Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №47539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития интереса к музыке у учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности 8
1.1. Теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся
начальных классов 8
1.2. Педагогический потенциал игровой деятельности в аспекте развития
интереса к музыке у учащихся начальных классов 20
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практический опыт развития интереса к музыке у учащихся третьего класса в общеобразовательной школе в процессе игровой деятельности 36
2.1. Разработка методического обеспечения для развития интереса к
музыке учащихся третьего класса в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе 36
2.2. Экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся
третьего класса общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности 52
Вывод по 2 главе 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения

Актуальность исследования. В наше время актуальна проблема поиска путей активизации интереса к музыке. В музыкальной педагогике имеются специальные методы, способствующие формированию интереса к музыке. Одним из наиболее актуальных методов является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.
В условиях современности эстетическое воспитание приобретает особо важную роль в жизни человека, обеспечивая освоение личностью эстетического опыта человечества и внедрение в мировое культурное пространство. Поэтому среди задач Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выделена значимость процесса эстетического воспитания, направленного на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, и обозначена необходимость создания условий для самореализации каждого человека и свободного развития его способностей.
Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей детей. Однако современный подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей. Многие педагоги и раньше успешно использовали игру в практической деятельности, находя в ней мощный потенциал для решения различных проблем. В дошкольных учреждениях, в начальной школе и в практике внешкольных заведений, а также при проведении внеклассных мероприятий игра приобрела особое значение и стала одним из основных методов воспитания, обучения, а значит, и развития личности ребенка. Появление в XX веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, разработана технология подготовки и проведения игр, а также механизм внедрения их в процесс обучения.
Степень изученности проблемы
Различные аспекты музыкального воспитания школьников в условиях системы общего образования были рассмотрены такими учеными, как Б.С.Асафьев, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. Среди исследователей различных аспектов игровой деятельности можно назвать Л.С. Выготского, А.Б. Кенеман, Л.Н. Комиссарову, А.Н. Леонтьева, Д.В.Менджерицкую, Н.А. Метлова, Д.Б. Эльконина. Чаще всего исследования акцентируют внимание на каких-либо определенных ее аспектах. Некоторые способы использования игры на уроках музыки, отдельные игры, игровые формы и методики предлагают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л. Гродзенская, М.Г. Гольбандова, Т.В. Надолинская, В.И.Петрушин, В.Г. Ражников. Проблему использования игры на уроках музыки затрагивают О.В. Борисенкова и Л.Ф. Кельманович. Интерес как цель музыкальных занятий и решающий фактор в познании искусства, как критерий эффективности урока рассматривается в работах Ю. Алиева, O. Апраксиной, Л. Аржажниковой, З. Морозовой, Г. Стуловой и др.
Теоретические аспекты организации урока музыки в общеобразовательной школе рассматривали Г.Ш. Ларионова, С.С.Сандакова, Н. Софронова; методические вопросы урока музыки были изучены Ю.Б.Алиевым, Л.А. Безбородовой, П.П. Блонским, Д.Б. Кабалевским, P. А.Полухиным. Психолого-возрастная характеристика младших школьников всесторонне изучена в трудах В.А. Аверина, А.Ф. Ануфриева, Л.С. Выготского, С. Н. Костроминой, Э. Эриксона.
В процессе проведения исследования было выявлено противоречие между широкой изученностью игровых методов воспитания учащихся и недостаточной их разработанностью с целью применения для развития интереса к музыке в учреждении общего образования.
На основе выявленного противоречия и изученных работ была сформулирована проблема исследования: Какое методическое обеспечение необходимо для развития интереса к музыке учащихся начальной школы в процессе игровой деятельности?
На основании данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие интереса к музыке у учащихся начальных классов общеобразовательной школы средствами игровой деятельности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение, способствующее развитию интереса к музыке учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: музыкальное образование в учреждении общего образования.
Предмет исследования: развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в учреждении общего образования.
Гипотеза исследования: эффективность развития интереса к музыке учащихся начальных в процессе игровой деятельности в учреждении общего образования значительно повысится, если будут:
- изучены теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов;
- рассмотрен педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
- разработано методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
- проведена экспериментальная работа развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования, а также объектом и предметом были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания понятия «интерес к музыке» у учащихся начальных классов в учреждении общего образования;
2. Выявить педагогический потенциал игровой деятельности для развития интереса к музыке у учащихся начальных классов;
3. Разработать методическое обеспечение для развития интереса к музыке учащихся третьих классов в процессе игровой деятельности в общеобразовательной школе;
4. Провести эксперимент по развитию интереса к музыке у учащихся третьих классов общеобразовательной школы в процессе игровой деятельности.
Теоретической базой исследования послужили теоретические труды современных психологов (Г.С. Абрамова, Э.А. Баранова, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин, и др.), общие труды по педагогике и гуманитарным отраслям (В.К. Буряк, М.В. Гамезо, В.С. Кукушин и др.) и педагогические разработки в области музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, М.А. Давыдова, Т.В. Надолинская и др.), весомый вклад в развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А. Данилов, большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов и др.
Методы исследования
В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
- теоретические: психолого-педагогической и методической
литературы по теме исследования; анализ, дедукция, индукция, синтез,
- эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы, анкетирования; анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование
- экспериментальные: педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных; естественный, формирующий, констатирующий эксперименты.
Новизна исследования состоит в разработке новых игр, направленных на развитие интереса к музыке учащихся начальных классов в условиях учреждения общего образования.
Этапы исследования
На первом этапе исследования (2016) были изучены теоретические источники по теме работы, включая музыкальное образование, игровые методы, эстетическое воспитание.
На втором этапе (2016-2017) было разработано методическое обеспечение, включающее поурочный план занятий, игры, методические рекомендации по их организации, для проведения занятий по музыке с использованием игровой деятельности, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2018) были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, подведены итоги исследования, выполнена систематизация и обобщение, оформлены результаты работы.
Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с.Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б»
классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в образовательном процессе учреждений общего и дополнительного образования в целях развития интереса учащихся младших классов к музыке.
Структура исследования: Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Интерес представляет собой мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Интерес к музыке - это осознанное отношение человека к музыкальной культуре.
2. По отношению к учению интерес может быть: 1) широким; 2) планируемым; 3) результативным; 4) процессуально-содержательным; 5) учебно-познавательным и высший уровень интереса - 6) преобразующий интерес.
3. Выделяют следующие виды познавательного интереса:
- Ситуативный - эпизодическое переживание;
- Устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности;
- Личностный интерес - направленность личности.
4. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, способствует лучшему усвоению музыкального материала урока, позволяющая учесть психолого-возрастные особенности этого возраста и представляющая гибкий инструмент для значительного расширения содержания обучения, использования его во всем многообразии. В условиях игры учащиеся запоминают больше, также игры положительно влияют на развитие умственной деятельности.
5. Виды игр: игры-драматизации, игры под пение, подвижные музыкальные игры, голосовые игры, музыкально-дидактические игры.
6. В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Уроки с играми отличаются оригинальностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию - а это важные факторы в развитии личности ребенка. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие-либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
7. Игры, разработанные в рамках настоящего исследования, предусмотрены для использования в соответствии с тематическим планом программы Е.Д. Критской для третьего класса по следующим темам: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»: игра на определение жанра музыки, «Воображай- ка», «Узнай композитора», «Игра в учителя», «Голос», «Караоке», «Изображение персонажей», «Игра на мимику», «Шумовой оркестр», Музыкальная викторина «Угадай инструмент», «Юный композитор», «Кольцовка песен», «Угадай-ка».
8. Экспериментальной базой исследования стала МОАУ СОШ №3 с. Бураево, Бураевского района, Республики Башкортостан, 3 «а» и «б» классы. Учащиеся «а» класса, составили контрольную группу - 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков), а «б» класса - экспериментальную в количестве 23 человека (10 девочек, 13 мальчиков).
9. Компонентами развития интереса к музыке младших школьников в учреждении общего образования являются:
10. - мотивационный;
11. - когнитивный;
12. - эмоциональный.
13. Для оценки показателей мотивационного компонента была разработана анкета, отражающая наличие мотивации к слушанию музыки. Показатели когнитивного компонента оценивались при помощи теста на знания и кругозор в области музыкального искусства. Для оценки эмоционального компонента использовалась рисуночная методика на эмпатию.
14. По результатам проведенного эксперимента было установлено,
что по всем трем выделенным компонентам: мотивационному, когнитивному экспериментальной группе на контрольном этапе, тогда как значительные изменения в результатах в контрольной группе на контрольном этапе по сравнению с констатирующим не наблюдались. На основании полученных данных по трем выделенным компонентам был сделан вывод, что уровень интереса к музыке у учащихся экспериментальной группы значительно вырос, тогда как в контрольной существенно не изменился, что подтвердило эффективность разработанного методического обеспечения для совершенствования образовательного процесса.



1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1999.-672 с.
3. Абрамова М. Музыкальные игры/ М. Абрамова // Искусство. - 2001. - №8. - С.2-5.
4. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова. - М.: ООО «ИКТЦ»ЛАДА», 2006. - 224 с.
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Баллон А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. - М.: Просвещение, 1967. - 164 с.
9. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учебное пособие/ Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
10. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. Пособие / Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с
12. Болдова И. Я - народ - человечество: воспитание на традициях народной культуры / И. Болдова //Искусство в школе. - 2010. - №1. - С.49¬51.
13. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности/ В.К. Буряк //Педагогика.- 2007. - №8. - С.71¬78.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 456 с.
16. Щербакова А.А., БарышеваТ.А. Игровые технологии в
эстетическом воспитании младших школьников /
А.А.Щербакова, Т.А.Барышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 254 с.
17. Давыдова М.А.Уроки музыки: 1-4 классы / М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008. - 288 с.
18. Джусубалиева Х.С. Музыкальное воспитание на основе игровой деятельности / Х.С. Джусубалиева// Начальная школа. - 2004. - № 8.- С. 23¬25.
19. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
20. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1999. - 464 с.
21. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания / Р.П. Ефимкина. - М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 446 с.
22. Жаманкулова М. Формирование у детей национального образа мышления и культуры/ М. Жаманкулова //В мире музыки.- 2007. - №5. - С.9-11.
23. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студентов высших учеб. Заведений / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов- на-Дону:Феникс,1997. - 480с.
25. Йохан Хейзинг. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. Изд-во Ивана Лимбаха, 4-ое изд., 2017 г. -416 с.
26. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. - М.: Сов.композитор, 1982. - 180 с.
27. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе/ Е. Карпова //Искусство в школе- 2009. - №5.- С.72-74.
28. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
29. Ларионова Г.Ш. Развитие умственных способностей младших школьников / Г.Ш. Ларионова //Справочник классного руководителя.- 2006.
- №9. - С. 19-22.
30. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровье сберегающих технологий/ Е.А. Лобанова //Музыка в школе. - 2005.
- №3.- С.36-48.
31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
32. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с
33. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина.- М.: Просвещение, 1984.-256с.
34. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры / И.В. Мациевский. - К.: «Дайк - Пресс», 2007. - 520 с.
35. Музыкальная энциклопедия /Под ред. Ю.В.Келдыш. - М.:
Советская энциклопедия, 1976. - 900с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пособие для студ.вузов. - 5-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000 - 456 с.
37. Надолинская Т.В. Интегрированный урок музыки / Т.В. Надолинская //Педагогика.- 2007. - №8.- С.78-82.
38. Народная музыка: Сборник статей/Сост. В.П.Дернова. - К.:
«Татарстан», 1967. - 266 с.
39. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. специальности/Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.¬320 с.
40. Петрова Л.И. Детская психология Адаптация ребенка в
современном мире/ Л.И.Петрова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 335 с.
41. Писаченко Е. Игровые элементы на уроке музыки / Е.
Писаченко//В мире музыки.- 2005. - №3.- С.36-37.
42. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей / Г.А. Праслова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 384 с.
43. Прилуцкая Н.В.Формирование интереса к музыке у школьников / Н.В. Прилуцкая //Музыка в школе.- 2007. - №3.- С.25-35.
44. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
45. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 651 с.
46. Творческие задания на уроках музыки / С.С. Сандакова//Музыка в школе.- 2010. - №2.- С. 45-47.
47. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
48. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
49. Софронова Н. Русские народные игры на уроке музыки / Н. Софронова // Искусство в школе.- 2005. - №6. - С. 42-45.
50. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
51. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд-во Концептуал 2016. - 320с.
52. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
53. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин - Москва. Книга по Требованию, 2013г.-228 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ