-возрастная характеристика младших школьников всесторонне изучена в трудах В.А. Аверина, А.Ф. Ануфриева, Л.С. Выготского, С. Н. Костроминой, Э. Эриксона.
В процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью игровых методов воспитания учащихся и недостаточной их разработанностью с целью применения для развития интереса к музыке в учреждении общего образования.
На основе выявленного противоречия и изученных работ была сформулирована проблема исследования: Какое методическое обеспечение необходимо для развития интереса к музыке учащихся начальной школы в процессе игровой деятельности?
На основании данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие интереса к музыке у учащихся начальных классов общеобразовательной школы средствами игровой деятельности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение, способствующее развитию интереса к музыке учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: музыкальное образование в учреждении общего образования.
Предмет исследования: развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в учреждении общего образования.
Гипотеза исследования: эффективность развития интереса к музыке учащихся начальных в процессе игровой деятельности в учреждении общего образования значительно повысится, если будут:
- изучены теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов;
- рассмотрен педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
- разработано методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
- проведена экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования, а также объектом и предметом были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов в учреждении общего образования;
2. Выявить педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
3. Разработать методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
4. Провести эксперимент по развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
Теоретической базой исследования послужили теоретические труды современных психологов (Г.С. Абрамова, Э.А. Баранова, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин, и др.), общие труды по педагогике и гуманитарным отраслям (В.К. Буряк, М.В. Гамезо, В.С. Кукушин и др.) и педагогические разработки в области музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, М.А. Давыдова, Т.В. Надолинская и др.), весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А. Данилов, большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов и др.
Методы исследования
В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
- теоретические: психолого-педагогической и методической
литературы по теме исследования; анализ, дедукция, индукция, синтез,
- эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы, анкетирования; анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование
- экспериментальные: педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных; естественный, формирующий, констатирующий эксперименты.
Новизна исследования состоит в разработке новых игр, направленных на развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в условиях учреждения общего образования.
Этапы исследования
На первом этапе исследования (2016) были изучены теоретические источники по теме работы, включая музыкальное образование, игровые методы, эстетическое воспитание.
На втором этапе (2016-2017) было разработано методическое обеспечение, включающее поурочный план занятий, игры, методические рекомендации по их организации, для проведения занятий по музыке с использованием игровой деятельности, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, подведены итоги исследования, выполнена систематизация и обобщение, оформлены результаты работы.
Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с.Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б»
классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в образовательном процессе учреждений общего и дополнительного образования в целях развития интереса учащихся младших классов к музыке.
Структура исследования: Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений
В условиях современности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и внедрение в мировое культурное пространство. Поэтому среди задач Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выделена значимость процесса эстетического воспитания, направленного на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, и обозначена необходимость создания условий для самореализации каждого человека и свободного развития его способностей.
Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей детей. Однако современный подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей. Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка. Появление в XX веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, разработана технология подготовки и проведения игр, а также механизм внедрения их в процесс обучения.
Степень изученности проблемы
Различные аспекты музыкального воспитания школьников в условиях системы общего образования были рассмотрены такими учеными, как Б.С.Асафьев, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. Среди исследователей различных аспектов игровой деятельности можно назвать Л.С. Выготского, А.Б. Кенеман, Л.Н. Комиссарову, А.Н. Леонтьева, Д.В.Менджерицкую, Н.А. Метлова, Д.Б. Эльконина. Чаще всего исследования акцентируют внимание на каких-либо определенных ее аспектах. Некоторые способы использования игры на уроках музыки, отдельные игры, игровые формы и методики предлагают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л. Гродзенская, М.Г. Гольбандова, Т.В. Надолинская, В.И.Петрушин, В.Г. Ражников. Проблему использования игры на уроках музыки затрагивают О.В. Борисенкова и Л.Ф. Кельманович. Интерес как цель музыкальных занятий и решающий фактор в познании искусства, как критерий эффективности урока рассматривается в работах Ю. Алиева, O. Апраксиной, Л. Аржажниковой, З. Морозовой, Г. Стуловой и др.
Теоретические аспекты организации урока музыки в общеобразовательной школе рассматривали Г.Ш. Ларионова, С.С.Сандакова, Н. Софронова; методические вопросы урока музыки были изучены Ю.Б.Алиевым, Л.А. Безбородовой, П.П. Блонским, Д.Б. Кабалевским, P. А.Полухиным. Психолого-возрастная характеристика младших школьников всесторонне изучена в трудах В.А. Аверина, А.Ф. Ануфриева, Л.С. Выготского, С. Н. Костроминой, Э. Эриксона.
В процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью игровых методов воспитания учащихся и недостаточной их разработанностью с целью применения для развития интереса к музыке в учреждении общего образования.
На основе выявленного противоречия и изученных работ была сформулирована проблема исследования: Какое методическое обеспечение необходимо для развития интереса к музыке учащихся начальной школы в процессе игровой деятельности?
На основании данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие интереса к музыке у учащихся начальных классов общеобразовательной школы средствами игровой деятельности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение, способствующее развитию интереса к музыке учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: музыкальное образование в учреждении общего образования.
Предмет исследования: развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в учреждении общего образования.
Гипотеза исследования: эффективность развития интереса к музыке учащихся начальных в процессе игровой деятельности в учреждении общего образования значительно повысится, если будут:
- изучены теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов;
- рассмотрен педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
- разработано методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
- проведена экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования, а также объектом и предметом были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов в учреждении общего образования;
2. Выявить педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
3. Разработать методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
4. Провести эксперимент по развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
Теоретической базой исследования послужили теоретические труды современных психологов (Г.С. Абрамова, Э.А. Баранова, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин, и др.), общие труды по педагогике и гуманитарным отраслям (В.К. Буряк, М.В. Гамезо, В.С. Кукушин и др.) и педагогические разработки в области музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, М.А. Давыдова, Т.В. Надолинская и др.), весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А. Данилов, большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов и др.
Методы исследования
В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
- теоретические: психолого-педагогической и методической
литературы по теме исследования; анализ, дедукция, индукция, синтез,
- эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы, анкетирования; анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование
- экспериментальные: педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных; естественный, формирующий, констатирующий эксперименты.
Новизна исследования состоит в разработке новых игр, направленных на развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в условиях учреждения общего образования.
Этапы исследования
На первом этапе исследования (2016) были изучены теоретические источники по теме работы, включая музыкальное образование, игровые методы, эстетическое воспитание.
На втором этапе (2016-2017) было разработано методическое обеспечение, включающее поурочный план занятий, игры, методические рекомендации по их организации, для проведения занятий по музыке с использованием игровой деятельности, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, подведены итоги исследования, выполнена систематизация и обобщение, оформлены результаты работы.
Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с.Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б»
классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в образовательном процессе учреждений общего и дополнительного образования в целях развития интереса учащихся младших классов к музыке.
Структура исследования: Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений
1. Интерес представляет собой мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Интерес к музыке - это осознанное отношение человека к музыкальной культуре.
2. По отношению к учению интерес может быть: 1) широким; 2) планируемым; 3) результативным; 4) процессуально-содержательным; 5) учебно-познавательным и высший уровень интереса - 6) преобразующий интерес.
3. Выделяют следующие виды познавательного интереса:
- Ситуативный - эпизодическое переживание;
- Устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности;
- Личностный интерес - направленность личности.
4. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, способствует лучшему усвоению музыкального материала урока, позволяющая учесть психолого-возрастные особенности этого возраста и представляющая гибкий инструмент для значительного расширения содержания обучения, использования его во всем многообразии. В условиях игры учащиеся запоминают больше, также игры положительно влияют на развитие умственной деятельности.
5. Виды игр: игры-драматизации, игры под пение, подвижные музыкальные игры, голосовые игры, музыкально-дидактические игры.
6. В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Уроки с играми отличаются оригинальностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию - а это важные факторы в развитии личности ребенка. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие-либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
7. Игры, разработанные в рамках настоящего исследования, предусмотрены для использования в соответствии с тематическим планом программы Е.Д. Критской для третьего класса по следующим темам: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»: игра на определение жанра музыки, «Воображай- ка», «Узнай композитора», «Игра в учителя», «Голос», «Караоке», «Изображение персонажей», «Игра на мимику», «Шумовой оркестр», Музыкальная викторина «Угадай инструмент», «Юный композитор», «Кольцовка песен», «Угадай-ка».
8. Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с. Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б» классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
9. Компонентами развития интереса к музыке младших школьников в учреждении общего образования являются:
10. - мотивационный;
11. - когнитивный;
12. - эмоциональный.
13. Для оценки показателей мотивационного компонента была разработана анкета, отражающая наличие мотивации к слушанию музыки. Показатели когнитивного компонента оценивались при помощи теста на знания и кругозор в области музыкального искусства. Для оценки эмоционального компонента использовалась рисуночная методика на эмпатию.
14. По результатам проведенного эксперимента было установлено,
что по всем трем выделенным компонентам: мотивационному, когнитивному экспериментальной группе на контрольном этапе, тогда как значительные изменения в результатах в контрольной группе на контрольном этапе по сравнению с констатирующим не наблюдались. На основании полученных данных по трем выделенным компонентам был сделан вывод, что уровень интереса к музыке у учащихся экспериментальной группы значительно вырос, тогда как в контрольной существенно не изменился, что подтвердило эффективность разработанного методического обеспечения для совершенствования образовательного процесса.
2. По отношению к учению интерес может быть: 1) широким; 2) планируемым; 3) результативным; 4) процессуально-содержательным; 5) учебно-познавательным и высший уровень интереса - 6) преобразующий интерес.
3. Выделяют следующие виды познавательного интереса:
- Ситуативный - эпизодическое переживание;
- Устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности;
- Личностный интерес - направленность личности.
4. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, способствует лучшему усвоению музыкального материала урока, позволяющая учесть психолого-возрастные особенности этого возраста и представляющая гибкий инструмент для значительного расширения содержания обучения, использования его во всем многообразии. В условиях игры учащиеся запоминают больше, также игры положительно влияют на развитие умственной деятельности.
5. Виды игр: игры-драматизации, игры под пение, подвижные музыкальные игры, голосовые игры, музыкально-дидактические игры.
6. В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Уроки с играми отличаются оригинальностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию - а это важные факторы в развитии личности ребенка. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие-либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
7. Игры, разработанные в рамках настоящего исследования, предусмотрены для использования в соответствии с тематическим планом программы Е.Д. Критской для третьего класса по следующим темам: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»: игра на определение жанра музыки, «Воображай- ка», «Узнай композитора», «Игра в учителя», «Голос», «Караоке», «Изображение персонажей», «Игра на мимику», «Шумовой оркестр», Музыкальная викторина «Угадай инструмент», «Юный композитор», «Кольцовка песен», «Угадай-ка».
8. Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с. Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б» классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
9. Компонентами развития интереса к музыке младших школьников в учреждении общего образования являются:
10. - мотивационный;
11. - когнитивный;
12. - эмоциональный.
13. Для оценки показателей мотивационного компонента была разработана анкета, отражающая наличие мотивации к слушанию музыки. Показатели когнитивного компонента оценивались при помощи теста на знания и кругозор в области музыкального искусства. Для оценки эмоционального компонента использовалась рисуночная методика на эмпатию.
14. По результатам проведенного эксперимента было установлено,
что по всем трем выделенным компонентам: мотивационному, когнитивному экспериментальной группе на контрольном этапе, тогда как значительные изменения в результатах в контрольной группе на контрольном этапе по сравнению с констатирующим не наблюдались. На основании полученных данных по трем выделенным компонентам был сделан вывод, что уровень интереса к музыке у учащихся экспериментальной группы значительно вырос, тогда как в контрольной существенно не изменился, что подтвердило эффективность разработанного методического обеспечения для совершенствования образовательного процесса.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - Развитие вокальных навыков младших школьников средствами дыхательных упражнений на уроках музыки в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



