Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ КУРАЯ)

Работа №47452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
542
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития исполнительских навыков у учащихся младших классов в классе духовых инструментов ДШИ 7
1.1 Развитие исполнительских навыков как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Характеристика исполнительских навыков в классе духовых инструментов ДШИ 15
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Практическая работа по развитию исполнительских навыков у учащихся младших классов ДШИ в классе духовых инструментов 28
2.1. Разработка программы по кураю для учащихся младших классов 28
2.2. Ход и результаты практической апробации программы по кураю 43
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 58

Актуальность исследования. Формирование исполнительского мастерства тесно связано со всесторонним развитием личности, расширением кругозора и приобщением к общекультурным ценностям, а также повышением творческой активности ребенка. Приобретение необходимых навыков игры на инструменте является средством достижения профессионального подхода к пониманию сущности музыкального образования. Дефицит научно-методических разработок в решении задач формирования исполнительских навыков учащихся в духовом классе детских музыкальных школ и школ искусств создает преподавателям определенные трудности, особенно в первые годы обучения детей. Данная работа создана на основе личного опыта и призвана помочь молодым специалистам в организации проведения урока на начальном этапе обучения.
Согласно точке зрения отечественных и зарубежных исследователей исполнительство как особый вид художественной деятельности существует не во всех искусствах. В живописи, например, оно неотделимо от творчества: создать картину - это значит «исполнить» ее. В музыке создание и исполнение произведения не отделялось друг от друга, в древности музыкант пел или играл только то, что сам сочинял, импровизировал. Ссылаясь на мнения русский и советских музыкантов (Б. Асафьев, В. Живов, И. Гофман, Г. Коган), можно констатировать, что музыкальный звук живет, пока он звучит. Отзвучав, музыкальное произведение перестает реально существовать, исчезает. Чтобы услышать его снова, его нужно каждый раз заново возрождать к жизни, заставлять звучать его снова и снова. Умение делать это и есть музыкально-исполнительское искусство.
Игра на духовых инструментах, бесспорно, может быть причислена к одному из самых сложных видов инструментального исполнительского мастерства. Это вытекает из того, что процесс извлечения звука на духовых инструментах, помимо соответствующей работы органов слуха и пальцевого аппарата (лежащей в основе звукоизвлечения и на других инструментах) требует еще специфической, координированной деятельности ряда других органов человека. Отсюда можно сказать, что исполнительская техника при игре на духовых инструментах - это комплекс навыков, при помощи которых музыкант свободно и легко исполняет произведение, донося до слушателей основную мысль композитора, при этом выражает свои чувства, создавая характер и музыкальные образы данного произведения.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической литературе вопросами исполнительских умений и навыков занимались А.Л. Готсдинер, Г.П. Прокофьев, О.Ф. Шульпяков, А.П. Щапов, а также многие выдающиеся представители исполнительских школ, например, фортепианной - А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Е.Я.Либерман, В.И. Савшинский, скрипичной - Л. Ауэр, М. Берлянчик, Л. Коган и др. Вопросами теории и методики духовой исполнительской школы занимались Н.В. Волков, А.В. Кузьмицкий, В.А. Леонов, В.Г. Пахомов и др.
Проблема исследования: каковы способы развития исполнительских навыков у младших школьников в классе духовых инструментов ДШИ?
Цель исследования: изучить теоретические основы и практический опыт развития исполнительских навыков у младших школьников в классе духовых инструментов ДШИ на примере курая.
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детской школе искусств.
Предмет исследования - процесс развития исполнительских навыков у младших школьников в классе духовых инструментов ДШИ на примере курая.
Исходя из цели исследования, мы определили ряд следующих задач:
1. Рассмотреть развитие исполнительских навыков как психолого-педагогическую проблему.
2. Дать характеристику исполнительских навыков учащихся ДШИ в классе духовых инструментов и определить критерии их развития;
3. Разработать и практически апробировать программу по кураю для младших школьников, направленную на развитие исполнительских навыков у учащихся ДШИ.
Гипотеза исследования - процесс развития исполнительских навыков у младших школьников в классе духовых инструментов ДШИ (на примере курая) будет успешным, если будет реализована комплексная программа, которая включает:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на курае, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение опыта исполнительской деятельности.
Методологическая база исследования:
-психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплова и др.);
- труды по музыкознанию (Б.В.Асафьев и др.);
-работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и др.);
- теория и практика музыкального исполнительства: (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз и др.);
-опыт концертной и педагогической деятельности известных российских ученых, исполнителей и педагогов в области духовых инструментов (В.Н.Апатский, Н.В.Волков, Т.А. Докшицер, Н.И. Платонов, Ю.А. Усов, и др.);
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение. Из эмпирических методов нами использовалась педагогическая апробация, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования "Детская Школа Искусств" г.Нижнекамск РТ. В исследовании приняли участие 5 учащихся духового класса, возраст детей - 10-11 лет.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы развития исполнительских навыков игры на курае, основанной на применении комплексного подхода, которая может использоваться педагогами ДМш и ДШИ для развития исполнительских навыков у детей в классе духовых инструментов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы (52 источника). Объем работы - 62 стр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Очень важно и наиболее трудно - развивать исполнительские навыки игры на духовом инструменте в жизни ребенка естественным путем, не отрывая его от привычной жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется приятным и необходимым. Прежде чем требовать неукоснительного исполнения технических правил в исполнении сложных произведений, сначала надо открыть ученику чудесную страну музыки, помочь полюбить ее.
Для приобретения профессиональной исполнительской квалификации каждому музыканту необходимо овладеть навыками работы над разнообразным музыкальным материалом. Обычно играющий на духовом инструменте имеет дело с двумя видами музыкального материала: инструктивным, куда входят различные упражнения, гаммы и этюды; художественным, включающим в себя различные музыкальные произведения: пьесы в сопровождении фортепьяно, камерные ансамбли, оркестровые произведения. Работа над музыкальным материалом содержит в себе целый комплекс приёмов технического развития.
Работа над музыкальным произведением в классе духовых инструментов, является основным средством воспитания творческой активности начинающего музыканта. Благодаря своему содержанию музыкальные произведения художественного содержания активно привлекают внимание учащегося, мобилизуют его врождённые задатки к творчеству, будят в нём художника, стимулируют развитие его музыкального вкуса и исполнительского мастерства.
Чтобы научить ученика содержательно исполнять музыкальное произведение, передать характер, мысли и образы вложенные в него автором - надо научить ученика свободно владеть инструментом. Достижение этой цели возможно лишь при условии постоянной, настойчивой работы над развитием исполнительской техники, при постоянном контроле со стороны педагога в достижении поставленной задачи; научить ребенка мыслить, понимать, вникать в суть задания урока. И тогда уже вооруженный исполнительскими навыками ученик способен вынести на суд слушателей музыкальную картину произведения. Потому, что в противном случае правильное, но бездумное выполнение всех музыкальных значков записанных в нотах или простое копирование педагога, не дает ощущения музыки. Даже работая над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) ученик должен воплощать в игре музыкальные образы предложенные ему педагогом (например: звучание ручья, изображение животного мира, волг моря, разговор людей и т.д). Мозг ученика с первой минуты и до последней, должен находиться в работе. И это главная задача учителя. В течение всего занятия между учителем и учеником должна быть некая энергетическая нить, некий «контакт» настраивающий ученика на творческую работу; и когда контакта не происходит, то я считаю урок потерянным.
Проведенное нами практическое исследование, направленное на изучение исполнительских навыков при игре на духовых инструментах, показало, что на первоначальном этапе тестирования все дети обладали средним уровнем навыков.
Разработанная и использованная нами комплексная программа помогла улучшить данные показатели, что отображено при повторном тестировании. Если на первом этапе эксперимента все дети показывали средние результаты, то при повторном тестировании все дети показывают достаточно хороший уровень. Из полученных нами данных мы видим, что разработанная программа развития исполнительских навыков учащихся духового класса является эффективной.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана.



1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39. 1983. Вып. 4. С. 6-19.
2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. Изд.3, доп. - М.: Музыка, 2008. - 286 с
4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М.: Сов. композитор, 2012. - 103 с.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 138 с.
6. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот). / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991. С. 146-167.
7. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1967. - 336 с.
8. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 2014. - 146 с
9. Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.: изд-во Буковского, 2014. - 60 с
10. Бернштейн П. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / под ред. В. П. Зинченко. - М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2017 — 608 с.
11. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 17-19.
12. Волков, Н. В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская акад. музыки им. Гнесиных. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2008. - 398
13. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №11. - С. 32-38.
14. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
15. Геталова О. В музыку с радостью. - М.: Композитор, 2015. - 176 с.
16. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2017. - 87 с.
17. Годфруа Ж. Психология. - М.: Мир, 2012. - 305 с.
18. Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала
формирующейся личности через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 38-42.
19. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. - СПб: Питер, 2015. - 142 с.
20. Гольденвейзер А.Б. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1967. - С. 5 - 24.
21. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М. : МИП «Магистр», 2013. - 190 с.
22. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. - М., 2016.
23. Гулуа, Д. Г. Содержание и особенности развития исполнительских умений и навыков музыканта-гитариста на начальном этапе обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа -http://vtk64.ru.
24. Докшицер Т. А. Трубач на коне - М.: Издательство
«Композитор», 2008. — 232 с.
25. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myword.ru(Дата обращения 26.02.2018)
26. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 12. - С. 73-75.
27. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. - М., 2013
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nashol.com/2016080590364/osnovi-obschei-psihologii-efimova-n-s(Дата обращения 26.02.2018)
28. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2011. - 127 с.
29. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. - 2016. № 7. - С. 138 - 147.
30. Краткий психологический словарь; ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Изд. 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
31. Ляховицкая С.С. О дошкольном обучении в детских музыкальных школах // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - СПб.: Музыка, 2014. - С. 57-71.
32. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М.: Советский композитор, 2013. - 266 с.
33. Навык [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения 25.02.2018)
34. Натансон В.А. Вопросы фортепианной педагогики: сборник статей / ред. В. Натансон. - М.: Музыка, 2015. - 333 с.
35. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2015. - 249 с.
36. Осейчук, А.В. Школа джазовой игры на саксофоне / А.В. Осейчук. - М.: Советский композитор, 1991. - 96 с.
37. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 2017. - 279 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия; под ред. В.Г. Панова. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2017.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.:
Просвещение, 1946. - 554 с.
40. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары гитары: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самохина Марина Анатольевна. - Москва, 2005. - 165 с.
41. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции / Г. Коган; Моск. гос. филармония. - М.: Типолитогр. Музгиза, 1948.
42. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 107. М., - ГМПИ им. Гнесиных, 2015.
43. Сотникова О. Я учусь играть. Учебное пособие для
начинающих. - СПБ.: Союз художников, 2012. - 50 с.
44. Танцов О.И. Новые приёмы игры на флейте. Научно - издательский центр «Московская консерватория» 2011. - 98 с.
45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Владос, 2013. - 384 с.
46. Тризно Б. Флейта. - М.: Просвещение, 2015. - 129 с.
47. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах : [Учеб. пособие для муз. вузов] / Ю. Усов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1986. - 189 с.
48. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника: учеб.пособие / Г. М. Цыпин. - М. : Академия, 2016. - 192 с.
49. Шапошникова, М.К. Хрестоматия для саксофона, тетрадь 1 / М.К. Шапошникова. - М.: Музыка, 2014. - 154 с.
50. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 2015. - 200 с.
51. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художтвенный образ. - СПб: Питер, 2016. - 124 с.
52. Ягудин Ю. О развитии выразительности звука. - М.:
Просвещение. 1971. - 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ