РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава I Теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально¬игровой драматизации 9
1.1 Развитие музыкальных способностей младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Обучающий и развивающий потенциал музыкально-игровой
драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы 19
Выводы по I главе 31
Глава II Практический опыт по развитию музыкальных способностей
младших школьников на уроках музыки средствами музыкально¬игровой драматизации 34
2.1 Анализ методических разработок по развитию музыкальных
способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации известных педагогов- музыкантов 34
2.2 Диагностика музыкальных способностей школьников и разработка цикла
уроков «Необычные уроки музыки» для 1 «А» класса «Среднекорскинской СОШ» г. Арск 47
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Глава I Теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально¬игровой драматизации 9
1.1 Развитие музыкальных способностей младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Обучающий и развивающий потенциал музыкально-игровой
драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы 19
Выводы по I главе 31
Глава II Практический опыт по развитию музыкальных способностей
младших школьников на уроках музыки средствами музыкально¬игровой драматизации 34
2.1 Анализ методических разработок по развитию музыкальных
способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации известных педагогов- музыкантов 34
2.2 Диагностика музыкальных способностей школьников и разработка цикла
уроков «Необычные уроки музыки» для 1 «А» класса «Среднекорскинской СОШ» г. Арск 47
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Актуальность исследования. Современная социокультурная обстановка в стране обусловливает возрастание требований к таким социально значимым качествам личности, как самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Соответственно этому определяются новые подходы и новые приоритеты в обучении и воспитании детей. Одним из таких ведущих направлений является творческое развитие личности, которое важно в любом виде человеческой деятельности.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с компьютерной зависимостью. Для младших школьников становятся значимыми электронные средства. Глобальная информатизация способствует формированию у них негативных идеалов и ценностей в жизни. Превозносится культ денег, возможность легко и беззаботно приобщаться к ним. Образование как особый вид деятельности в формировании личности школьника не может не реагировать на происходящие явления.
Особую роль во всестороннем развитии ребенка играет музыкальное воспитание. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы человека и его творческого потенциала, особенно в детстве, - наиболее восприимчивом из всех возрастов. Это связано с тем, что наряду с эмоциями, музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание раскрывает богатство внутреннего мира ребенка, его творческие качества (мышление, воображение) и музыкальные способности. Одной из составляющих музыкального развития младших школьников является использование обучающего и развивающего потенциала музыкально-игровой драматизации.
В дидактическом смысле применение практического метода музыкально-игровой драматизации в процессе музыкального воспитания, способствующего развитию музыкальных способностей школьников актуально. Однако обнаруживается, что у школьников на начальном этапе обучения наблюдается разный уровень развития музыкальных способностей. Вместе с тем, необходимо включать в музыкально-творческую деятельность каждого ребенка, создавая оптимальные условия для его всестороннего развития. Наиболее синтетической формой музыкальной деятельности на наш взгляд, является - музыкально-игровая драматизация. Включение в процесс обучения музыкальному искусству на уроках музыки игровых методов способствует развитию музыкальных и художественных способностей, развивает интеллект, воображение и наглядно-образное мышление, расширяет круг эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более глубокого восприятия музыки. Следовательно, применение данного методического приема на уроках музыки в современной школе необходимо.
Вместе с тем, в отечественной образовательной системе наблюдается авторитарность в подаче учебного материала, это значительно снижает творческую активность учащихся. Игра-драматизация не получила широкого распространения в практике проведения уроков музыки, прежде всего из-за недостаточной разработки методического аппарата; исследователи относят его к косвенным методам обучения, а не к основным.
В настоящее время изданы пособия, в которых отражены разные подходы к организации в начальных классах интегрированных уроков музыки на основе музыкально-игровой драматизации и учителя музыки получили возможность восполнить этот пробел.
Таким образом, перед начальным образованием сегодня остро встает необходимость поиска оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией развития музыкальных способностей учащихся и их творческого потенциала. В этом заключается актуальность нашей работы посвященной исследованию проблемы педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации.
Степень изученности проблемы. Труды Э.Б.Абдуллина, Б.В.Асафьева, Ш.А.Амонашвили, В.П.Анисимова, Л.П.Ветлугиной, М.С.Осенневой, В.А. Сухомлинского, Л.В.Школяра, Б.Л.Яворского и других ученых указывают на то, что развитие музыкальных способностей ребенка приходится именно на период его обучения в начальной школе.
Проблемам, связанным с развитием музыкальных способностей школьников посвящены труды ученых-психологов: Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Эльконина и др.
Использование обучающего и развивающего потенциала метода музыкально-игровой драматизации как средства развития музыкальных способностей дошкольников и школьников рассматривали исследователи : Н.Н.Алпарова, Л.П.Бочкорёва, А.Г.Гогоберидзе, Ж.-Э.Далькроз, Т.Н.Доронова, Т.В.Надолинская, К.Орф, О.П.Радынова, Г.С.Ригина, Е.С.Слепович и др.
Следует отметить, что, несмотря на наличие многочисленных исследований в данной области, до сих пор не полностью раскрыты методология и возможности музыкально-игровой драматизации в развитии музыкальных способностей младших школьников. Следовательно, возникает противоречие между значительным обучающим и развивающим потенциалом и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами приема музыкально-игровой драматизации.
Обозначенное противоречие позволили выявить проблему исследования о необходимости развития музыкальных способностей младших школьников на уроке музыки средствами музыкально-игровой драматизации, и определить тему научной работы: «Развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации».
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы педагогического обеспечения, развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкально-игровой
драматизации в условиях начального общего образования.
Объект исследования: музыкальное образование в начальной школе.
Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации.
В связи с определением цели, объекта и предмета исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации будет успешным, если будут:
- рассмотрены теоретические положения содержания музыкальных способностей детей, ее сущность и понятие;
- раскрыты особенности развития музыкальных способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации;
- будет проведена диагностика музыкальных способностей младших школьников;
- будет представлен цикл уроков «Необычные уроки Музыки» для 1 класса, по развитию музыкальных способностей средствами музыкально-игровой драматизации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкальных способностей младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть обучающий и развивающий потенциал музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
3. Проанализировать методические разработки по развитию музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации на уроках музыки известных педагогов-музыкантов.
4. Продиагностировать уровень музыкальных способностей школьников и разработать цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса СОШ.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Л.В.Школяр);
- теории по развитию музыкальных способностей и творческой активности детей младшего школьного возраста (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин);
- концепции музыкального воспитания средствами музыкального искусства (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, М.С.Осеннева);
- методики музыкального обучения и развития младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации (Н.П.Бочкарёва, Т.В.Надолинская, Е.С.Слепович).
Методы исследования: в процессе исследования были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации в области воспитания в начальной школе, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Этапы исследования:
1) На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования.
2) На втором этапе разрабатывался цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса.
3) На третьем этапе завершалось оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса. Разработанные уроки музыки для младших школьников с использованием метода музыкально-игровой драматизации будут способствовать развитию общих, музыкальных и творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в педагогической практике общеобразовательной школы, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования детей.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 наименований), приложения, в количестве 106 страниц.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с компьютерной зависимостью. Для младших школьников становятся значимыми электронные средства. Глобальная информатизация способствует формированию у них негативных идеалов и ценностей в жизни. Превозносится культ денег, возможность легко и беззаботно приобщаться к ним. Образование как особый вид деятельности в формировании личности школьника не может не реагировать на происходящие явления.
Особую роль во всестороннем развитии ребенка играет музыкальное воспитание. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы человека и его творческого потенциала, особенно в детстве, - наиболее восприимчивом из всех возрастов. Это связано с тем, что наряду с эмоциями, музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание раскрывает богатство внутреннего мира ребенка, его творческие качества (мышление, воображение) и музыкальные способности. Одной из составляющих музыкального развития младших школьников является использование обучающего и развивающего потенциала музыкально-игровой драматизации.
В дидактическом смысле применение практического метода музыкально-игровой драматизации в процессе музыкального воспитания, способствующего развитию музыкальных способностей школьников актуально. Однако обнаруживается, что у школьников на начальном этапе обучения наблюдается разный уровень развития музыкальных способностей. Вместе с тем, необходимо включать в музыкально-творческую деятельность каждого ребенка, создавая оптимальные условия для его всестороннего развития. Наиболее синтетической формой музыкальной деятельности на наш взгляд, является - музыкально-игровая драматизация. Включение в процесс обучения музыкальному искусству на уроках музыки игровых методов способствует развитию музыкальных и художественных способностей, развивает интеллект, воображение и наглядно-образное мышление, расширяет круг эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более глубокого восприятия музыки. Следовательно, применение данного методического приема на уроках музыки в современной школе необходимо.
Вместе с тем, в отечественной образовательной системе наблюдается авторитарность в подаче учебного материала, это значительно снижает творческую активность учащихся. Игра-драматизация не получила широкого распространения в практике проведения уроков музыки, прежде всего из-за недостаточной разработки методического аппарата; исследователи относят его к косвенным методам обучения, а не к основным.
В настоящее время изданы пособия, в которых отражены разные подходы к организации в начальных классах интегрированных уроков музыки на основе музыкально-игровой драматизации и учителя музыки получили возможность восполнить этот пробел.
Таким образом, перед начальным образованием сегодня остро встает необходимость поиска оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией развития музыкальных способностей учащихся и их творческого потенциала. В этом заключается актуальность нашей работы посвященной исследованию проблемы педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации.
Степень изученности проблемы. Труды Э.Б.Абдуллина, Б.В.Асафьева, Ш.А.Амонашвили, В.П.Анисимова, Л.П.Ветлугиной, М.С.Осенневой, В.А. Сухомлинского, Л.В.Школяра, Б.Л.Яворского и других ученых указывают на то, что развитие музыкальных способностей ребенка приходится именно на период его обучения в начальной школе.
Проблемам, связанным с развитием музыкальных способностей школьников посвящены труды ученых-психологов: Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Эльконина и др.
Использование обучающего и развивающего потенциала метода музыкально-игровой драматизации как средства развития музыкальных способностей дошкольников и школьников рассматривали исследователи : Н.Н.Алпарова, Л.П.Бочкорёва, А.Г.Гогоберидзе, Ж.-Э.Далькроз, Т.Н.Доронова, Т.В.Надолинская, К.Орф, О.П.Радынова, Г.С.Ригина, Е.С.Слепович и др.
Следует отметить, что, несмотря на наличие многочисленных исследований в данной области, до сих пор не полностью раскрыты методология и возможности музыкально-игровой драматизации в развитии музыкальных способностей младших школьников. Следовательно, возникает противоречие между значительным обучающим и развивающим потенциалом и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения развития музыкальных способностей младших школьников средствами приема музыкально-игровой драматизации.
Обозначенное противоречие позволили выявить проблему исследования о необходимости развития музыкальных способностей младших школьников на уроке музыки средствами музыкально-игровой драматизации, и определить тему научной работы: «Развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации».
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы педагогического обеспечения, развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкально-игровой
драматизации в условиях начального общего образования.
Объект исследования: музыкальное образование в начальной школе.
Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации.
В связи с определением цели, объекта и предмета исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации будет успешным, если будут:
- рассмотрены теоретические положения содержания музыкальных способностей детей, ее сущность и понятие;
- раскрыты особенности развития музыкальных способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации;
- будет проведена диагностика музыкальных способностей младших школьников;
- будет представлен цикл уроков «Необычные уроки Музыки» для 1 класса, по развитию музыкальных способностей средствами музыкально-игровой драматизации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкальных способностей младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть обучающий и развивающий потенциал музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
3. Проанализировать методические разработки по развитию музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации на уроках музыки известных педагогов-музыкантов.
4. Продиагностировать уровень музыкальных способностей школьников и разработать цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса СОШ.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Л.В.Школяр);
- теории по развитию музыкальных способностей и творческой активности детей младшего школьного возраста (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин);
- концепции музыкального воспитания средствами музыкального искусства (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, М.С.Осеннева);
- методики музыкального обучения и развития младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации (Н.П.Бочкарёва, Т.В.Надолинская, Е.С.Слепович).
Методы исследования: в процессе исследования были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации в области воспитания в начальной школе, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Этапы исследования:
1) На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования.
2) На втором этапе разрабатывался цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса.
3) На третьем этапе завершалось оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл уроков «Необычные уроки музыки» для 1 класса. Разработанные уроки музыки для младших школьников с использованием метода музыкально-игровой драматизации будут способствовать развитию общих, музыкальных и творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в педагогической практике общеобразовательной школы, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования детей.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 наименований), приложения, в количестве 106 страниц.
На современном этапе становления общества существует социальная необходимость в активизации творческого потенциала личности. Поэтому работа ученых ориентирована на исследование методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческой активности, творческого типа мышления. Эта проблема отразилась в трудах ученых просветителей, психологов и педагогов (Б.В.Асафьева, Л.И.Божович, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Б.В.Кабалевского, З.Кодая, К.Орфа,
A. Н.Леонтьева, М.С.Осенневой, О.П.Радыновой, Г.С.Ригины, B. А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.).
Перед образовательными учреждениями выдвигаются новые приоритетные цели, на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения (уроков-драматизаций, уроков-концертов, уроков-сказок, уроков-фантазий и др.) ориентированы на решение это главной задачи для образования, в том числе и для общего музыкального образования.
В выпускной квалификационной работе «Развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации» рассмотрен развивающий и обучающий потенциал методического приема музыкально-игровой драматизации как эффективного средства по развитию музыкальных способностей и творческого потенциала личности младших школьников на музыкальных занятиях.
Уроки музыки в общеобразовательной школе обладают педагогическим потенциалом для развития музыкальных способностей младших школьников. Процесс обучения направлен на развитие у учащихся общих способностей: внимания, воли, воображения, памяти; а также музыкальных способностей - комплекса индивидуальных природных задатков, необходимых для успешной деятельности в области музыки. Три музыкальные способности, по определению Б.М.Теплова, являются ядром музыкальности каждого человека, который занимается музыкальной деятельностью: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-игровая драматизация является одним из эффективных методических приемов по развитию музыкально-творческих способностей учащихся. В основу реализации этой идеи положены: индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его творческие способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое творческое решение задачи, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность, уверенность в своих силах. На уроках музыки музыкальная игра-драматизация организуется на основе инсценирования литературных и музыкальных произведений, сцен из детских сказок, народных пословиц, поговорок, потешек; музыкально-сценической игры с ролями, танцами; импровизации.
Прием музыкально-игровой драматизации можно назвать синтетической формой художественной деятельности школьников, способствующий развитию их музыкальных, актерских, режиссерских, литературных способностей. Освоение развернутых сценических образов младшими школьниками на уроках музыки в основном лежит через песню, как самого массового и демократичного жанра. Благодаря драматизационным средствам, дети начинают лучше воспринимать музыкальные интонации, исполнение песен становится более выразительным.
Систематическое, целенаправленное применение в работе учителей музыки в начальных классах методического приема музыкально-игровой драматизации, будет способствовать развитию не только музыкальных способностей детей, но и формированию такие необходимые общих способностей школьников как: заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, творческое мышление, что позволит, повышать у них способность к продуцированию в жизни нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.
Авторская разработка цикла «Необычные уроки музыки» для 1 класса общеобразовательной школы направлена на развитие музыкальных способностей, общей и музыкальной культуры младших школьников.
Уроки разработаны в нетрадиционной форме (урок-сказка, урок- импровизация, урок-фантазия, урок-концерт), в соответствии федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений,
Тематический план и содержание цикла уроков построено в соответствии с дидактическими принципами обучения школьников младшего школьного возраста - доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, их интересов.
Разработанные уроки направлены на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач: воспитания эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств; формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных и творческих способностей младших школьников и др.
В цикле разработанных уроков используется проблемно-поисковый метод обучения, метод «осознания личностного смысла произведения», метод музыкальной игры и др.; предложены творческие задания - способствующие развитию музыкальности детей, их эмоциональной отзывчивости, памяти, мышления, воображения (музыкальная игра- драматизация, инсценировка, танцы, ритмопластика, импровизация и др.).
Таким образом, цель и задачи, поставленные в исследовании, выполнены:
1. Изучены теоретические основы проблемы развития музыкальных способностей младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
2. Раскрыт обучающий и развивающий потенциал приема музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
3. Изучены и проанализированы методические разработки по развитию музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации на уроках музыки;
4. Произведена диагностика музыкальных способностей младших школьников, и на основе полученных результатов разработан цикл уроков «Необычные уроки музыки» для обучения первоклассников.
Предполагаемая гипотеза исследования по развитию музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации подтвердилась.
A. Н.Леонтьева, М.С.Осенневой, О.П.Радыновой, Г.С.Ригины, B. А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.).
Перед образовательными учреждениями выдвигаются новые приоритетные цели, на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения (уроков-драматизаций, уроков-концертов, уроков-сказок, уроков-фантазий и др.) ориентированы на решение это главной задачи для образования, в том числе и для общего музыкального образования.
В выпускной квалификационной работе «Развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации» рассмотрен развивающий и обучающий потенциал методического приема музыкально-игровой драматизации как эффективного средства по развитию музыкальных способностей и творческого потенциала личности младших школьников на музыкальных занятиях.
Уроки музыки в общеобразовательной школе обладают педагогическим потенциалом для развития музыкальных способностей младших школьников. Процесс обучения направлен на развитие у учащихся общих способностей: внимания, воли, воображения, памяти; а также музыкальных способностей - комплекса индивидуальных природных задатков, необходимых для успешной деятельности в области музыки. Три музыкальные способности, по определению Б.М.Теплова, являются ядром музыкальности каждого человека, который занимается музыкальной деятельностью: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-игровая драматизация является одним из эффективных методических приемов по развитию музыкально-творческих способностей учащихся. В основу реализации этой идеи положены: индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его творческие способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое творческое решение задачи, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность, уверенность в своих силах. На уроках музыки музыкальная игра-драматизация организуется на основе инсценирования литературных и музыкальных произведений, сцен из детских сказок, народных пословиц, поговорок, потешек; музыкально-сценической игры с ролями, танцами; импровизации.
Прием музыкально-игровой драматизации можно назвать синтетической формой художественной деятельности школьников, способствующий развитию их музыкальных, актерских, режиссерских, литературных способностей. Освоение развернутых сценических образов младшими школьниками на уроках музыки в основном лежит через песню, как самого массового и демократичного жанра. Благодаря драматизационным средствам, дети начинают лучше воспринимать музыкальные интонации, исполнение песен становится более выразительным.
Систематическое, целенаправленное применение в работе учителей музыки в начальных классах методического приема музыкально-игровой драматизации, будет способствовать развитию не только музыкальных способностей детей, но и формированию такие необходимые общих способностей школьников как: заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, творческое мышление, что позволит, повышать у них способность к продуцированию в жизни нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.
Авторская разработка цикла «Необычные уроки музыки» для 1 класса общеобразовательной школы направлена на развитие музыкальных способностей, общей и музыкальной культуры младших школьников.
Уроки разработаны в нетрадиционной форме (урок-сказка, урок- импровизация, урок-фантазия, урок-концерт), в соответствии федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений,
Тематический план и содержание цикла уроков построено в соответствии с дидактическими принципами обучения школьников младшего школьного возраста - доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, их интересов.
Разработанные уроки направлены на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач: воспитания эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств; формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных и творческих способностей младших школьников и др.
В цикле разработанных уроков используется проблемно-поисковый метод обучения, метод «осознания личностного смысла произведения», метод музыкальной игры и др.; предложены творческие задания - способствующие развитию музыкальности детей, их эмоциональной отзывчивости, памяти, мышления, воображения (музыкальная игра- драматизация, инсценировка, танцы, ритмопластика, импровизация и др.).
Таким образом, цель и задачи, поставленные в исследовании, выполнены:
1. Изучены теоретические основы проблемы развития музыкальных способностей младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
2. Раскрыт обучающий и развивающий потенциал приема музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
3. Изучены и проанализированы методические разработки по развитию музыкальных способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации на уроках музыки;
4. Произведена диагностика музыкальных способностей младших школьников, и на основе полученных результатов разработан цикл уроков «Необычные уроки музыки» для обучения первоклассников.
Предполагаемая гипотеза исследования по развитию музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки средствами музыкально-игровой драматизации подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у младших школьников творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в музыкально-дидактических играх
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование музыкального вкуса младших школьников посредством вокально-хорового репертуара
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - Театрализация песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



