Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №53304

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современное освещение проблемы развития графомоторных
навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи 6
1.2. Развитие графомоторных навыков в норме и при тяжелых нарушениях речи 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование графомоторных навыков младших школьников 23
2.1. Характеристика выборки и программы исследования графомоторных
навыков младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 23
2.2 Анализ результатов исследования графомоторных навыков младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи 25
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Программа коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 35
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы по
формированию графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 35
3.2. Оценка эффективности проведенной работы по формированию графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 42
Выводы по третьей главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53


Актуальность исследования. Здоровые дети - это наше благополучное общество в будущем. Исходя из логопедической практики, мы видим, что количество детей, имеющих речевую патологию, неизменно растет. Процент детей с речевыми нарушениями, имеющими проблемы с развитием общей и мелкой моторики, очень высок.
Основная масса учащихся в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, это дети, имеющие дизартрию, алалию, ринолалию. Данный контингент детей отличается трудностями в обучении письменной речи. У них отмечается неряшливый почерк, сильное или слабое нажатие на ручку/карандаш, у многих проявляются дисграфические ошибки в виде зеркального написания букв, увеличение/уменьшение размера букв, несоблюдение строчек, отклонение от заданного образца и прочее. Учитывая данные особенности, мы можем говорить о нарушении графо-моторных навыков, которые включают зрительно-пространственный гнозис, зрительное восприятие, сформированность мелкой моторики, слухомоторную координацию и пр.
Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие ребенка - залог освоения им грамоты и чтения в будущем. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, имеющие тяжелые нарушения речи и отличающиеся моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. А без хорошо развитого графомоторного навыка овладение письмом затруднительно, поэтому, на наш взгляд, изучение особенностей данного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи актуально.
Цель исследования: изучение особенностей развития графо-моторных навыков младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Объект исследования: графомоторные навыки у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Гипотеза исследования: Разработанная система занятий, направленная на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительно-пространственного гнозиса, будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторных навыков.
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Осветить современную проблему развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в научно-методической литературе
2) Выявить особенности развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениям речи
3) Разработать и апробировать программу коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
4) Оценить эффективность программы коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.
Методологическая основа: теория Бернштейн Н.А. [5] о психофизиологии движений и физической активности, положения Бот О.Е. [6] о формировании тонких движений пальцев рук, теория Гурьяновой Е.В. о психологии обучения письму, методика Гавриной С.И. [11] по формированию графо-моторных навыков, взгляды Лопатиной Л.В. [32], Волковой Л.С. [31], Левиной Р.Е. [29] на младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, положения Визель Т.Г. [8] о нарушениях письма у детей, взгляды Каше Г.А. [23] на предупреждение нарушений письма, теория Крупенчук О.И. [28] о развитии графо-моторных навыков у младших школьников с нарушениями речи, взгляды Логиновой Е.А. [30] на коррекцию нарушений графических навыков детей с тяжелыми нарушениями речи, положения Горбатовой Е.В. [15] на особенности графических навыков младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Практическая значимость: представленные результаты работы по изучению и развитию графо-моторных навыков могут быть использованы в работе логопедов, учителей начальных классов и родителей
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (49 источников) и приложения. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 9 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей с тяжелыми нарушениями речи помимо речевых нарушений отмечается нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, трудности в общении, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии такого навыка как графо-моторный, сформированность которого влияет на процесс обучения письму. Без достаточного развития графо-моторного навыка у дошкольников возникают большие проблемы с письменной речью в школе.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что изучением графо-моторной деятельности занимались многие ученые, а развитием графо-моторного навыка детей с нарушениями речи посвящены работы И.Н. Вихрова, О.Б. Иншакова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк и др.
Графо-моторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, которые позволяют изображать письменные звуки и их соединения.
Для определения сформированности графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи нами было проведено специальное исследование, в результате которого выяснилась несформированность графомоторного навыка у детей с тяжелыми нарушениями речи
- отмечается нарушение плавности,
- наблюдается явление микро- и макрографии,
- дети не могут усвоить заданную структуру, автоматизировать свои действия,
- отмечается замедленный темп двигательной активности
- наблюдается нарушение зрительно-моторной координации, низкий уровень развития мелкой моторики, нарушения пространственных отношений, трудности переключения с одного движения на другое, нарушение зрительного восприятия, недостаточное развитие зрительно- пространственного гнозиса, нарушение слухомоторной координации, у 60% детей затруднения при выполнении графических проб, неточность при выполнении заданий на рисование линий, штриховок
Для развития данного навыка существуют различные приемы работы. К ним относятся: раскрашивание, обводка, штриховка, рисование
В формировании и коррекции графо-моторных навыков важно развитие мелкой моторики, которое предполагает работу над координацией движений пальцев рук.
Для развития графо-моторных навыков младших школьников с тяжелыми нарушениями речи была проведена специальная коррекционная работа, для которой была составлена программа.
После проведенной работы нами были исследованы графо-моторные навыки младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Исследование показало, что данные навыки у школьников стали развиты лучше. Нами были выявлены следующие особенности:
- высокий и средний уровни развития зрительно-моторной координации
- улучшение в развитии мелкой моторики
- понимание и определение пространственных отношений
- легкость переключения с одного движения на другое
- достаточный уровень развития зрительного восприятия
- улучшение слухомоторной координации
- точность при выполнении заданий на рисование линий, штриховок
- дети научились выполнять графические пробы (у 55% детей высокий уровень развития)
Таким образом, гипотеза о том, что разработанная система занятий, направленная на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительно- пространственного гнозиса, будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторных навыков, подтвердилась.



1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004.
2. Азова О.И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. - 336с.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / Безруких М.М., Ефимова
С.П. - Тула: Арктоус, 1997.- 88с.
4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша / Безруких М.М., Князева М.Г. - Тула: Арктоус, 1996. - 80 с.
5. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников, М.: Феникс, 2009, 332с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с.
7. Бернштейн Н.А. Развитие движений / Н.А. Бернштейн - М.: Медицина, 1996, - 212с.
8. Бот О. Е. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. Бот - М., “Дефектология”, 1983
9. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2005.
10. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 127 с.
11. Воробьева Т.А., Грузенко Т.В. 50 уроков подготовки руки к письму/ Т.А.Воробьева, Т.В. Грузенко - СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2008.- 80 с.: ил.
12. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Книги серии «Библиотека журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"». - 2004.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
14. Гаврина С.И., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем графические навыки. Мой помощник - карандаш. АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
15. Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
16. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет / Анна Герасимова. - 2-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 224с.
17. Гогуадзе Т.В. Особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения письма, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Журнал “Логопедия”: 2 (12), 2006.
18. Горбатова Е.В.Готовим руку к письму (учебно-методический комплекс) М.: Белый ветер, 2005, 123с.
19. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 192с.
20. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: М., 1959.
21. Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. - М.,
2003. - № 3.
22. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
23. Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно-методический журнал. - М., - 2005. - № 3, 5, 6.
24. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., М.: Просвещение, 1991, - 156с.
25. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: издательство Литур, 2003. - 320с.
26.Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовке к школе / М.С.Заикин, Е.И.Синицина- М., 2001.
27.Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института. 2000. 40 с.
28. Карасева Н.И. Как помочь ребенку овладеть навыками письма: Журнал “Логопед в детском саду” 9-10(34-35), 2008.
29. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше - М., 1985.
30. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1993. - 232с.
31. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения: Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под редакцией Волковой Л.С.: В 5 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр речи: Дислексия. Дисграфия. - 304 с.
32. Корнев А.Н. Нарушения письма и чтения у детей. СПб.: “Дом МиМ”, 1997. - 221с.
33. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. / под ред. И. А. Михаленковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
34. Косинова Е.М. Логопедический букварь / Е.М.Косинова: Учебное пособие. - М.: Махаон, 2008. - 112с.
35. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи: ООО “Издательство Эксмо”.
36. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). / Е. М. Косинова. - М.: Эксмо, 2004.
37. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.
38. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. / О. И. Крупенчук. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
39. Курицына, Э. М., Тараева, Л. А. Большая книга занятий по развитию речи / Э. М. Курицына. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
40. Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - с. 67-165.
41. Логинова Е.А. Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития: Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. - 336с.
42. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Волковой Л.С. - 5-е издание, перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
43. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина- СПб.: Союз, 2004.
44. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
45. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
46. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
47. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 144с.
48. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
49. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ